Файл: Мизери, А. А. Эксплуатация текстильного оборудования с деталями из пористых спеченных материалов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
сационном резервуаре, отбрасывается центробежной силой к его стенкам, вследствие чего нарушается контакт между наружной по верхностью втулки и маслом. В результате подача масла в поры прекращается. Кроме того, условия масловыделения из пор втулки на трущиеся поверхности ухудшаются за счет действия центро бежной силы, которая препятствует течению масла в капиллярах по направлению к центру вращения. Тем не менее при работе данного узла с остановками применение пористых втулок с ком пенсационными резервуарами все же оправдано, так как во время остановок происходит дополнительное пропитывание втулки мас лом, находящимся в резервуаре.
Условия выделения масла из пор пористой втулки при работе узлов трения с возвратно-вращательным движением также зависят от ряда факторов (см. рис. 22 и 23). Несомненно, что одним из главных факторов является температура, действие которой наряду с влиянием других факторов сказывается в условиях нестацио нарного температурного режима.
В дальнейшем при установившейся температуре на условия масловыделения будут влиять только количество циклов и вели чина угла качания (при прочих равных условиях).
С увеличением количества циклов и угла качания условия мас ловыделения улучшаются.
При работе узла трения с возвратно-вращательным движением зона «отрицательного» избыточного давления в зазоре возникает синхронно количеству циклов попеременно то с одной, то с дру гой стороны зоны «положительного» давления. Это обеспечивает подачу масла из пор втулки к трущимся поверхностям. И в этом случае наличие компенсационного резервуара для подачи масла целесообразно.
Экспериментальные исследования зоны действия и величины избыточных давлений в зазоре
Для проведения экспериментальных исследований была раз работана специальная установка, смонтированная на токарно-вин торезном станке 1К62 (рис. 25).
В шпинделе станка устанавливали экспериментальный вал и с другой стороны подпирали вращающимся центром задней бабки. На поверхности вала протачивали цилиндрические пояски одина кового номинального диаметра, незначительно отличавшиеся между собой величиной допуска. На рабочую часть вала уста навливали отдельную обойму с запрессованной в ней исследуемой втулкой. В обойме и втулке было просверлено 30 отверстий диа метром 0,9 мм в трех поясах по длине и по 10 отверстий в каждом поясе.
В отверстия обоймы вворачивали ниппели, соединяющие вну треннюю щель между втулкой и валом с помощью шлангов с бата рейным ртутным манометром. Нагрузочное устройство, представ ляющее собой двуплечий рычаг с шарнирной призмой на одном
52
конце и подвешенным грузом на другом, устанавливали в резце держателе суппорта. Давление в зазоре измеряли одновременно
в30 точках. С помощью батарейного манометра одновременно получали эпюру давлений в зазоре во всех трех поясах. Зазоры б
всопряжениях вал ■— подшипниковая втулка, принятые равными 0,05; 0,075 и 0,1, обеспечивали ходовую посадку по третьему классу точности. Трущиеся поверхности вала и подшипниковой втулки
обрабатывали по седьмому классу чистоты в соответствии с ГОСТ
2789—59.
Частота |
вращения |
при экспериментах изменялась |
ступенями |
||||||||
от 50 до 1000 об/мин |
(50, 100, 200, 250, 315, 400, 500, 630, 800, |
||||||||||
1000 об/мин). Нагрузка на |
|
|
|
|
|
|
|||||
опору составляла 4 кгс/см2. |
|
|
|
|
|
|
|||||
Наибольший интерес пред |
|
|
|
|
|
|
|||||
ставляют эпюры |
распределе |
|
|
|
|
|
|
||||
ния давлений во втором поя |
|
|
|
|
|
|
|||||
се, представленные на рис. 26 |
|
|
|
|
|
|
|||||
и 27. Эпюры показывают, что |
|
|
|
|
|
|
|||||
уже |
при |
низких. значениях |
|
|
|
|
|
|
|||
скоростей скольжения в опре |
|
|
|
|
|
|
|||||
деленной части зазора созда |
|
|
|
|
|
|
|||||
ется зона «отрицательного» |
|
|
|
|
|
|
|||||
давления, занимающая не ме |
|
|
|
|
|
|
|||||
нее 0,3 внутренней поверхно |
|
|
|
|
|
|
|||||
сти |
подшипниковой |
втулки |
|
|
|
|
|
|
|||
для всех вариантов скоростей. |
Рис. |
25. |
Экспериментальная установка |
||||||||
Так, |
при |
скорости |
сколь |
для |
исследования зоны действия |
и ве |
|||||
жения |
и= 0,11 |
м/с |
(п = 50 |
личины |
избыточных |
давлений в |
зазоре |
||||
об/мин) |
«отрицательное» дав |
|
|
|
|
|
|
||||
ление не превышает 5 мм рт. ст. при зазоре 6 = 0,1 |
мм и 9 мм рт. ст. |
||||||||||
при зазоре 6= 0,05 |
мм. По мере увеличения скоростей скольжения |
||||||||||
«отрицательное» давление возрастает, достигая при у= 1,9 м/с |
(п = |
||||||||||
= 800 |
об/мин) 65 |
мм рт. ст. при 6= 0,1 |
мм и 142 мм рт. ст. при |
||||||||
6 = 0,05 мм. Другая часть внутренней |
поверхности |
подшипниковой |
|||||||||
втулки |
(примерно тоже 0,3 поверхности) |
представляет |
собой |
зону |
«положительного» давления, достигающего 130 мм рт. ст. при за зоре 6 = 0,1 мм и 290 мм рт. ст. при зазоре 6= 0,05 мм.
На рис. 28 представлен график изменения величины «отрица тельного» давления при различных значениях би п.
Из приведенного графика видно следующее:
1.С увеличением частоты вращения величина «отрицательного» давления возрастает.
2.На интенсивность роста отрицательного давления при про чих равных условиях влияет величина зазора. Чем меньше зазор, тем больше величина отрицательного давления. Так, давление, равное 82 мм рт. ст., достигается при п=1000 об/мин и при зазоре
всопряжении вал — подшипник 6= 0,1 мм, в то же время этого
давления можно достичь при п=400 об/мин и при зазоре
6 = 0,05 мм.
53
Для проведения второй серии экспериментов применяли специ альную установку, представленную на рис. 29. На вал, закреплен ный на шпинделе станка, устанавливается стальная обойма с за прессованной в ней пористой железографитовой втулкой. На вну
тренней поверхности обоймы прорезаются параллельно ее оси 10 несквозных канавок, равномерно распределенных по окруж
ности. |
|
|
втулкой |
создаются |
При запрессовке втулки между обоймой и |
||||
замкнутые емкости. Каждая |
емкость сообщается с |
атмосферой |
||
с помощью двух |
отверстий, |
обеспечивающих |
лучшее |
заполнение |
емкости маслом |
(масло индустриальное 10). Отверстия с помощью |
ниппелей и резиновых шлангов соединяются со стеклянными труб ками, смонтированными на общем диске, закрепленном на обойме.
54
Масло подкрашивают растворяющимися в нем красителями. В каж дой трубке уровень масла устанавливают по шкале. По изменению уровня масла в трубках, а следовательно, по выделению масла из емкостей можно дать качественную оценку отдельным участкам
«а gg0éB
§ т |
68 |
72. |
|
|
|
|
VL-tT•250 об/мин |
|||
< |
|
|
|
|
|
|
||||
«1 795 50 54- |
|
|
|
|
WA-"77=200об/мин |
|||||
* |
_ ** . |
|
|
|
|
W^n-160 об/мин |
||||
|
|
|
|
|
j i*10O об/мин |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
и »- |
11 |
12 |
13 |
14 |
|
|
■47=5'O o6t'muh |
||
160 |
0 |
|
n |
18 |
19 20 |
|||||
742-fE =/g- |
|
|
|
15 |
16 |
|||||
|
zl2 18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
zMiJl.— |
|
|
|
|
|
|
|
||
W2-5|r». |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
_p |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. |
27. Эпюра распределения давления в зазоре 6=0,05 мм |
|||||||||
внутренней |
поверхности |
втулки с |
точки |
зрения интенсивности |
||||||
масловыделения. |
Экспериментальные |
работы |
проводились при |
|||||||
п = 500 и 1000 об/мин. |
|
|
|
|
|
|
|
Пористость втулки составляла 25%, зазор 6= 0,05 мм. При при менении обоймы с частично вскрытой опорной поверхностью в зоне
55
избыточного положительного давления удалось установить, что в этой зоне масло из зазора просачивается через поры втулки и вы деляется на ее наружной поверхности. Такое явление наблюдалось только в пределах зоны положительного давления. В результате проведенных исследований удалось сделать следующее:
1. Установить зону действия и определить величину отрицатель ного давления в зазоре между валом и подшипником в зависимости
от скорости скольжения и величины зазора.
2. Построить эпюры рас пределения отрицательных и положительных давлений в зазоре в плоскости, перпенди кулярной оси вала.
Частота вращения вала,ов/мин
Рис. 28. График p0ip = f (и) |
Рис. |
29. Экспериментальная уста |
|
новка |
для определения области |
интенсивного масловыделения
3.Установить, что большая часть внутренней поверхности пори стого подшипника не является масловыделяющей. Масло выде ляется только в зоне отрицательного давления.
4.Подтвердить при применении обоймы с частично вскрытой
опорной поверхностью наличие перетекания масла в порах втулки из зоны положительного давления в зону отрицательного давления. Как показали опыты, этот процесс наблюдается не только при по даче масла извне.
Применение метода радиоактивных индикаторов для исследования процесса перетекания масла
впорах стенки подшипника
Втретьей серии экспериментов исследовался процесс перетека ния масла в порах стенки подшипника с помощью метода радио активных индикаторов.
56
В. Т. Морган и А. Камерон считают, что если пропитать пори стый подшипник окрашенным маслом и установить внутрь подшип ника кольцо из войлока, пропитанного неокрашенным маслом, то в соответствии с нагрузкой и направлением войлок начинает пропи тываться смазкой. Этот эффект интерпретируется как пример воз никновения по направлению нагрузки гидродинамического давле ния, превосходящего давление в ненагруженной области. Вслед ствие этого возникает циркуляция смазки сквозь поры стенок подшипника из области давления в ненагруженную область.
Так как при испытании не было обнаружено значительного уменьшения или увеличения количества смазки в войлочном кольце или в подшипнике, то эти авторы считают, что подшипник погло щал из войлока в ненагруженной части такое количество смазки, которое поглощалось войлоком из подшипника.
Из этого сделан вывод, что «в области повышенного давления
вподшипнике смазка вводится в поры под давлением, а в ненагру женной области она извлекается из пор для компенсации ее убыли
вобласти давления».
Несмотря на то что эксперимент, проведенный В. Т. Морганом и А. Камероном, довольно примитивен, тем не менее в какой-то степени он подтверждает наличие перетекания масла в порах стенки подшипника из области давления в ненагруженную область.
Установление количественного равновесия поглощение — от дача масла вызывает, вообще говоря, сомнение. И конечно, экспе римент с применением войлочного кольца полностью не имитирует работы пары пористый подшипник — вал. Наши предварительные эксперименты с использованием обоймы со вскрытой частью опор ной поверхности в зоне положительного давления наглядно пока зали, что в этой зоне масло из зазора вдавливается в поры втулки.
Несмотря на то что вырезанная часть обоймы значительна по размеру, выделение масла из пор со стороны наружной поверх ности втулки происходило только в пределах зоны положительного давления.
Для исследования процесса перетекания масла в порах стенки подшипника автором данной работы был применен метод радио активных индикаторов.
Выбор радиоактивного вещества в значительной степени зави сит от двух характеристик: во-первых, от периода полураспада
ТI
радиоактивного вещества, т. е. интервала времени — , в течение
которого распадается половина начального числа атомов, и, во-вто рых, от энергии радиоактивного излучения.
Если период полураспада слишком Мал, то возможности при менения радиоактивного вещества сильно ограничиваются.
Применение радиоактивных индикаторов, излучающих частицы очень малой энергии, требует особо чувствительных способов ре гистрации излучения. Известно, что активность радиоизотопов убывает с течением времени по экспоненциальному закону Nt —
= N 0e~Kx, где Nt — число радиоактивных ядер, оставшихся к моменту
57
временит,N0— число радиоактивных ядер в начальный момент вре мени, когда т = 0 и К— постоянная распада, характерная для дан ного радиоизотопа и не зависящая от изменения в химическом составе или от изменения давления и температуры в доступных измерению пределах. X имеет размерность t~l и выражается в с-1. Чем больше X, тем быстрее препарат теряет активность |33, 34].
Проведение экспериментов без поправки на период полурас пада может продолжаться в течение промежутка времени, по исте чении которого активность изотопа уменьшается на Ѳ,1% исходной величины. Этот промежуток времени
|
|
принимается на практике как мера дли |
||||
|
|
тельности эксперимента. |
|
|
||
|
|
В качестве радиоактивного индикато |
||||
|
|
ра был применен фосфор Р32. Период по |
||||
|
|
лураспада фосфора Р32 составляет 14,3 |
||||
|
|
дня. Наибольшее значение энергии ß-ча- |
||||
|
|
стид |
является |
величиной, |
характерной |
|
|
|
для данного изотопа, и называется верх |
||||
|
|
ней границей ß-спектра. Так, для фосфо |
||||
|
|
ра Р32 верхняя граница ß-спектра равна |
||||
|
|
1,7 МэВ. |
|
|
|
|
|
|
За единицу активности, называемую |
||||
|
|
кюри, принимают активность |
источника |
|||
Рис. 30. Установка для ис |
1 г радия, в котором в секунду распада |
|||||
следования процесса |
пере |
ется 3,7-ІО10 ядер. Практически пользу |
||||
текания масла в |
порах |
ются милликюри (мкюри); |
1 |
мкюри = |
||
стенки подшипника с помо |
= ІО-3 кюри. |
|
|
|
||
щью метода радиоактивных |
Созданная при выполнении настоя |
|||||
индикаторов |
|
|||||
|
|
щей работы несложная установка (рис. |
||||
|
|
30) |
позволила |
с помощью |
радиоактив |
ных изотопов (меченых атомов) объективно оценить характер пе ретекания масла в порах стенки подшипниковой втулки при отсутствии подачи масла извне. Железографитовая втулка пори стостью 25% была пропитана индустриальным маслом 12 и за прессована в алюминиевую обойму. Размеры втулки следующие: <%і = 55 мм, dB= 45 мм, 1 — 55 мм. На наружной поверхности оббймы в средней части ее был проточен кольцевой паз такой глуби ны, что толщина стенки обоймы в этом месте не превышала 0,5 мм. В паз со скользящей посадкой в радиальном направлении вводи лось несколько держателей счетчиков. В зависимости от необходи мости держатели счетчиков можно установить в любом положении по окружности и на различном расстоянии друг от друга.
Всего было установлено четыре счетчика. В качестве приемника излучения был использован торцевой бета-счетчик СБТ-9 с диамет ром слюдяного окна 5 мм. С помощью этого счетчика были произ ведены измерения. В качестве источника излучения применяли радиоактивный фосфор Р32 активностью 5 мкюри. Выбор фосфора обусловлен наличием ß-излучения с энергией, удобной для регист рации (1,7 МэВ). Радиоактивный изотоп Р32 вводили в зазор
58