Файл: Сарычев, В. С. Эффективность применения монолитного железобетона и бетона в промышленном строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

о ѵо СО о

cd

5

°

cd

а

о

с

Ж

с

о

о

 

 

£Я

Ч

 

 

 

 

 

5- <и

 

ѴО

ѴО

 

°

ü ra

cd

cd

 

H

 

к

> .а

 

4

П)

°

 

 

О

ï

h

 

 

 

с = 1>

 

 

 

 

 

ю

 

 

 

“ • к

н

а . о

 

 

С

=

о

С _

 

 

 

а

о

 

 

 

 

ш Ж

 

 

 

Ю Ю СО О

Ю СО N

 

 

- Ф О С О С О С О — ' N C T )

 

 

О

0 5 00 00 05 — 0 0 ОЭ

руб.

«=ск

 

 

Ю оо <М чф — 00

 

® 5

и 0 О < М С П С 0 0 5 Г '-< М

 

чфСОСЧ — — чф(М<М

в

о ж

стоимость

 

і-О О О О О СМ чф чф СО СМ

 

 

С П С Г ) О Ю - ' ( М О О

Расчетная

 

ю

ю

о о

0 0 СО СО СО

 

Ю<МСОСОа5Ю-Ф —

 

 

о о о с о о о о ю о о

COCO^f^tLOCOCOCO

ж \ о о

Ч О П

ои _

а>

* и 3

ь-

о

s ca

Сf—Г cdи но

Ю Ю Ю LO

юсо-^со

СП чф СЧ О

СО СО 4f чф

с о ю

чф

о

тф с о

оо

05

<мсм см см

Расход на 1 м • I

н *

о д

S '

о> ш

(О Ю ^ Ю О C N -< O Î C O O O W - 'Ю С О

(М С М С М С Ч С ЧС О С М С М

СО СО Ю CM <М Ю чф

осп-чго —оаіо

— . —

CM СМ СО

— CM

со Ю

СП N

h - СЧ

сп со о> со со —•см

— — о о о см —* —.

о о о о о о о о

iiSfl

Ю СП С4со ю

со

t*

—- СМ <М (М со ^ сч СМ .

 

 

с о о с о с о г ^ і о о с м

 

т

и

£•

 

 

 

g н _

счю-^ооюо я

 

 

LOчфтфTf С"—ЮЮff-

I

а S

x x x x x x x e>

 

 

CD CN — О ■— I CN

о

г

 

 

CN CM <M (N СО <М СЧ

=

 

 

) о о о о о о о

 

 

 

> 0 0 0 0 0 0 0

 

 

 

- CN СО 4 t ю « с о

ю

 

 

с о СМ —

0 0

сч а>

 

СО чф LO LO

со со

 

CD LO LO t '-

 

 

СО СО Ю

чф

 

а> п

о о о о

 

о о о о

 

 

 

g â „

СП чф 00 05

СО I4-

я >» ^

О H CJ

СМ LO СО t"- <м со

а-

о 2 в

 

 

 

 

и g*

 

 

 

 

та

 

 

 

 

 

 

 

 

ю о

 

Х

Х

Х

тфчф

 

 

ЮсоЮ;

XX

 

о

~ <г> •

00 m

 

—’

 

 

* в

О О О О

о о

О. п

О О О О

о о

 

СМ СО чф ю

со ю

8,5 тем.


Как видно из табл. 49 и 50, с

увеличением марки бе­

тона в элементах с одинаковой

несущей способностью

уменьшается расход бетона, но

увеличивается расход

арматуры. Стоимость для изгибаемых элементов прямо­ угольного сечения при изгибающем моменте 25 тем и по­ перечной силе 17 тс получается минимальной при бетоне марки 500. При изгибающем моменте 12,5 тем, попереч­ ной силе 8,5 тс минимальную стоимость имеют конструк­ ции из' бетона марки 400.

При неполном использовании несущей способности сжатой зоны бетона, т. е. при увеличении высоты сече­ ния, стоимость изгибаемого элемента возрастает. С уменьшением нагрузки в рассматриваемых изгибаемых элементах экономично применение высоких марок бето­ на. Однако существенного изменения стоимости элемен­ та не происходит.

Следует отметить, что прочность высокопрочного бе­ тона не может быть использована полностью в связи с требованиями унификации, ограниченностью сортамен­ та арматуры по диаметрам, требованиями размещения арматуры в сечении, особенностями сопряжений элемен­ тов, а также в связи с требованиями жесткости. Учет этих требований несколько затрудняет решение задачи по установлению наивыгоднейшей марки бетона в об­ щем виде и приводит к необходимости проработки ва­ риантов конструкций il технико-экономического сопо­ ставления их в каждом конкретном случае.

Приведенные выше данные указывают на то, что при­ менение бетона марок 150 и 200 для монолитных конст­ рукций, сечения которых определяются расчетным пу­ тем, во многих случаях является не оправданным. Це­ лесообразно переходить иа более высокие марки бетона, особенно при больших нагрузках. Однако применение бетонов высоких марок связано с определенными труд­ ностями. Поэтому на данном этапе развития строитель­ ства применение бетонов марки 300 (а в некоторых слу­ чаяхмарки 400) следует считать наиболее целесооб­ разным.

2. Повышение технического уровня производства бетонных и железобетонных работ

Основными путями повышения технического уровня производства бетонных и железобетонных работ явля­ ются:

создание и развитие базы по производству товарно­ го бетоиа, опалубки и арматуры;

совершенствование опалубочных работ (применение эффективных многократно оборачиваемых систем опа­ лубки, изготовляемой на специализированных предпри­ ятиях) ;

совершенствование бетонных работ (механизация процессов подачи, распределения и укладки бетонной смеси);

применение эффективных методов бетонирования в зимних условиях;

совершенствование арматурных работ; создание специализированных организаций по про­

изводству различных видов бетонных и железобетонных работ.

Создание и развитие базы по производству товарно­ го бетона, опалубки и арматуры. При возведении моно­ литных конструкций основные затраты труда и материа­ лов приходятся на приготовление бетонной смеси, ее транспортирование и укладку.

На крупных стройках и предприятиях строительной индустрии работают бетонные заводы с комплексной ме­ ханизацией и частичной автоматизацией процессов и механизированные бетоносмесительные установки.

Анализ технико-экономических показателей крупных районных автоматизированных бетонных заводов под­ тверждает их экономическую эффективность.

Если, например, принять за 100% трудовые затраты на 1 .и3 бе­ тона, приготовленного па заводе, мощность которого невелика, то на механизированном они составят лишь 45%; себестоимость 1 м3 бетона во втором случае ниже на 22—24% н даже при некотором увеличении среднего расстояния перевозки бетона себестоимость 1 м3 бетона, изготовленного па автоматизированном заводе, франко-строительная площадка, на 12—14% ниже в сравнении с бетоном, выпускаемым на малых заводах, а качество бетоиа несравненно выше [30].

Исходя из этого, основным направлением в области совершенствования технологии и организации приготов­ ления бетонной смеси является создание или развитие индустрии товарного бетона. В центрах крупного сосре­ доточенного строительства (в первую очередь, а в даль­ нейшем и по всей территории Союза) необходимо соз­ дать сеть комплексно-механизированных и располагаю­ щих парком специализированных средств автотранспорта заводов товарного бетона, снабжающих своей про­ дукцией стройки и других потребителей вне зависимос­


ти от их ведомственной подчиненности. На таких заводах можно довести коэффициент использования оборудова­ ния до 0,6—0,7, ликвидировать потери и перерасход це­ мента, которые составляют в настоящее время 10—15% и более.

Следует отметить, что в ГДР в настоящее время про­ водится работа по проектированию сети заводов товар­ ного бетона, покрывающей всю страну; заводы намече­ но сооружать (в зависимости от потребности) различной производительности — от 15 до 120 м3]ч из стандартных секций производительностью 15 и 30 лг3/ч.

Проведенные расчеты по установлению оптималь­ ных мощностей районных заводов товарного бетона для некоторых наших городов п промышленных узлов, ха­ рактеризующихся плотностью потребления р =500

1000 иг3//си/2, подтверждают экономическую целесооб­ разность создания средних индустриальных баз товар­ ного бетона с годовой производственной мощностью не более 100—150 тыс. м3 каждая, обслуживающих строи­ тельные объекты в диапазоне 12—15 км. За рубежом большинство предпринимателей отдает предпочтение именно предприятиям товарного бетона средних раз­ меров.

Снижение стоимости товарного бетона связано со снижением затрат на его транспортирование. Снижение стоимости и трудоемкости транспортирования бетонной смеси от бетонных заводов к объектам бетонирования связано в первую очередь с коренным улучшением при­ меняемого для этой цели оборудования. В настоящее время бетонную смесь доставляют в обычных автомоби­ лях-самосвалах, предназначенных для перевозки сыпу­ чих материалов и грунта. При этом смесь зачастую рас­ слаивается, а часть цементного раствора теряется (через неплотности соединения открывающегося заднего борта с кузовом). По данным ЦСУ СССР, для доставки бетон­ ных смесей наибольшее распространение в нашей стране получили автосамосвалы грузоподъемностью 3,5 тс.

За рубежом, как известію, товарная бетонная смесь перевозится в автобетоновозах с кузовами специальной формы, обеспечивающими доставку смеси на объекты без расслоения, ее_ быструю и беспрепятственную вы­ грузку, а также в автобетономешалках, транспортирую­ щих сухую смесь, перемешиваемую с водой непосред­ ственно перед доставкой к месту укладки.

Автобетоиовозы, допускающие разгрузку смеси по частям, удобны и при применении в зимних условиях предварительно разогретых смесей, так как это позволя­ ет уменьшать объемы единовременно разогреваемой смеси и снижать установочную электрическую мощность.

Как показывают расчеты ', при одинаковой дально­ сти транспортирования стоимость перевозки 1 м3 бетон­ ных смесей в автобетоиовозе емкостью 3 м3 иа 10—15% ниже стоимости перевозки смеси в автосамосвале той же грузоподъемности. Судя по предварительным данным, применение автобетоновозов будет экономичным до емкости 3—4 м3. При увеличении емкости от 4 до 10 м3 более целесообразно применение автобетоносмесителей.

Производство сухих смесей на крупных районных за­ водах с последующей загрузкой в автобетоносмесители, транспортирующие их к месту строительства, позволяет улучшить качество бетона, расширить номенклатуру изготавливаемых смесей, повысить производительность труда и уменьшить до 20% приведенные затраты.

Наиболее трудоемкая часть арматурных работ — из­ готовление арматуры. Трудоемкость снижается с увели­ чением мощности арматурных цехов и мастерских [31, 32]. Создание сети районных централизованных арма­

турно-сварочных

заводов

производительностью 20—

40 тыс. г в год

с радиусом

обслуживания до 100 км и

более позволяет в 8—10 раз уменьшить потери арматур­ ной стали (с 12—15 до 1,5—2%), снизить трудоемкость ее изготовления в 3—4 раза, уменьшить стоимость пере­ работки (без учета стоимости арматурной стали) на 40—50% и более (табл. 51).

По расчетам ЦНИИОМТП, капитальные вложения на создание таких предприятий окупаются в течение од­ ного-двух лет. Большое значение для снижения стоимо­ сти опалубочных работ имеет совершенствование орга­ низации изготовления опалубки. Пока отечественный опыт в этой области весьма скромен.

По расчетам ЦНИИОМТП, элементы инвентарной опалубки и креплений экономически целесообразно из­ готовлять по поточной технологии иа специализирован­ ных предприятиях. Выгодность перевозки инвентарной опалубки на значительные расстояния подтверждается опытом строительства элеваторов в подвижной опалуб-1

1 По данным Б. С. Б о е в а [30].


 

 

 

Энерговоору­

Трудоемкость

Стоимость

Тип

предприятия

женность

изготовления

изготовления

в кет одного

арматуры

(переработки)

 

 

 

рабочего

в чел.-днях

1 т арматуры

 

 

 

 

на 1 г

в руб.

Мелкие

арматурные ма­

 

 

 

стерские строительных орга­

 

 

 

низаций .................................

10—15

5 - 7

40—60

Арматурные цехи заводов

 

 

 

сборного

железобетона . .

25—60

3 - 5

30—50

Районные

арматурно-сва­

 

 

 

рочные заводы ...................

230

2

19—22

Заводы

 

по производству

150-170

1,1-1,25

18

товарной

сетки f . . . .

ке, а также зарубежной практикой дальней перевозки инвентарной опалубки специализированными фирмами.

По данным ЦНИИОМТП, изготовление инвентарной опалубки экономически целесообразно сосредоточить на специализированных предприятиях, мощность которых должна составлять 10—15 тыс. г при изготовлении стальной и 150—220 тыс. м2 при изготовлении комбини­ рованной опалубки. По предварительным расчетам, ка­ питальные вложения в строительство подобных пред­ приятий окупятся менее чем за три-четыре года.

Совершенствование опалубочных работ. Снижение трудоемкости бетонных работ в значительной мере свя­ зано со снижением трудоемкости опалубочных работ. На изготовление опалубки, ее установку и разборку при­ ходится около 10—20% общей стоимости монолитных конструкций и примерно 28—45% затрат труда.

С 1960 г. в нашей стране в более широких размерах стали применять инвентарную унифицированную опа­ лубку, изготовляемую из металла, дерева, водостойкой фанеры, стеклопластиков и других материалов, обеспе­ чивающих большую оборачиваемость опалубочных форм. По экспертной оценке ЦНИИОМТП, уже около 15% опалубочных работ производится сейчас с использова­ нием усовершенствованных п высокооборачиваемых кон­ струкций опалубки.

На крупных объектах, где число однотипных фунда­ ментов достигало 50—70 и более, начали применять опа­ лубку в виде блок-форм.


В 1963 г. на строительстве механического завода была внедрена металлическая съемно-переносная блок-форма для бетонирования ростверков свайных фундаментов объемом 4 иі3. При этом впервые была использована идея возведения фундаментов с немедленной рас­ палубкой. Ранее немедленную распалубку забетонированных конст­ рукций применяли только на заводах сборного железобетона при изготовлении железобетонных изделий.

Возведение монолитных фундаментов по повой технологии позво­ лило сократить затраты труда на 40% (в том числе на опалубочных работах в 15 раз), снизить стоимость конструкции па 12% и значи­ тельно сократить продолжительность работ.

В трестах Запорожстрой и Запорожалюмннстрой успешно при­ меняют металлическую сборно-разборную опалубку конструкции т. Зуйчепко. Опалубка эта удобна тем, что состоит опа из жестких пространственных угловых блоков и промежуточных навесных щитов, что позволяет вести сборку опалубки фундаментов под колонны раз­ личных размеров.

На стройках Приднепровья используется металлическая блочношарнирная опалубка подколенников, применение которой почти пол­ ностью исключает ручной труд. Аналогичные конструкции опалубки подколонников используются па стройках Главюжуралстроя и других главков. При строительстве фундаментов Синарского трубного завода (г. Каменск-Уральскпй) трест Уралтяжтрубстрой использовал круп­ ноблочную опалубку, конструкцию которой разработал трест Оргтехстрой Главсредуралстроя.

На стройках Урала и Сибири, на некоторых объектах Поволжья успешно эксплуатируются блок-формы с раздвигающимися бортами, предложенные Свердловским Индустройпроектом.

Передовой опыт на стройках Главприднепровстроя, Главхарьковстроя, Главдонбасстроя и др. показывает, что применение универсальной раздвижной инвентарной металлической опалубки для фундаментов под колонны промышленных зданий и крупнопанельной металличес­ кой опалубки для ленточных фундаментов, широкое ис­ пользование средств механизации позволяют увеличить производительность труда на опалубочных работах в 1,5—2,8 раза.

Практика подтвердила эффективность применения полимерных материалов для опалубки. Однако химичес­ кая промышленность еще не может полностью удовлет­ ворить потребность в таких материалах для производст­ ва опалубочных работ. Основными материалами для из­ готовления опалубки остаются пока еще древесина и сталь.

На ближайшее время наиболее экономичной и до­ ступной для широкого применения является комбиниро­ ванная щитовая опалубка со стальным каркасом из про­ катных или гнутых профилей. Палуба из досок, древес­ ностружечных плит (гидрофобных) или водостойкой