Файл: Попов, Ю. Н. Повышение эффективности использования техники в земледелии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вать в свеклосеющих районах на погрузке свёклы, то это увеличит их занятость еще на 27—30 дней.

Только на этих работах зерновой комбайн может быть занят до 70 и более дней.

В 1971 г. в колхозах РСФСР более 90% всех зерно­ уборочных комбайнов составляли комбайны типа СК-4. Один комбайн стоит около 4 тыс. руб. Амортизационные отчисления на убранную ими площадь (55 911 тыс. га) при фактической загрузке (32 дня) составили 1230 тыс. руб. Если бы комбайны были заняты только на прямом комбайнироваиии или подборе валков (27 дней), то эта сумма была бы равна 1450 тыс. руб. Если бы все ком­ байны работали полностью на скашивании зерновых, то амортизационные отчисления на подборе валков и пря­ мом комбайнированип составили бы только 1010 тыс.

руб.

Если же в свеклосеющих хозяйствах зерноуборочные комбайны использовать и на погрузке свеклы, то вели­ чина амортизационных отчислений в расчете на уборку 1 га может быть снижена в 1,6—1,7 раза.

Большое значение для повышения эффективности зерноуборочных комбайнов имеет улучшение их манев­ ренности.

В последние годы разработаны технологические схе­ мы и комплексы машин для поточной уборки всего био­ логического урожая зерновых культур с одновременным измельчением и сбором соломы в прицепные емкости с вывозкой ее с поля. Рассмотрим две из них: одна раз­ работана Всесоюзным научно-исследовательским инсти­ тутом сельскохозяйственного машиностроения (схе^а «ВИСХОМ»), другая — Украинским научно-исследова­ тельским институтом механизации и электрификации сельского хозяйства (схема «УНИИМЭСХ»),

Схемы отличаются друг от друга лишь способом уборки соломы. В схеме «ВИСХОМ» комбайн подбирает хлебные валки, обмолачивает их, измельчает солому и укладывает ее сзади комбайна. Сверху на нее ссыпается полова. Затем с помощью навесного пневмомеханичес­ кого подборщика валки подбираются, и по трубопрово­ ду воздушным потоком солома вместе с половой пода­ ется в кузов тележки и затем вывозится на край поля, где скирдуется.

В схеме же «УНИИМЭСХ» измельченная солома

58

подается воздушным потоком по трубопроводу в при­ цепленную сзади тележку. Заполненная тележка отцеп­ ляется, а вместо нее с помощью автоматической сцепки прикрепляется порожняя. Тележка же с измельченной соломой отвозится трактором на край поля или на жи­ вотноводческую ферму.

Таким образом, в схеме «ВИСХОМ» комбайн не связан с прицепной емкостью, а в схеме «УНИИМЭСХ» комбайн работает с тележкой. Это сказалось на выра­ ботках комбайнов. По результатам испытаний в Севе­ ро-Кавказской МИС сменная выработка комбайна в схеме «ВИСХОМ» составила 1,56 га/час, а в схеме «УНИИМЭСХ» — 1,12 га, т. е. в первом случае выра­ ботка была выше почти на 40%. Практически это озна­ чает, что при всех прочих равных условиях в последнем случае для уборки зерновых требуется почти на 40% комбайнов больше. Снижение выработки комбайнов в схеме «УНИИМЭСХ» произошло за счет дополнитель­ ных затрат рабочего времени на ожидание тележек, их приттепки и технического обслуживания. В схеме «ВИСХОМ» этих затрат рабочего времени не было. В результате коэффициент использования рабочего време­ ни в первом случае был 0,63, а во втором — 0,45. Эти результаты были получены при всех прочих равных ус­ ловиях: урожай зерна ?3 ц с 1 га при отношении зерна К соломе 1: 1,5 и равных длинах гона.

Наряду с конструктивным совершенствованием ком­ байнов важное значение имеет совершенствование са­ мой организации их использования.

Существенным источником повышения производи­ тельности зерноуборочных комбайнов является сокра­ щение простоев на разгрузке их бункеров и из-за ожи­ дания транспортных средств.

Так, в колхозе имени Кирова Курской области на уборке озимой пшеницы комбайнами СК-3 при урожай­ ности 15,4 ц простои под разгрузкой и из-за отсутствия

транспортных средств в

расчете на

1 га были равны

8,7

мин., что составляет 23,4 % чистого

рабочего време­

ни,

или 11,7% валового

рабочего времени.

Из

них

4 мин. на 1 га приходится на разгрузку и 4,7

мин.

на

ожидание транспортных средств.

 

 

 

В настоящее время разработаны различные вариан­ ты организации использования комбайнов, позволяю­

69



щие значительно сократить величину простоев и тем по­ высить выработку комбайнов. Например, механизаторы Алтайского края (совхоз «Комсомольский», колхоз «Красное знамя» и др.) в 1968 г. впервые для разгрузки бункеров комбайнов использовали специальные агрега­ ты — самоходные бункеры-накопители, созданные в ма­ стерских .хозяйств из списанных узлов и деталей ком­ байнов СК-3. Были использованы рама, шасси, двига­ тель комбайна с приводом на ведущий мост и выгруз­ ной шнек, приемный бункер повышенной емкости изго­ товлен из листового железа. Емкость бункера рассчита­ на :на одновременное обслуживание четырех зерноубо­ рочных комбайнов, работающих на одном поле группо­ вым способом. Применение самоходных бункеров-нако­ пителей устраняет простои комбайнов из-за ожидания транспортных средств и существенно снижает их про­ стои под разгрузкой.

Работа комбайнов и других средств организуется следующим образом. Как только бункер одного из ком­ байнов заполнится зерном, комбайнер дает сигнал, и бункер-накопитель подъезжает к этому комбайну. Опыт­ ные, высококвалифицированные механизаторы, исполь зуя фиксирующие маркеры взаимодвижения, могут пе­ регружать зерно из бункера комбайна в накопитель без остановки комбайна. Разгрузка накопителя произво­ дится в грузовые автомашины, которые и отвозят зерно на ток. Количество машин зависит от урожайности и расстояния перевозок. Использование бункеров-накопи­ телей позволяет значительно сократить число грузовых автомобилей, занятых на обслуживании комбайнов. Как минимум каждый бункер-накопитель высвобождает не менее двух грузовых автомобилей.

В 1971 г. в Алтайском крае на уборке урожая зер­ новых работало около 2 тыс. бункеров-накопителей. Это позволило повысить выработку каждого .зерноуборочно­ го комбайна, где использовались бункера-накопители, на 25%, а транспортных средств — на 70°/о.

Большой опыт по применению самоходных бункеровнакопителей имеется в совхозе «40 лет Казахстана» Це­ линоградской области. Они также изготовляются из списанных комбайнов СК-3, применяются с 1970 г. Как правило, обслуживают групповую работу зерноубороч­ ных комбайнов один бункер-накопитель на пять-шесть

60

комбайнов. Его применение позволяет хозяйству эконо­

мить на разгрузке каждого бункера по 5—6 мни.,

а за

рабочий день — 2,5—3 часа. В результате производи­

тельность зерноуборочных комбайнов и грузовых

авто­

машин возросла до 25%.

В этом хозяйстве самоходный бункер-накопитель ис­

пользуется не только в период уборки

зерновых, но и

весной на

севе зерновых в качестве загрузчика сеялок

семенами.

Для этого за двумя посевными

агрегатами,

в каждом

из которых по три-четыре сеялки,

закрепляют

один бункер-накопитель, который успешно

справляется

с загрузкой всех сеялок.

по

применению

Опыт совхоза «40 лет Казахстана»

бункеров-накопителей широко используется в других хо­ зяйствах Целиноградской области.

Итересен опыт по уборке и транспортировке зерна, накопленный в хозяйствах Красноярского края, где на период уборки урожая зерновых создаются комплекс­ ные уборочно-транспортные бригады. В их состав вклю­ чаются комбайны, транспортные средства (автомобили, тракторные и автомобильные прицепы) и необходимый состав механизаторов. Уборка урожая осуществляется групповым способом. В разных хозяйствах в зависимо­ сти от сложившихся конкретных условий (расстояния перевозок, урожайности, состояния дорог и др.) по-раз­ ному комплектуются бригады. Например, в совхозе «Боградский» в состав бригады входят: четыре комбай­ на, четыре прицепа, один автомобиль ЗИЛ-164. Прице­ пы используются в качестве бункеров-накопителей. Это позволяет существенно улучшить работу автотранспор­ та, сокращает простои автомашин и уборочных комбай­

нов до 40%. Зерно к токов

на

хлебоприемные пункты

вывозят

централизованные

автоотряды, которых в

1972 г. было

около 200. Создание

централизованных

транспортных

автоотрядов

позволило лучше

маневри­

ровать

автомашинами, своевременно

устранять перебои

в вывозке зерна, способствовало

улучшению

использо­

вания машин.

 

 

 

 

 

Для руководства перевозками зерна в крае был соз­ дан-краевой штаб, который следил за работой автомо­ билей на уборке. Он держал постоянную диспетчерскую связь со всеми районами. Чтобы исключить или умень­ шить до минимума простои транспорта у хлебоприем­

61


ных пунктов,

были

разработаны графики

почасовых

окон приемки

хлеба.

Они были составлены

с учетом

объема сдачи хлеба каждым хозяйством, а также рас­ стояния перевозок. С учетом полученных данных выде­ лено необходимое число машин и установлено время приемки зерна.

Создание уборочно-транспортных бригад и центра­ лизованных отрядов позволило получить большой эконо­ мический эффект. В 1967 г. на уборке урожая в крае было занято почти 28 тыс. автомашин, которые перевез­ ли около 9,5 тыс. т груза, в среднем на каждую авто­ машину 340 т. В 1971 г. было создано 2270 комплексных уборочно-транспортных бригад, работало 24 тыс. авто­ машин и 1815 тракторных и автомобильных прицепов и полуприцепов. Ими было перевезено 11,4 млн. т грузов, выработка на каждый автомобиль составила 478 т груза. В этом году на работе автотранспорта было сэко­ номлено 590 тыс. руб.

Большое значение в работе всех типов комбайнов имеет использование одних и тех же машин для уборки сельскохозяйственных культур в различных зонах стра­ ны. При различном сроке созревания зерновых куль­ тур по зонам страны период их уборки длится три и бо­ лее месяца. На уборку всех зерновых культур в тех или иных зональных условиях в лучшие агротехнические сроки требуется не более трех.-четырех недель. Следова­ тельно, каждый зерноуборочный комбайн может рабо­ тать еще не менее двух месяцев в других зональных ус­ ловиях.

Такой порядок использования комбайнов применяет­ ся на практике в ряде районов страны. Например, в 1972 г. сотни зерноуборочных комбайнов из южных районов Ставропольского края и Карачаево-Черкесской автономной области, где зерновые созревают позднее, работали вначале на уборке урожая в восточных, затем

вюжных районах и Карачаево-Черкессии.

В1972 г. из южных и центральных районов РСФСР на уборку зерновых в хозяйства Сибири было направле­ но более 12 тыс. комбайнеров, около 6 тыс. зерноубо­

рочных комбайнов и свыше 40 тыс. автомашин. В хозяй­ ствах Казахстана на уборке зерновых работало около 15 тыс. комбайнеров и много уборочной техники из дру­ гих районов страны. '

62


Подобным образом можно использовать й другие типы комбайнов. Обобщение массовых материалов госсортучастков СССР по срокам созревания и уборки сельскохозяйственных культур показало:

период уборки картофеля в стране продолжается с пятой пятидневки июля по вторую пятидневку октября, т. е. около 2,5 месяца. Если учесть затраты времени на транспортировку комбайнов в другие районы страны после окончания уборки картофеля в данном районе, то каждый комбайн можно было бы использовать как ми­ нимум еще 30—40 дней.

массовая уборка сахарной свеклы в стране проходит в период третья пятидневка сентября—четвертая пяти­ дневка ноября. Последняя дата взята по периоду массо­ вой уборки свеклы в Гродненской области (начало уборки плюс 20 дней), т. е. при агротехническом сроке уборки 20 дней эти комбайны могли бы быть загруже­ ны работой еще примерно столько же дней;

кукуруза на зерно убирается в течение 2,5 месяцев— с пятой пятидневки августа по пятую-шестую пятиднев­ ку октября. При агротехническом сроке 12 дней куку­ рузоуборочные комбайны могли бы работать в других зо­ нах страны до трех таких сроков. Еще более продолжи­ тельна уборка кукурузы на силос — с первой пятиднев­

ки августа

по четвертую пятидневку октября (начало

уборки

в Псковской области

плюс 12 дней на уборку),

т. е. около 80 дней.

Эти комбайны также можно было

бы использовать как минимум еще три-четыре срока.

Для

организации

такого

порядка

использования

комбайнов

необходимо осуществить

соответствующие

мероприятия:

 

 

 

а) определить по различным зональным условиям действительную потребность в тех или иных типах ком­ байнов для уборки различных сельскохозяйственных культур в агротехнические сроки;

б) обосновать и рассчитать варианты транспортиров­ ки комбайнов,'при которых бы обеспечивалась своевре­ менная доставка их к местам работы при минимальных транспортных издержках. При этом комбайны из райо­ нов и хозяйств с ранними сроками созревания культур должны поступать в одни и те же районы (и хозяйства) с более поздними сроками и не единицами, а большими партиями. Например, кукурузоуборочные комбайны из

63