Файл: Шебеко, Л. П. Преподавание специальной технологии электрогазосварщикам.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План занятий

1.Техника безопасности.

2.Производственная санитария.

3.Противопожарный режим.

Методические указания

Т е х н и к а б е з о п а с н о с т и

Изучение правил техники безопасности на предприятии следует начать с повторения уже известных учащимся общих правил тех­ ники безопасности и поведения в учебных мастерских. Задав не­ сколько вопросов и убедившись, что учащиеся знают общие пра­ вила, можно перейти к изложению вопросов техники безопасности на предприятии. Здесь необходимо кратко остановиться на прави­ лах поведения на территории предприятия, рассказать о мерах безопасности при движении внутризаводского транспорта, изло­ жить общие правила поведения в заготовительном и сборочно­ сварочном цехах. Основное внимание учащихся должно быть об­ ращено на работу подъемно-транспортного оборудования, а также на необходимость соблюдения правил электро- и пожарной без­ опасности.

После этого следует кратко, но систематизированно изложить правила техники безопасности при электрогазосварочных работах, которые учащиеся должны твердо усвоить и строго выполнять при дальнейшей работе на производстве. Прежде всего необходимо рассказать о возможных видах и причинах травм при электрогазо­ сварочных работах. Здесь надо остановиться на:

ушибах в результате падения тяжелых предметов или падении сварщика при плохой организации рабочего места;

засорении глаз при подготовке металла под сварку или при обивке шлака и уборке флюса;

поражении электрическим током; отравлении газами; ожогах;

взрывах при сварке сосудов под давлением или тары из-под горючих веществ и др.

Затем нужно подробно рассказать о мероприятиях по преду­ преждению травматизма. Здесь надо указать на:

рациональную организацию рабочего места; ограждение опасных мест;

осторожность при работе на высоте и меры, предупреждающие падение с высоты;

соблюдение правил безопасного обращения с электрогазосварочным оборудованием;

применение средств зашиты от тепловых излучений и ожогов; безопасные расстояния от места сварочных работ до баллонов со сжатыми газами, ацетиленовых генераторов и легковоспламе­

няющихся материалов.

162


Необходимо осветить вопросы о вредном действии на организм тепловых и световых излучений сварочной дуги и мерах защиты от них, рассказать о способах предохранения от ушибов, ожогов и ранений при подготовке и сборке металла под сварку, при подо­ греве изделий перед сваркой, при сушке и прокалке электродов и флюсов и т. д.

Подробно следует изложить меры по электробезопасности, осо­ бо рассказав о правилах заземления и зануления сварочного обо­ рудования. Объяснить, как правильно обращаться с баллонами для сжатых, сжиженных и растворенных газов, рассказать о пра­ вилах безопасной эксплуатации ацетиленовых генераторов, поль­ зовании сварочными горелками и резаками.

Нужно осветить вопросы, касающиеся Правил ведения сва­ рочных работ па высоте, в сосудах, траншеях и зимнее время.

Заканчивая рассмотрение этого вопроса, надо напомнить уча­ щимся об индивидуальных защитных средствах и правилах поль­ зования ими. Если на базовом предприятии имеется особая инст­ рукция по технике безопасности, то надо изучить ее.

П р о и з в о д с т в е н н а я с а н и т а р и я

Рассматривая этот вопрос, прежде всего необходимо ознако­ мить учащихся с режимом рабочего дня и отдыха, санитарно-ги­ гиеническим состоянием рабочего места, режимом питания, питье­ вым режимом и правилами пользования санитарно-бытовыми по­ мещениями. После этого нужно рассказать о вреде пыли и про­ дуктах сгорания электродных покрытий и флюсов, выделяющихся при сварке, и отметить наиболее вредно действующие их состав­ ляющие (марганцевые соединения, плавиковый шпат, кварц, фер­ росилиций и др.). Следует сказать о вредном влиянии на организм окислов хрома и кремния, а также газов, выделяющихся при свар­ ке чугуна, цветных металлов и их сплавов.

Особо следует отметить, что окислы марганца являются сильно ядовитыми и вызывают при сварке в замкнутых сосудах без при­ менения искусственной вентиляции нарушение нормальной дея­ тельности центральной нервной системы человека. Надо подчерк­ нуть особую вредность паров цинка, образующихся при сварке латуней и'бронз. Здесь же уместно по плакату рассказать о пре­ дельно допустимой концентрации вредных газов и пыли в рабочей зоне сварочных цехов и пояснить, как эта концентрация опреде­ ляется. Затем следует рассказать о мерах защиты от пыли и га­ зов, выделяющихся при сварке, устройстве местной и общеобмен­ ной вентиляции, правилах сварки внутри замкнутых сосудов, спо­ собах сварки сосудов, в которых ранее находились вредные продукты.

Заканчивая рассмотрение этого вопроса, необходимо остано­ виться на первой помощи при несчастных случаях и травматизме на предприятии и в его цехах. Здесь нужно пояснить значение первой помощи пострадавшему, рассказать, как производится искусственное дыхание, остановка кровотечения, наложение повя­

163


зок н компрессов, транспортирование пострадавших и т. д. В конце занятии надо рассказать о медицинском и санитарном обслуживании рабочих на предприятии.

П р о т и в о п о ж а р н ы й р е ж и м

В начале занятий необходимо подчеркнуть, что сварочные ра­ боты сопровождаются нагревом места сварки до высоких темпера­ тур, капли и брызги жидкого металла разлетаются в разные сторо­ ны, а это может привести к возникновению пожаров. Учащиеся должны хорошо усвоить правила предотвращения возникновения пожаров, а при их возникновении уметь пользоваться противопо­ жарными средствами. Рассказ рекомендуется вести в такой после­ довательности:

причины возникновения пожаров; мероприятия по предотвращению пожаров;

правила поведения при возникновении пожаров; средства тушения пожаров; противопожарный режим на предприятии и в цехе.

В первую очередь надо отметить, что пожар может возникнуть от воспламенения находящихся вблизи мест сварки горючих мате­ риалов (пакли, керосина, бензина и др.), а также вследствие не­ исправности электрических проводов. Особо следует остановиться на возможности возникновения пожара при соприкасании масла или других жиров с чистым кислородом. Необходимо пояснить, что искры и брызги расплавленного металла, попав на горючие мате­ риалы, могут привести их к тлению и вызвать открытый огонь спустя много времени после окончания сварочных работ.

Затем надо пояснить, что для предупреждения пожаров необ­ ходимо соблюдать целый ряд противопожарных мероприятий. К важнейшим из них можно отнести следующие:

не хранить вблизи места сварки легковоспламеняющиеся или огнеопасные материалы;

располагать баллоны с горючими газами и ацетиленовые гене­ раторы на безопасном расстоянии от места производства свароч­ ных работ;

защищать от воспламенения деревянные настилы или помосты листами железа или асбеста;

постоянно следить за исправным состоянием противопожарных средств (огнетушителей, ящиков с песком и лопатами, бочек с водой и ведрами, пожарных рукавов и т. д.);

после окончания сварочных работ необходимо выключить все электрические установки и убедиться в отсутствии горящих и тлеющих предметов.

Учащимся следует рассказать о правилах поведения при воз­ никновении пожаров, а также познакомить их с планом эвакуации во время пожара.

Особо следует остановиться на устройстве и принципе действия средств тушения пожаров. Здесь нужно рассказать об устройстве противопожарного водопровода, пенных, сухих и углекислотных

1R4


огнетушителей, пожарной сигнализации и др. Надо пояснить, в ка­ ких случаях применяются те или иные средства пожаротушения. При этом надо отметить, что при тушении нефти, керосина, бен­ зина и горящих электрических проводов, а также при наличии в месте пожара барабанов с карбидом кальция нельзя применять воду. В этих случаях необходимо пользоваться песком, углекис­ лотными или сухими огнетушителями.

Заканчивая рассмотрение этого вопроса, необходимо остано­ виться на противопожарном режиме на предприятии и в цехе. Здесь нужно рассказать о содержании проездов и проходов, путей эвакуации, водоисточников, мест курения, средств пожаротуше­ ния, пожарных извещателей, пожарной сигнализации и т. д. Надо рассказать, как должны действовать учащиеся при возникновении пожара иа территории предприятия или в цехе, как сообщается о пожаре в пожарную охрану, как оказывается помощь пожарным подразделениям. Следует кратко остановиться на организации добровольных пожарных дружин. Если на предприятии имеется особая инструкция по противопожарному режиму, то ее следует зачитать.

При изложении вопросов техники безопасности и противопо­ жарной техники следует периодически показывать учебные кино­ фильмы.

При возможности рекомендуется организовать экскурсии в му­ зеи охраны труда и противопожарной техники.

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1.Перечислите виды и причины производственного травматизма при сва­ рочных работах.

2.Изложите правила техники безопасности при обращении с баллонами,

содержащими сжатый, сжиженный н растворенный газ.

3.В чем состоят правила безопасности при обслуживании электросварочного оборудования и аппаратуры?

4.Изложите правила техники безопасности при обслуживании ацетиленовых генераторов.

5.Поясните назначение индивидуальных средств защиты, применяемых при электрогазосварочных работах.

6.Как оказывается первая помощь при несчастных случаях?

7.Перечислите основные причины возникновения пожаров.

8.Перечислите первичные средства пожаротушения и объясните, как ими пользоваться/

Д о м а ш н е е з а д а н и е

Стр. 469—482 (1), стр. 293—299 (2), стр. 297—302 (3).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

О с н о в н а я л и т е р а т у р а д л я у ч а щ и х с я

 

 

1,

Г л 11 з м а и е н к о Д.

Л.

Сварка

и резка

металлов, изд.

7. М., «Высшая

школа»,

1971.

 

 

А. П. Электросварка. М.,

«Высшая шко­

ла»,

2.

Ф о м и н ы х В. П., Я к о в л е в

1970.

Л.

Газовая сварка

и резка металлов, изд. 5. М,

.

3.

Гл из м а н е н ко Д.

«Высшая школа», 1969.

 

 

 

 

 

165


Д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а д л я п р е п о д а в а т е л е й

4. А л е к с е

е в Е.

К., М е л ь н и к

В.

И. Сварка при строительных и мон­

тажных работах,

изд. 3.

М., Стройнздат, 1969.

5. Б р е й т м а п М.

М., Ше б е ко Л.

П. Экономика, организация и планиро­

вание сварочного производства, изд. 2.

М.,

«Машиностроение», 1970.

6.Правила аттестации сварщиков. М., «Металлургия», 1971.

7.Справочник сварщика. Под редакцией В. В. Степанова, изд. 2. М.,

«Машиностроение», 1967.

Оборудование и технология автоматической и полуавто­

8.

Ш е б е к о Л.

П.

матической сварки. М., «Высшая школа», 1970.

изд. 3. М., «Высшая школа»,

9.

Ц е г е л ь с к н й

В. Л. Электросварщик,

1965.

X р е и о в

К.

К.

Сварка, резка

и пайка

металлов,

изд. 3. М.,

«Машино­

10.

строение», 1970.

В.

С.,

В о щ а нов

К. П. Справочник

молодого

сварщика,

11.

Ч е р н я к

изд. 4. М., «Высшая школа», 1966.

 

 

 

 

12.

Я к о в л е в

А. П., Ш е б е к о Л. П. Контроль качества сварных соедине­

ний. М., Стройнздат,

1972.