Файл: Лачинов, Н. В. Клепка и чеканка стальных конструкций учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
разделяют на удобные для транспортировки части, кото рые собирают на месте монтажа; такие части называют' о т п р а в о ч н ы м и э л е м е н т а м и.
Такая терминология принята проектными и монтаж ными организациями и заводами-изготовителями.
Технологический процесс изготовления стальных кон струкций разрабатывается заводом-изготовителем и фик сируется в технологической документации, среди которой важнейшее место занимают технологические карты. В технологической карте содержатся: порядок сборки от правочного элемента (наиболее рациональный в данных условиях), механизмы, приспособления и инструмент, применяемые при каждой операции. Основные операции иллюстрируются эскизами, поясняющими приемы сборки.
Своевременная и правильная подготовка материала, станков, приспособлений, инструмента обеспечивает бес перебойное выполнение производственных операций.
Мероприятия по охране труда и технике безопасно сти обеспечивают безопасные и здоровые условия рабо ты, способствуют повышению производительности труда и улучшению качества.
Вопросы для повторения
1.Какими буквами условно обозначается технический проект ме таллоконструкций и каково его содержание?
2.Какими буквами условно обозначается детальный проект ме таллоконструкций и каково его содержание?
3.Как называются детали, составляющие конструктивные элемен ты стальных изделий, что они представляют?
4.Что называется монтажным элементом?
5.Что называется отправочным элементом?
§ 19. Устройства и оборудование для сборки
Сборка заключается в раскладывании и предвари тельном закреплении деталей на особом устройстве с тем, чтобы получить конструкцию, полностью отвечаю щую чертежу. В процессе сборки детали стыкуют, затем закрепляют между собой болтами; размеры выверяют по чертежу, чтобы каждая деталь занимала такое положе ние, которое указано для нее в чертеже, а вся конструк ция целиком была копией чертежа и точно укладывалась в размеры, обозначенные в нем. Отступления, от разме ров чертежа и от положения, заданного чертежом, не до
60
пускаются. Незначительные отступления, которые не сни жают прочности и не ухудшают условий работы кон струкции, указываются в чертежах, технологических условиях или инструкциях на сборку и называются до п у с к а ми . Все отклонения не должны превышать этих допусков.
Устройства, на которых собирают металлические кон струкции, называют стеллажами. Они представляют
2
а)
V '
Рис. 18. Устройство для сборки стальных конструкций:
а —стеллажи, б — передвижные козелки для устройства стеллажей; / — стойки, врытые в землю, 2 — рельсы или двутавровые балки
прочно врытые столбы или прочно установленные стой ки, поверх которых рядами уложены балки; верхняя плоскость балок расположена на одном горизонтальном уровне и составляет единую горизонтальную плоскость. Стойки прочно скреплены с балками и весь стеллаж яв ляется жестким (рис. 18, а). Стеллажи обычно применя ют для сборки плоских каркасов, пространственных ферм мостов и пролетных строений, ферм строительных кон струкций. Все эти конструкции располагают на стелла жах в горизонтальном положении. Высота стеллажей обычно около 700—800 мм с тем, чтобы крепление узлов
61
можно 'было выполнять как снизу, так и сверху, а в после дующем клепать узлы на этих же стеллажах.
На стеллажах собирают также отдельные части (поясы) крупных балок и колонн; затем собранные и скле панные части собирают в балки и колонны и также скле пывают. На стеллажах элементы при необходимости кан туют (переворачивают) для удобства рассверливания отверстий и клепки.
Очень важно, чтобы конструкция стеллажей была жесткой, а балки не прогибались от массы деталей и верхняя часть их всегда была расположена в горизон тальной плоскости; в этом случае и конструкция, собран ная н склепанная на стеллажах, будет строго плоской. Все отклонения стеллажей от плоскости могут отражать ся на конструкции; неизбежно возникнут затруднения при сборке, выверке н стыковке, а готовая конструкция мо жет получить «изломы» в стыках.
Заводы, изготовляющие металлоконструкции, поль зуются передвижными стальными козелками (рис. 18, б), которые расставляются на 1,5—2 м друг от друга, в за висимости от конфигурации собираемого изделия. Козел ки изготовляют одинаковой высоты, отклонения не должны превышать ± 1 мм. Козелки опираются на за бетонированные в полу цеха швеллерные балки, которые должны быть выверены по нивелиру, с тем чтобы они были расположены в одной плоскости, допускаются от клонения не более ± 2 мм. Следовательно, верхняя плос кость козелков, установленных на забетонированных в полу цеха балках, будет представлять горизонтальную плоскость с отклонениями не более ± 3 мм, что обеспе чивает требуемую точность сборки. Расставленные козел ки образуют прочные стеллажи, способные воспринимать нагрузку от конструкции, а также надежно выдерживать удары при опускании деталей в процессе сборки или кантовки.
Для ускорения работ по сборке конструкций площад ки со стеллажами должны быть оборудованы стационар ными (постоянными) грузоподъемными устройствами. С помощью таких устройств быстро и точно укладывают детали, а также снимают готовую, т. е. склепанную кон струкцию; последнее выполнимо, если грузоподъемность устройств достаточна.
62
Сборочные Цехи заводов стальных конструкций обо рудуются мостовыми грузоподъемными кранами, а мас терские •— кран-балками.
Открытые сборочные площадки временного типа оснащатся легкими козловыми кранами, в некоторых слу чаях обслуживание открытых площадок со стеллажами производят с помощью козловых кранов, башенных кра нов, деррик-кранов и Г-образных кранов.
Если площадки со стеллажами обслуживаются уст ройствами небольшой грузоподъемности, то для снятия готовых элементов и их погрузки на железнодорожные платформы применяют железнодорожные или автомо бильные краны.
Наиболее рациональным оборудованием, применяе мым в сборочных цехах заводов, являются передвижные радиально-сверлильные станки для рассверливания от верстий в собранных узлах и клепальные скобы для по становки заклепок. Передвижные станки крепят на рель совых тележках или на портальных рамах, а скобы — на монорельсах, поворотных кранах и т. п. с тем, чтобы они могли обслужить все места сборки конструкций.
Если невозможно выполнить рассверливание отвер стий и клепку с помощью станков и скоб, то применяют сверлильные переносныц машины и пневматические молотки.
Сборочная площадка со стеллажами оснащается раз водкой электрического тока для электросверлильных и электрошлифовальных машин, для электросварочных аппаратов, для грузоподъемных устройств и для осве щения.
Кроме того, к стеллажам прокладывают трубопровод сжатого воздуха со штуцерами для присоединения шлан гов пневматических сверлильных машин, молотков и клепальных скоб. В процессе сборки конструкций иногда вместо электрических применяют пневматические шли фовальные машины для зачистки стыковых участков и пневматические машины для сверления и рейберовки отверстий; следовательно, на воздухопроводе необходи мо иметь штуцера и для этих машин.
Разводку сжатого воздуха выполняют так, чтобы к штуцерам достаточно было подключить шланги длиной не более 10 м и обслуживать всю площадь, занятую со бираемой конструкцией; более длинные шланги снижа-
63
ют давление сжатого воздуха на подводе к инструменту и неудобны в обращении.
Каждый штуцер воздухопровода имеет на конце за порный кран, оканчивающийся резьбовым отростком для соединения с резиновым шлангом. Это соединение осу ществляют резьбовой муфтой, которая навинчивается на резьбу отростка крана и резьбу ниппеля. Иногда штуцер оканчивается арматурой с резьбовым концом и конусной полостью этого конца. В таких случаях к штуцеру при соединяют шланг, оканчивающийся конусным ниппелем с накидной гайкой; последнюю навинчивают на резьбу запорного крана, а конус ниппеля входит в конусную полость этого крана и стык уплотняется по конусной по верхности. Конусную полость конца защищают от загряз нения и повреждений заглушкой на резьбе.
Если при сборке предусмотрена подгонка деталей и частичная их правка и подрезка, то к стеллажам подво дят трубопроводы кислорода и ацетилена, чтобы было можно применять газовую резку деталей и нагревать их для правки.
Вопросы для повторения
1.На чем собирают металлические конструкции под клепку, ка кие требования предъявляют к устройствам для сборки?
2.Какие виды энергии подводятся к устройствам для сборки ме таллоконструкций?
3.Как и чем обслуживаются устройства для сборки?
4.Какие отклонения допускаются по уровню в расположении стеллажей в заводских условиях?
§20. Инструмент и приспособления для сборки
Л о м и к стальной (рис. 19, а) представляет собой круглый стержень диаметром 25— 30 мм, длиной около 1000 мм, один конец его отогнут на 45° и расплющен на клиновую лопатку, другой конец откован на конус. Ло патообразным концом ломика детали в процессе сборки приподнимают, передвигают, выравнивают, а конусный конец служит для наводки отверстий на стыках частей, чтобы в совмещенные отверстия установить сборочные болты.
О п р а в к а (рис. 19, б) представляет круглый стер жень диаметром 17— 30 мм, длиной 150— 200 .мм, с кон цом, оттянутым на конус. Забивая оправку в отверстия на стыке деталей, добиваются более точного их совпаде
64
ния. Оправка служит также для фиксации (закрепления) положения собранных деталей, предохраняя их от воз можных сдвигов и смещений. Пользоваться оправкой для расширения отверстий нельзя, так как при этом всег да появляются трещины на стенке отверстия, а, кроме того, ее материал приобретает наклеп.
С б о р о ч н ы е п р о б к и устанавливают в рассверлен
ные или прочищенные от верстия узлов собранной конструкции, чтобы точно зафиксировать выверен ное положение деталей, их крепление друг к другу и исключить смещение отно сительно друг друга. Пробки делают из калиб рованных прутков или точеными, диаметр их вы полняют на 0,3 мм меньше диаметра отверстия, длина должна быть больше об щей толщины склепывае мых деталей.
С б о р о ч н ы е б о л т ы
Е Е В Е Е Е Е
ю
Рис. 19. Инструмент для совме щения отверстий при сборке де талей:
а — ломнк, 6 — оправки (проходная н коническая, d < d \)
применяют для стягивания (прижатия) деталей на их стыке и закрепления в выве
ренном положении. Такими болтами 'могут быть обычные черные болты с нормальной треугольной резьбой. Однако более выгодно применять специальные сборочные болты, при которых значительно ускоряются операции завинчи вания и отвинчивания гаек, а срок службы их увеличива ется в шесть и более раз.
Сборочные болты (рис. 20, а) имеют квадратные го ловки и гайки, причем головки и гайки для двух смеж ных диаметром болтов имеют одинаковые размеры. Это выполнено в целях быстрого навинчивания и отвинчива ния гаек и уменьшения ассортимента гаечных ключей. Резьба сборочных болтов выполнена полукруглой и це ментирована. Конец болта оттянут на конус.
Выполняя сборку, приходится притягивать друг к другу несколько неподогнанных деталей в узлах; поэто му длина сборочных болтов и участок с резьбой значи тельно больше, чем это требуется, когда детали уже при-
3 -3 2 4 6 |
65 |
жаты друг к другу. Чтобы ускорить операции по завин чиванию и отвинчиванию гаек, а также чтобы -распределить усилия стягивания на большую площадь, пользуются шайбами, которые подкладывают под гайки. При этом шайбы должны быть хорошо выправлены, что-
Рис. 20. Сборочный болт с гайкой:
1 — болт, 2 — ганка, 3 — круглая резьба ганки, 4 — круглая резьба болта
бы не пружинили при сжатии болтом. Шайбы выполня ют круглыми, толщиной 8—10 мм.
Иногда для сборки нетяжелых конструкций вместо
|
|
болтов применяют заклеп |
||||
|
|
ки с чекой (рис. 21): за |
||||
|
|
клепку вставляют в сов |
||||
|
|
мещенные |
отверстия |
со |
||
|
|
бранных деталей и, заби |
||||
|
|
вая в прорезь стержня че |
||||
|
|
ку, плотно стягивают их. |
||||
.... |
- .......... |
Диаметр |
|
сборочного |
||
болта или заклепки |
с |
че- |
||||
|
—/ |
кой берут на 2—4 мм |
||||
|
|
меньше диаметра |
отвер |
|||
Рис. 21. |
Сборочный болт с чекой: |
стия. |
|
к л юч и |
||
1 — болт под чеку, 2 — чека, 3 — собран |
Г а е ч н ы е |
|||||
|
ныи пакет листов |
(рис. 22, а, |
б) |
для |
завин |
чивания и отвинчивания гаек и удерживания головок болтов применяют с открытым зевом и глухие, с прямой и изогнутой ручкой. Работу ускоряет применение ключей с трещоткой и особенно пневматических или электриче ских ключей — гайковертов.
Достоинства ключей с механическим приводом обще известны. Преимущества применения ключей с приводом от трещотки заключаются в том, что отпадает необходи
66