Файл: Мизери, А. А. Эксплуатация текстильного оборудования с деталями из пористых спеченных материалов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
Внутренние поверхности корпусов подшипников и наружные поверхности железографнтовых втулок измеряли в двух поясах и двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Втулки запрессовы вали в корпуса подшипников на прессе Амслера, причем при прес совании регистрировали величину усилия прессования и ее измене ние от величины натяга.
Для обеспечения полной герметичности сопряжения производи лось гидравлическое апробирование при давлении 1 —1,5 атм с по мощью ручного масляного пресса и специального приспособления.
В результате проведенных испытаний установлено, что при на тяге 0,07—0,1 мм обеспечивается герметичность сопряжений, а сле довательно, и нормальная работа подшипника. Наружную поверх ность пористой' железографитовой втулки нужно обтачивать под размер, необходимый для запрессовки. При широком внедрении спеченных материалов, как при ремонте и модернизации суще ствующих станков, так и при изготовлении новых, механическая обработка должна быть доведена до минимума и даже исключена совсем.
Подшипники веретена. В корпус подшипника веретена (см. рис. 20) запрессовывается одна втулка. Размер компенсационного резервуара и толщина железографитовой втулки зависят от наруж ного размера корпуса подшипника. Примерные размеры втулки следующие: dH= 38 мм, dB= 30 мм, / = 40 мм.
При изготовлении отливок подшипников веретен целесообразно для повышения прочности предусматривать увеличение наружного размера подшипника.
Подшипник поводка. В обычных конструкциях подшипника по водка предусматривается сменная чугунная втулка. На некоторых ткацких станках, например АТ-100-5М, установлены бронзовые втулки, причем система смазки при этом осталась без изменения.
При переходе на пористые железографитовые опоры в корпусе поводка растачивается компенсационный резервуар. В обычной конструкции в этом корпусе имеется просверленное и нарезанное сквозное отверстие под стержень поводка.
При переходе на самосмазывающиеся пористые подшипниковые втулки в условиях ремонтно-механических мастерских текстильных предприятий это отверстие необходимо заглушить, поскольку нужно создать герметичность сопряжения стержень—корпус по водка и исключить возможность вытекания масла через резьбу. При переводе подшипника поводка на пористые втулки в условиях завода-изготовителя необходимо предусмотреть наличие-глухого отверстия (см. рис. 21).
Подшипник кривошипа. Перевод подшипника кривошипа на по ристые вкладыши и соответствующий им метод смазки более за труднителен и имеет многовариантное решение. Это объясняется
конструкцией самого подшипника — наличием |
разъемных частей. |
В некоторых типах станков (АТ-100-5М) |
предусматривается |
установка в подшипнике кривошипа бронзовых вкладышей. Значи тельное количество подшипников станков других типов вообще
63
не имеет никаких вкладышей. На основании экспериментальных ра бот можно рекомендовать следующие варианты конструктивного решения кривошипного подшипника, оснащенного вкладышем. Первый вариант— когда взамен бронзовых устанавливают железо графитовые вкладыши, пропитанные маслом. Никаких других из менений в этом варианте не предусматривается. По истечении определенного времени работы, которое зависит от условий экс плуатации станка — его скорости, вырабатываемой ткани и других факторов (но менее 1,5—2 месяцев при трехсменной работе),— вкладыши из подшипника вынимают и вновь пропитывают маслом.
г |
ц |
фі " '{) |
|
- |
- н |
|
|
ü |
г |
|
|
|
|
|
|
Рис. 33. Кривошипный подшипник |
Рис. 34. Кривошипный подшипник с |
||
со вставленным пористым цилинд- |
пористым вкладышем и компенса- |
||
ром, |
пропитанным |
смазкой ■ |
ционным резервуаром |
При втором варианте в конструкции подшипников не предус матривается установка вкладышей, а трение происходит между чугунным подшипником и стальной кривошипной шейкой главного вала. Расточка такого подшипника под вкладыш не всегда воз можна, так как это может привести к значительному ослаблению корпуса подшипника. Единственно правильным решением при этом является запрессовка железографитовых цилиндриков в крышку и корпус подшипника, для чего в них предварительно растачивают отверстия (рис. 33). После запрессовки цилиндры протачивают по торцу вместе с подшипником до диаметра, равного 45А3.
Отверстия, в которые запрессовывают цилиндрики, заполняют маслом. В данном случае они выполняют также функции компенса ционных резервуаров, а цилиндрики — роль питателей, через поры которых масло поступает к трущимся поверхностям. При этом варианте отверстие под стержень также следует заглушить. Учиты вая довольно ограниченную поверхность железографитовых ци линдриков, а также значительные удельные давления, в этих сопря жениях необходимо применять цилиндрики с максимально возмож
64
ной пористостью, но не менее 25—30%. Изготовленные по третьему варианту подшипники с пористыми железографитовыми вклады шами (рис. 34) целесообразно применять в том случае, когда габа ритные размеры корпуса и крышки позволяют не только устано вить пористые железографитовые вкладыши, но и расточить в них компенсационные резервуары, причем резервуары растачивают эксцентрично опорной поверхности вала.
Очевидно, что по третьему варианту можно изготовить подшип ники, в конструкции которых предусмотрены вкладыши. При изго товлении необходимо обеспечить герметичность корпуса, крышки и половинок вкладышей. На основании проведенных экспериментов
можно рекомендовать |
склеива |
|
||
ние вкладыша с крышкой эпок |
|
|||
сидным клеем. |
|
|
|
|
Боевой каточек и ось. В бое |
|
|||
вом |
каточке |
ткацкого |
станка |
|
АТ-100-5М запрессована бронзо |
|
|||
вая втулка. Сопряжение боевой |
|
|||
каточек— ось обычно смазывают |
Рис. 35. Боевой каточек с пористой |
|||
консистентной |
смазкой |
с помо |
втулкой и компенсационным резер |
|
щью |
шприц-масленки, |
установ |
вуаром - |
ленной в головке оси. Как пока зывает опыт работы, этот узел смазывается недостаточно хорошо.
Целесообразно заменить бронзовую втулку пористой железогра фитовой, установив ее с прессовой посадкой в расточенное отвер стие боевого каточка или с прессовой посадкой непосредственно на самую ось.
В первом случае для создания компенсационного резервуара нужно расточить боевой каточек и залить маслом через отверстие, просверленное в каточке. Во втором случае для создания компен сационного резервуара необходимо проточить шейку оси (рис. 35).
На цилиндрические пояски напрессовывают железографитовую втулку. В этом случае компенсационный резервуар образуется между поверхностью оси и внутренней поверхностью пористой втулки. При этом компенсационный резервуар заполняется маслом через отверстие в торце головки.
Сопряжение тумбы зубчатого колеса коленчатого вала со сту пицей фрикционного зубчатого колеса.' При переводе с консистент ной смазки на самосмазывание сопряжения тумбы зубчатого ко леса коленчатого вала со ступицей фрикционного зубчатого колеса создаются нормальные условия работы для этого узла трения. Из вестно, что температура в этом сопряжении, развиваемая при ра боте ткацкого станка, превосходит температуру, допустимую для консистентной смазки. В результате масло вытекает и разбрызги вается, не обеспечивая смазывание трущихся поверхностей, а это в свою очередь вызывает повышенный износ поверхностей трения. Подобное явление наблюдается на станках АТК, АТТ-120 и др.
Перевод этого узла сопряжения на так называемую автомати ческую смазку с помощью пористых материалов можно осущест
65
вить, применяя одно из указанных ниже конструктивных решений. По первому варианту в ступицу фрикционного зубчатого колеса запрессовывается пористая железографитовая втулка. Предвари тельно в ступице растачивается компенсационный резервуар емко стью не менее 50 см3 (рис. 36).
Учитывая специфические условия работы рассматриваемого узла трения, можно утверждать, что запас масла в порах втулки и компенсационном резервуаре обеспечит нормальную работу узлов трения в течение не менее 4 месяцев при трехсменной работе.
По второму варианту при отсутствии пористой железографито вой втулки требуемого размера пористое покрытие методом элек-
Рис. |
36. |
Ступица |
Рис. 37. Первый вариант |
Рис. 38. Второй вариант |
|||
фрикционного |
зубча |
применения |
металлиза |
применения |
металлиза |
||
того колеса с пори |
ции |
вместо |
пористой |
ции вместо |
пористой |
||
стой втулкой и ком |
|
втулки |
втулки |
||||
|
пенсационным |
|
|
|
|
|
|
|
резервуаром |
|
|
|
|
|
трометаллизацдеи можно нанести на внутреннюю или наружную поверхность стальной или чугунной втулки, а компенсационный резервуар сделать путем протачивания специальной выемки в сту пице фрикционного зубчатого колеса или в тумбе (рис. 37 и 38).
Чтобы обеспечить подвод масла к пористому покрытию, а за тем и к поверхностям трения, во втулке по всей окружности в трех поясах просверливают отверстия. Эти отверстия в процессе метал лизации заполняются гипсом.
Шпиндель автомата смены шпуль. Обычно на ткацких станках шпиндель автомата смены шпуль смазывают консистентной смаз кой с помощью шприц-пресса и масленки, ввернутой в торец шпинделя.
Смазка подается к трущимся поверхностям через каналы, про сверленные в самом шпинделе.
66
Несмотря на то что автомат смены шпуль работает периоди чески, все же принятая система смазки не обеспечивает смазыва ние обеих трущихся поверхностей. Нормальные условия сма зывания этого узла трения создаются при применении пористых железографитовых подшипников. Однако это возможно лишь при
высокой |
точности изготовления втулок |
по наружному |
размеру |
|
(рис. 39). |
|
|
|
|
Подшипники нижнего вала. В корпус подшипника нижнего |
||||
вала запрессована всего одна втулка |
(рис. 40). Втулка имеет сле |
|||
дующие размеры: й!н = 50 м м , сД = 42 |
мм, |
длина / = 65 мм, |
емкость |
|
компенсационного резервуара 6 см3. От |
|
|
||
верстие для заливки масла в нижней ча |
|
|
||
сти, соприкасающейся с компенсацион |
|
|
||
ным резервуаром, выполняют под неко |
|
|
||
торым углом. |
|
|
|
|
До последнего времени в качестве ма- |
ѵѵу& аК ."{.(.((dl |
|
||
териала для подшипниковых втулок в го- |
|
|||
ловном |
приводе крутильно-этажной |
ма- |
|
|
Рис. 39. Шпиндель автомата смены шпуль |
Рис. 40. Подцшпник ниж |
с пористой втулкой |
него вала с пористой втул |
|
кой и компенсационным ре |
|
зервуаром |
шины КЭ-250-И применяли бронзу и на каждый головной при вод расходовалось около 28—30 кг бронзы. Поэтому перевод на пористые железографитовые опоры является целесообразным и эф фективным мероприятием.
Применение на текстильных машинах и станках бронзовых подшипников скольжения ничем не оправдано и совершенно не со ответствует требованиям к экономии цветных металлов.
Высокие антифрикционные свойства пористых спеченных мате риалов, в частности железографитовых, и их свойство самосмазывания создает широкие возможности для применения при изготов лении новых машин на заводах-изготовителях и при модернизации оборудования на предприятиях текстильной промышленности.
Смазывание всех узлов трения скольжения в головном приводе крутильно-этажных машин производится централизованно с по мощью ручного лубрикатора и целой сети маслопроводов, подво дящих масло к поверхностям трения.
Во всех подшипниках головного привода запрессовано 38 брон зовых втулок.
67