Файл: Лачинов, Н. В. Клепка и чеканка стальных конструкций учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
лее сильной степени осаживается выступающая часть стержня (см. рис. 7, б, в), так как она не ограничена стенкой отверстия. В дальнейшем при расклепывании образуется замыкающая головка, стержень продолжает осаживаться в отверстии и последнее в какой-то степени раздается. Особенностью холодной клепки является хо рошее заполнение стержнем отверстия и отсутствие при жатия склепанных деталей друг к другу.
Таким образом, при холодной клепке материал стерж ня с усилием давит на стенку отверстия, несколько раз дает его и вызывает в стенке напряжения, соответствую щие пластическим деформациям. Следовательно, в кон струкции с холодной клепкой имеют место высокие мест ные напряжения, характеризуемые пластическими де формациями (заклепок и стенок отверстий). Естественно, что такие высокие напряжения снижают прочность и ра ботоспособность конструкций.
При очень большом количестве холодных заклепок влияние местных напряжений на конструкцию столь ве лико, что появляется заметное коробление и «хлопуиы» (отдельные местные выпуклости) в листах обшивки. Полностью исключить передачу напряжений с заклепок на конструкцию нельзя, но снизить эти напряжения не обходимо.
Исследования показали, что заклепочные отверстия деформируются в 1,5—2 раза больше при клепке много
ударными |
(пневматическими) молотками по |
сравнению |
с клепкой |
на прессах. Кроме того, холодные |
заклепоч |
ные соединения, выполненные с помощью прессов, более
прочны, чем выполненные |
многоударными молотками. |
К этому надо добавить, что |
при многоударной клепке |
конусность отверстий и расклепанных заклепок в два ра за больше, чем при прессовой.
Г о р я ч а я к л е п к а . Для расклепывания стержней диаметром 25 мм и более необходим высокий нагрев заклепок, так как пластичность металла тем больше, чем выше его температура.
Высокий нагрев заклепки вызывает увеличение диа метра стержня, поэтому последний выполняют примерно на 1,0—1,5 мм менее диаметра отверстия, чтобы в нагре том состоянии заклепка могла войти в него.
Таким образом, если при холодной клепке величина зазора между стержнем заклепки и отверстием опреде ляется только удобством вставкц, то при горячей клепке
АЪ
к этому необходимо добавить увеличение диаметра стержня от нагрева.
В первый период расклепывания горячий стержень осаживается, в какой-то мере заполняет зазор в отвер стии, при этом более сильно утолщается выступающая часть стержня. Осаживание идет в большей степени там, где приложена нагрузка, так как нагретый материал весьма пластичен п в меньшей степени способен переда вать нагрузки вглубь. Следовательно, при горячей клеп ке отверстие обычно заполняется стержнем хуже, чем при холодной.
После формирования закладной головки заклепка на чинает остывать, диаметр и длина ее становятся меньше. Когда заклепка остынет, она окажется посаженной в от верстии с зазором, а склепанные детали — плотно зажа тыми между двумя головками. Последнее обстоятельство является основным достоинством горячей клепки, так как позволяет получить плотный шов.
Если горячая клепка выполнена правильно, то скле панные детали оказываются прижатыми настолько силь но, что возникающие между ними силы трения способны выдерживать значительные нагрузки в рабочих условиях.
Вопросы для повторения
1.Что такое заклепочное соединение, какова его характеристика?
2.Какие элементы имеет заклепка, какие виды заклепок приме няют при изготовлении стальных конструкций?
3.С каким видом обработки можно сравнить расклепывание, ка кие при этом наблюдаются деформации?
4.Какие существуют виды клепки, чем они схожи и чем разнятся?
5.Как протекают процессы холодной клепки и горячен клепки?
6.Как работают заклепка и элементы, склепанные горячей клеп кой (что испытывает стержень, головки, склепанные элементы)?
§17. Разновидности заклепочных соединений
иосновы их расчета
По н а з н а ч е н и ю заклепочные швы могут быть: прочные (от них требуется только прочность); такие швы делают в фермах стальных конструкций, клепаных
балках, колоннах и т. п.; плотные (они должны обеспечить герметичность);
такие швы делают в баках, резервуарах, где отсутствует давление;
50
прочно-плотные (они должны обеспечить герметич ность и вместе с тем должны быть прочными, так как в сосудах, резервуарах, баллонах, корпусах судов имеет место значительное внутреннее или внешнее давление)’.
По в з а и м н о м у р а с п о л о ж е и и ю с к л е п а н-
и ы х д е т а л е й |
различают заклепочные швы внахлест |
ку (рис, 9, а) или |
встык, с одной накладкой (рис. 9,6) |
Или с двумя (рис. |
9, о). |
В)
|
г) |
|
В) |
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 9. Заклепочные швы: |
|
|
|
|
а — однорядный |
внахлестку, |
б — однорядный встык с одной накладкой, о —одноряд- |
|||||
1Шй с двумя накладками, г |
— двухрядный с шахматным |
расположением |
заклепок |
||||
встык с одной накладкой, д — двухрядный с параллельным |
расположением |
заклепок |
|||||
внахлестку, е —двухрядный с шахматным расположением |
заклепок |
с двумя на |
|||||
|
|
|
кладками |
|
|
|
|
|
Кроме того, различают швы |
в з а в и с и м о с т и |
от |
||||
р а с п о л о ж е н и я з а к л е п о к : |
однорядные (рис. |
9, а, |
|||||
б, |
в) и многорядные (рис. 9, г, д, |
е); в последних заклеп |
|||||
ки |
могут |
быть |
расположены параллельными |
рядами |
|||
(рис. 9,д) |
или в шахматном порядке (рис._9,г). |
сжаты и |
|||||
|
Выше указывалось, что склепанные детали |
при нагрузке шва растягивающими силами (рис. 10) между этими деталями возникнут силы трения тем боль ше, чем сильней сжатие заклепками. Следовательно, растягивающее усилие Р в какой-то мере воспринимает-
51
ся силами трения, не допускающими сдйиг& скольжения одного склепанного элемента по другому.
При расчетах прочности заклепочного (клепаного) шва не принимают во внимание силы трения склепанных деталей, так как цифровое определение их весьма затруд нительно. Условно допускают, что склепанные детали под нагрузкой сдвигаются одна относительно другой на
величину зазора стержня за
|
клепки в отверстии и последний |
|
начинает удерживать детали от |
|
дальнейшего смещения >и раз |
|
рушения шва (рис. 11). |
|
Если нагрузка слишком ве |
|
лика, клепаный шов может раз |
|
рушаться по одной из следую |
|
щих причин: |
|
срежутся заклепки (рис. 12); |
Рис. 10. Схема нагрузки |
произойдет смятие стенок |
на растяжение заклепоч |
отверстий (рис. 13); |
ного шва |
разорвется одна из деталей |
клепочными отверстиями |
по сечению, ослабленному за- |
(рис. 14); |
Рис. |
11. |
Смещение |
Рис. 12. Схема среза |
Рис. 13. Схема смятия |
склепанных |
деталей |
заклепки под нагруз- |
стенок отверстия под |
|
под |
нагрузкой и ра- |
кой Р |
нагрузкой Р |
|
бота заклепки на срез |
|
|
||
|
срежется кромка одной из деталей |
(рис. 15) по сече |
||
ниям аб и 8 2 . |
|
|
Принимая, что нагрузка равномерно распределяется между заклепками шва, условие его прочности запишем
в виде следующих формул: |
|
12) |
|
прочность заклепок на срез (см. рис. |
|||
Я < т |
ср |
Яй?2 т, |
( ) |
|
4 |
2 |
|
|
|
|
52