Файл: Мизери, А. А. Эксплуатация текстильного оборудования с деталями из пористых спеченных материалов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сационном резервуаре, отбрасывается центробежной силой к его стенкам, вследствие чего нарушается контакт между наружной по­ верхностью втулки и маслом. В результате подача масла в поры прекращается. Кроме того, условия масловыделения из пор втулки на трущиеся поверхности ухудшаются за счет действия центро­ бежной силы, которая препятствует течению масла в капиллярах по направлению к центру вращения. Тем не менее при работе данного узла с остановками применение пористых втулок с ком­ пенсационными резервуарами все же оправдано, так как во время остановок происходит дополнительное пропитывание втулки мас­ лом, находящимся в резервуаре.

Условия выделения масла из пор пористой втулки при работе узлов трения с возвратно-вращательным движением также зависят от ряда факторов (см. рис. 22 и 23). Несомненно, что одним из главных факторов является температура, действие которой наряду с влиянием других факторов сказывается в условиях нестацио­ нарного температурного режима.

В дальнейшем при установившейся температуре на условия масловыделения будут влиять только количество циклов и вели­ чина угла качания (при прочих равных условиях).

С увеличением количества циклов и угла качания условия мас­ ловыделения улучшаются.

При работе узла трения с возвратно-вращательным движением зона «отрицательного» избыточного давления в зазоре возникает синхронно количеству циклов попеременно то с одной, то с дру­ гой стороны зоны «положительного» давления. Это обеспечивает подачу масла из пор втулки к трущимся поверхностям. И в этом случае наличие компенсационного резервуара для подачи масла целесообразно.

Экспериментальные исследования зоны действия и величины избыточных давлений в зазоре

Для проведения экспериментальных исследований была раз­ работана специальная установка, смонтированная на токарно-вин­ торезном станке 1К62 (рис. 25).

В шпинделе станка устанавливали экспериментальный вал и с другой стороны подпирали вращающимся центром задней бабки. На поверхности вала протачивали цилиндрические пояски одина­ кового номинального диаметра, незначительно отличавшиеся между собой величиной допуска. На рабочую часть вала уста­ навливали отдельную обойму с запрессованной в ней исследуемой втулкой. В обойме и втулке было просверлено 30 отверстий диа­ метром 0,9 мм в трех поясах по длине и по 10 отверстий в каждом поясе.

В отверстия обоймы вворачивали ниппели, соединяющие вну­ треннюю щель между втулкой и валом с помощью шлангов с бата­ рейным ртутным манометром. Нагрузочное устройство, представ­ ляющее собой двуплечий рычаг с шарнирной призмой на одном

52


конце и подвешенным грузом на другом, устанавливали в резце­ держателе суппорта. Давление в зазоре измеряли одновременно

в30 точках. С помощью батарейного манометра одновременно получали эпюру давлений в зазоре во всех трех поясах. Зазоры б

всопряжениях вал ■— подшипниковая втулка, принятые равными 0,05; 0,075 и 0,1, обеспечивали ходовую посадку по третьему классу точности. Трущиеся поверхности вала и подшипниковой втулки

обрабатывали по седьмому классу чистоты в соответствии с ГОСТ

2789—59.

Частота

вращения

при экспериментах изменялась

ступенями

от 50 до 1000 об/мин

(50, 100, 200, 250, 315, 400, 500, 630, 800,

1000 об/мин). Нагрузка на

 

 

 

 

 

 

опору составляла 4 кгс/см2.

 

 

 

 

 

 

Наибольший интерес пред­

 

 

 

 

 

 

ставляют эпюры

распределе­

 

 

 

 

 

 

ния давлений во втором поя­

 

 

 

 

 

 

се, представленные на рис. 26

 

 

 

 

 

 

и 27. Эпюры показывают, что

 

 

 

 

 

 

уже

при

низких. значениях

 

 

 

 

 

 

скоростей скольжения в опре­

 

 

 

 

 

 

деленной части зазора созда­

 

 

 

 

 

 

ется зона «отрицательного»

 

 

 

 

 

 

давления, занимающая не ме­

 

 

 

 

 

 

нее 0,3 внутренней поверхно­

 

 

 

 

 

 

сти

подшипниковой

втулки

 

 

 

 

 

 

для всех вариантов скоростей.

Рис.

25.

Экспериментальная установка

Так,

при

скорости

сколь­

для

исследования зоны действия

и ве­

жения

и= 0,11

м/с

(п = 50

личины

избыточных

давлений в

зазоре

об/мин)

«отрицательное» дав­

 

 

 

 

 

 

ление не превышает 5 мм рт. ст. при зазоре 6 = 0,1

мм и 9 мм рт. ст.

при зазоре 6= 0,05

мм. По мере увеличения скоростей скольжения

«отрицательное» давление возрастает, достигая при у= 1,9 м/с

(п =

= 800

об/мин) 65

мм рт. ст. при 6= 0,1

мм и 142 мм рт. ст. при

6 = 0,05 мм. Другая часть внутренней

поверхности

подшипниковой

втулки

(примерно тоже 0,3 поверхности)

представляет

собой

зону

«положительного» давления, достигающего 130 мм рт. ст. при за­ зоре 6 = 0,1 мм и 290 мм рт. ст. при зазоре 6= 0,05 мм.

На рис. 28 представлен график изменения величины «отрица­ тельного» давления при различных значениях би п.

Из приведенного графика видно следующее:

1.С увеличением частоты вращения величина «отрицательного» давления возрастает.

2.На интенсивность роста отрицательного давления при про­ чих равных условиях влияет величина зазора. Чем меньше зазор, тем больше величина отрицательного давления. Так, давление, равное 82 мм рт. ст., достигается при п=1000 об/мин и при зазоре

всопряжении вал — подшипник 6= 0,1 мм, в то же время этого

давления можно достичь при п=400 об/мин и при зазоре

6 = 0,05 мм.

53


Для проведения второй серии экспериментов применяли специ­ альную установку, представленную на рис. 29. На вал, закреплен­ ный на шпинделе станка, устанавливается стальная обойма с за­ прессованной в ней пористой железографитовой втулкой. На вну­

тренней поверхности обоймы прорезаются параллельно ее оси 10 несквозных канавок, равномерно распределенных по окруж­

ности.

 

 

втулкой

создаются

При запрессовке втулки между обоймой и

замкнутые емкости. Каждая

емкость сообщается с

атмосферой

с помощью двух

отверстий,

обеспечивающих

лучшее

заполнение

емкости маслом

(масло индустриальное 10). Отверстия с помощью

ниппелей и резиновых шлангов соединяются со стеклянными труб­ ками, смонтированными на общем диске, закрепленном на обойме.

54

Масло подкрашивают растворяющимися в нем красителями. В каж­ дой трубке уровень масла устанавливают по шкале. По изменению уровня масла в трубках, а следовательно, по выделению масла из емкостей можно дать качественную оценку отдельным участкам

«а gg0éB

§ т

68

72.

 

 

 

 

VL-tT•250 об/мин

<

 

 

 

 

 

 

«1 795 50 54-

 

 

 

 

WA-"77=200об/мин

*

_ ** .

 

 

 

 

W^n-160 об/мин

 

 

 

 

 

j i*10O об/мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и »-

11

12

13

14

 

 

■47=5'O o6t'muh

160

0

 

n

18

19 20

742-fE =/g-

 

 

 

15

16

 

zl2 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

zMiJl.

 

 

 

 

 

 

 

W2-5|r».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_p

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

27. Эпюра распределения давления в зазоре 6=0,05 мм

внутренней

поверхности

втулки с

точки

зрения интенсивности

масловыделения.

Экспериментальные

работы

проводились при

п = 500 и 1000 об/мин.

 

 

 

 

 

 

 

Пористость втулки составляла 25%, зазор 6= 0,05 мм. При при­ менении обоймы с частично вскрытой опорной поверхностью в зоне

55


избыточного положительного давления удалось установить, что в этой зоне масло из зазора просачивается через поры втулки и вы­ деляется на ее наружной поверхности. Такое явление наблюдалось только в пределах зоны положительного давления. В результате проведенных исследований удалось сделать следующее:

1. Установить зону действия и определить величину отрицатель­ ного давления в зазоре между валом и подшипником в зависимости

от скорости скольжения и величины зазора.

2. Построить эпюры рас­ пределения отрицательных и положительных давлений в зазоре в плоскости, перпенди­ кулярной оси вала.

Частота вращения вала,ов/мин

Рис. 28. График p0ip = f (и)

Рис.

29. Экспериментальная уста­

 

новка

для определения области

интенсивного масловыделения

3.Установить, что большая часть внутренней поверхности пори­ стого подшипника не является масловыделяющей. Масло выде­ ляется только в зоне отрицательного давления.

4.Подтвердить при применении обоймы с частично вскрытой

опорной поверхностью наличие перетекания масла в порах втулки из зоны положительного давления в зону отрицательного давления. Как показали опыты, этот процесс наблюдается не только при по­ даче масла извне.

Применение метода радиоактивных индикаторов для исследования процесса перетекания масла

впорах стенки подшипника

Втретьей серии экспериментов исследовался процесс перетека­ ния масла в порах стенки подшипника с помощью метода радио­ активных индикаторов.

56

В. Т. Морган и А. Камерон считают, что если пропитать пори­ стый подшипник окрашенным маслом и установить внутрь подшип­ ника кольцо из войлока, пропитанного неокрашенным маслом, то в соответствии с нагрузкой и направлением войлок начинает пропи­ тываться смазкой. Этот эффект интерпретируется как пример воз­ никновения по направлению нагрузки гидродинамического давле­ ния, превосходящего давление в ненагруженной области. Вслед­ ствие этого возникает циркуляция смазки сквозь поры стенок подшипника из области давления в ненагруженную область.

Так как при испытании не было обнаружено значительного уменьшения или увеличения количества смазки в войлочном кольце или в подшипнике, то эти авторы считают, что подшипник погло­ щал из войлока в ненагруженной части такое количество смазки, которое поглощалось войлоком из подшипника.

Из этого сделан вывод, что «в области повышенного давления

вподшипнике смазка вводится в поры под давлением, а в ненагру­ женной области она извлекается из пор для компенсации ее убыли

вобласти давления».

Несмотря на то что эксперимент, проведенный В. Т. Морганом и А. Камероном, довольно примитивен, тем не менее в какой-то степени он подтверждает наличие перетекания масла в порах стенки подшипника из области давления в ненагруженную область.

Установление количественного равновесия поглощение — от­ дача масла вызывает, вообще говоря, сомнение. И конечно, экспе­ римент с применением войлочного кольца полностью не имитирует работы пары пористый подшипник — вал. Наши предварительные эксперименты с использованием обоймы со вскрытой частью опор­ ной поверхности в зоне положительного давления наглядно пока­ зали, что в этой зоне масло из зазора вдавливается в поры втулки.

Несмотря на то что вырезанная часть обоймы значительна по размеру, выделение масла из пор со стороны наружной поверх­ ности втулки происходило только в пределах зоны положительного давления.

Для исследования процесса перетекания масла в порах стенки подшипника автором данной работы был применен метод радио­ активных индикаторов.

Выбор радиоактивного вещества в значительной степени зави­ сит от двух характеристик: во-первых, от периода полураспада

ТI

радиоактивного вещества, т. е. интервала времени — , в течение

которого распадается половина начального числа атомов, и, во-вто­ рых, от энергии радиоактивного излучения.

Если период полураспада слишком Мал, то возможности при­ менения радиоактивного вещества сильно ограничиваются.

Применение радиоактивных индикаторов, излучающих частицы очень малой энергии, требует особо чувствительных способов ре­ гистрации излучения. Известно, что активность радиоизотопов убывает с течением времени по экспоненциальному закону Nt —

= N 0e~Kx, где Nt — число радиоактивных ядер, оставшихся к моменту

57


временит,N0— число радиоактивных ядер в начальный момент вре­ мени, когда т = 0 и К— постоянная распада, характерная для дан­ ного радиоизотопа и не зависящая от изменения в химическом составе или от изменения давления и температуры в доступных измерению пределах. X имеет размерность t~l и выражается в с-1. Чем больше X, тем быстрее препарат теряет активность |33, 34].

Проведение экспериментов без поправки на период полурас­ пада может продолжаться в течение промежутка времени, по исте­ чении которого активность изотопа уменьшается на Ѳ,1% исходной величины. Этот промежуток времени

 

 

принимается на практике как мера дли­

 

 

тельности эксперимента.

 

 

 

 

В качестве радиоактивного индикато­

 

 

ра был применен фосфор Р32. Период по­

 

 

лураспада фосфора Р32 составляет 14,3

 

 

дня. Наибольшее значение энергии ß-ча-

 

 

стид

является

величиной,

характерной

 

 

для данного изотопа, и называется верх­

 

 

ней границей ß-спектра. Так, для фосфо­

 

 

ра Р32 верхняя граница ß-спектра равна

 

 

1,7 МэВ.

 

 

 

 

 

За единицу активности, называемую

 

 

кюри, принимают активность

источника

Рис. 30. Установка для ис­

1 г радия, в котором в секунду распада­

следования процесса

пере­

ется 3,7-ІО10 ядер. Практически пользу­

текания масла в

порах

ются милликюри (мкюри);

1

мкюри =

стенки подшипника с помо­

= ІО-3 кюри.

 

 

 

щью метода радиоактивных

Созданная при выполнении настоя­

индикаторов

 

 

 

щей работы несложная установка (рис.

 

 

30)

позволила

с помощью

радиоактив­

ных изотопов (меченых атомов) объективно оценить характер пе­ ретекания масла в порах стенки подшипниковой втулки при отсутствии подачи масла извне. Железографитовая втулка пори­ стостью 25% была пропитана индустриальным маслом 12 и за­ прессована в алюминиевую обойму. Размеры втулки следующие: <%і = 55 мм, dB= 45 мм, 1 — 55 мм. На наружной поверхности оббймы в средней части ее был проточен кольцевой паз такой глуби­ ны, что толщина стенки обоймы в этом месте не превышала 0,5 мм. В паз со скользящей посадкой в радиальном направлении вводи­ лось несколько держателей счетчиков. В зависимости от необходи­ мости держатели счетчиков можно установить в любом положении по окружности и на различном расстоянии друг от друга.

Всего было установлено четыре счетчика. В качестве приемника излучения был использован торцевой бета-счетчик СБТ-9 с диамет­ ром слюдяного окна 5 мм. С помощью этого счетчика были произ­ ведены измерения. В качестве источника излучения применяли радиоактивный фосфор Р32 активностью 5 мкюри. Выбор фосфора обусловлен наличием ß-излучения с энергией, удобной для регист­ рации (1,7 МэВ). Радиоактивный изотоп Р32 вводили в зазор

58