Файл: Нечаев, Г. А. Гидроизоляционные работы в энергетике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
В гидроизоляционных работах наибольшее приме нение находят битумные эмульсионные пасты, пред ставляющие собой битумные эмульсии на минераль ных эмульгаторах. В качестве эмульгаторов в битум ных эмульсионных пастах используются высококаче ственная известь, глина или сульфитно-спиртовая
бражка (CCB). Битумная эмульсионная паста для гидроизоляционных работ в зависимости от вида эмульгатора в своем составе имеет следующие компо ненты (в % ) :
Гашеная известь I и II |
Битум |
Вода |
Эмульгатор |
сорт 45-50 |
35—40 |
10-15 |
|
Известь + глина (соотноше |
30—38 |
12—15 |
|
ние 1:1)............................................ |
50-55 |
||
Известь + ССБ (соотношение |
33—42 |
8—12 |
|
4:1)....................................................... |
50-55 |
||
Глина пластичная (число пла |
35-42 |
0-10 |
|
стичности 7—15)...................... |
50—55 |
||
Суглинок тяжелый (число пла |
30-45 |
15-25 |
|
стичности 7—10)...................... |
40—45 |
||
Суглинок легкий, лёсс, |
тре |
25-30 |
30-35 |
пел ....................................................... |
35—40 |
||
Серпентинит (песчаных частиц |
32—40 |
15-18 |
|
10—2(P∕0)............................................ |
45-50 |
Битумную эмульсионную пасту приготовляют на дорожном битуме БНД-40/60, смешивая нагретые до рабочей температуры компоненты. В результате интен
сивного перемешивания смеси происходит раздробле ние горячего битума, а затем получающаяся паста разжижается дополнительно вводимой в нее водой. Для приготовления пасты применяют пастосмесители и растворомешалки периодического действия.
Наиболее рационально применять раствороме шалки, снабженные обогреваемым смесительным ба рабаном, со скоростью вращения лопастного вала от 60 до 160 об/мин, что позволяет повысить качество па сты и увеличить в 8—10 раз производительность.
На рис. 2 представлена схема простейшей стацио нарной пастосмесительной установки (/ — битумный котел; 2— растворомешалка; 3 — дозировочные бачки
для битума и воды; 4 — бункер для готовой пасты;
15
5 — бункер для теста эмульгатора). Выбор оборудо вания и приготовление пасты следует производить-
в соответствии с требованиями технических правил [1].
Рис. 2.
Битумные эмульсионные пасты используют для приготовления холодных асфальтовых мастик и для грунтовки бетонных поверхностей. Битумные пасты могут храниться в емкостях длительное время.
Приготовление и характеристика
гидроизоляционных материалов
На основе органического вяжущего приготовляют
холодные и горячие асфальтовые смеси (мастики, ра створы, бетоны), пропитанные и штучные гидроизоля ционные материалы.
Из холодных асфальтовых составов наиболее рас пространены в практике гидроизоляционных работ
холодные асфальтовые мастики — хамаст, которые представляют собой смесь битумных эмульсионных паст с минеральным наполнителем с добавлением воды до получения заданной консистенции.
Для приготовления хамаст используют обычные растворомешалки принудительного перемешивания.
16
Для гидроизоляции применяются мастики следующих составов (в %):
Хамаст ИИ-20 |
% |
|
Известково-битумная паста...................................................... |
80 |
|
Известняковый или ХамастдругойИАЦпорошок-15 ...................................... |
%20 |
|
Известково-битумная паста....................................................... |
85 |
|
Портландцемент М-400 (ГОСТ 10178-62) .... |
7,5 |
|
В Асбест 7-го сорта (ГОСТ 12871-67).............................. |
7,5 |
|
мастику в процессе перемешивания дополни |
||
тельно к воде, содержащейся в пасте, при необходимо |
||
сти добавляется вода до 3—4%. В условиях минера |
||
лизованных грунтовых вод с сульфатной, морской и |
||
углекислой агрессивностью в качестве наполнителя |
||
используют кирпичный, шамотный порошки или мар- |
||
шалит (молотый песок). |
|
|
Не разрешается применять мастики хамаст при об |
||
щекислотной и электрохимической |
агрессивности |
|
грунтов. |
|
|
Для заполнения деформационных швов гидротех |
||
нических сооружений рекомендуются мастики следую |
||
щих составов (в %): |
|
|
Хамаст ГИ-50 |
% |
|
Глинобитумная паста ............................................ |
50 |
|
Любой порошок |
илисмесь.......................... |
50 |
Хамаст СП-40 |
% |
|
Суглинисто-битумная или трепел-би- |
||
тумная паста............................................................. |
|
60 |
Любой порошок |
илисупесь...................... |
40 |
При работе в зимних условиях при отрицательных
температурах воздуха применяют хамаст с введением в состав мастики пластифицирующих и противоморозных добавок в виде технических спиртов. Для гидро изоляции рекомендуется хамаст марки БНСХА-15 сле дующего состава (в %):
Известково-битумная паста............................ |
|
72—76 |
|
Известняковый или другой порошок . |
15 |
||
Быстротвердеющий цемент БТЦ ... |
5 |
||
Пластификатор: бензин автомобильный |
|
||
(ГОСТ 8505-57)....................................................... |
|
|
1—3 |
Антифриз: изоамиловый спирт |
|
___ |
|
|
і . |
|
|
(ГОСТ 5830-61)................................ |
|
|
3—5 |
2 |
17 . |
. Готовая хамаст представляет собой массу сметано образной консистенции. Она не должна иметь комков, непромешанных минеральных частиц и признаков рас слоения. Эту мастику применяют для устройства шту катурной гидроизоляции.
Транспортирование хамаст производится в контей
нерах, автосамосвалах или по трубам с использова нием растворонасосов.
Хамаст обладает значительными преимуществами. Применение ее позволяет комплексно механизировать основные и вспомогательные операции гидроизоляци онных работ. Устройство штукатурной гидроизоляции
из хамаста возможно как в летних, так и в зимних ус ловиях (при отрицательной температуре воздуха). Ха маст может наноситься на влажные бетонные поверх ности и для приготовления не требует дефицитных дорогостоящих материалов.
Стоимость 1 кг хамаста — 3,5—4 коп. Стоимость штукатурной гидроизоляции из хамаста составляет
0,5-0,9 руб/м2, а трудовые затраты на покрытие та кой гидроизоляцией 1 м2 не более 0,03 чел.-дня. Приго товление, транспортирование и применение холодной асфальтовой мастики следует производить с соблюде
нием технических правил [1].
Горячие асфальтовые составы. Для устройства штукатурной окрасочной и литой гидроизоляции при меняются горячие асфальтовые мастики и растворы. Асфальтовые мастики представляют собой пластич ные смеси битумов с порошкообразными или волокни стыми наполнителями. В табл. 3 приведены составы мастик и растворов, применяемых для штукатурки.
В качестве порошкообразных наполнителей исполь
зуются каменные естественные или искусственные по рошки: известняковый, доломитовый, шамотный,
кварцевый, кирпичный и др.
Они должны быть сухими, сыпучими и содержать не менее 90% зерен мельче 0,25 мм, глинистых ча
стиц— не более 1,5%, а водорастворимых соедине
ний — не более 0,5 %.
Вкачестве волокнистого наполнителя в мастиках
ирастворах используется хризотиловый асбест 6—
7-го сортов. Он должен быть сухим и рыхлым, посто ронних примесей иметь не более 10%. Пески, исполь-
18
Таблица З
Битум, ⅝
Материал
БН-ІѴ БН-Ѵ
Раствор нормаль
ный ............................ |
25±3 |
Мастика нормаль
ная ............................ |
35±5 |
Раствор пластифи
цированный . . 27 + 3
Мастика пласти фицированная. . 38 + 5 __
Раствор тепло стойкий .... 28±3
Мастика тепло стойкая .... 40±5
^Раствор удешев ленный .... 20±3 —
Пластификатор, % Наполнители, %
к |
|
<υ |
|
О ез |
|
<я |
|
≡ |
волокнис тый |
О з |
» |
5 ɔi |
|
||||
CÛ |
« |
≡ S |
|
3 Й |
|
О |
и |
|
|||
|
|
|
C О |
||
≡ і |
з S |
|
|
о |
|
|
|
о |
|
Q-O- |
E |
|
|
S ≡ |
|
|
|
__ |
___ |
5±1 30±3 40 ±5 |
|||
8+1 57±5 |
__ |
||||
1 ±0,5 |
2 ±0,5 |
5±1 35±3 30±5 |
|||
1,5 ±0,5 |
2,5 ±0,5 8±1 50±5 |
— |
|||
__ |
__ |
5±1 27±3 40±5 |
|||
|
|
__ |
8±1 52±5 |
— |
|
— |
— |
5±1 20±3 55 ±5 |
зуемые в составах асфальтовых растворов, не должны
•содержать частиц крупнее 2,5 мм, а частиц мельче
0,14 мм должно быть не более 15%. В качестве пласти фикаторов используются резиновая крошка (общешин ная) и машинное масло.
Асфальтовые растворы применяются в тех случаях, когда от штукатурки требуется более высокая механи ческая прочность. Следует иметь в виду, что приготов ление и нанесение асфальтовых растворов сложнее, чем асфальтовых мастик.
Для устройства литой окрасочной гидроизоляции и изготовления асфальтовых матов применяются го рячие асфальтовые мастики (табл. 4). В технологиче
ский процесс приготовления горячих асфальтовых составов входит подготовка битума или сплавов би тума, минеральных материалов и смешивание их ja на
гретом состоянии. При этом битум нагревается до ра бочей температуры 160—180° С, а минеральные мате риалы до 180—200° С.
Для изготовления горячих асфальтовых мастик и
растворов литой консистенции асфальтосмесительные
установки, применяемые для приготовления асфальто-
2* |
19 |
Таблица 4
Компоненты |
Мастика нор |
Теплоустой |
Ударопроч |
|||
мальная |
БН- чивая |
ная |
||||
|
БH-40/60 |
| БН-ІѴ |
ІѴ I БН-Ѵ |
БН-ІѴ I |
БН-Ѵ |
|
Для литой гидроизоляции |
|
|
||||
Битум ................................. |
30-50 35-40 30—35 35-40 75-80 80-85 |
|||||
Наполнитель .... |
65-70 |
60-65 60-65 50-55 |
— |
— |
||
Асбест 7—8-го сорта |
0-5 |
— |
5-7 |
5-10 15-20 |
0-5 |
|
Резиновая крошка . . |
— |
— |
0-5 0-5 |
0-5 15-20 |
||
Для окрасочной гидроизоляции |
|
|||||
Битум ................................. |
40-45 45-50 50—55 85-90 85-90 85—90 |
|||||
Наполнитель .... |
55-60 |
50-65 42—45 |
— |
— |
— |
|
Асбест + резина . . |
0-5 |
— |
5-8 10-15 |
5-15 10-15 |
||
Для приготовления асфальтовых матов |
||||||
Битум ................................. |
30-35 |
35-40 35-40 40-45 75-80 65—70 |
||||
Наполнитель . . . . |
65—70 |
60-65 50—55 55-60 |
0-5 15—20 |
|||
Асбест 4- резина . . |
0—5 |
— |
5—10 |
5-10 20-25 10-15 |
||
бетонных смесей, |
непригодны. |
Для этой цели |
могут |
быть использованы установки, снабженные барабаном или котлом, оборудованным смесительными устройст вами и теплоизоляционной одеждой, передвижной ре монтер МДР, авторемонтер ДАР, передвижной асфальтосмеситель Д-320, передвижной котел-смеситель-
УБ-2, асфальтовоз Волгоградгидростроя, асфальтово» Волгоградского филиата института Гидропроект, са
моходный ремонтер Д-545 и котел асфальтосмеситель КАР-1800В (Польша). Технические характеристики этих механизмов приведены в [2].
В практике для приготовления литых асфальтовых смесей применяется асфальтосмеситель ВНИИГ, пе
реоборудованный из растворомешалки С-50; он имеет емкость смесительного барабана 80 л, а производи
тельность 0,5 т/ч [2].
Для приготовления горячих асфальтовых мастик можно применять битумоварочный котел КЗА, ем костью 3 м3, установленный на салазках и оборудо
ванный мешалкой с механическим приводом. Приго товление горячих асфальтовых составов в механизи-
20