Файл: Хидекели, А. В. Евгений Оскарович Патон к 100-летию со дня рождения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Начиная читать курс, Евгений Оскарович откровенно объявлял аудитории:

— Требую самого серьезного отношения к лекциям. Предупреждаю: на экзаменах поблажек не ждите. Бело­ ручек и лентяев не люблю. Кто пришел сюда только за дипломом и красивым значком, тот тут лишний.

Высокая требовательность к себе давала профессору моральное право предъявлять такие же требования и к слушателям.

Е. О. Патон большое внимание уделял тесной связи преподавания с практическими потребностями производ­ ства, заботился о повышении эффективности учебного процесса. Благодаря его усилиям отдел мостов инженер­ ного музея КПИ стал одним из лучших в мире. А начи­ нал Е. О. Патон, как говорят, на голом месте. До него студенты не имели представления, что такое прибор, мо­ дель; преподавание нередко сводилось к заучиванию абстрактных понятий. Впоследствии под руководством своего наставника дипломники разработали немало реаль­ ных проектов. По этим проектам были возведены десятки мостов вместо разрушенных во время мировой и граж­ данской войн.

26 лет заведовал Е. О. Патон кафедрой мостов в Ки­ евском политехническом институте. Выдающийся ученый и талантливый педагог, он создал киевскую школу мосто­ строителей, известную во всем мире.

III

В 1929 г. заслуги Евгения Оскаровича Патона в облас­ ти мостостроения получили высокую оценку — он был избран действительным членом Академии наук Украин­

26

ской ССР. Казалось бы, дальнейший путь 59-летнего уче­ ного не вызывал никакого сомнения — как будто нпч'го не могло заставить его изменить направление своих научных интересов. Но случилось иначе...

Лето 1928 г. По служебным делам Евгений Оскарович приехал на железнодорожную станцию. И тут впервые в жизни увидел электросварку. И «заболел» ею.

Невольно вспоминаются распространенные рассказы об ученых. Упало яблоко — и Ньютон сформулировал за­ кон физики. Случай помог Кюри... Не перечесть подоб­ ных, в основе своей достоверных историй. Но не они — движущая сила развития науки и техники. Курьез оста­ ется курьезом, однако в случайности проявляется неот­ вратимая закономерность.

Новатор по натуре, Е. О. Патон чувствовал, что не может, не должна оставаться неизменной, архаичной тех­ нология соединения элементов мостовых конструкций. Клепали их сто лет тому назад, клепают и теперь. И при свойственном Патону обостренном чувстве нового, умении видеть завтрашний день было вполне естественно, что он обратил внимание на электросварку. Ученый сразу же по достоинству оценил ее неисчерпаемые возможности, уви­ дел в ней мощное средство для коренного преобразования принятых во многих отраслях промышленности техноло­ гических процессов и решил полностью посвятить себя сварочному делу. На этом поприще, как никогда ярко, проявились его талант исследователя и организатора, на­ учная и гражданская смелость, умение работать с людьми, учить их и учиться у них, обобщать приобретенный опыт, делать далеко идущие выводы.

Патон и сварка... Целая эпоха в технологии, торжество щедрого разума, научной принципиальности, целеустрем­ ленности, советского патриотизма ученого.

27


Электрическая сварка металлов обязана своим рожде­ нием нашей стране. В 1886 г. инженер из Полтавы Ни­ колай Николаевич Бенардос получил в Петербурге патент иа открытие и первый в мире продемонстрировал соеди­ нение с помощью электрической дуги. Впоследствии горный инженер Николай Гаврилович Славянов доказал, что этим процессом можно управлять. Славянов начал на практике применять предложенную им «электриче­ скую отливку металлов» для ремонта крупных деталей. В царской России не оценили по достоинству выдающих­ ся открытий. Только после победы Советской власти электросварка возвратилась на свою родину.

Однако широкое внедрение «голубого огня» в про­ мышленность тормозилось из-за отсутствия разработан­ ной технологии и эффективного оборудования. Патон по­ нимал, что в электросварке многое сделано, но еще боль­ ше остается неизведанного, неизученного. Нужно было прежде всего исследовать прочность сварных конструк­ ций, обосновать их применение. Первоочередной задачей была также организация систематических научно-иссле­ довательских работ и совершенствование самого процесса сварки.

«Электросварочная лаборатория при кафедре инже­ нерных сооружений АН УССР» — так называлась науч­ но-исследовательская организация, которую вскоре создал Евгений Оскарович. Несмотря на то, что ее штат состоял только из пяти человек, работы лаборатории очень скоро стали широко известными и в нашей стране, и за рубе­ жом. Но ученый смотрел в будущее. Основываясь на уже сделанном, на идеях, возможно, еще не вполне выкри­ сталлизовавшихся, но перспективных, он понимал, что электросварка заслуживает несравненно более важного места в науке.

28

Поднимая вопрос об организации научно-исследова­ тельского института электросварки, Евгений Оскарович знал, что придется преодолевать сопротивление многих противников этой идеи. Ведь немало влиятельных в то время ученых и руководителей утверждали, что институт с такой «узкой инженерной» специализацией не вписы­ вается в систему Академии.

Ну что ж, Патон был готов поднять забрало. Его ору­ жием была глубокая убежденность и неопровержимые доводы: подлинную науку должна питать практика, это не приземляет ее, а, наоборот, открывает поистине широ­ кие горизонты для углубленного плодотворного теорети­ ческого поиска. В сиянии голубой дуги ученый видел мощное средство, которое должно стать одним из решаю­ щих факторов технического прогресса.

1 января 1934 г. Научно-исследовательский институт электросварки Академии наук УССР — первый в мире крупный центр исследовательских работ в этой области— был создан.

Широкую, смелую программу действий наметил его руководитель. И каждый ее пункт, направленный на ре­ шение жгучих проблем сегодняшнего дня, в то же время был нацелен в будущее. Так первопроходец, начиная во­ схождение на заоблачный пик, на который еще не сту­ пала нога человека, одну за другой вырубает ступеньки в гранитной скале. И хоть каждая ступенька уже сама по себе составляет подвиг, истинное их величие — в устрем­ ленности к вершине.

Пока не были изучены специфические особенности сварных конструкций, к применению электросварки на практике подходили весьма осторожно. Первые исследо­ вания, как отмечал Патон, имели целью преодолеть это недоверие и доказать возможность рациональной замены

29


клепаных конструкций сварными. Успешные эксперимен­ тальные п теоретические исследования дали возможность Е. О. Патону и его ученику Б. Н. Горбунову обобщить и изложить накопленный исследователями практический и научный материал. Одновременно Евгений Оскарович вместе с группой сотрудников издал альбом электросварных конструкций промышленного строительства. Такие пособия были особенно нужны в начальный период, раз­ вития электросварки.

Коллектив института проводит большую работу по испытанию прочности сварных конструкций в различ­ ных условиях эксплуатации. Вклад киевлян в значитель­ ной мере способствовал стремительному распространению электросварки в разных отраслях народного хозяйства, преодолению скепсиса и недоверия к новому технологи­ ческому процессу. В это время выходят в свет труды Е. О. Патона, заложившие теоретические основы электродуговой сварки. Ученый выдвигает перед коллективом все новые и новые, более сложные задачи, решение кото­ рых вело к глубокому познанию сущности процесса электросварки.

В биографической литературе, посвященной Евге­ нию Оскаровичу, нередко можно встретить утверждение, будто к автоматической сварке Патон пришел лишь потому, что стремился ускорить технологический процесс, создать лучшие условия труда для рабочего. На первый взгляд, такая интерпретация соответствовала действи­ тельности. Да, к этому стремился ученый. Но не только эту цель ставил он перед собой. Он не мог примириться с тем, что самый передовой способ неразъемного соеди­ нения металлов остается по существу ручным процессом. И несмотря на то, что, преодолев исключительные труд­ ности, коллектив института создал автоматическую сва-

30


что в основе действительно выдающегося изобретения, открытия должно обязательно лежать умение ученого мыслить новыми категориями, умение абстрагироваться, отказываться от уже установившихся и, казалось бы, не подлежащих сомнению понятий.

Евгению Оскаровичу было присуще это счастливое да­ рование. Признав, что открытая дуга в автоматах исчер­ пала себя, он четко сформулировал задачу: необходим принципиально новый вид автоматической сварки, кото­ рый бы дал возможность внести качественные изменения в процессы, происходящие при дуговой сварке. Нужно было отказаться от покрытия электродов, не позволявше­ го подвести ток силой в тысячи ампер.

Но как же избежать разбрызгивания металла при работе с мощной открытой дугой? Чем заменить обмазку, одним из главных назначений которой является защита расплавленного металла от воздуха и которую рассматри­ вали как единственное радикальное средство для этого?

Начались поиски. К тому времени патоновцы уже име­ ли десятилетний опыт работы. Чувствовалось, что реше­ ние проблемы вполне подготовлено и не хватает одного, пусть важного, но все же одного шага. И он был сделан. Так родилась сварка под слоем порошкообразного веще­ ства — флюса.

Теперь, когда электросварочная наука шагнула дале­ ко вперед, вызывает удивление и восхищение столь вы­ сокий коэффициент полезного действия коллектива, ра­ ботавшего под руководством Евгения Оскаровича. Малы­ ми силами он, как правило, добивался больших резуль­ татов. «Секрета» высокой отдачи Патон никогда не скры­ вал. Этот «секрет» состоял в умелом подборе кадров, по­ становке перед человеком задачи, которая в наибольшей мере соответствует его интересам и потенциальным воз-

33

записки. Восходит она к Евгению Оскаровичу. На работу он приходил с целой кипой таких записок, в которых заблаговременно ставил перед сотрудниками задания, определял сроки, высказывал свое личное мнение по пово­ ду того или иного предложения. Это лишь одна из подроб­ ностей патоновского умения организовывать свой рабо­ чий день, рационально налаживать четкий ритм коллек­ тива.

Требовательность и бескомпромиссность, когда речь шла о научных и производственных делах, у Евге­ ния Оскаровича органически сочетались с высокой чело­ вечностью, заботливым вниманием к младшим коллегам. Чрезвычайно ценил и всячески поощрял ученый рабочихумельцев, тех, у кого светлая голова и золотые руки.

К концу мая 1940 г. работы в основном были завер­ шены. Новый метод его творцы решили назвать «автома­ тической скоростной сваркой под флюсом». А сам флюс получил шифр АН-1 — «Академия наук» — в честь роли и заслуг всей Академии.

Техническая

сущность революционизирующего шага

в электросварке

состоит в том, что процесс сварки голым

электродом происходит под толстым слоем флюса. На конце электродной проволоки, погруженной во флюс, образуется сварочная дуга. Под действием тепла дуги вокруг нее возникает пузырь из расплавленного флюса. Под защитой этого слоя происходит концентрированный нагрев металла и более быстрое его плавление.

Испытание нового метода прошло успешно. В резуль­ тате повышения силы тока до 1000 и более ампер, более эффективного (по сравнению с обычной электросваркой) использования тепла дуги производительность аппарата возросла в несколько раз. Улучшилось также качество соединений, главным образом благодаря надежной за­

35


щите расплавленного металла от вредного влияния кисло­ рода и азота воздуха.

Убедительным был и ряд других важных технологи­ ческих, экономических и эксплуатационных преимуществ сварки под флюсом. Исключался, в частности, трудоемкий и сложный процесс изготовления электродной проволоки с толстой обмазкой. Почти на нет был сведен расход металла на угар и разбрызгивание, экономилась электро­ энергия, несравненно улучшались условия труда рабочих.

Учитывая огромное производственное и экономиче­ ское значение отечественного метода скоростной автома­ тической сварки, Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) 20 де­ кабря 1940 г. приняли специальное постановление о ши­ роком внедрении этого метода. Руководство всеми рабо­ тами возлагалось на Е. О. Патона. С этой целью ученого назначили Государственным советником при Совете На­ родных Комиссаров СССР.

Начинался новый, исполненный исключительно высо­ кого творческого напряжения период в жизни ученого. Обязанности Государственного советника требовали боль­ шой энергии, максимальной отдачи всех сил. Преиспол­ ненный решимости с честью оправдать доверие партии и правительства, Евгений Оскарович, однако, не мог на­ долго оставить свое любимое детище — Институт электро­ сварки. Он просит разрешения хотя бы одну неделю в месяц проводить в Киеве. Согласие на совместительство было получено.

Звучит это буднично: совместительство!.. А ведь речь шла о дополнительном бремени обязанностей, которые брал на себя человек, уже разменявший восьмой десяток лет.

Рабочий день ученого начинался -в шесть утра и за­ канчивался поздно ночыо... Через полгода двадцать круп­

36

нейших заводов страны должны были широко развернуть сварку вагонов, цистерн, котлов но новому способу. Институту электросварки и Центральному научно-иссле­ довательскому институту технологии машиностроения предстояло обеспечить предприятия рабочими чертежами автосварочных установок и оказать техническую помощь в их пуске и освоении. Ряду предприятий были даны за­ казы на сварочные головки, аппаратуру управления, трансформаторы, флюс. Ежедневно возникало множество проблем, вопросов. И каждым из них Евгений Оскаро­ вич занимался лично, добиваясь точного соблюдения сро­ ков, высокого качества выполнения.

Диву даешься, как в этих условиях Е. О. Патон нахо­ дил время для создания монографии «Скоростная авто­ матическая сварка под слоем флюса». Писал он ее до на­ чала рабочего дня в Совнаркоме, вставая для этого задол­ го до рассвета. Учитывая актуальность темы, книга была издана за неслыханно короткий срок — за шесть дней.

Днепропетровский завод металлоконструкций был пер­ вым предприятием, где автоматическую сварку под флю­ сом применяли для изготовления плановой продукции. А в июне 1941 г., как и предусматривалось постановле­ нием правительства, автоматические установки работали уже на 20 крупнейших заводах страны, в частности на таких, как имени Октябрьской революции — в Ворошилов­ граде, имени Орджоникидзе — в Подольске, Уралвагонза­ вод — в Нижнем Тагиле и др.

Вечером 21 июня 1941 г. Евгений Оскарович Патон выехал из Москвы на Урал, чтобы лично ознакомиться с состоянием внедрения автоматической сварки под флю­ сом на местных заводах. Тут же, в поезде, услышал оше­ ломляющее сообщение: фашистская Германия коварно, без объявления войны, напала на нашу Родину.

37