Файл: Хидекели, А. В. Евгений Оскарович Патон к 100-летию со дня рождения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

смелые и оригинальные научные идеи значительно опере­ дили время. Вот уже мпого лет они вдохновляют и еще долго будут вдохновлять советских и зарубежных иссле­ дователей.

Важное место в наследии выдающегося ученого при­ надлежит комплексным работам в области сварного мосто­ строения.

Можно без преувеличения сказать, что строительство мостов с широким применением электросварки было за­ ветной мечтой Е. О. Патона. Проблемы сварного мосто­ строения Евгений Оскарович вместе со своими сотрудни­ ками начал разрабатывать еще в 1929 г. К этому делу он сумел привлечь многих специалистов из различных научных учреждений. Уже на протяжении 1931—1941 гг. в нашей стране было сооружено 28 сварных железнодо­ рожных пролетных строений общим весом 1500 тонн.

Однако сварка в мостостроении особой популярности не завоевала. Оно и понятно: ведь несовершенство руч­ ной сварки, как показала практика эксплуатации, нередко приводило к образованию трещин. Настораживало и то, что опыт сооружения электросварных мостов за рубежом тоже не получил распространения. Таким образом, нужно было осуществить в больших масштабах широкие иссле­ дования, чтобы создать научно-технический фундамент сварного мостостроения. Большие возможности открыва­ ло, в частности, изобретение автоматической сварки под флюсом.

В 1940 г. Евгений Оскарович предложил использовать этот способ для изготовления элементов автодорожного моста, который предполагалось построить через Днепр в Киеве. Патон верил в свой замысел и, не колеблясь, взял на себя ответственность за прочность и надежностт. будущего сооружения. То была смелость, которая основы­

валась на всесторонне аргументированных выводах, сде­ ланных в результате кропотливых вибрационных иссле­ дований, многочисленных испытаний соединений разных типов, в результате разработки прогрессивной техноло­ гии сварки элементов моста. Эта смелость опиралась на научную базу, созданную всей предыдущей деятельностью ученого.

В июне 1941 г. первые конструкции сварного моста были готовы. Однако война приостановила осуществление

планов, и Патону

пришлось временно отложить работы

в области сварного

мостостроения.

Возвратился он

к ним после окончания войны, имея

в своем распоряжении проверенный в сложнейших усло­ виях метод автоматической сварки под флюсом и... запре­ щение Министерства путей сообщения применить элект­ росварку при изготовлении пролетных сооружений же­ лезнодорожных мостов.

Можно было понять товарищей из министерства. С целью ускорения строительства и восстановления мостов в условиях военного времени электросварка использова­ лась достаточно широко. Но ведь тогда прежде всего важ­ но было во что бы то ни стало как можно скорее возоб­ новить движение на железных дорогах; о продолжитель­ ности «жизни» конструкций не очень-то и заботились. Мосты изготовляли зачастую из случайных материалов, конструкции сваривали рабочие, не всегда имевшие над­ лежащую квалификацию и нужное оборудование. Вслед­ ствие этого качества сварки оставляло желать лучшего.

Однако ученый не мог примириться с таким положе­ нием. Организовав глубокое изучение причин аварий и обобщив опыт электросварки в мостостроении в годы Ве­ ликой Отечественной войны, Патон и его сотрудники до­ казали, что для сварных мостов нужна особая сталь.

50



Это было победой патоновской идеи в поединке двух точек зрения на будущее сварного мостостроения. В 1950 г. в статье «Успехи в развитии автоматической сварки под флюсом за последние два-три года» Евге­ ний Оскарович писал: «Нужно сказать, что почти четыре года тому назад, когда наш институт впервые в Союзе выступил с предложением о выборе улучшенной стали для сварных конструкций, оно было встречено в штыки некоторыми работниками Министерства металлургической промышленности. За ними последовали некоторые свар­ щики. Они говорили, что институт — за улучшенную сталь потому, что он не в состоянии разработать такую технологию сварки, которая обеспечила бы хорошее ка­ чество конструкций при любом качестве стали. Нужно, дескать, сварку приспособить к стали, а не сталь к свар­ ке. Теперь времена изменились. Металлурги поняли, что хорошая свариваемость — это одно из основных требова­ ний, которым должна соответствовать сталь».

Впрочем, патоновцам пришлось преодолеть еще нема­ ло трудностей. Развитие цельносварного мостостроения долгое время тормозилось из-за отсутствия технологии монтажа с помощью автоматической сварки. Огромная работа Е. О. Патона в области механизации сварочных работ увенчалась созданием метода однопроходной авто­ матической сварки вертикальных швов с принудительным формированием.

Результаты всесторонних исследований и уже при­ обретенный опыт дали возможность начать строительство в Киеве огромного цельносварного моста через Днепр, который является детищем Е. О. Патона и по праву носит его имя.

Уникальное сооружение и до сих пор поражает своим техническим совершенством. Это был первый в мире

52

Необычайно сжатыми были И сроки монтажа Пролет­ ных сооружений: его начали в апреле 1952 г. и закончи­ ли в августе 1953 г. Только трех месяцев не дожил Евге­ ний Оскарович до открытия движения по мосту, которо­ му решением правительства было присвоено имя его создателя.

Навечно соединило уникальное, более чем полутора­ километровое сооружение берега Днепра. Это мост, в котором словно слились две стороны жизни его творца — Патона-мостовика и Патона-сварщика.

12 августа 1953 г. советская и мировая наука понесла тяжелую утрату: на 84-м году оборвалась жизнь Евгения Оскаровича Патона — выдающегося ученого и обществен­ ного деятеля нашей страны, человека, который вписал яркую самобытную страницу в историю отечественной и мировой науки и техники.

IV

Незадолго до смерти, подводя своеобразный итог про­ житому и сделанному, Евгений Оскарович писал, что находит удовлетворение в том, что научил работать дру­ гих, подготовил целое поколение молодых ученых-свар- щиков, настоящую хорошую смену, которая успешно дви­ гает вперед общее дело. «С надеждой смотрю я на нашу талантливую молодежь. У большинства товарищей еще сравнительно невелик стаж научной деятельности, ио они научились работать коллективно, спаянно, дружно, не зазнаваться и критически оценивать свои успехи, дер­ жать тесную связь с жизнью, с производством. Это по­ зволяет мне надеяться, что созданный нами почти двад-

54


цать лет тому назад Институт Электросварки будет и

дальше справляться со своими большими задачами...» Заветные мечты ученого-патриота осуществились. Все

советские электросварщики свято чтят и приумножают патоновские традиции. Те, кто когда-то вместе со своим учителем разрабатывал технологию скоростной сварки танковых корпусов — Арсений Макара, Александр Кази­ миров, Платон Севбо, Борис Медовар, Георгий Волошкевич, Даниил Дудко, Георгий Раевский п многие другие,— теперь стали докторами и кандидатами наук, удостоены Ленинской и Государственной премий. Коллектив ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени Института

электросварки имени Е.

О. Патона АН УССР

во главе

с сыном прославленного

ученого — академиком,

Героем

Социалистического Труда Борисом Евгеньевичем Патоном высоко держит знамя передовой советской науки, неутомимо двигает технический прогресс во многих отра­ слях народного хозяйства.

За последние полтора десятка лет институт превра­ тился в крупнейший в мире научно-исследовательский центр в области сварки и специальной электрометаллур­ гии. Ныне в его составе 35 научных отделов и лаборато­ рий, а также большое опытно-конструкторское бюро, опытный завод. Тут трудится несколько тысяч ученых, инженеров, лаборантов, рабочих и служащих. Среди них

6 академиков

и членов-корреспондентов АН УССР,

20 докторов, 139

кандидатов наук.

Институт по праву занимает ведущее место в миро­ вой науке как по разработке теоретических проблем, так и по техническому применению ее результатов. Вдохно­ венный труд патоновцев в большой мере способствовал тому, что Советский Союз опередил все страны мира, в том числе и США, в разработке теоретических основ

55

электросварки и специальной электрометаллургии, пре­ взошел их по объему применения наиболее прогрессив­ ных способов производства сварных конструкций, каче­ ственных металлов и сплавов.

Глубокое проникновение в физико-химические процес­ сы, происходящие в металле во время сварки, тесная органическая связь с производством обеспечивают быст­ рое решение важнейших научно-технических и народно­ хозяйственных задач.

В наше время трудно назвать отрасль экономики, в которой бы не применялись те или иные методы сварки, разработанные патоновцами. Самые большие в мире дом­ ны и гигантские газо- и нефтепроводы, морские суда и железнодорожные рельсы, сверхмощные прессы и мини­

атюрные радиоэлектронные приборы,

огромные емкости

и химическая аппаратура — всего не

перечислить...

Когда-то на вооружении у сварщиков был лишь обыч­ ный электрический ток. Теперь в их арсенале и ток им­ пульсный (который как бы «толкает» капли жидкого металла в сварной шов, образуя прочное, надежное соединение), радиочастотный ток и ультразвук, сила взрыва и раскаленная плазма, электронный луч и луч лазера.

Раньше сварщики соединяли только сталь. Нынче они сваривают также цветные и редкие металлы, пластиче­ ские массы.

Подлинную революцию в промышленности знамено­ вало собой открытие сотрудниками института способа электрошлаковой сварки и создание для нее автомати­ ческой аппаратуры. Этот способ решил сложнейшую про­ блему современного машиностроения — дал возможность изготавливать крупногабаритные машины без примене­ ния уникального литейного и кузнечного оборудования.

56


Несколько лет тому назад во время поездки группы советских специалистов в США на одном из предприя­ тий им показали сверхмощный пресс. Американцы пола­ гали, что своим «техническим чудом» они удивят совет­ ских инженеров. Но когда наши ученые сказали, что в Советском Союзе уже давно построен намного более мощ­ ный пресс, американцы были просто ошеломлены: «Как же так? Ведь для того, чтобы построить такую машину, нужны специальные предприятия с уникальным оборудо­ ванием, которого у вас нет». Однако в таком оборудова­ нии даже не было необходимости, поскольку наши ученые и инженеры создали собственную технологию из­ готовления отдельных элементов сверхмощного пресса-ве­ ликана не цельными, а сварными. Это и обеспечило успех.

Теперь способ электрошлаковой сварки, который дает возможность за один проход быстро и надежно соединять металл толщиной от нескольких десятков миллиметров до двух и более метров, получил всемирное признание.

На киевском заводе «Ленинская кузница», на харь­ ковском, волгоградском, алтайском тракторных заводах, горьковском автомобильном и ряде других предприятий с большим успехом используют созданные в институте автоматы для сварки деталей массового производства под защитой углекислого газа. Благодаря их применению производительность сварочного оборудования повысилась в среднем в три-четыре раза, значительно улучшилось качество изделий.

Внедрение таких прогрессивных способов соединения металлов, как сварка в среде углекислого газа, порошко­ вой и специально легированной проволокой, положило начало сплошной, стопроцентной механизации сварочных работ в ряде отраслей промышленности,

57

на месте укладки. Созданные ими агрегаты просты и ком­ пактны, их монтируют на обычной железнодорожной платформе. Машины быстро завоевали авторитет у же­ лезнодорожников. Они дают возможность намного бы­ стрее строить и ремонтировать железные дороги, эконо­ мить колоссальные средства. Каждая установка на поотяжении года сберегает государству 30 тыс. руб. На строительстве стальных магистралей в Средней Азии и Прибалтике, в Сибири и на Дальнем Востоке работают сотни таких установок.

В последнее время патоновцы в содружестве с ра­ ботниками промышленности разработали способы свар­ ки, которые дали возможность решить ряд очень важных задач, связанных с получением ответственных сварных конструкций в таких отраслях техники, как ракетострое­ ние, ядерная энергетика, радиоэлектроника и др. Союз металлургов и сварщиков обеспечил условия для созда­ ния оригинальных методов получения заготовок для про­ изводства биметаллов и сложных композиций, крайне нужных в реакторо- и ракетостроении, нефтехимической промышленности.

Все большее значение приобретают разработанные в институте методы наплавки деталей машин и меха­ низмов.

Собственно говоря, нынешнее название института уже не соответствует характеру его работы. Ведь патоновцы теперь не только сварщики, но и металлурги. Развивая идеи Евгения Оскаровича о сварке как о металлургиче­ ском процессе, они разработали новый эффективный спо­ соб получения высококачественных сталей путем электрошлакового переплава. И как технология электрошлаковой сварки вызвала революцию в тяжелом машинострое­ нии, так технология электрошлакового переплава совер-

59