Файл: Нечаев, Г. А. Гидроизоляционные работы в энергетике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В гидроизоляционных работах наибольшее приме­ нение находят битумные эмульсионные пасты, пред­ ставляющие собой битумные эмульсии на минераль­ ных эмульгаторах. В качестве эмульгаторов в битум­ ных эмульсионных пастах используются высококаче­ ственная известь, глина или сульфитно-спиртовая

бражка (CCB). Битумная эмульсионная паста для гидроизоляционных работ в зависимости от вида эмульгатора в своем составе имеет следующие компо­ ненты (в % ) :

Гашеная известь I и II

Битум

Вода

Эмульгатор

сорт 45-50

35—40

10-15

Известь + глина (соотноше­

30—38

12—15

ние 1:1)............................................

50-55

Известь + ССБ (соотношение

33—42

8—12

4:1).......................................................

50-55

Глина пластичная (число пла­

35-42

0-10

стичности 7—15)......................

50—55

Суглинок тяжелый (число пла­

30-45

15-25

стичности 7—10)......................

40—45

Суглинок легкий, лёсс,

тре­

25-30

30-35

пел .......................................................

35—40

Серпентинит (песчаных частиц

32—40

15-18

10—2(P∕0)............................................

45-50

Битумную эмульсионную пасту приготовляют на дорожном битуме БНД-40/60, смешивая нагретые до рабочей температуры компоненты. В результате интен­

сивного перемешивания смеси происходит раздробле­ ние горячего битума, а затем получающаяся паста разжижается дополнительно вводимой в нее водой. Для приготовления пасты применяют пастосмесители и растворомешалки периодического действия.

Наиболее рационально применять раствороме­ шалки, снабженные обогреваемым смесительным ба­ рабаном, со скоростью вращения лопастного вала от 60 до 160 об/мин, что позволяет повысить качество па­ сты и увеличить в 8—10 раз производительность.

На рис. 2 представлена схема простейшей стацио­ нарной пастосмесительной установки (/ — битумный котел; 2— растворомешалка; 3 — дозировочные бачки

для битума и воды; 4 — бункер для готовой пасты;

15


5 — бункер для теста эмульгатора). Выбор оборудо­ вания и приготовление пасты следует производить-

в соответствии с требованиями технических правил [1].

Рис. 2.

Битумные эмульсионные пасты используют для приготовления холодных асфальтовых мастик и для грунтовки бетонных поверхностей. Битумные пасты могут храниться в емкостях длительное время.

Приготовление и характеристика

гидроизоляционных материалов

На основе органического вяжущего приготовляют

холодные и горячие асфальтовые смеси (мастики, ра­ створы, бетоны), пропитанные и штучные гидроизоля­ ционные материалы.

Из холодных асфальтовых составов наиболее рас­ пространены в практике гидроизоляционных работ

холодные асфальтовые мастики — хамаст, которые представляют собой смесь битумных эмульсионных паст с минеральным наполнителем с добавлением воды до получения заданной консистенции.

Для приготовления хамаст используют обычные растворомешалки принудительного перемешивания.

16

Для гидроизоляции применяются мастики следующих составов (в %):

Хамаст ИИ-20

%

Известково-битумная паста......................................................

80

Известняковый или ХамастдругойИАЦпорошок-15 ......................................

%20

Известково-битумная паста.......................................................

85

Портландцемент М-400 (ГОСТ 10178-62) ....

7,5

В Асбест 7-го сорта (ГОСТ 12871-67)..............................

7,5

мастику в процессе перемешивания дополни­

тельно к воде, содержащейся в пасте, при необходимо­

сти добавляется вода до 3—4%. В условиях минера­

лизованных грунтовых вод с сульфатной, морской и

углекислой агрессивностью в качестве наполнителя

используют кирпичный, шамотный порошки или мар-

шалит (молотый песок).

 

 

Не разрешается применять мастики хамаст при об­

щекислотной и электрохимической

агрессивности

грунтов.

 

 

Для заполнения деформационных швов гидротех­

нических сооружений рекомендуются мастики следую­

щих составов (в %):

 

 

Хамаст ГИ-50

%

Глинобитумная паста ............................................

50

Любой порошок

илисмесь..........................

50

Хамаст СП-40

%

Суглинисто-битумная или трепел-би-

тумная паста.............................................................

 

60

Любой порошок

илисупесь......................

40

При работе в зимних условиях при отрицательных

температурах воздуха применяют хамаст с введением в состав мастики пластифицирующих и противоморозных добавок в виде технических спиртов. Для гидро­ изоляции рекомендуется хамаст марки БНСХА-15 сле­ дующего состава (в %):

Известково-битумная паста............................

 

72—76

Известняковый или другой порошок .

15

Быстротвердеющий цемент БТЦ ...

5

Пластификатор: бензин автомобильный

 

(ГОСТ 8505-57).......................................................

 

 

1—3

Антифриз: изоамиловый спирт

 

___

 

і .

 

 

(ГОСТ 5830-61)................................

 

 

3—5

2

17 .


. Готовая хамаст представляет собой массу сметано­ образной консистенции. Она не должна иметь комков, непромешанных минеральных частиц и признаков рас­ слоения. Эту мастику применяют для устройства шту­ катурной гидроизоляции.

Транспортирование хамаст производится в контей­

нерах, автосамосвалах или по трубам с использова­ нием растворонасосов.

Хамаст обладает значительными преимуществами. Применение ее позволяет комплексно механизировать основные и вспомогательные операции гидроизоляци­ онных работ. Устройство штукатурной гидроизоляции

из хамаста возможно как в летних, так и в зимних ус­ ловиях (при отрицательной температуре воздуха). Ха­ маст может наноситься на влажные бетонные поверх­ ности и для приготовления не требует дефицитных дорогостоящих материалов.

Стоимость 1 кг хамаста — 3,5—4 коп. Стоимость штукатурной гидроизоляции из хамаста составляет

0,5-0,9 руб/м2, а трудовые затраты на покрытие та­ кой гидроизоляцией 1 м2 не более 0,03 чел.-дня. Приго­ товление, транспортирование и применение холодной асфальтовой мастики следует производить с соблюде­

нием технических правил [1].

Горячие асфальтовые составы. Для устройства штукатурной окрасочной и литой гидроизоляции при­ меняются горячие асфальтовые мастики и растворы. Асфальтовые мастики представляют собой пластич­ ные смеси битумов с порошкообразными или волокни­ стыми наполнителями. В табл. 3 приведены составы мастик и растворов, применяемых для штукатурки.

В качестве порошкообразных наполнителей исполь­

зуются каменные естественные или искусственные по­ рошки: известняковый, доломитовый, шамотный,

кварцевый, кирпичный и др.

Они должны быть сухими, сыпучими и содержать не менее 90% зерен мельче 0,25 мм, глинистых ча­

стиц— не более 1,5%, а водорастворимых соедине­

ний — не более 0,5 %.

Вкачестве волокнистого наполнителя в мастиках

ирастворах используется хризотиловый асбест 6—

7-го сортов. Он должен быть сухим и рыхлым, посто­ ронних примесей иметь не более 10%. Пески, исполь-

18

Таблица З

Битум, ⅝

Материал

БН-ІѴ БН-Ѵ

Раствор нормаль­

ный ............................

25±3

Мастика нормаль­

ная ............................

35±5

Раствор пластифи­

цированный . . 27 + 3

Мастика пласти­ фицированная. . 38 + 5 __

Раствор тепло­ стойкий .... 28±3

Мастика тепло­ стойкая .... 40±5

^Раствор удешев­ ленный .... 20±3 —

Пластификатор, % Наполнители, %

к

 

 

О ез

 

 

волокнис­ тый

О з

»

5 ɔi

 

«

≡ S

 

3 Й

О

и

 

 

 

 

C О

≡ і

з S

 

 

о

 

 

о

 

Q-O-

E

 

 

S ≡

 

 

__

___

5±1 30±3 40 ±5

8+1 57±5

__

1 ±0,5

2 ±0,5

5±1 35±3 30±5

1,5 ±0,5

2,5 ±0,5 8±1 50±5

__

__

5±1 27±3 40±5

 

 

__

8±1 52±5

5±1 20±3 55 ±5

зуемые в составах асфальтовых растворов, не должны

•содержать частиц крупнее 2,5 мм, а частиц мельче

0,14 мм должно быть не более 15%. В качестве пласти­ фикаторов используются резиновая крошка (общешин­ ная) и машинное масло.

Асфальтовые растворы применяются в тех случаях, когда от штукатурки требуется более высокая механи­ ческая прочность. Следует иметь в виду, что приготов­ ление и нанесение асфальтовых растворов сложнее, чем асфальтовых мастик.

Для устройства литой окрасочной гидроизоляции и изготовления асфальтовых матов применяются го­ рячие асфальтовые мастики (табл. 4). В технологиче­

ский процесс приготовления горячих асфальтовых составов входит подготовка битума или сплавов би­ тума, минеральных материалов и смешивание их ja на­

гретом состоянии. При этом битум нагревается до ра­ бочей температуры 160—180° С, а минеральные мате­ риалы до 180—200° С.

Для изготовления горячих асфальтовых мастик и

растворов литой консистенции асфальтосмесительные

установки, применяемые для приготовления асфальто-

2*

19



Таблица 4

Компоненты

Мастика нор­

Теплоустой­

Ударопроч­

мальная

БН- чивая

ная

 

БH-40/60

| БН-ІѴ

ІѴ I БН-Ѵ

БН-ІѴ I

БН-Ѵ

Для литой гидроизоляции

 

 

Битум .................................

30-50 35-40 30—35 35-40 75-80 80-85

Наполнитель ....

65-70

60-65 60-65 50-55

Асбест 7—8-го сорта

0-5

5-7

5-10 15-20

0-5

Резиновая крошка . .

0-5 0-5

0-5 15-20

Для окрасочной гидроизоляции

 

Битум .................................

40-45 45-50 50—55 85-90 85-90 85—90

Наполнитель ....

55-60

50-65 42—45

Асбест + резина . .

0-5

5-8 10-15

5-15 10-15

Для приготовления асфальтовых матов

Битум .................................

30-35

35-40 35-40 40-45 75-80 65—70

Наполнитель . . . .

65—70

60-65 50—55 55-60

0-5 15—20

Асбест 4- резина . .

0—5

5—10

5-10 20-25 10-15

бетонных смесей,

непригодны.

Для этой цели

могут

быть использованы установки, снабженные барабаном или котлом, оборудованным смесительными устройст­ вами и теплоизоляционной одеждой, передвижной ре­ монтер МДР, авторемонтер ДАР, передвижной асфальтосмеситель Д-320, передвижной котел-смеситель-

УБ-2, асфальтовоз Волгоградгидростроя, асфальтово» Волгоградского филиата института Гидропроект, са­

моходный ремонтер Д-545 и котел асфальтосмеситель КАР-1800В (Польша). Технические характеристики этих механизмов приведены в [2].

В практике для приготовления литых асфальтовых смесей применяется асфальтосмеситель ВНИИГ, пе­

реоборудованный из растворомешалки С-50; он имеет емкость смесительного барабана 80 л, а производи­

тельность 0,5 т/ч [2].

Для приготовления горячих асфальтовых мастик можно применять битумоварочный котел КЗА, ем­ костью 3 м3, установленный на салазках и оборудо­

ванный мешалкой с механическим приводом. Приго­ товление горячих асфальтовых составов в механизи-

20