Файл: Русанов, А. И. Механизация уборки соломы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бираются пневмомеханическим подборщиком, косилкойизмельчителем КИР-1,5 или стогометателем.

При другом варианте сбор половы осуществляется в прицепленную к комбайну тележку с кузовом емкостью 40—45 м3 . Положительной стороной этого варианта яв­ ляется сокращение простоев комбайна по сравнению со сбором в бункер и возможность отвозки половы к ферме без промежуточной выгрузки на поле. В тележку емко­

стью 45

м3 входит до 2,5 т

половы ' объемным весом

60 кг/м3

вместо 35—40 кг/м3

при наполнении ее измель­

ченной соломой. Масса в тележке состоит из 60—70% по­ ловы и 30—40% соломы. В варианте сбора половы в те­ лежку солома укладывается в валок и затем подбирает­ ся пневмомеханическим подборщиком ФН-1.2П или прессподборщиком. По данным государственных испытаний, производительность комбайна со сбором половы в бун­ кер снижается на 20—30%, а в тележку на 15—25%. По затратам труда, стоимости и потребности в технике луч­ шие показатели имеет вариант со сбором половы в при­ цепленную к комбайну тележку с кузовом емкостью 40— 45 м3 .

Скирдование соломы

Для длительного хранения в осенне-зимний период солома почти повсеместно скирдуется. В настоящее вре­ мя эта операция выполняется в основном с применением стогометателей-погрузчиков СНУ-0,5 или СШР-0,5, при блочном скирдовании используют тросовые волокуши или сетки. Скирдование соломы с использованием ука­ занных средств является одной из наиболее трудоемких операций, на ее долю приходится около 40% всех затрат по заготовке соломы и доставке к ферме.

При скирдовании соломы в пределах поля большое значение имеет выбор места закладки скирды. Оно вы­ бирается с учетом размера поля, расстояния между со­ седними полями, наличия соломы и средств ее доставки. Расчет уборочно-транспортных работ, который определя­ ется грузооборотом, показывает, что для прямоугольно­ го поля грузооборот при закладке скирды в центре поля в два раза меньше грузооборота при закладке ее в углу поля. Поэтому для уменьшения объема транспортных ра­ бот скирду выгодно располагать в центре поля. Однако установка скирды в середине поля препятствует его об­ работке и посеву озимых. Усложняется также доставка

155


соломы к ферме, особенно в ненастную погоду п зимой. Исходя из этого, в большинстве случаев бывает целесо­ образно устанавливать скирды на краю поля вдоль до­ роги. На полях с длинными гонами, особенно при исполь­ зовании комбайнов с измельчителями соломы и нехватке транспортных средств, появляется необходимость уста­ навливать скирды с обеих сторон поля. Для лучшей со­ хранности скирды из измельченной соломы от раздува­ ния ветром ее следует располагать длинной стороной в направлении господствующих ветров.

Размер площадки скирдования определяется габари­ тами скирды и шириной полосы, необходимой для вы­ грузки соломы. Если солома подвозится копновозами пли в тележках, то полоса для разгрузки отводится из расчета по 8—10 м с каждой стороны от закладываемой скирды, а при подвозке тросовыми волокушами — до 20—25 м. Ширина основания скирды с учетом распилов­ ки ее скирдорезом СНТ-7 принимается равной 5—6 м, высота — до 6—6,5 м. Длина скирды определяется коли­ чеством соломы на поле. При близком расположении не­ больших по площади полей солому следует свозить в одно место, так как установка скирд больших размеров обыч­ но предпочтительнее. В этом случае увеличивается про­ изводительность труда на скирдовании за счет снижения затрат времени на закладку основания, очесывание и за­ вершение скирды. Кроме того, снижаются отходы соло­ мы при хранении. В районах повышенного увлажнения солома для скирдования должна иметь влажность не более 18—20%. При повышенной влажности происходит самосогревание соломы и кормовые качества ее значи­ тельно снижаются.

С целью предотвращения опрокидывания стогомета­ телей при скирдовании, площадка, отведенная под скир­ ду, должна быть ровной, без борозд, кочек и ям, при на­ личии неровностей площадку необходимо выравнивать. Для повышения поперечной устойчивости стогометателя задние колеса трактора МТЗ-50, как известно, ставят на колею 2050 мм, а передние — на 1500 мм, ковш, навешен­ ный сзади трактора, загружается балластом. Это увеличи­ вает устойчивость агрегата при передвижении с соломой и при отрыве порций из куч и стяжек. На скирдовании соломы из стяжек, доставленных тросово-рамочной во­ локушей, отрывать порции следует в вертикальном и го­ ризонтальном направлениях, т. е. после проталкивания

156

пальцев грабельной платформы под основание стяжки соломы, опустить прижимную рамку, затем поднять плат­ форму на высоту 30—40 см и, включив заднюю передачу, оторвать захваченную массу. Движение трактора назад в момент отрыва должно быть прямолинейным. При та­ ком способе уменьшаются нагрузки на узлы и детали стогометателя, шланги предохраняются от разрывов, пе­ редние колеса трактора — от перегрузок. Для предотвра­ щения опрокидывания агрегата, особенно при работе со стогометателем типа СШР-0,5, нельзя поднимать гра­ бельную платформу с соломой выше 1—1,5 м до подъез­ да к скирде.

Выгрузка соломы с грабельной платформы с по­ мощью сталкивающей стенки осуществляется в местах, которые указывают скирдоправы. После выгрузки трак­ тор отъезжает от скирды, грабельная платформа опуска­ ется для захвата следующей порции, и процесс повторя­ ется.

С целью повышения производительности труда на скирдовании основание скирды следует делать из стяжек с помощью тросовой волокуши, а при скирдовании из­ мельченной соломы — из копен, выгружаемых из теле­ жек по возможности вплотную друг к другу. После за­ кладки основания скирдоправы заполняют соломой про­ межутки между кучами или стяжками и оправляют края основания. В дальнейшем солому выгружают из тележек непосредственно у самого основания скирды в местах, которые также указывают скирдоправы. При такой вы­ грузке стенка скирды создает упор, в результате гра­ бельная платформа захватывает большие порции со­ ломы.

Скирдование соломы имеет свои технологические осо­ бенности, связанные с одновременным использованием машинного и ручного труда. Поэтому подготовка агрега­ та и рабочего места, правильная расстановка людей, ра­ циональная организация рабочего процесса значительно влияют на повышение производительности труда.

При работе на полях с неровным рельефом или при сильном ветре бывают случаи опрокидывания стогоме­ тателей. Поэтому с целью повышения устойчивости стого- -метателей механизаторы прибегают иногда к навеске их на гусеничные тракторы. Имеются различные варианты навесок, однако наиболее удачное решение было найде­ но механизаторами совхозов «Красногорский» и «Сол-

157


1350-

Рис. 51. Крепление раскоса и гидроцилиндра стогометателя к раме трактора ДТ-54А:

/ — гндроцнлнндр;

2— раскос; 3 — палец; 4 — кронштейн; 5 — стремянка;

6 — швеллер № 18;

7 — продольный брус

трактора; 8 — пластина стремянки;

 

9 — распорная

втулка.

тонский» Алтайского края, где стогометатель СШР-0,5 навесили на трактор ДТ-54А. Для крепления стогомета­ теля на продольный брус рамы трактора (рис. 51) уста­ новлен швеллер № 18 длиной 1350 мм, прикрепленный тремя стремянками. К швеллеру № 6 болтами и сваркой крепится кронштейн 4, в отверстии которого плотно кре­ пят консольный палец 3. На этот палец шарнирно уста­ навливают раскосы крепления рамы стогометателя и си­ ловые гидроцилиндры. Для установки кронштейна в швеллере делают вырез размером 550 мм на расстоянии 530 мм от передней кромки. Для крепления стогометателя в задней части трактора в постель рычагов гидронавески устанавливается и закрепляется вал, на оба конца кото­ рого привариваются уголки длиной 248 мм. Чтобы при­ крепить стойки неподвижной рамы стогометателя, на ва­ лу просверливают отверстия диаметром 12,5 мм. При на­ вешивании стогометателя снимают с трактора задние фары и переносят их на другое место. Навешивание сто­ гометателя несложно и может быть выполнено в хозяй­ стве своими силами.

ГСК.Б по машинам для Дальнего Востока (г. Биро­ биджан) разработало стогометатель-погрузчик СТС-3,1

158

с навеской на гусеничный трактор ДТ-75. В настоящее время проходит испытания стогометатель-погрузчик СПС-3,1. Он в отличие от СТС-3,1 имеет поворотную гра­ бельную платформу.

Стогометатель-погрузчик с поворотной грабельной платформой предназначен для скирдования сена, измель­ ченной и неизмельченной соломы, а также транспорти­ ровки сено-соломистой массы к местам скирдования в условиях переувлажненных почв. В этих условиях стого­ метатели в агрегате с колесными тракторами неработо­ способны из-за плохой проходимости тракторов. Обыч­ ные стогометатели типа СНУ-0,5 или СШР-0,5, навещен­ ные на гусеничные тракторы, а также стогометатель СТС-3,1 в условиях переувлажненных почв не удовлетво­ ряют агротехническим требованиям, так как многократ­ ные подъезды, отъезды и развороты трактора у скирды приводят к сгруживанию почвы, в результате чего за­ трудняется последующая вспашка. Наличие поворотной грабельной платформы позволяет подавать солому или сено на скирду без разворота трактора, что в значитель­ ной мере исключает недостатки обычных стогометателей на гусеничном ходу.

Техническая характеристика стогометателя-погрузчика

навесного

 

с поворотной грабельной платформой СПС-3,1

Грузоподъемность,

кг

700

Габариты в транспортном положении, мм:

 

длина

 

8300

ширина

 

3165

высота

 

3900

Ширина захвата грабельной платформы, мм

3100

Объем

стоговоза,

м3

12,5

Высота подъема по концам пальцев грабельной платфор­

мы, м

'

6,5

Угол поворота грабельной платформы, град

180

Вес стогометателя-погрузчика, кг

2740

Агрегатируется стогометатель-погрузчик с трактором

класса

3,0 т. Обслуживающий персонал — тракторист.

При скирдовании стогометателем СПС-3,1 из копен, подвезенных копновозами, грабельную платформу опус­ кают вниз до соприкосновения концов пальцев с землей, прижимную рамку поднимают. Агрегат продвигается вперед и загружает грабельную платформу соломистой массой при нахождении рычага распределителя гидро­ системы, который управляет рамой подъема, в «плаваю-

159


щем» положении. Соломистая масса прижимается рам­ кой, грабельная платформа поднимается на небольшую высоту, агрегат подъезжает к скирде. Грабельная плат­ форма поднимается и поворачивается на необходимый угол, прижимная рамка поднимается в крайнее верхнее положение, сталкивающая стенка сталкивает солому с грабельной платформы на формируемую скирду. После этого агрегат отъезжает от скирды, и процесс повторяет­ ся снова.

При скирдовании соломы с применением стогообразователя СПМ-200 с него снимают струны (днище) и за­ полняют емкость стогометателем СНУ-0,5. Разравнивает и уплотняет массу внутри емкости оператор с помощью гидравлического разравнивателя-уплотнителя. После за­ полнения емкости задняя стенка стогообразователя сни­ мается и стогообразователь протягивается на 7г или 2/з длины камеры. После протягивания процесс скирдования продолжается в той же последовательности. Завершение скирды осуществляется скирдоправами.

Если применяется блочное скирдование с использо­ ванием сетки или тросовой волокуши, то загружают со- ' лому копновозом КНУ-11 или КУН-10, который отрывает порции и укладывает их на сетку. Двое рабочих прицеп­ ляют сетку к тяговому тросу, перекинутому через скирду, и трактором затягивают до определенного места, где сет­

ка

опрокидывается

и солома разравнивается вручную

по

скирде. Трактор

возвратным тросом стягивает

сетку

в исходное положение, и процесс повторяется. Для

повы­

шения производительности при блочном скирдовании сетку следует делать из расчета погрузки на нее до 800— 900 кг соломы. Ускорение процесса скирдования достига­ ется применением одновременно двух сеток, но в этом случае необходимо иметь два трактора и вдвое больше скирдоправов. При блочном скирдовании обеспечивается возможность закладки скирд с большими габаритами.

Для предупреждения пожара при скирдовании соло­ мы тракторы должны иметь искрогасители, устанавлива­ емые на выхлопной трубе, и огнетушители. Категориче­ ски запрещается курить во время работы на тракторе или рядом со скирдой. Оформленную скирду следует не­ медленно опахать тракторным плугом.

160