ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
бираются пневмомеханическим подборщиком, косилкойизмельчителем КИР-1,5 или стогометателем.
При другом варианте сбор половы осуществляется в прицепленную к комбайну тележку с кузовом емкостью 40—45 м3 . Положительной стороной этого варианта яв ляется сокращение простоев комбайна по сравнению со сбором в бункер и возможность отвозки половы к ферме без промежуточной выгрузки на поле. В тележку емко
стью 45 |
м3 входит до 2,5 т |
половы ' объемным весом |
60 кг/м3 |
вместо 35—40 кг/м3 |
при наполнении ее измель |
ченной соломой. Масса в тележке состоит из 60—70% по ловы и 30—40% соломы. В варианте сбора половы в те лежку солома укладывается в валок и затем подбирает ся пневмомеханическим подборщиком ФН-1.2П или прессподборщиком. По данным государственных испытаний, производительность комбайна со сбором половы в бун кер снижается на 20—30%, а в тележку на 15—25%. По затратам труда, стоимости и потребности в технике луч шие показатели имеет вариант со сбором половы в при цепленную к комбайну тележку с кузовом емкостью 40— 45 м3 .
Скирдование соломы
Для длительного хранения в осенне-зимний период солома почти повсеместно скирдуется. В настоящее вре мя эта операция выполняется в основном с применением стогометателей-погрузчиков СНУ-0,5 или СШР-0,5, при блочном скирдовании используют тросовые волокуши или сетки. Скирдование соломы с использованием ука занных средств является одной из наиболее трудоемких операций, на ее долю приходится около 40% всех затрат по заготовке соломы и доставке к ферме.
При скирдовании соломы в пределах поля большое значение имеет выбор места закладки скирды. Оно вы бирается с учетом размера поля, расстояния между со седними полями, наличия соломы и средств ее доставки. Расчет уборочно-транспортных работ, который определя ется грузооборотом, показывает, что для прямоугольно го поля грузооборот при закладке скирды в центре поля в два раза меньше грузооборота при закладке ее в углу поля. Поэтому для уменьшения объема транспортных ра бот скирду выгодно располагать в центре поля. Однако установка скирды в середине поля препятствует его об работке и посеву озимых. Усложняется также доставка
155
соломы к ферме, особенно в ненастную погоду п зимой. Исходя из этого, в большинстве случаев бывает целесо образно устанавливать скирды на краю поля вдоль до роги. На полях с длинными гонами, особенно при исполь зовании комбайнов с измельчителями соломы и нехватке транспортных средств, появляется необходимость уста навливать скирды с обеих сторон поля. Для лучшей со хранности скирды из измельченной соломы от раздува ния ветром ее следует располагать длинной стороной в направлении господствующих ветров.
Размер площадки скирдования определяется габари тами скирды и шириной полосы, необходимой для вы грузки соломы. Если солома подвозится копновозами пли в тележках, то полоса для разгрузки отводится из расчета по 8—10 м с каждой стороны от закладываемой скирды, а при подвозке тросовыми волокушами — до 20—25 м. Ширина основания скирды с учетом распилов ки ее скирдорезом СНТ-7 принимается равной 5—6 м, высота — до 6—6,5 м. Длина скирды определяется коли чеством соломы на поле. При близком расположении не больших по площади полей солому следует свозить в одно место, так как установка скирд больших размеров обыч но предпочтительнее. В этом случае увеличивается про изводительность труда на скирдовании за счет снижения затрат времени на закладку основания, очесывание и за вершение скирды. Кроме того, снижаются отходы соло мы при хранении. В районах повышенного увлажнения солома для скирдования должна иметь влажность не более 18—20%. При повышенной влажности происходит самосогревание соломы и кормовые качества ее значи тельно снижаются.
С целью предотвращения опрокидывания стогомета телей при скирдовании, площадка, отведенная под скир ду, должна быть ровной, без борозд, кочек и ям, при на личии неровностей площадку необходимо выравнивать. Для повышения поперечной устойчивости стогометателя задние колеса трактора МТЗ-50, как известно, ставят на колею 2050 мм, а передние — на 1500 мм, ковш, навешен ный сзади трактора, загружается балластом. Это увеличи вает устойчивость агрегата при передвижении с соломой и при отрыве порций из куч и стяжек. На скирдовании соломы из стяжек, доставленных тросово-рамочной во локушей, отрывать порции следует в вертикальном и го ризонтальном направлениях, т. е. после проталкивания
156
пальцев грабельной платформы под основание стяжки соломы, опустить прижимную рамку, затем поднять плат форму на высоту 30—40 см и, включив заднюю передачу, оторвать захваченную массу. Движение трактора назад в момент отрыва должно быть прямолинейным. При та ком способе уменьшаются нагрузки на узлы и детали стогометателя, шланги предохраняются от разрывов, пе редние колеса трактора — от перегрузок. Для предотвра щения опрокидывания агрегата, особенно при работе со стогометателем типа СШР-0,5, нельзя поднимать гра бельную платформу с соломой выше 1—1,5 м до подъез да к скирде.
Выгрузка соломы с грабельной платформы с по мощью сталкивающей стенки осуществляется в местах, которые указывают скирдоправы. После выгрузки трак тор отъезжает от скирды, грабельная платформа опуска ется для захвата следующей порции, и процесс повторя ется.
С целью повышения производительности труда на скирдовании основание скирды следует делать из стяжек с помощью тросовой волокуши, а при скирдовании из мельченной соломы — из копен, выгружаемых из теле жек по возможности вплотную друг к другу. После за кладки основания скирдоправы заполняют соломой про межутки между кучами или стяжками и оправляют края основания. В дальнейшем солому выгружают из тележек непосредственно у самого основания скирды в местах, которые также указывают скирдоправы. При такой вы грузке стенка скирды создает упор, в результате гра бельная платформа захватывает большие порции со ломы.
Скирдование соломы имеет свои технологические осо бенности, связанные с одновременным использованием машинного и ручного труда. Поэтому подготовка агрега та и рабочего места, правильная расстановка людей, ра циональная организация рабочего процесса значительно влияют на повышение производительности труда.
При работе на полях с неровным рельефом или при сильном ветре бывают случаи опрокидывания стогоме тателей. Поэтому с целью повышения устойчивости стого- -метателей механизаторы прибегают иногда к навеске их на гусеничные тракторы. Имеются различные варианты навесок, однако наиболее удачное решение было найде но механизаторами совхозов «Красногорский» и «Сол-
157
1350-
Рис. 51. Крепление раскоса и гидроцилиндра стогометателя к раме трактора ДТ-54А:
/ — гндроцнлнндр; |
2— раскос; 3 — палец; 4 — кронштейн; 5 — стремянка; |
|
6 — швеллер № 18; |
7 — продольный брус |
трактора; 8 — пластина стремянки; |
|
9 — распорная |
втулка. |
тонский» Алтайского края, где стогометатель СШР-0,5 навесили на трактор ДТ-54А. Для крепления стогомета теля на продольный брус рамы трактора (рис. 51) уста новлен швеллер № 18 длиной 1350 мм, прикрепленный тремя стремянками. К швеллеру № 6 болтами и сваркой крепится кронштейн 4, в отверстии которого плотно кре пят консольный палец 3. На этот палец шарнирно уста навливают раскосы крепления рамы стогометателя и си ловые гидроцилиндры. Для установки кронштейна в швеллере делают вырез размером 550 мм на расстоянии 530 мм от передней кромки. Для крепления стогометателя в задней части трактора в постель рычагов гидронавески устанавливается и закрепляется вал, на оба конца кото рого привариваются уголки длиной 248 мм. Чтобы при крепить стойки неподвижной рамы стогометателя, на ва лу просверливают отверстия диаметром 12,5 мм. При на вешивании стогометателя снимают с трактора задние фары и переносят их на другое место. Навешивание сто гометателя несложно и может быть выполнено в хозяй стве своими силами.
ГСК.Б по машинам для Дальнего Востока (г. Биро биджан) разработало стогометатель-погрузчик СТС-3,1
158
с навеской на гусеничный трактор ДТ-75. В настоящее время проходит испытания стогометатель-погрузчик СПС-3,1. Он в отличие от СТС-3,1 имеет поворотную гра бельную платформу.
Стогометатель-погрузчик с поворотной грабельной платформой предназначен для скирдования сена, измель ченной и неизмельченной соломы, а также транспорти ровки сено-соломистой массы к местам скирдования в условиях переувлажненных почв. В этих условиях стого метатели в агрегате с колесными тракторами неработо способны из-за плохой проходимости тракторов. Обыч ные стогометатели типа СНУ-0,5 или СШР-0,5, навещен ные на гусеничные тракторы, а также стогометатель СТС-3,1 в условиях переувлажненных почв не удовлетво ряют агротехническим требованиям, так как многократ ные подъезды, отъезды и развороты трактора у скирды приводят к сгруживанию почвы, в результате чего за трудняется последующая вспашка. Наличие поворотной грабельной платформы позволяет подавать солому или сено на скирду без разворота трактора, что в значитель ной мере исключает недостатки обычных стогометателей на гусеничном ходу.
Техническая характеристика стогометателя-погрузчика |
навесного |
||
|
с поворотной грабельной платформой СПС-3,1 |
||
Грузоподъемность, |
кг |
700 |
|
Габариты в транспортном положении, мм: |
|
||
длина |
|
8300 |
|
ширина |
|
3165 |
|
высота |
|
3900 |
|
Ширина захвата грабельной платформы, мм |
3100 |
||
Объем |
стоговоза, |
м3 |
12,5 |
Высота подъема по концам пальцев грабельной платфор |
|||
мы, м |
' |
6,5 |
|
Угол поворота грабельной платформы, град |
180 |
||
Вес стогометателя-погрузчика, кг |
2740 |
||
Агрегатируется стогометатель-погрузчик с трактором |
|||
класса |
3,0 т. Обслуживающий персонал — тракторист. |
При скирдовании стогометателем СПС-3,1 из копен, подвезенных копновозами, грабельную платформу опус кают вниз до соприкосновения концов пальцев с землей, прижимную рамку поднимают. Агрегат продвигается вперед и загружает грабельную платформу соломистой массой при нахождении рычага распределителя гидро системы, который управляет рамой подъема, в «плаваю-
159
щем» положении. Соломистая масса прижимается рам кой, грабельная платформа поднимается на небольшую высоту, агрегат подъезжает к скирде. Грабельная плат форма поднимается и поворачивается на необходимый угол, прижимная рамка поднимается в крайнее верхнее положение, сталкивающая стенка сталкивает солому с грабельной платформы на формируемую скирду. После этого агрегат отъезжает от скирды, и процесс повторяет ся снова.
При скирдовании соломы с применением стогообразователя СПМ-200 с него снимают струны (днище) и за полняют емкость стогометателем СНУ-0,5. Разравнивает и уплотняет массу внутри емкости оператор с помощью гидравлического разравнивателя-уплотнителя. После за полнения емкости задняя стенка стогообразователя сни мается и стогообразователь протягивается на 7г или 2/з длины камеры. После протягивания процесс скирдования продолжается в той же последовательности. Завершение скирды осуществляется скирдоправами.
Если применяется блочное скирдование с использо ванием сетки или тросовой волокуши, то загружают со- ' лому копновозом КНУ-11 или КУН-10, который отрывает порции и укладывает их на сетку. Двое рабочих прицеп ляют сетку к тяговому тросу, перекинутому через скирду, и трактором затягивают до определенного места, где сет
ка |
опрокидывается |
и солома разравнивается вручную |
|
по |
скирде. Трактор |
возвратным тросом стягивает |
сетку |
в исходное положение, и процесс повторяется. Для |
повы |
шения производительности при блочном скирдовании сетку следует делать из расчета погрузки на нее до 800— 900 кг соломы. Ускорение процесса скирдования достига ется применением одновременно двух сеток, но в этом случае необходимо иметь два трактора и вдвое больше скирдоправов. При блочном скирдовании обеспечивается возможность закладки скирд с большими габаритами.
Для предупреждения пожара при скирдовании соло мы тракторы должны иметь искрогасители, устанавлива емые на выхлопной трубе, и огнетушители. Категориче ски запрещается курить во время работы на тракторе или рядом со скирдой. Оформленную скирду следует не медленно опахать тракторным плугом.
160