Файл: Сарычев, В. С. Эффективность применения монолитного железобетона и бетона в промышленном строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
технического прогресса не всегда оправдано. В понятие индустриализации строительства и технического прог ресса входят il другие направления. Так, согласно СНиП, важнейшими элементами индустриализации строительства являются комплексная механизация и ав томатизация строительства, улучшение технологии и ор ганизации строительных работ, применение поточных методов строительства и т. д. Индустриализация стро ительства является только одной из составных частей технического прогресса. В зависимости от характера строительной продукции могут преобладать любые на правления технического прогресса.
Повышения эффективности строительства можно до стигнуть изменив традиционные методы возведения железобетонных конструкций, а также за счет высокой степени механизации труда на строительной площадке. Так, в зарубежных странах применение новых техноло гических систем опалубки при возведении монолитных конструкций (Stolica, Sectra, Trakoba и др.) также отно сят к индустриализации строительства. Прогрессивными можно считать только те мероприятия или конструкции, применение которых в конечном счете приводит к росту производительности общественного труда.
Рассматривая вопросы эффективности сборных и монолитных конструкций, необходимо учесть и некото рые противоречия, которые возникают при применении сборного железобетона. С одной стороны, возникает по требность в жесткой унификации сборных конструкций и в длительном использовании типовых проектов, что вызывается целесообразностью долговременного исполь зования форм, оснастки и оборудования на заводах; с
другой стороны, технический |
прогресс |
диктует |
необхо |
|
димость совершенствования |
изготовляемых конструк |
|||
ций и проектных решений в |
целом. Отсюда — неизбеж |
|||
ность морального старения оснастки для |
изготовления |
|||
сборных конструкций или задержки |
внедрения |
более |
||
совершенных проектных решений конструкций. |
|
|||
Если при использовании |
монолитных |
конструкций |
сырьё и материалы первичной обработки транспортиру ют от места их производства до строительной площадки только один раз, то применение сборных конструкций вызывает необходимость в повторном транспорте: пер вый раз — до заводов ЖБИ (сырье и материалы), вто рой раз — с заводов на площадку в виде готовых конст
рукций и деталей. Транспортные издержки при этом от носительно увеличиваются, не говоря уже о том, что стоимость перевозки 1 т груза для сборных изделий об ходится дороже (например, для фундаментов в 5— 10 раз). Указанное положение особенно необходимо учи тывать при наличии специализированных заводов и при рассредоточенных строительных работах, когда увели чиваются расстояния, на которые транспортируют грузы.
Нельзя не принимать во внимание и тот факт, что при использовании сборных конструкций средства меха низации применяются в большем количестве и более мощные. Простои и плохое использование такого обо рудования обходятся очень дорого. Кроме того, приме нение в одном сооружении сборных элементов различ ного веса затрудняет эффективное использование кра нов по грузоподъемности.
Необходимо учитывать также проблему комплекта ции, т. е. общеизвестное противоречие между целесооб разностью выпуска ограниченной номенклатуры изделий на заводах ЖБИ и необходимостью соблюдения техно логии монтажа, требующей одновременной поставки изделий различных типоразмеров.
Г л а в а II. ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И УСТАНОВЛЕНИЯ ОБЛАСТЕЙ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ МОНОЛИТНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ' И БЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ
1. Основные принципы выбора объектов для сопоставления и условия их сравнимости
Варианты конструктивных решений (комплексы кон струкций или отдельные конструкции) следует выбирать на основе сопоставления технико-экономических показа телей с показателями прогрессивных решений, применя емых в данном районе строительства или предусмотрен ных в проектах.
Конструкции, отобранные для сравнения, должны иметь одинаковое назначение, быть рассчитаны на оди наковые полезные, снеговые и ветровые нагрузки, запро ектированы в соответствии с действующими СНиП для одних и тех же природно-климатических условий и пред назначаться для эксплуатации в одинаковых температур но-влажностных условиях; стоимостные показатели дол
жны быть определены в единых ценах п для одного п того же территориального района. Конструктивные систе мы должны приниматься одинаковыми или оптимальны ми для каждого материала.
Конструкции следует сравнивать при равной степени их законченности. Так, при экономическом сравнении стен из сборных железобетонных панелей, имеющих офактуренные поверхности, и стен из монолитного желе зобетона, которые по условиям эксплуатации требуется отделывать, необходимо учитывать затраты на отделку монолитных стен.
При сравнении отдельных конструкций из сборного и монолитного железобетона, стали и дерева большое, а иногда решающее значение имеет учет разницы в затра тах на смежные с рассматриваемыми конструкциями элементы. Различия в смежных элементах вызываются следующими факторами: различным собственным весом конструкций; неодинаковым расстоянием между темпе ратурными швами; различным креплением смежных эле ментов к конструкциям из стали, монолитного и сборного железобетона; неодинаковыми габаритами конструкций; различным решением связей; различной степенью огне стойкости конструкций и др.
Важно обеспечить сопоставимый технический уровень конструктивных решений по вариантам и методам воз ведения конструкций.
Приведем несколько случаев, когда эти рекомендации не соблюдались.
Из сопоставления сборных железобетонных колодцев окалины, опускаемых с применением тиксотропной рубашки, с монолитными конструкциями, имеющими более толстые стенки, опускаемыми обыч ным способом, делали неправильный вывод, что применение сборного железобетона позволяет снизить расход бетона.
В работе Ленпромстройпроекта, выполненной в 1969 г., сопостав лены сборно-монолитные и монолитные фундаменты под цементные печи, запроектированные для различных грунтовых условий. Суммар ная площадь подошвы фундаментов для сборно-монолитного вариан та оказалась меньше, чем для монолитного. Этим главным образом
объяснялись |
больший расход бетона для монолитных фундаментов |
(в 1,5 раза) |
и увеличение расхода стали (в 2,4 раза). |
Сотрудниками Ленинградского отделения Теплоэлектропроекта |
(1969 г.) сделан вывод, что сборные железобетонные фундаменты эф фективнее монолитных, так как их применение позволяет снизить расход бетона в 2,7 раза и уменьшить сметную стоимость на 43%. Такой неправильный вывод вызван тем обстоятельством, что сбор ные фундаменты были приняты облегченные ребристые из бетона марки 400 и 500, а монолитные фундаменты имели уступы только
в одном направлении и были выполнены из бетона марки 250. Если принять монолитные фундаменты более рациональной формы и вы полнить их из бетона марки 300 или 400, который сравнительно ши роко применяется на строительстве ТЭС, получается обратный вы вод — монолитные фундаменты окажутся эффективнее сборных.
Специалисты из Харьковского Промстройншшроектл сделали вы вод об эффективности применения сборных железобетонных силосов диаметром 12 м для зерна на основе сопоставления их с монолитны ми конструкциями диаметром 6 м. Кроме несопоставимости по диа метру различны были и условия работы силосов. Для силосов диамет ром 12 м была применена разгрузочная труба, в результате чего су щественно уменьшились нагрузки на их стенки. Следовало бы и для монолитного варианта силосов принять диаметр 12 м и предусмотреть использование разгрузочной трубы. Кроме того, при сопоставлении конструкций сборных H монолитных силосов следовало бы учесть раз личия в эксплуатационных расходах, вызванные неодинаковой долго вечностью конструкций и затратами на их ремонт.
2. Система технико-экономических показателей. Критерий эффективности
Эффективность применения конструкций оценивают методом сопоставления технико-экономических показа телей. Для обеспечения сопоставимости технико-эконо мические показатели следует приводить к общей для сравнимых вариантов единице измерения.
Оценивать варианты конструктивных решений реко мендуется по системе показателей, включающей основ ные показатели (стоимость конструкции, капитальные вложения в базу, эксплуатационные и приведенные за траты) и дополнительные показатели (расход материа лов, вес конструкций, затраты труда на изготовление и возведение конструкций, продолжительность возведения идр.).
Какой же должен быть принят критерий для оценки экономической эффективности конструкций?
В«Типовой методике определения экономической эф фективности капитальных вложений» [7] записано, что критерием экономической эффективности капитальных вложений по народному хозяйству является прирост на ционального дохода, а показателем сравнительной эко номической эффективности является минимум приведен ных затрат.
Вкачестве решающего показателя при оценке эффек тивности конструктивных решений рекомендуется при нимать приведенные затраты. Минимум их будет харак-
теризойать экономически наиболее эффективный вариант конструкции.
Известно, что в практике проектирования и строи тельства широко использовались (а во многих случаях и сейчас используются) при обосновании выбора вида кон струкций или конструктивных решений такие показате ли, как расход материалов, вес конструкций, трудоем кость и продолжительность возведения, степень сборности, количество типоразмеров конструкций, ^показатель рентабельности строительной организации. Минимум или максимум этих показателей не может служить кри терием экономической эффективности конструкций и все же в строительных организациях и даже в некоторых работах ведущих проектных и научно-исследовательских институтов встречаются случаи выбора вида конструк ций по этим локальным показателям.
Имеется немало случаев, когда значительное увели чение сметной стоимости конструкций оправдывается или снижением затрат труда на строительной площадке, или экономией металла, или снижением расчетных сро ков возведения конструкций, или повышением уровня сборности, или снижением количества типоразмеров конструкций.
Так, в одной из работ ЦНИИПромзданий, выполненной в 1969 г., сделан вывод о нецелесообразности применения монолитных железо бетонных безбалочных перекрытий, несмотря на то, что приведенные затраты для них почти вдвое меньше по сравнению с приведенными затратами для сборных железобетонных конструкций. Такой вывод объясняется тем, что затраты труда на строительной площадке при возведении монолитных железобетонных конструкций при принятых методах работ на 34—45% превысили затраты труда при использова нии сборных конструкций.
Можно ли при сравнении сборных и монолитных же лезобетонных конструкций принять в качестве решаю щего показателя объем железобетона? В общем случае— нет, поскольку в сборных и монолитных конструкциях могут быть применены бетоны различных марок, различ ным может быть расход стали в расчете на 1 м3 объема конструкций, существенно могут отличаться затраты на приобретение конструкций и полуфабрикатов, транспорт ные расходы и затраты на возведение конструкций в ус ловиях строительной площадки, особенно в зимнее время.
Трудоемкость изготовления и возведения конструк ций, а тем более трудоемкость одного только процесса
возведения, также не может быть в общем случае приня та в качестве решающего показателя. Поэтому не слу чайно, что показатели расхода материалов в конструк ции, вес конструкций и трудоемкость их изготовления и возведения отнесены нами к дополнительным показате лям. Показатель трудоемкости можно было бы принять в качестве важнейшего, а может быть далее и решающе го при условии определения сквозных или полных затрат живого и овеществленного труда, включая затраты тру да на добычу и переработку сырья, добычу топлива, производство электроэнергии, материалов и т. п., а также при учете затрат труда на амортизируемые фонды. Для примера в табл. 34 приведены данные о полных затратах труда при возведении монолитных и сборных конструк ций многоэтажных зданий. Из таблицы видно, что, не смотря на более высокую трудоемкость возведения, пол ные затраты труда и сметная стоимость для монолитных конструкций ниже.
Рассмотрим еще один показатель — рентабельность строительных организаций. Может ли увеличение прибы ли и повышение рентабельности, достигаемое за счет применения каких-либо конструкций (а не за счет совер шенствования технологии и организации строительства или повышения уровня механизации, или применения бо лее совершённых строительных машин и оборудования), свидетельствовать об экономической эффективности при менения этих конструкций? Ответ следует отрицатель ный. При действующей системе исчисления накладных расходов и плановых накоплений в строительстве (о чем будет идти речь ниже) применение более дорогих конст рукций, увеличение затрат на их транспортирование (при условии учета этих затрат в смете) приводит к повыше нию рентабельности строительных организаций и увели чению прибыли, хотя с точки зрения интересов народно го хозяйства целесообразно при прочих равных условиях применять более дешевые конструкции.
Степень сборности, определяемая в соответствии со СНиП ІІІ-А.2-62, возрастает при применении более до рогих конструкций и увеличении затрат на их транспор тирование, поэтому повышение степени сборности само по себе не может свидетельствовать о повышении эконо мической эффективности применения конструкций.
Одним из основных показателей является стоимость „ конструкций. При сопоставлении конструкций из одного