ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
однако, к сожалению, в кожгалантерейной отрасли приме нено впервые «а нашей фабрике. Внедрение промышлен ного телевидения диктовалось количественным и качест венным развитием производства, расширением ассорти мента, увеличением скоростей потоков, сложностью мо делей, повышением требований к качеству товаров и их соответствию моде, то есть резким усложнением опера тивно-производственного управления и психофизиологи ческих нагрузок на человека в системе управления. Под система телевизионного обзора «Лидер» состоит из пере дающих телевизионных камер, блока выбора и дистан ционного управления камерой, конструктивно совмещен
ного с |
ЦДА и |
видеоконтрольным устройством — ВКУ. |
На |
фабрике |
установлено 17 передающих телекамер, |
позволивших создать телеобзор практически всех участ ков, цехов (при необходимости — любого рабочего места) и даже территории фабрики, что важно для контроля по грузочно-разгрузочных работ, при обмене контейнеров, при отгрузке готовой продукции и т. д. Установлено три ВКУ: в диспетчерской, в кабинетах директора и главно го инженера.
Сегодня диспетчер, благодаря телеобзору, имеет воз можность, кроме цехов и потоков, видеть сдачу — при емку готовой продукции, работу во вспомогательных цехах и даже обед в столовой. В практику уже вошло об суждение «узких мест» производства у экрана телевизо-. ра (не отвлекая внимания работающих), чтобы принять правильное и своевременное решение как по рациональ ной организации труда на «узком месте», так и по устра нению самих причин его возникновения. Именно с появ лением промтелевидения создались возможности для:
хронометража рабочего времени; скрупулезного изучения приемов труда лучших ра
ботников с целью передачи их опыта другим рабочим; контроля за технологической и производственной дисциплиной (контроль опозданий и преждевременных
уходов с работы); контроля за противопожарным состоянием цехов; де
журный по фабрике, не заходя в цеха, периодически про сматривает производственную площадь, батареи и т. д.;
увеличения производительности оборудования; визуальной (наглядной) информации об удаленных
участках, т. е. дистанционный контроль освобождает ру
26
ководителя от непосредственного1 вмешательства в ма лозначимые производственные ситуации, что способствует изменению содержания труда как диспетчера, так ди ректора и главного инженера;
повышения общей культуры управленческого труда. Телевидение открыло новые пути в совершенствова нии труда самих руководителей; вместе с другими сред ствами оргтехники оно освободило руководителей от лишних хождений по фабрике, уменьшило число ненуж ных телефонных разговоров, экономя тем самым драго ценное рабочее время. Телеинформация улучшает каче ство оперативного регулирования производством; ведь диспетчер получает комплексную характеристику произ водственных ситуаций — сведения о1ходе процессов, ра боте персонала и механизмов, об обеспеченности потоков, о технологической стыковке отдельных звеньев производ
ственной цепи.
Диспетчер — одна из главных фигур на производстве
Не лишним будет повторить, что на фабрике диспет черская служба вместе с планово-производственным от делом осуществляет оперативное планирование, своевре менное обеспечение цехов материалами, кроем, фурниту рой, контролирует использование материальных и трудо вых ресурсов, ведет учет почасового1 (и нарастающего) выпуска продукции и сдачи ее в цех сбыта, ведет графи ки запуска и освоения новых моделей, анализирует или регистрирует работу оборудования, обслуживающего пер сонала, следит за' качеством выпускаемой продукции и т. д. Главная задача диспетчерской службы —- обеспече ние текущего управления производством; от того, на сколько информация, которой располагает эта служба, достоверна, своевременно сообщена или проанализиро вана, во многом зависит уровень руководства в конкрет ных ситуациях. Поэтому оснащение диспетчерской служ бы разнообразной техникой по сбору, обработке и дове дению до руководства и исполнителей производственной информации — объективная необходимость, так как уп равление фабрикой с помощью интуиции сегодня невоз можно.
2 7
Именно современная диспетчерская служба должна препятствовать субъективизму в управлении и обусловить высокий уровень управления фабрикой, ибо, имея пол ные подробные данные, руководитель сможет принять ре шение с меньшим риском, более обоснованно. Более то го, передав часть функций диспетчерской службе, он смо жет более разгрузиться, чтобы управлять производством перспективно, дальновидно, е тщательным экономиче ским анализом. Автоматика в диспетчерском управлении поможет непрерывному регулированию производственно го процесса, основанного на четком выполнении часовых оперативных графиков (сменных, декадных, месячных), причем учитывать выполнение планов будет не диспет
чер, |
а |
соответствующие приборы — счетчики; |
диспетчер |
же |
в |
любое время, сопоставляя показания |
счетчиков- |
плана и счетчиков-факта, будет иметь-наглядное пред ставление о выпуске готовой продукции.
В составе нашей диспетчерской есть старший и смен ный диспетчеры; все они — опытные специалисты кожга-
.лантерейного производства. Оперативные распоряжения диспетчера обязаны выполнять руководители всех произ водственных подразделений фабрики (начальники цехов, мастера и др.). Исходя из особой важности диспетчерской службы, необходимо было укомплектовать ее высококва лифицированными авторитетными кадрами. Авторитет же диспетчера, играющего ключевую роль в управлении фабрикой, зависит от его профессиональной квалифика ции, организаторских способностей, настойчивости и оперативности в любой производственной ситуации.
Думается, что нам удалось подыскать именно таких людей. Возглавляет диспетчерскую службу фабрики ин женер Мария Алексеевна Павлова, прошедшая путь от мастера до начальника цеха. Она в совершенстве знает технологию и организацию кожгалантерейного производ ства, по-деловому реагирует на внедрение достижений науки в производство, умеет требовать и отвечать. До сконально изучили производство также старший диспет чер Раиса Григорьевна Головина (тоже инженер, рабо тала ранее мастером, начальником цеха) и диспетчер Нина Ивановна Балашова.
Эти опытные работницы не «растерялись» при внед рении технических средств управления, контроля и свя зи, а освоили их и поставили себе на службу.
Надежность работы комплекса технических средствАСУ «Лидер» обеспечивает специально созданная на фабрике лаборатория, которую возглавляет Владимир Петрович Дмитриев, выпускник техникума связи, один из главных работников комплекса, квалифицированный, хорошо знающий и любящий технику специалист. Лабо ратория АСУП следит за содержанием всего комплекса технических средств в рабочем состоянии; периодически проводит ремонты, средств и проверяет достоверность ин формации (раз в месяц); обучает персонал, работающий с техническими средствами, правилам техники безопас ности и рациональной эксплуатации.
«Лидер» и психология коллектива
Уже при проектировании «Лидера» мы отчетливо представляли, что даже с его полным внедрением управ ление будет автоматизировано лишь частично. В нем останется человек, а значит, и связанные с ним пробле мы. Из опыта передовых предприятий страны, внедрив ших АСУП, известно, что возможности вычислительной техники ограничены и. роль-человека осталась здесь ре шающей. Обеспечив диспетчерскую службу технически ми средствами, позволяющими принимать оптимальныерешения, снабдив руководителя, диспетчера, мастера требуемой информацией, мы еще не обретали полной уве ренности в способностях того или иного человека при нять качественное решение.
Словом, к новинке надо было психологически гото вить и людей. На кожгалантерейных предприятиях та ких систем еще не было, учиться нам было не у кого. Тем более, что проектирование, изготовление и внедре ние только первой очереди КТС стоило фабрике около 100 тыс. рублей. Естественно, что в масштабах фабрики эта сумма была немалой, и оплатить ее мы могли толь ко по графе «Научно-исследовательские работы» через Главное управление. -Новизна, большая стоимость средств неминуемо должны были повлиять на психику наших рабочих, имеющих касательство к новинке. Могла возникнуть робость перед неизвестным или же недоверие к полученной новыми средствами информации; люди мог ли не принять АСУП из-за нехватки знаний и непривыч ности к качественному изменению труда. Ведь новое
29
освоить не так просто. Диспетчер, руководитель и дру гое должностное лицо при АСУ, получая информацию в высоком темпе, должны быстро принимать решения. А ведь люди — не машины, у них бывают личные и слу жебные неурядицы, болезни; очень мешает и неуверен ность в стабильности материально-технического снабже ния. А если учесть, что до внедрения АСУП некоторые во просы вообще не решались в течение дня (например, сейчас данные о выпуске товаров каждым потоком есть в любой момент, чего не было раньше), то ясно, что на грузка на руководителя осталась высокой.
Итак, умение принять оптимальное решение зависит не только от АСУ, но и от личных качеств руководителя, его квалификации, интуиции и опыта. Учитывая это, мы провели учебу руководящего персонала по основам науч ного управления производством. Директор фабрики про читал 12 лекций по стилю управления производством и принципам АСУП.
Слушатели в процессе учебы написали рефераты, а по окончании учебного года провели теоретическую кон ференцию.
Администрация и партийное бюро фабрики намерены и в дальнейшем продолжать обучение руководящего со става (и среднего звена) основам научного управления производством с тем, чтобы с наращиванием технических средств АСУП росла и теоретическая подготовленность персонала, что поможет выполнить поставленную зада чу— к 1975 году перейти на планирование, снабжение и реализацию готовой продукции с помощью ЭВМ.
Мы заботились не только о руководителях. Ведь каж дый член коллектива привык к старой системе управле ния, был в какой-то мере удовлетворен традиционно сло жившимися отношениями. Поэтому следовало действо вать постепенно и осторожно. На технических советах, партийных, профсоюзных, комсомольских и производ ственных собраниях мы проводили беседы об эффектив ности АСУП; внедрение средств шло постепенно; диспет черская служба привыкала к работе по-новому в тече ние шести месяцев; проводились опросы среди рабочих и среднего звена управления по целесообразности отдель ных систем (например, как мобилизует рабочего инфор мационно-поисковая система «план — факт» с постоянным показом на электротабло фактического выпуска и пла
30
нового задания); внедрялись ряд попутных технических новшеств: типовая оснастка, мебель, инструмент и т. д.
Вся эта работа достигла дели — первая очередь АСУП внедрена, действует. Сегодня наши рабочие постоянно' видят на фабрике представителей предприятий легкой промышленности многих городов страны, с удовольстви ем делятся с ними впечатлениями. Наша новинка призна на, у нас учатся, нам начинают подражать. И это вдвой не повышает нашу ответственность, вдохновляет на но вые поиски в будущем.
Бесцеховая структура — реальность при внедрении АСУ
Руководить производством в современных условиях — это значит считать, анализировать, критически осмысли вать повседневную деятельность, не выпуская из вида таких экономических, социальных, психологических фак торов, как рентабельность, спрос на продукцию, условия труда, удовлетворенность людей работой. Диспетчерская' служба, вооруженная автоматикой, способна разрешить многие противоречия в производстве. Ведь на потоках за смену возникает множество разнообразных проблем, тре бующих немедленного решения. Наиболее часты следую щие критические ситуации: несоответствие оборудования, приспособлений, инструмента и материалов требованиям дня, дефекты в подготовке производства, перебои в пода че энергии, отсутствие материалов, полуфабрикатов,, кроя и заготовок, ремонты оборудования и несвоевремен ные наладки, нехватка рабочей силы и транспорта. Основ ная роль при устранении этих недостатков отводится ма стеру смены, участка, который много времени теряет на установление связи с диспетчерской, центральной комп лектовочной кладовой и другими производственными службами, на составление актов при простоях оборудо вания и браке. Мастер, однако, не всегда фиксирует не продолжительные простои («микропростои»), :на которые приходится, в общей сложности, наибольшая доля потерь
рабочего времени.
Именно автоматический учет простоев с помощью ре гистратора и быстрое выявление их причин, быстрая их
31
ликвидация освобождают мастера от несвойственных ему «функций — фиксации простоев, составления различных сводок, рапортов и т. д. Автоматически уменьшается и нагрузка на начальников цехов, их заместителей .и нор мировщиков, предусмотренных по штатам в каждом из четырех цехов фабрики. Выполнение ненужной работы, дублирование функций явно не способствует эффектив ности производства. С внедрением АСУП на фабрике на чалось упорядочение функций всех управленческих звень ев, пересматриваются должностные инструкции. Это не обходимо, так как нечеткое разделение обязанностей снижает ответственность должностных лиц. Иногда это отчетливо видно на диспетчерском совещании у дирек тора, где один начальник цеха пытается свалить вину на другого, а начальники отделов могут ставить вопросы, но не решать их, не считая себя ответственными за произ водство.
Из-за этого много времени уходит на различные согласования, появляется бесконтрольность при выполне нии планов, внедрении новой техники. И как результат такой неупорядоченности— срыв ассортимента, медлен ное повышение производительности труда, конфликты с начальниками цехов, делающих только то, что выгодно цеху, неритмичность и штурмовщина в работе за три де кады месяца.
С внедрением АСУ «Лидер», с появлением (в 1973 го ду) регистраторов наличия материалов и фурнитуры на складах, комплектного кроя в центральной комплекто вочной кладовой (в диспетчерской будут установлены стойки с запоминающими устройствами, по которым дис петчер точно будет знать о наличии ресурсов), на фабри ке создадутся реальные предпосылки к переходу на бесцеховую структуру производства. Конечно, это будет не простое упразднение цехов, а более рациональное эффек тивное управление производством, с централизованным обслуживанием оборудования, доставкой комплектного кроя и сдачей готовой продукции, персональной ответст венностью главного механика — за надежную работу обо рудования; начальника центральной технологической ла боратории— за технологию; отдела труда и зарплаты — за обоснованность и своевременный пересмотр норм и внедрение научной организации труда; планово-производ ственного отдела — за выполнение плана. Координиро
32
вать все эти службы на основании достоверной информа ции будут диспетчеры.
Именно совершенствуя управление во всех его формах, можно подчинить фабрику принципу организационной четкости. В. И. Ленин в статье «Набросок правил об уп равлении советскими учреждениями» писал о важности «самойточной ответственности к а ж д о г о из состоящих на любой советской должности лиц за выполнение опреде ленных, ясно и недвусмысленно очерченных, заданий и практических работ»1. Каждый обязан заниматься стро го определенной работой, за которую он несет ответст венность и получает заработную плату. Этому будет способствовать переход на бесцеховую структуру произ водства, благоприятные условия для которого создают ся — повышается уровень механизации, улучшается ор ганизация производства, устраняются многозвенность и параллелизм в работе управленческого персонал'а, ук репляются кадры мастеров и инженерные службы, уси ливается специализация потоков, улучшаются планиро вание и учет.
Г Л А В А 3
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ «ЛИДЕРА»
Более года работает центральный диспетчерский ап парат «Лидер», более шести месяцев — промтелевидение и информационно-поисковая система «план — факт». Ка кова же их эффективность?
Еще проектируя АСУ, мы понимали, что не всегда та кие технические средства, как вычислительная техника, полупроводники, телевидение и т. д., сразу удешевят про изводство. Ведь их стоимость составляет сотни тысяч рублей, и сокращение части персонала с годовой зарпла той 20—30 тысяч рублей не окупит этих больших расхо дов. Очевидно, что полная замена диспетчера вычисли тельной машиной увеличит производительность труда не больше, чем централизация и автоматизация оператив ного управления, которые ликвидируют простои потоков,
вызванные нечеткой работой |
обеспечивающих служб. |
1 В. И. Ленин, Поли. собр. соч., т. |
37, стр. 365. |
33