Файл: Хидекели, А. В. Евгений Оскарович Патон к 100-летию со дня рождения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
Минуют годы жестокого единоборства советского на рода с фашистскими ордами. В войне, которой еще не знало человечество, проявив невиданный героизм, мощь духа, советский народ отстоит честь, свободу и незави симость своей Родины, спасет мировую цивилизацию от угрозы уничтожения коричневой чумой, принесет освобож дение народам Европы. И в дни, когда красный стяг ра достно затрепещет над разгромленным логовом зверя, мы скажем: победа! То будет победа всего народа, руководи мого Коммунистической партией. То будет подвиг каждо го патриота, помноженный на миллионы. И вместе со всеми по праву будет праздновать день Победы Евге ний Оскарович Патон, ученый и гражданин, человек, внесший в дело победы свою весомую долю. Человек, чей труд, светлый разум и преданность народу сделали его легендарным.
18 июля 1941 г. Институт электросварки выехал на Урал. Почему именно туда, ведь большинство институтов Украинской Академии было эвакуировано в Уфу? В этом решении проявились прозорливость и гражданское му жество ученого. Е. О. Патону, которому шел восьмой десяток, разумеется, пошли бы навстречу. Он имел воз можность избрать место для своей научной организации в лучших климатических условиях, чем суровый Урал. Но тут, в новом промышленном районе, считал Евге ний Оскарович, институт будет особенно нужен. А пото му вопрос о житейских удобствах уже не имеет значения.
С тех же позиций решил руководитель научной орга низации и проблему размещения института на месте назначения. Можно было разместиться в Соцгородке, недалеко от завода. Но принимается иное решение — ученым следует работать непосредственно на территории завода.
38
На первом же собрании сотрудников Патон изложил перед коллективом первоочередные задачи:
— Мы на одном из крупнейших предприятий, вокруг нас кольцо заводов-гигантов, тут — кузница обороны страны. Теперь не время работать «в белых перчатках», в тиши кабинетов и лабораторий, тем более, что и рань ше это не было нам свойственно. Помощь заводу нужна сейчас же, ждать ему некогда. Нужно, засучив рукава, много и усердно трудиться на любой «грязной» работе, если придется, то и мастерами, наладчиками, инструкто рами в цехах. Мы должны найти свое место на этом за воде, здесь в больших масштабах внедрить скоростную автосварку, завоевать авторитет и признание. Следующий этап — работа на других заводах, и чем больше их бу дет, тем лучше.
Вскоре местный завод высвободил цехи для танко строительного предприятия, эвакуированного с Украины. Нужно было сразу же развернуть выпуск боевых машин в огромных масштабах. Особое беспокойство вызывал бронекорпусный отдел. Нужны были сотни квалифициро ванных сварщиков. Но такой «роскоши» в условиях воз растающей потребности фронта в людских резервах нельзя было себе позволить. Выход следовало искать в широком внедрении скоростной сварки.
Задание звучало сурово и недвусмысленно, как бое вой приказ. А между тем его выполнение натолкнулось на множество препятствий. Дело в том, что вследствие трудностей, возникающих при сварке легированных ста лей, электросварка в военной промышленности перед Оте чественной войной была мало распространена, не суще ствовало разработанной технологии, неизвестными оста вались причины образования трещин в металле шва и околошовной зоны.
39
Таким образом, предстояло научиться сваривать броню.
В специальной литературе довольно обстоятельно опи сано, как натоновцы первые в мировой практике преодо лели этот сложный рубеж. Но многочисленные техниче ские расчеты и формулы не дают даже приблизительного представления о трудовом и научном подвиге небольшого в то время коллектива. Грозный и неумолимый фактор времени заставлял утраивать усилия. Днем и ночью продолжались поиски, один эксперимент сменялся дру гим. Люди брали пример со своего руководителя. Можно было лишь удивляться, откуда далеко не молодой уче ный черпает силы.
Во всякую погоду, не только днем, но и в полночь и на рассвете видели Евгения Оскаровича в цехах завода. Он, вспоминает его ученица и сотрудница С. А. Остров ская, всегда внимательно присматривался к мелочам, раз рабатывал сам, если в том была необходимость, задания, пунктуально проверял их выполнение, считая, что часы и недели, потраченные им на «мелочи», окупятся стори цей. Они помогут предупредить крупные ошибки, неиз бежные там, где руководитель, не углубляясь в сущность вопроса, ограничивается только общим руководством.
Евгений Оскарович принимал участие в монтаже и освоении каждой сварочной установки. В то время в ин ституте не было ни заместителя директора, ни ученого секретаря, ни начальника отдела внедрения. Е. О. Патон руководил разработкой новых тем, планированием рабо ты, вел широкую переписку с заводами и наркоматами, направлял деятельность работников лабораторий, мастер ских, инструкторов, выполнял массу других обязанностей, считая каждую из них главной и ответственной.
Для него не существовало второстепенных вопросов.
40
Такого же отношения к работе он требовал от каждого. Этому принципу Евгений Оскарович был верен всю жизнь. Он стремился привить его каждому своему со труднику.
Большую школу прошли у Евгения Оскаровича мно гие ученые и инженеры.
С честью прошел отцовскую школу и младший сын ученого. Забегая вперед, скажем, что Борис Евгеньевич унаследовал и приумножил лучшие черты своего отца и учителя.
Благодаря самоотверженному труду ученых и произ водственников уже в начале 1942 г. впервые в мире бро невые борты танков начали соединять с помощью свароч ных автоматов. В историю сварочной техники советские ученые вписали новую славную страницу.
Испытание патоновского шва на полигоне подтвердило точность смелого предвидения ученого и окончательно убедило самых упорных скептиков. На одном из бортов танка швы сварили ручным способом, на втором — авто матом под флюсом. Стреляли прямой наводкой. Первые же попадания в «ручной» борт вызвали большие разру шения. А шов «автоматический» выдержал жестокий артиллерийский обстрел. Блестяще сдали экзамен и швы па лобовой части боевых машин.
Правительственная комиссия безоговорочно предложи ла всем танковым заводам страны взять на вооружение «шов Патона». Во второй половине 1942 г. советская про мышленность уже давала больше танков, чем промышлен ность фашистской Германии.
Широко также использовали наши заводы сварку под флюсом при изготовлении других видов вооружения и боеприпасов. Евгению Оскаровичу и его сотрудникам пришлось работать с максимальной отдачей всех сил. Это
42
были дни и месяцы, исполненные творческого горения, тяжелого труда, когда, преодолевая многочисленные, иногда совершенно неожиданные трудности и препят ствия, люди делали все, чтобы обеспечить непрерывность танкового конвейера, надежность броневого щита Ро дины.
Можно попытаться подсчитать, сколько километров швов было сварено на преддриятиях оборонной промыш ленности по разработанной патоновцами технологии и их аппаратами. Цифра, видимо, получилась бы астро номической. Однако только ею никак не измеряется ве сомость созданного ученым и его сотрудниками.
Верный своим принципам, Евгений Оскарович ориен тировал коллектив на создание фундаментального науч ного задела, на разработку перспективных проблем элект росварки. Характерно, что этот творческий поиск осуще ствлялся не как дополнение к решению неотложных за дач военного времени, а в органическом единстве с ними, как их естественное продолжение и развитие. В усилен ном внимании к теоретическим проблемам ученый видел свой долг перед завтрашним днем электросварки, когда голубая дуга должна будет еще более властно заявить о себе, о своей роли в науке и технике.
Среди выдающихся достижений института в годы вой ны одно из первых мест принадлежит открытию явления саморегулирования мощной дуги под флюсом. Благодаря этому была создана сварочная головка с постоянной ско ростью подачи электродной проволоки. И до сих пор не утратили своей теоретической ценности выводы из ис следования основных закономерностей формирования швов. Научный поиск осуществлялся в чрезвычайно сложных условиях. Ветераны института помнят, как однажды вызвал Евгений Оскарович двух молодых со
43
трудников — Бориса Патона и Арсения Макару — и по ручил им эту тему, нисколько не сузив круга их «основ ных» обязанностей.
И вот, урывая время от сна, до и после смены, молодые ученые выполнили фундаментальное иссле дование.
Вопреки американской теории сварки сопротивлением Б. Е. Патон и А. М. Макара со всей очевидностью дока зали наличие дугового процесса при сварке под флюсом. Исследователи выяснили основные закономерности фор мирования швов и этим открыли возможность на науч ной основе разрабатывать режимы сварки.
...Советские войска победно шли на запад. С истори ческой неотвратимостью приближался день торжества высшей справедливости. Как и в начале войны, институт работал с максимальным напряжением, его полпреды дей ствовали на 52 военных заводах. «Все — для фронта, все — для победы!» — этот лозунг определял ритм инсти тутской жизни. Но все чаще в уже привычную лексику военных лет вплетались такие желанные мотивы послепобедного дня.
Далеко смотрел, глубоко видел ученый-патриот. Еще в полный голос гремела канонада войны, а он уже думал о будущем мире, о его неотложных нуждах. Характерно, что в нелегкие для страны 1943—1944 гг. Евгений Оска рович пишет книги о сварке «гражданских» металлокон струкций и судов. Еще в годы войны он ориентировал коллектив на создание сварочных тракторов, хотя в про изводстве танков их не применяют, они нужны исключи тельно для изготовления мирной продукции.
После освобождения |
Киева Институт электросварки |
|
по постановлению Государственного |
Комитета Обороны |
|
возвращается в столицу |
Украины. |
Начался новый слав- |
44
Благодаря огромной заботе Коммунистической партии п Советского правительства за короткий срок отстраива ются и оснащаются новейшим оборудованием лаборато рии и мастерские. Одновременно сотрудники института настойчиво, не ожидая, пока поступят заявки, сами ищут объекты для внедрения результатов своего творческого труда. Уже в сентябре 1944 г. стали в строй первые уста новки для автоматической сварки на многих заводах освобожденной Украины.
В октябре 1944 г., в связи с 25-летием Академии наук УССР, Советское правительство наградило Е. О. Патона орденом Отечественной войны 1-й степени, отметив этим
еще раз |
его большие заслуги в деле разгрома врага. |
Как и |
прежде, исследовательская работа коллектива |
охватывала главные аспекты одной стержневой пробле мы — скоростной автоматической сварки под флюсом. Упор делался на экспериментальном исследовании про цесса сварки, на усовершенствовании сварочной аппара туры, создании совершенных трансформаторов, разработ ке новых марок флюса для соединения легированных сталей. Тогда же первые шаги совершает полуавтомати ческая сварка под флюсом.
По инициативе Е. О. Патона 9 июня 1947 г. Совет Ми нистров СССР принял постановление «О расширении применения в промышленности автоматической сварки под флюсом». На Институт электросварки возлагалось оказание технической помощи заводам, новостройкам и другим предприятиям, осваивавшим автоматическую сварку.
Человек исключительной скромности, Евгений Оска рович, конечно, никогда об этом не говорил, но он имел все основания с гордостью заявить, что настал час тор жества основополагающей идеи, которая много лет тому
46
назад привлекла его внимание к электросварке. Ведь в механизации сварочных работ он всегда видел прежде всего возможность наиболее быстрого и эффективного ре шения главной задачи — коренной перестройки целых отраслей промышленности.
Большая программа строительства магистральных тру бопроводов, резервуаров для хранения нефтепродуктов, речное и морское судостроение, машиностроение и т. д. обусловливали потребность в новых методах, новых ти пах оборудования и аппаратуры для автоматической свар ки под флюсом.
Е. О. Патон направил усилия коллектива на широкие комплексные исследования металлургии, технологии свар ки, а также на проблемы прочности, конструирования, изготовления и монтажа сварных конструкций.
Именно Евгений Оскарович выступил инициатором и руководителем научных исследований, обеспечивших ши рокое внедрение механизированных способов сварки в производство стальных труб большого диаметра. Он пред ложил применить двудуговую автоматическую сварку под флюсом. Благодаря этому появилась возможность значи тельно ускорить процесс, использовать источники пита ния меньшей, чем при однодуговой сварке, мощности, применить несложные автоматические головки с прово локой небольшого диаметра. Эти работы завершились созданием отечественных трубосварочных агрегатов высо кой производительности, которые заменили устаревшие станы для газовой сварки труб.
Комплексные исследования по применению электро сварки в судостроении привели к разработке секционного метода монтажа судов с использованием электромагнит ных стендов. С того времени до 80% сварочных работ в судостроении взяли на себя автоматы и полуавтоматы.
47
В 1948 г. произошло событие, которое знаменовало со бой начало подлинной революции в сооружении резер вуаров большой емкости: впервые в мировой практике та кой резервуар был смонтирован из металлического руло на, изготовленного на заводе. Па месте монтажа его лишь раскрутили и приварили днище и крышу. Разработан ный и внедренный Институтом электросварки индустри альный метод сооружения нефтерезервуаров является од ним из выдающихся достижений в области сварки.
Всесторонние исследования проблем автоматической сварки под флюсом были обобщены Е. О. Патоном и его сотрудниками в фундаментальной монографии «Автома тическая сварка под флюсом», которая вышла из печати в 1947 г. Впоследствии, переработанная и дополненная, она в 1953 г. увидела свет под названием «Электродуговая автоматическая сварка». Эта монография и теперь является настольной книгой для широких кругов ученых, инженерно-технических работников, студентов. Она пе реведена на ряд иностранных языков.
Для того чтобы расширить возможности применения автоматической сварки в промышленности, киевские уче ные под руководством Евгения Оскаровича развернули исследования с целью найти новые способы защиты элект рической дуги. В 1948 г. поиск увенчался успехом: про мышленность получила способ сварки угольным электро дом в среде углекислого газа. В последующие годы на основе этого метода разработана сварка плавящимся электродом в среде углекислого газа. Ныне этот метод широко применяется в мировой практике.
Евгений Оскарович много и плодотворно работает в области контактной электросварки, сварки цветных ме таллов, создания механизированного способа сварки алю миния по флюсу и т. д. Выдвинутые им в этот период
48