Файл: Крулькевич, М. И. Основы систем производственно-экономической информации учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
Совокупность внутренних свойств производственного процесса в некоторый момент времени называют состоянием объекта.
Таким образом, восприятие по существу представляет собой диагностический процесс отбора полезной информа ции. Изменения, происходящие в состоянии процесса, сразу же находят отражение в изменении сигнала. Воспринятый сигнал и априорные знания о зависимости свойств объекта от свойств процесса управления позволяют путем логичес кого рассуждения установить причину данной реализации сигнала или определить искомое состояние процесса.
В общем случае восприятие включает в себя операции обнаружения, выделения наиболее информативного содер жания для-решений данной задачи и ознакомления с уже выделенным перцептивным • содержанием. Определить'раз и навсегда информативное содержание объекта, очевидно, нельзя, так как оно динамично и изменяется вместе со спо собностью технических средств или человека к восприятию.
Управляющий орган должен быть оснащен такими сред ствами восприятия, чтобы непрерывно распознавать харак тер изменений в процессе, своевременно парировать возник шие отклонения от нормального хода процесса для предот вращения их отрицательного воздействия на эффект функ ционирования производственной системы. Например, очень важно вовремя уловить момент затупления режущего инст румента на станке. Это позволит наиболее эффективно ис пользовать производственную технику. Не менее важно свое временно знать об остановке в работе того или иного агре гата. В этом случае можно произвести оперативную перепла нировку рабочих операций.
Чем больше многообразие способов диагностики откло нений от нормального хода процесса и чем вернее отража ют они объективные закономерности управляемого процесса, тем многообразнее, совершеннее и точнее способы парирова ния возмущений.
Другими словами, только достаточное разнообразие уп равлений может уничтожить разнообразие состояний. Иначе, только информация может блокировать информацию.
Нередко при диагностике сложных производственных процессов информация получается искаженной шумами (по
30
мехами), которые устраняются с помощью операций подго товки информации.
Таким образом, в результате восприятия сигналы долж ны быть получены в форме, удобной для передачи и обра ботки.
Фаза передачи информации представляет собой обыч ный перенос ее на расстояние, а также посредством сигна лов различной физической природы соответственно по меха ническим, пневматическим, гидравлическим, акустическим, электрическим, электромагнитным и оптическим каналам.
.Эта фаза включает обычно три операции: кодирование ин формации, непосредственно передачу и декодирование ин формации. Иногда может включаться и операция промежу точного хранения информации или так называемая буферная память.
Обработка информации заключается в машинном реше нии задач, связанных с преобразованием информации. Ис пользование ЭВМ позволяет обобщать и централизовывать функции обработки, имеющие отношение главным образом к моделям ситуаций и принятию решений при управлении. Обработка производится при помощи устройств или машин, осуществляющих цифровые или аналогичные преобразова ния поступающей в виде величин и функций различной ин формации.
Обработке информации с помощью ЭВМ и других тех нических средств предшествует длительная исследователь ская работа, важнейшими звеньями которой являются поста новка задачи, разработка математической модели изучае мого процесса, выбор метода решения и разработка машин ного. алгоритма решения задачи. На этапе постановки задачи формируется цель и критерий эффективности решения задачи п выбирается существенная для данной задачи совокупность характеристик процесса и параметр.ов системы.
В общем виде сказанное математически формулируется ■
следующим образом. |
|
|
||
Если |
состояние |
управляемого |
объекта, находящегося |
|
под влиянием вектора возмущения |
z(t) и вектора |
управле |
||
ния u(t) |
в любой |
момент времени определяется |
вектором |
|
состояний |
x(t) так, |
что |
|
|
|
x(t) = |
F (х (t0), u (t,,t0)' z (Vo)}, |
|
31
где t0 — начальный |
момент интервала наблюдения, а |
||||
x(t) и u(t) |
ограничены |
замкнутыми |
областями |
A(t) и B(t) |
|
пространства состояний |
и пространства управлений, а цель |
||||
управления |
состоит в |
достижении |
экстремума |
некоторого |
|
функционала |
|
|
|
|
Q = Q (х (t), t},
то проблема состоит в том, чтобы найти и реализовать, век тор управляющих воздействий u(t), обеспечивающий дости жение цели управления при имеющихся ограничениях.
Решить подобную задачу можно только приближенно. Это связано с погрешностью моделирования объекта, непол ной информацией о векторах x(t) и z(t), а также ошибками в решении вариационной задачи отыскания экстремума функционала.
В данном случае под математической моделью изучаемого процесса понимается совокупность соотношений в виде фор мул, уравнений, неравенств, логических условий и т. д., ко торые связывают характеристики процесса с параметрами систем исходной информации и начальными условиями.
В принципе даже с приближениями получить общую математическую модель в целом для предприятия практи чески в настоящее время невозможно. В связи с этим при ходится расчленять весь производственно-экономический процесс на подпроцессы, что находит отражение в АСУ в вы делении ряда подсистем, а в подсистемах — задач.
Такой подход позволяет упростить разработку математи ческой модели путем построения ряда моделей для под процессов, а затем их объединением в общую модель.
Разработка совокупности алгоритмов машинного реше ния для комплекса задач предприятия составляет содержа ние этапа алгоритмизации информационного процесса. Она основывается на использовании ряда специальных матема тических методов: линейного программирования, массового обслуживания, Монте-Карло, теории игр, динамического программирования и др. Привлечение указанных методов обусловлено необходимостью поиска и реализации оптималь ных решений, а также организации и проведения анализа в задачах управления производством. Как показала практика.
32
одни и те же методы могут применяться в разных задачах и разных подсистемах.
Наряду с этим большая группа задач, например, бухгал терского учета, снабжения и сбыта имеет установленный ре гламент и элементарные алгоритмы решения. Основной проблемой при решении их на ЭВМ является рациональное представление информации в виде однородных массивов со общений. При этом рациональная организация массивов дает возможность более эффективно применять традицион ные методы обработки информации.
Представление информации требуется чаще всего тогда, когда в цикле ее обращения принимает участие человек. Оно заключается в демонстрации перед человеком-оператором документов или других носителей информации, содержащих качественные и количественные характеристики выходной информации. Для этого используются цифро-буквенные, стрелочные и изобразительные индикаторы, цифровые и гра фические регистрирующие приборы с видимой записью, элек тронно-лучевые трубки, мнемонические щиты, табло и маке ты со встроенными сигнальными и индикаторными эле ментами.
Эти устройства могут быть расположены в вычислитель ном центре или рассредоточены по производству (перифе рийные устройства представления информации). В послед нем случае они, как правило, входят в состав технических средств выдачи информации оперативно-производственному персоналу.
Из устройств обработки посредством средств формиро вания конечных документов и управляющих воздействий представляемая информация может выводиться человекуоператору, если он является ее потребителем, во внешнюю среду, например, в Главк, а также передаваться на устрой ства съема для распознавания и дальнейшей обработки. Преобразованная в воздействия информация направляется непосредственно потребителю.
Воздействие состоит в .том, что , несущие' информацию сигналы вызывают изменения в самом объекте-потребителе информации. Такие сигналы обычно производят регулирую щие, управляющие или защитные действия.
3 834 |
33 |
Рассчитанные значения управляющих и корректирую щих воздействий непосредственно из ЭВМ выдаются в виде цифрового кода. Исполнительные устройства рассчитаны на различные виды управляющих сигналов. Их роль заключа ется в преобразовании цифровой информации в развитую систему управляющих воздействий.
3 состав системы выдачи управляющих воздейст входят устройства преобразования и промежуточного хра нения командной информации. Преобразователи могут быть цифрово-аналоговые, электропневматические, числоимпульспых сигналов, времяимпульсных сигналов и усилители сигна лов.
Управляющие воздействия передаются потребителю ин формации (объекту управления) по линиям связи электри
ческих и пневматических |
сигналов с использованием |
соот |
|
ветствующей |
телемеханической аппаратуры. |
|
|
Промежуточное хранение цифровой информации осу |
|||
ществляется |
с помощью |
специальных регистров и |
буфер |
ных ЗУ. |
|
|
|
Для выдачи управляющих воздействий применяются два основных метода:
—по адресам исполнительных устройств с использова нием индивидуальных или групповых преобразователей;
—групповой метод выдачи управляющих воздействий.
Воздействие на |
объект осуществляется |
не только с |
целью регулирования |
или управления им, но |
и для отбора |
от источника информации. Активное воздействие на отбирае мую от источника информацию может оказывать либо сам источник (обычно, когда источником является человек), ли бо потребитель.
§ 5. Структура системы информации предприятия
Система производственно-экономической информации предприятия состоит из различных сведений о деятельности предприятия и информации о внешних условиях.
Информация о работе предприятия призвана отражать ход выполнения плана по производству и реализации про дукции, а также эффективность организационной структуры и экономической деятельности предприятия.
34
Наличие необходимых сведений способствует в одном случае , повышению эффективности выполнения намеченных
планов, в другом — принятию решений |
на разных уровнях |
|
управления предприятием. |
|
|
Основными |
источниками данных о работе предприятия, |
|
в частности, о |
таких показателях, как |
производительность |
труда, себестоимость продукции, рентабельность и др. явля ются материалы оперативного, бухгалтерского и статистиче ского учета, технические и другие данные подразделений предприятия.
Для подготовки и принятия решений необходима как внутренняя, так и внешняя информация о работе предприя тия. Как правило, для оценки работы предприятия недоста точно располагать данными о результатах его деятельности, требуется их сравнительный анализ с показателями работы других предприятий.
Важнейшим разделом информации, повседневно необхо димой для руководства и содержащей важные сведения для познания, оценки и критического изучения экономической деятельности предприятия в целом, является технико-эконо мический анализ. В зависимости от сроков’ проведения мо гут быть анализы оперативные и периодические.
В условиях все более широкого внедрения средств орг техники и вычислительных устройств передача сведений о ходе производственного процесса и оценка данных с целью принятия решений могут быть произведены за весьма корот кий период. Данные периодического анализа необходимы, кроме того, для контроля за хозяйственной деятельностью предприятия.
Предметом технико-экономического анализа предприя тия являются показатели его технико-экономического разви тия, хода производства, сбыта, снабжения и других видов деятельности как порознь, так и в совокупности.
Анализ позволяет вскрыть и количественно оценить те факторы, которые оказывают решающее влияние на темпы и пропорции развития предприятия, на составление и выпол нение его планов.
При определении потребности в информации следует учитывать такие наиболее важные направления развития технико-экономического анализа:
1. Ход производственного процесса;
35
2. Грузопоток сырья, материалов, полуфабрикатов и го товойпродукции;
3.Планово-предупредительный ремонт;
4.Использование рабочей силы;
5.Использование основных фондов;
6.Материально-техническое снабжение;
7.Заказы предприятия;
8.Освоение производства новых изделий;
9.Технический прогресс на предприятии.
3 структурном разрезе система информации о деятель ности предприятия состоит из подсистем информации от дельных хозяйственных единиц, выполняющих определенные, виды экономической деятельности, и из подсистем экономи ческой и технической информации.
Подсистемы информации соответствуют основным функ циям хозяйственной деятельности. Всего таких подсистем пять — организация управления, технология производства, материально-техническое снабжение и реализация продук ции, финансирование и техническое развитее.
Экономическая информация делится на статистическую и бухгалтерскую.
Основная задача подсистем информации отдельных ви дов хозяйственной деятельности предприятия состоит в комп лексном обеспечении потребности в информации хозяйствен ных единиц предприятия.
В подсистеме управления информация направлена на обеспечение функций планирования, координации, контроля н стимулирования производства. Информация ориентирует хозяйственную деятельность предприятия в соответствии с общественно-экономическими нуждами страны и определяет формы и содержание разделения труда в рамках предприя тия.
В задачи информации подсистемы «технология произ водства» входит обеспечение необходимыми данными орга нов хозяйственного управления о подготовке производствен ного процесса, его осуществлении и результатах.
Информация о снабженческо-сбытовой деятельности предприятия призвана решать такие задачи, как обеспече ние производства сырьем и материалами, новыми средства-
36
Ми производства, реализацию полуфабрикатов и готовой про дукции.
Для успешной работы предприятия и поддержания про изводства на должном уровне оно должно также развивать и совершенствовать конъюнктурные исследования, связанные с материально-техническим снабжением и развитием коопе рирования.
Подсистема информации о финансовой деятельности предприятия основывается на данных бухгалтерского и опе ративного учета. Она включает информацию о кредитова нии капитальных вложений, производственного процесса и обращения оборотных фондов.
Подсистема информации о техническом развитии пред приятия предназначена для использования на соответствую щем уровне новых возможностей, возникающих у предприя
тия в связи с политикой технического развития. |
|
|
|||||
Предприятие имеет возможность |
получать |
информацию |
|||||
о результатах научно-технического |
прогресса |
в |
народном |
||||
хозяйстве и об условиях реализации продукции. |
|
|
|||||
Научно-технический прогресс предприятия охватывает |
|||||||
такие |
области технического |
развития, |
как |
освоение новой |
|||
продукции, техническое и технологическое |
совершенствова-. |
||||||
ние производственного процесса и |
технико-экономическое |
||||||
развитие предприятия. |
информации при |
внедрении в |
|||||
Основными источниками |
|||||||
производство новой продукции являются: |
|
на |
внутрен |
||||
а) |
исследование потребительского |
'спроса |
нем и внешнем рынках; б) изучение результатов, достигнутых в области научно-
технического прогресса.
Техническое совершенствование производственного про цесса зависит от улучшения технических средств производ ства, используемых в производственном процессе, сырья и материалов, а также от уровня знаний и квалификации рабо чей силы.
Информация о технико-экономическом развитии пред приятия охватывает:
а) номенклатуру и качественные признаки изделий, про изводство которых предстоит освоить в предстоящем плано вом периоде; .
3.7