Файл: Хидекели, А. В. Евгений Оскарович Патон к 100-летию со дня рождения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
смелые и оригинальные научные идеи значительно опере дили время. Вот уже мпого лет они вдохновляют и еще долго будут вдохновлять советских и зарубежных иссле дователей.
Важное место в наследии выдающегося ученого при надлежит комплексным работам в области сварного мосто строения.
Можно без преувеличения сказать, что строительство мостов с широким применением электросварки было за ветной мечтой Е. О. Патона. Проблемы сварного мосто строения Евгений Оскарович вместе со своими сотрудни ками начал разрабатывать еще в 1929 г. К этому делу он сумел привлечь многих специалистов из различных научных учреждений. Уже на протяжении 1931—1941 гг. в нашей стране было сооружено 28 сварных железнодо рожных пролетных строений общим весом 1500 тонн.
Однако сварка в мостостроении особой популярности не завоевала. Оно и понятно: ведь несовершенство руч ной сварки, как показала практика эксплуатации, нередко приводило к образованию трещин. Настораживало и то, что опыт сооружения электросварных мостов за рубежом тоже не получил распространения. Таким образом, нужно было осуществить в больших масштабах широкие иссле дования, чтобы создать научно-технический фундамент сварного мостостроения. Большие возможности открыва ло, в частности, изобретение автоматической сварки под флюсом.
В 1940 г. Евгений Оскарович предложил использовать этот способ для изготовления элементов автодорожного моста, который предполагалось построить через Днепр в Киеве. Патон верил в свой замысел и, не колеблясь, взял на себя ответственность за прочность и надежностт. будущего сооружения. То была смелость, которая основы
валась на всесторонне аргументированных выводах, сде ланных в результате кропотливых вибрационных иссле дований, многочисленных испытаний соединений разных типов, в результате разработки прогрессивной техноло гии сварки элементов моста. Эта смелость опиралась на научную базу, созданную всей предыдущей деятельностью ученого.
В июне 1941 г. первые конструкции сварного моста были готовы. Однако война приостановила осуществление
планов, и Патону |
пришлось временно отложить работы |
в области сварного |
мостостроения. |
Возвратился он |
к ним после окончания войны, имея |
в своем распоряжении проверенный в сложнейших усло виях метод автоматической сварки под флюсом и... запре щение Министерства путей сообщения применить элект росварку при изготовлении пролетных сооружений же лезнодорожных мостов.
Можно было понять товарищей из министерства. С целью ускорения строительства и восстановления мостов в условиях военного времени электросварка использова лась достаточно широко. Но ведь тогда прежде всего важ но было во что бы то ни стало как можно скорее возоб новить движение на железных дорогах; о продолжитель ности «жизни» конструкций не очень-то и заботились. Мосты изготовляли зачастую из случайных материалов, конструкции сваривали рабочие, не всегда имевшие над лежащую квалификацию и нужное оборудование. Вслед ствие этого качества сварки оставляло желать лучшего.
Однако ученый не мог примириться с таким положе нием. Организовав глубокое изучение причин аварий и обобщив опыт электросварки в мостостроении в годы Ве ликой Отечественной войны, Патон и его сотрудники до казали, что для сварных мостов нужна особая сталь.
50
Это было победой патоновской идеи в поединке двух точек зрения на будущее сварного мостостроения. В 1950 г. в статье «Успехи в развитии автоматической сварки под флюсом за последние два-три года» Евге ний Оскарович писал: «Нужно сказать, что почти четыре года тому назад, когда наш институт впервые в Союзе выступил с предложением о выборе улучшенной стали для сварных конструкций, оно было встречено в штыки некоторыми работниками Министерства металлургической промышленности. За ними последовали некоторые свар щики. Они говорили, что институт — за улучшенную сталь потому, что он не в состоянии разработать такую технологию сварки, которая обеспечила бы хорошее ка чество конструкций при любом качестве стали. Нужно, дескать, сварку приспособить к стали, а не сталь к свар ке. Теперь времена изменились. Металлурги поняли, что хорошая свариваемость — это одно из основных требова ний, которым должна соответствовать сталь».
Впрочем, патоновцам пришлось преодолеть еще нема ло трудностей. Развитие цельносварного мостостроения долгое время тормозилось из-за отсутствия технологии монтажа с помощью автоматической сварки. Огромная работа Е. О. Патона в области механизации сварочных работ увенчалась созданием метода однопроходной авто матической сварки вертикальных швов с принудительным формированием.
Результаты всесторонних исследований и уже при обретенный опыт дали возможность начать строительство в Киеве огромного цельносварного моста через Днепр, который является детищем Е. О. Патона и по праву носит его имя.
Уникальное сооружение и до сих пор поражает своим техническим совершенством. Это был первый в мире
52
Необычайно сжатыми были И сроки монтажа Пролет ных сооружений: его начали в апреле 1952 г. и закончи ли в августе 1953 г. Только трех месяцев не дожил Евге ний Оскарович до открытия движения по мосту, которо му решением правительства было присвоено имя его создателя.
Навечно соединило уникальное, более чем полутора километровое сооружение берега Днепра. Это мост, в котором словно слились две стороны жизни его творца — Патона-мостовика и Патона-сварщика.
12 августа 1953 г. советская и мировая наука понесла тяжелую утрату: на 84-м году оборвалась жизнь Евгения Оскаровича Патона — выдающегося ученого и обществен ного деятеля нашей страны, человека, который вписал яркую самобытную страницу в историю отечественной и мировой науки и техники.
IV
Незадолго до смерти, подводя своеобразный итог про житому и сделанному, Евгений Оскарович писал, что находит удовлетворение в том, что научил работать дру гих, подготовил целое поколение молодых ученых-свар- щиков, настоящую хорошую смену, которая успешно дви гает вперед общее дело. «С надеждой смотрю я на нашу талантливую молодежь. У большинства товарищей еще сравнительно невелик стаж научной деятельности, ио они научились работать коллективно, спаянно, дружно, не зазнаваться и критически оценивать свои успехи, дер жать тесную связь с жизнью, с производством. Это по зволяет мне надеяться, что созданный нами почти двад-
54
цать лет тому назад Институт Электросварки будет и
дальше справляться со своими большими задачами...» Заветные мечты ученого-патриота осуществились. Все
советские электросварщики свято чтят и приумножают патоновские традиции. Те, кто когда-то вместе со своим учителем разрабатывал технологию скоростной сварки танковых корпусов — Арсений Макара, Александр Кази миров, Платон Севбо, Борис Медовар, Георгий Волошкевич, Даниил Дудко, Георгий Раевский п многие другие,— теперь стали докторами и кандидатами наук, удостоены Ленинской и Государственной премий. Коллектив ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени Института
электросварки имени Е. |
О. Патона АН УССР |
во главе |
с сыном прославленного |
ученого — академиком, |
Героем |
Социалистического Труда Борисом Евгеньевичем Патоном высоко держит знамя передовой советской науки, неутомимо двигает технический прогресс во многих отра слях народного хозяйства.
За последние полтора десятка лет институт превра тился в крупнейший в мире научно-исследовательский центр в области сварки и специальной электрометаллур гии. Ныне в его составе 35 научных отделов и лаборато рий, а также большое опытно-конструкторское бюро, опытный завод. Тут трудится несколько тысяч ученых, инженеров, лаборантов, рабочих и служащих. Среди них
6 академиков |
и членов-корреспондентов АН УССР, |
20 докторов, 139 |
кандидатов наук. |
Институт по праву занимает ведущее место в миро вой науке как по разработке теоретических проблем, так и по техническому применению ее результатов. Вдохно венный труд патоновцев в большой мере способствовал тому, что Советский Союз опередил все страны мира, в том числе и США, в разработке теоретических основ
55
электросварки и специальной электрометаллургии, пре взошел их по объему применения наиболее прогрессив ных способов производства сварных конструкций, каче ственных металлов и сплавов.
Глубокое проникновение в физико-химические процес сы, происходящие в металле во время сварки, тесная органическая связь с производством обеспечивают быст рое решение важнейших научно-технических и народно хозяйственных задач.
В наше время трудно назвать отрасль экономики, в которой бы не применялись те или иные методы сварки, разработанные патоновцами. Самые большие в мире дом ны и гигантские газо- и нефтепроводы, морские суда и железнодорожные рельсы, сверхмощные прессы и мини
атюрные радиоэлектронные приборы, |
огромные емкости |
и химическая аппаратура — всего не |
перечислить... |
Когда-то на вооружении у сварщиков был лишь обыч ный электрический ток. Теперь в их арсенале и ток им пульсный (который как бы «толкает» капли жидкого металла в сварной шов, образуя прочное, надежное соединение), радиочастотный ток и ультразвук, сила взрыва и раскаленная плазма, электронный луч и луч лазера.
Раньше сварщики соединяли только сталь. Нынче они сваривают также цветные и редкие металлы, пластиче ские массы.
Подлинную революцию в промышленности знамено вало собой открытие сотрудниками института способа электрошлаковой сварки и создание для нее автомати ческой аппаратуры. Этот способ решил сложнейшую про блему современного машиностроения — дал возможность изготавливать крупногабаритные машины без примене ния уникального литейного и кузнечного оборудования.
56
Несколько лет тому назад во время поездки группы советских специалистов в США на одном из предприя тий им показали сверхмощный пресс. Американцы пола гали, что своим «техническим чудом» они удивят совет ских инженеров. Но когда наши ученые сказали, что в Советском Союзе уже давно построен намного более мощ ный пресс, американцы были просто ошеломлены: «Как же так? Ведь для того, чтобы построить такую машину, нужны специальные предприятия с уникальным оборудо ванием, которого у вас нет». Однако в таком оборудова нии даже не было необходимости, поскольку наши ученые и инженеры создали собственную технологию из готовления отдельных элементов сверхмощного пресса-ве ликана не цельными, а сварными. Это и обеспечило успех.
Теперь способ электрошлаковой сварки, который дает возможность за один проход быстро и надежно соединять металл толщиной от нескольких десятков миллиметров до двух и более метров, получил всемирное признание.
На киевском заводе «Ленинская кузница», на харь ковском, волгоградском, алтайском тракторных заводах, горьковском автомобильном и ряде других предприятий с большим успехом используют созданные в институте автоматы для сварки деталей массового производства под защитой углекислого газа. Благодаря их применению производительность сварочного оборудования повысилась в среднем в три-четыре раза, значительно улучшилось качество изделий.
Внедрение таких прогрессивных способов соединения металлов, как сварка в среде углекислого газа, порошко вой и специально легированной проволокой, положило начало сплошной, стопроцентной механизации сварочных работ в ряде отраслей промышленности,
57
на месте укладки. Созданные ими агрегаты просты и ком пактны, их монтируют на обычной железнодорожной платформе. Машины быстро завоевали авторитет у же лезнодорожников. Они дают возможность намного бы стрее строить и ремонтировать железные дороги, эконо мить колоссальные средства. Каждая установка на поотяжении года сберегает государству 30 тыс. руб. На строительстве стальных магистралей в Средней Азии и Прибалтике, в Сибири и на Дальнем Востоке работают сотни таких установок.
В последнее время патоновцы в содружестве с ра ботниками промышленности разработали способы свар ки, которые дали возможность решить ряд очень важных задач, связанных с получением ответственных сварных конструкций в таких отраслях техники, как ракетострое ние, ядерная энергетика, радиоэлектроника и др. Союз металлургов и сварщиков обеспечил условия для созда ния оригинальных методов получения заготовок для про изводства биметаллов и сложных композиций, крайне нужных в реакторо- и ракетостроении, нефтехимической промышленности.
Все большее значение приобретают разработанные в институте методы наплавки деталей машин и меха низмов.
Собственно говоря, нынешнее название института уже не соответствует характеру его работы. Ведь патоновцы теперь не только сварщики, но и металлурги. Развивая идеи Евгения Оскаровича о сварке как о металлургиче ском процессе, они разработали новый эффективный спо соб получения высококачественных сталей путем электрошлакового переплава. И как технология электрошлаковой сварки вызвала революцию в тяжелом машинострое нии, так технология электрошлакового переплава совер-
59