Файл: Крулькевич, М. И. Основы систем производственно-экономической информации учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
Таким образом, в указанных случаях имеют место два вида несовершенных взаимоотношений:
1. Ситуация, когда потребитель подает неточно сформу лированный запрос, или информационные потребности за казчика неточно интерпретируются лицом, осуществляющим поиск;
2. Ситуация, в которой потребитель четко определил, что ему надо найти, но при этом не представляет себе суще ствующего типа документа, который он хотел бы получить. В данной ситуации наиболее эффективен итеративный поиск.
При использовании технических средств в ИПС воз можны четыре формы общения их с потребителями;
1. Личное взаимодействие, при котором потребитель приходит в информационный центр, обсуждает свой запрос с членами персонала центра, и они совместно намечают стра тегию поиска;
2. Взаимодействие с посредником предполагает поступ ление запросов в информационный центр по почте. Его пред варительно рассматривает специалист по информатике, ко торый, связавшись с потребителем, оказывает определенное влияние на формулировку запроса до его поступления в си стему;
3. Непосредственное взаимодействие, при котором зап рос поступает по почте в информационный центр от потре бителя без какого-либо его предварительного рассмотре ния;
4. Взаимодействие в реальном масштабе времени пред полагает непрерывную связь потребителей с ЭВМ информа ционного центра, работающей в реальном масштабе вре мени.
Решающее значение при всех формах общения имеет предъявление потребителю требования точно излагать свои информационные потребности на естественном языке. Это достигается, как правило, в том случае, когда потребитель излагает содержание запроса в письменной форме, так как при этом он вынужден задуматься над тем, чтобы точно сформулировать, что ему необходимо найти.
Гораздо меньший эффект поиска обеспечивается, когда запрос описывается лицом, осуществляющим поиск. Наихуд шим из запросов является тот, который сформулирован по
124
требителем через комбинации терминов, которые, по его мне нию, должны использоваться при поиске. В этом случае весьма трудно разработать оптимальную стратегию поиска.
При взаимодействии в реальном масштабе времени наи более удобен итеративный личный, непоручаемый беспоря дочный поиск, при котором потребитель имеет возможность быстрого просмотра весьма значительных по объему мас сивов данных, используя известные ему подобные документы и ассиативные поисковые схемы.
§ 6- Примеры использования идей и методов |
ИПС |
|
в промышленности |
|
|
Одним из примеров промышленного использования идей |
||
и методов ИПС может быть |
процесс организации |
контроля |
выполнения управленческих |
решений. |
|
В системе управления |
технологическими , процессами |
большое значение отводится контролю исполнения управлен ческих решений.
Организация четкого контроля исполнения позволяет лицу, отдающему распоряжение, в любое время проверить, как выполнены его приказы.
В самом простейшем случае руководитель, выдав зада ние нескольким подчиненным, фиксирует в записной книжке либо в специальном блокноте содержание задания, срок ис полнения и исполнителя.
Недостатком такого метода является то, что приходится хранить значительный объем фактически избыточной инфор мации. К тому же при увеличении объема знаний, количе ства исполнителей и значительном различии сроков исполне ния процесс контроля затрудняется.
Предпочтительным в этом случае может оказаться при менение карточной системы, которая в какой-то мере может устранить недостатки предыдущего метода контроля.
Каждое распоряжение заносится на карточку и ставится в картотеке в порядке сроков выполнения задания. После получения сообщения исполнителя о завершении работы со ответствующая карточка уничтожается. В свою очередь, и такому методу присущи недостатки, связанные с появлением операций сортировки и поиска нужной информации.
125
Механизация поиска достигается при использовании перфокарт-решеток. Такой тип перфокарт'применяют обычно в тех случаях, когда необходим одноаспектный поиск с контролем наличия.
В картах-решетках используется негативный принцип кодирования, который состоит в том, что на матрице проби ваются все отверстия, кроме одного, относящегося к данно му конкретному заданию. Количество ячеек соответствует всему возможному количеству перфокарт данной библиоте ки, и если вся колода собрана, то не будет сквозных каналов с отверстиями.
Процесс организации контроля с помощью перфокартрешеток осуществляется следующим образом. Руководитель, выдав задание исполнителю, вынимает из основной колоды перфокарту на интересующего его исполнителя, делает на ней соответствующую запись и помещает ее в библиотеку контрольных сроков исполнителя. И .только после того, как выполнено задание, карта возвращается в основную колоду. Этот метод позволяет рационально распределять задания между подчиненными, однако и он имеет некоторые недо статки. Например, требуется выполнить целый ряд хотя и стандартных, но излишних операций по организации перфокартного хозяйства.
На уровне высокой информационной культуры управ ленческого труда автоматизация контроля выполнения зада ний может быть организована с использованием ЭВМ и средств оргтехники.
В данном случае каждому заданию, выданному руково дителем, присваивается порядковый номер. ■
Фиксация исходной информации может быть осущест влена двумя способами:
— на обычном унифицированном бланке записывается дата, номер задания, срок исполнения и краткое содержание задания;
— на магнитной ленте с помощью диктофона.
Код задачи, код руководителя, месяц, число, номер за дания и дата выполнения переносится на перфорационную ленту.
126
Примерная форма записи выглядит так:
0000 |
0013 |
0002 |
0003 |
1406 |
0402, |
которая означает: тринадцатая задача АСУ, второй руково дитель предприятия, март месяц, четырнадцатое число, шес тое задание, срок исполнения — апрель, второго.
С помощью перфорационной ленты в определенное вре мя осуществляется считывание записанной информации и ввод ее в ЭВМ.
После выполнения задания каждый исполнитель обя зан сообщить об этом ЭВМ. Для этого он записывает на пер фоленту следующие сведения:
0000. |
0013 |
0002 |
0000 |
0006 |
0402, |
которые вводятся в машину.
Получив сведения о выполнении того или иного зада ния, ЭВМ исключает запись в соответствующей ячейке па мяти. Задания, которые остались невыполненными в срок, ежедневно утром к моменту проведения оперативок переда ются руководителем либо на бумажном бланке, либо на све
товом табло в виде: |
|
|
03 |
14 |
06, |
что означает: шестое задание, выданное четырнадцатого мар та, срок выполнения которого сегодня, осталось не выпол ненным.
Руководителю следует обратиться к бланку либо к маг нитной ленте, где было записано соответствующее задание.
Приведенный алгоритм контроля исполнения управлен ческих решений с помощью ЭВМ и оргтехники может быть дополнен при необходимости блоком контроля работ, выпол няемых досрочно.
Кроме того, на основании основного алгоритма можно организовать непрерывный статистический анализ организа ции выполнения заданий на предприятии исполнителями, а также - осуществить самоконтроль для руководителей, выда ющих задания.
127
§ 7. Эффективность информационно-поисковых систем
Известны три основных' аспекта оценки эффективности ИПС:
а) у потребителей системы; б) у операторов и. административного аппарата, обслу
живающего систему; в) у руководства системы.
Потребители, естественно, оценивают систему по тому, насколько хорошо она удовлетворяет их личные потребности в информации. В одних случаях для потребителя достаточно одного документа, в других — ему требуется несколько ос новных документов, а в некоторых ситуациях он стремится получить как можно больше данных по предмету своего за проса. Очевидно', полнота информации является наиболее важным требованием потребителя, поскольку единственная цель его обращения к системе состоит в получении неболь шого числа документов, полезных с точки зрения его инфор мационной потребности.
Показатель полноты ИПС количественно выражается коэффициентом полноты, определяемого формулой
к„ = - Щ- -100,
где Cr — число существенных документов, находимых в про цессе поиска по каждому запросу в указателе к фонду;
С — общее число документов, о которых известно, что они существенны относительно определенного за проса.
Коэффициент полноты выражается в процентах и пред ставляет собой м-еру способности фильтра пропускать жела тельные документы. Одного его для оценки эффективности недостаточно. Необходимо еще располагать каким-то допол няющим его коэффициентом, который бы являлся мерой способности .фильтра (указателя документов) задерживать ненужные документы. Таким показателем может быть коэффициент точности, равный
Кг = |
в |
- 100, |
где а — общее число документов, |
выданных при каждом по |
|
иске. |
|
|
128
Совместное использование коэффициентов полноты и точности позволяет получить удовлетворительный способ из мерения рабочей эффективности системы, то есть эффектив ности по отношению к требованиям потребителей.
Числовые значения полноты и точности являются удоб ными показателями также аппарата сравнения документов и запросов. В этом случае они определяются по выдаче до кументов из указателя без соответствующего их просмотра.
В свою очередь, коэффициент точности отражает объем трудозатрат, расходуемых потребителем на просмотр выдан ных материалов или непосредственно на проведение поиска путем просмотра указателя вручную.
Затраты труда потребителя складываются из затрат времени и усилий на уточнение формулировки своей потреб ности в информации, на анализ предложенной ему формули ровки поискового предписания и некорректированной машин ной выдачи по указателю, а также на итеративный поиск. .
В определенных поисковых ситуациях решающее значе ние может приобретать время ответа на запрос, которое, ес тественно, связано с полнотой и точностью системы.
В одних случаях потребитель готов пожертвовать вре менем ради получения большей полноты и точности, в дру гих — может ограничить себя меньшей полнотой и точностью, но ускорить процесс поиска.'
Важным представляется для потребителя и такой фак тор, как форма представления результата поиска, который может быть в виде библиографического описания, реферата или полного текста. Форма выдачи существенно влияет на требования к точности, которые могут быть компенсированы быстрым просмотром, например, выданных рефератов. Полу чение только номеров документов может быть признано эф фективной формой, если имеется техническое оборудование, что позволяет немедленно получить микроскопии -соответ ствующих документов или их заменителей.
К наиболее важным факторам для потребителя можно отнести также алгоритм отбора материалов, вводимых в по исковую систему, ц полученный на его основе состав фонда материалов.
9 |
834 |
129 |
Для потребителя имеет значение полнота охвата источ ников по интересующим его предметным областям и каче ство документов, вводимых в систему.
Эффективность ИПС в значительной мере снижается при вводе в нее документов, представляющих незначитель ную ценность для обслуживаемой группы потребителей.
С позиций операторов и административных работников информационного центра главной целью системы должно быть максимальное удовлетворение нужд потребителей.
Для руководства системы не менее важно, во сколько об ходится удовлетворение нужд потребителей и какими аль тернативными способами может решаться каждая задача поиска. Другими словами, руководство производит оценку системы по экономической оправданности ее существования.
В связи с тем, что ИПС обслуживает различных потре бителей с разными характерами запросов, произвести оценку ее эффективности в целом проблема довольно сложная. Для этого необходим специальный статистический материал, по лученный на основе предварительно разработанной програм мы испытаний по проверке эффективности.
Вопросы, которые должны быть отражены в программе, могут быть примерно следующие.
1.Обще,е качество функционирования системы по отно шению к требованиям потребителей.
2.Широта охвата источников при индексировании.
3.Качество индексирования.
4.Характер специфичности языка.
5.Соответствие стратегии поиска требованиям высокой
полноты и точности.
6. Влияние форм взаимодействия системы с потребите лем на время получения ответа достаточной полноты и Точ ности.
7. Качество машинных программ, оцениваемое по, пра вильности и времени ответов, гибкости работы и контролю технических ошибок.
Выяснив требования большинства потребителей и. оце нив технические средства с позиций* их возможностей и стои мости, а также установив ориентировочно необходимые за траты на обслуживание, можно приступать к разработке си стемы, которая была бы способна наиболее экономично удов
130
летворять всем требованиям как потребителей, так и' руко водство и обслуживающий персонал ИПС.
В этой связи проанализируем график, приведенный на рис. 7. Требования потребителей определяют участок кривой, в пределах которого должна функционировать система. В случае, когда используется высокоспецифичный язык ин дексирования, а само индексирование. осуществляется с большой полнотой, и, кроме того, принимаются меры по по вышению точности поиска, то, изменяя стратегии поиска, можно добиться функционирования системы на самом длин ном отрезке АД. Когда язык индексирования менее специ фичен и меньшая полнота, диапазон работы системы будет равен, например, отрезку ВС.
Сравнивая оба случая, можно отметить, что более огра ниченная область функционирования системы, если она в достаточной степени удовлетворяет информационные' нужды потребителей, экономичнее, чем система с более широким диапазоном.
Другими словами, ИПС должна быть во всех случаях адекватной предъявляемым к ней требованиям потребителей.
Весьма важным для повышения эффективности системы является установление критерия отбора документов для ин дексирования. Действительно, можно заметно снизить эф фективность поисковой системы, введя в массив документы, имеющие малую ценность, или устаревшие документы.
Для повышения экономической эффективности ИПС оп ределенные возможности представляет процесс управления индексированием, в частности, выбор уровня полноты индек сирования. С последним тесно связано среднее время, допус тимое для индексирования одного документа.
Например, может оказаться, что 90% наиболее ценных поисковых терминов приписываются в течение первых десяти минут индексирования, а для того, чтобы выбрать оставшиеся 10% потребуется изучать содержание документа еще в те чение 30 минут. Здесь возникает вопрос, окупаются ли тре бующиеся для этого затраты труда и времени? Во многих случаях будет целесообразным понизить уровень полноты.
Значительное влияние на экономические показатели оказывает выбор языка индексирования, Тащ разработка и
131