Файл: Сарычев, В. С. Эффективность применения монолитного железобетона и бетона в промышленном строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
о ѵо СО о
cd |
5 |
° |
cd |
а |
о |
с |
Ж |
с |
о |
||
о |
|
|
£Я
Ч |
|
|
*Я |
|
|
|
5- <и |
|
ѴО |
||
ѴО |
|
° |
ü ra |
cd |
|
cd |
|
||||
H |
|
к |
> .а |
,Н |
|
|
4 |
П) |
° |
||
|
|
О |
ï |
h |
|
|
|
с = 1> |
|
||
|
|
|
|
ю |
|
|
|
“ • к |
н |
а . о |
|
|
|
С |
= |
о |
С _ |
|
|
|
а |
о |
|
|
|
|
ш Ж |
|
|
|
|
Ю Ю СО О |
Ю СО N |
||
|
|
- Ф О С О С О С О — ' N C T ) |
|||
|
|
О |
0 5 00 00 05 — 0 0 ОЭ |
||
руб. |
«=ск |
|
|
Ю оо <М чф — 00 |
|
|
® 5 |
и 0 О < М С П С 0 0 5 Г '-< М |
|||
|
чфСОСЧ — — чф(М<М |
||||
в |
о ж |
||||
стоимость |
|
і-О О О О О СМ чф чф СО СМ |
|||
|
|
С П С Г ) О Ю - ' ( М О О |
|||
Расчетная |
|
ю |
ю |
о о |
0 0 СО СО СО |
|
Ю<МСОСОа5Ю-Ф — |
||||
|
|
о о о с о о о о ю о о
COCO^f^tLOCOCOCO
ж \ о о
Ч О П
ои _
*я
а>
* и 3
ь-
о
s ca
Сf—Г cdи но
Ю Ю Ю LO
юсо-^со
СП чф СЧ О
СО СО 4f чф
с о ю |
чф |
о |
тф с о |
оо |
05 |
<мсм см см
Расход на 1 м • I
н *
о д
S '
о> ш
(О Ю ^ Ю О C N -< O Î C O O O W - 'Ю С О
(М С М С М С Ч С ЧС О С М С М
СО СО Ю CM <М Ю чф
осп-чго —оаіо
— . — |
CM СМ СО |
— CM |
со Ю |
СП N |
h - СЧ |
сп со о> со со —•см
— — о о о см —* —.
о о о о о о о о
iiSfl |
Ю СП С4со ю |
со |
t* |
|
—- СМ <М (М со ^ сч СМ . |
||||
|
|
с о о с о с о г ^ і о о с м |
|
т |
и |
£• |
|
|
|
g н _ |
счю-^ооюо я |
|||
|
|
LOчфтфTf С"—ЮЮff- |
||
I |
а S |
x x x x x x x e> |
||
|
|
CD CN — О ■— I CN |
о |
г |
|
|
CN CM <M (N СО <М СЧ |
= |
|
|
|
) о о о о о о о |
|
|
|
|
> 0 0 0 0 0 0 0 |
|
|
|
|
- CN СО 4 t ю « с о |
ю |
|
|
с о СМ — |
0 0 |
сч а> |
|
|
СО чф LO LO |
со со |
||
|
CD LO LO t '- |
|
||
|
СО СО Ю |
чф |
|
|
а> п |
о о о о |
|
||
о о о о |
|
|||
|
|
|||
g â „ |
СП чф 00 05 |
СО I4- |
||
я >» ^ |
||||
О H CJ |
СМ LO СО t"- <м со |
|||
а- <ч |
||||
о 2 в |
|
|
|
|
и g* |
|
|
|
|
та |
|
|
|
|
|
|
|
|
ю о |
|
Х |
Х |
Х |
тфчф |
|
‘ |
|||
|
ЮсоЮ; |
XX |
||
|
о |
~ <г> • |
00 m |
|
|
<М |
—’ |
|
|
* в |
О О О О |
о о |
||
О. п |
О О О О |
о о |
||
|
СМ СО чф ю |
со ю |
8,5 тем.
Как видно из табл. 49 и 50, с |
увеличением марки бе |
тона в элементах с одинаковой |
несущей способностью |
уменьшается расход бетона, но |
увеличивается расход |
арматуры. Стоимость для изгибаемых элементов прямо угольного сечения при изгибающем моменте 25 тем и по перечной силе 17 тс получается минимальной при бетоне марки 500. При изгибающем моменте 12,5 тем, попереч ной силе 8,5 тс минимальную стоимость имеют конструк ции из' бетона марки 400.
При неполном использовании несущей способности сжатой зоны бетона, т. е. при увеличении высоты сече ния, стоимость изгибаемого элемента возрастает. С уменьшением нагрузки в рассматриваемых изгибаемых элементах экономично применение высоких марок бето на. Однако существенного изменения стоимости элемен та не происходит.
Следует отметить, что прочность высокопрочного бе тона не может быть использована полностью в связи с требованиями унификации, ограниченностью сортамен та арматуры по диаметрам, требованиями размещения арматуры в сечении, особенностями сопряжений элемен тов, а также в связи с требованиями жесткости. Учет этих требований несколько затрудняет решение задачи по установлению наивыгоднейшей марки бетона в об щем виде и приводит к необходимости проработки ва риантов конструкций il технико-экономического сопо ставления их в каждом конкретном случае.
Приведенные выше данные указывают на то, что при менение бетона марок 150 и 200 для монолитных конст рукций, сечения которых определяются расчетным пу тем, во многих случаях является не оправданным. Це лесообразно переходить иа более высокие марки бетона, особенно при больших нагрузках. Однако применение бетонов высоких марок связано с определенными труд ностями. Поэтому на данном этапе развития строитель ства применение бетонов марки 300 (а в некоторых слу чаяхмарки 400) следует считать наиболее целесооб разным.
2. Повышение технического уровня производства бетонных и железобетонных работ
Основными путями повышения технического уровня производства бетонных и железобетонных работ явля ются:
создание и развитие базы по производству товарно го бетоиа, опалубки и арматуры;
совершенствование опалубочных работ (применение эффективных многократно оборачиваемых систем опа лубки, изготовляемой на специализированных предпри ятиях) ;
совершенствование бетонных работ (механизация процессов подачи, распределения и укладки бетонной смеси);
применение эффективных методов бетонирования в зимних условиях;
совершенствование арматурных работ; создание специализированных организаций по про
изводству различных видов бетонных и железобетонных работ.
Создание и развитие базы по производству товарно го бетона, опалубки и арматуры. При возведении моно литных конструкций основные затраты труда и материа лов приходятся на приготовление бетонной смеси, ее транспортирование и укладку.
На крупных стройках и предприятиях строительной индустрии работают бетонные заводы с комплексной ме ханизацией и частичной автоматизацией процессов и механизированные бетоносмесительные установки.
Анализ технико-экономических показателей крупных районных автоматизированных бетонных заводов под тверждает их экономическую эффективность.
Если, например, принять за 100% трудовые затраты на 1 .и3 бе тона, приготовленного па заводе, мощность которого невелика, то на механизированном они составят лишь 45%; себестоимость 1 м3 бетона во втором случае ниже на 22—24% н даже при некотором увеличении среднего расстояния перевозки бетона себестоимость 1 м3 бетона, изготовленного па автоматизированном заводе, франко-строительная площадка, на 12—14% ниже в сравнении с бетоном, выпускаемым на малых заводах, а качество бетоиа несравненно выше [30].
Исходя из этого, основным направлением в области совершенствования технологии и организации приготов ления бетонной смеси является создание или развитие индустрии товарного бетона. В центрах крупного сосре доточенного строительства (в первую очередь, а в даль нейшем и по всей территории Союза) необходимо соз дать сеть комплексно-механизированных и располагаю щих парком специализированных средств автотранспорта заводов товарного бетона, снабжающих своей про дукцией стройки и других потребителей вне зависимос
ти от их ведомственной подчиненности. На таких заводах можно довести коэффициент использования оборудова ния до 0,6—0,7, ликвидировать потери и перерасход це мента, которые составляют в настоящее время 10—15% и более.
Следует отметить, что в ГДР в настоящее время про водится работа по проектированию сети заводов товар ного бетона, покрывающей всю страну; заводы намече но сооружать (в зависимости от потребности) различной производительности — от 15 до 120 м3]ч из стандартных секций производительностью 15 и 30 лг3/ч.
Проведенные расчеты по установлению оптималь ных мощностей районных заводов товарного бетона для некоторых наших городов п промышленных узлов, ха рактеризующихся плотностью потребления р =500
1000 иг3//си/2, подтверждают экономическую целесооб разность создания средних индустриальных баз товар ного бетона с годовой производственной мощностью не более 100—150 тыс. м3 каждая, обслуживающих строи тельные объекты в диапазоне 12—15 км. За рубежом большинство предпринимателей отдает предпочтение именно предприятиям товарного бетона средних раз меров.
Снижение стоимости товарного бетона связано со снижением затрат на его транспортирование. Снижение стоимости и трудоемкости транспортирования бетонной смеси от бетонных заводов к объектам бетонирования связано в первую очередь с коренным улучшением при меняемого для этой цели оборудования. В настоящее время бетонную смесь доставляют в обычных автомоби лях-самосвалах, предназначенных для перевозки сыпу чих материалов и грунта. При этом смесь зачастую рас слаивается, а часть цементного раствора теряется (через неплотности соединения открывающегося заднего борта с кузовом). По данным ЦСУ СССР, для доставки бетон ных смесей наибольшее распространение в нашей стране получили автосамосвалы грузоподъемностью 3,5 тс.
За рубежом, как известію, товарная бетонная смесь перевозится в автобетоновозах с кузовами специальной формы, обеспечивающими доставку смеси на объекты без расслоения, ее_ быструю и беспрепятственную вы грузку, а также в автобетономешалках, транспортирую щих сухую смесь, перемешиваемую с водой непосред ственно перед доставкой к месту укладки.
Автобетоиовозы, допускающие разгрузку смеси по частям, удобны и при применении в зимних условиях предварительно разогретых смесей, так как это позволя ет уменьшать объемы единовременно разогреваемой смеси и снижать установочную электрическую мощность.
Как показывают расчеты ', при одинаковой дально сти транспортирования стоимость перевозки 1 м3 бетон ных смесей в автобетоиовозе емкостью 3 м3 иа 10—15% ниже стоимости перевозки смеси в автосамосвале той же грузоподъемности. Судя по предварительным данным, применение автобетоновозов будет экономичным до емкости 3—4 м3. При увеличении емкости от 4 до 10 м3 более целесообразно применение автобетоносмесителей.
Производство сухих смесей на крупных районных за водах с последующей загрузкой в автобетоносмесители, транспортирующие их к месту строительства, позволяет улучшить качество бетона, расширить номенклатуру изготавливаемых смесей, повысить производительность труда и уменьшить до 20% приведенные затраты.
Наиболее трудоемкая часть арматурных работ — из готовление арматуры. Трудоемкость снижается с увели чением мощности арматурных цехов и мастерских [31, 32]. Создание сети районных централизованных арма
турно-сварочных |
заводов |
производительностью 20— |
40 тыс. г в год |
с радиусом |
обслуживания до 100 км и |
более позволяет в 8—10 раз уменьшить потери арматур ной стали (с 12—15 до 1,5—2%), снизить трудоемкость ее изготовления в 3—4 раза, уменьшить стоимость пере работки (без учета стоимости арматурной стали) на 40—50% и более (табл. 51).
По расчетам ЦНИИОМТП, капитальные вложения на создание таких предприятий окупаются в течение од ного-двух лет. Большое значение для снижения стоимо сти опалубочных работ имеет совершенствование орга низации изготовления опалубки. Пока отечественный опыт в этой области весьма скромен.
По расчетам ЦНИИОМТП, элементы инвентарной опалубки и креплений экономически целесообразно из готовлять по поточной технологии иа специализирован ных предприятиях. Выгодность перевозки инвентарной опалубки на значительные расстояния подтверждается опытом строительства элеваторов в подвижной опалуб-1
1 По данным Б. С. Б о е в а [30].
|
|
|
Энерговоору |
Трудоемкость |
Стоимость |
Тип |
предприятия |
женность |
изготовления |
изготовления |
|
в кет одного |
арматуры |
(переработки) |
|||
|
|
|
рабочего |
в чел.-днях |
1 т арматуры |
|
|
|
|
на 1 г |
в руб. |
Мелкие |
арматурные ма |
|
|
|
|
стерские строительных орга |
|
|
|
||
низаций ................................. |
10—15 |
5 - 7 |
40—60 |
||
Арматурные цехи заводов |
|
|
|
||
сборного |
железобетона . . |
25—60 |
3 - 5 |
30—50 |
|
Районные |
арматурно-сва |
|
|
|
|
рочные заводы ................... |
230 |
2 |
19—22 |
||
Заводы |
|
по производству |
150-170 |
1,1-1,25 |
18 |
товарной |
сетки f . . . . |
ке, а также зарубежной практикой дальней перевозки инвентарной опалубки специализированными фирмами.
По данным ЦНИИОМТП, изготовление инвентарной опалубки экономически целесообразно сосредоточить на специализированных предприятиях, мощность которых должна составлять 10—15 тыс. г при изготовлении стальной и 150—220 тыс. м2 при изготовлении комбини рованной опалубки. По предварительным расчетам, ка питальные вложения в строительство подобных пред приятий окупятся менее чем за три-четыре года.
Совершенствование опалубочных работ. Снижение трудоемкости бетонных работ в значительной мере свя зано со снижением трудоемкости опалубочных работ. На изготовление опалубки, ее установку и разборку при ходится около 10—20% общей стоимости монолитных конструкций и примерно 28—45% затрат труда.
С 1960 г. в нашей стране в более широких размерах стали применять инвентарную унифицированную опа лубку, изготовляемую из металла, дерева, водостойкой фанеры, стеклопластиков и других материалов, обеспе чивающих большую оборачиваемость опалубочных форм. По экспертной оценке ЦНИИОМТП, уже около 15% опалубочных работ производится сейчас с использова нием усовершенствованных п высокооборачиваемых кон струкций опалубки.
На крупных объектах, где число однотипных фунда ментов достигало 50—70 и более, начали применять опа лубку в виде блок-форм.
В 1963 г. на строительстве механического завода была внедрена металлическая съемно-переносная блок-форма для бетонирования ростверков свайных фундаментов объемом 4 иі3. При этом впервые была использована идея возведения фундаментов с немедленной рас палубкой. Ранее немедленную распалубку забетонированных конст рукций применяли только на заводах сборного железобетона при изготовлении железобетонных изделий.
Возведение монолитных фундаментов по повой технологии позво лило сократить затраты труда на 40% (в том числе на опалубочных работах в 15 раз), снизить стоимость конструкции па 12% и значи тельно сократить продолжительность работ.
В трестах Запорожстрой и Запорожалюмннстрой успешно при меняют металлическую сборно-разборную опалубку конструкции т. Зуйчепко. Опалубка эта удобна тем, что состоит опа из жестких пространственных угловых блоков и промежуточных навесных щитов, что позволяет вести сборку опалубки фундаментов под колонны раз личных размеров.
На стройках Приднепровья используется металлическая блочношарнирная опалубка подколенников, применение которой почти пол ностью исключает ручной труд. Аналогичные конструкции опалубки подколонников используются па стройках Главюжуралстроя и других главков. При строительстве фундаментов Синарского трубного завода (г. Каменск-Уральскпй) трест Уралтяжтрубстрой использовал круп ноблочную опалубку, конструкцию которой разработал трест Оргтехстрой Главсредуралстроя.
На стройках Урала и Сибири, на некоторых объектах Поволжья успешно эксплуатируются блок-формы с раздвигающимися бортами, предложенные Свердловским Индустройпроектом.
Передовой опыт на стройках Главприднепровстроя, Главхарьковстроя, Главдонбасстроя и др. показывает, что применение универсальной раздвижной инвентарной металлической опалубки для фундаментов под колонны промышленных зданий и крупнопанельной металличес кой опалубки для ленточных фундаментов, широкое ис пользование средств механизации позволяют увеличить производительность труда на опалубочных работах в 1,5—2,8 раза.
Практика подтвердила эффективность применения полимерных материалов для опалубки. Однако химичес кая промышленность еще не может полностью удовлет ворить потребность в таких материалах для производст ва опалубочных работ. Основными материалами для из готовления опалубки остаются пока еще древесина и сталь.
На ближайшее время наиболее экономичной и до ступной для широкого применения является комбиниро ванная щитовая опалубка со стальным каркасом из про катных или гнутых профилей. Палуба из досок, древес ностружечных плит (гидрофобных) или водостойкой