ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
К ЭХГ космического назначения предъявляются высо кие требования по массе, объему, надежности, стабиль ности характеристик, устойчивости в невесомости, к виб
рационным нагрузкам |
и работе в переходных режимах |
II др. Поэтому расходы |
на их разработку высоки. |
Так, затраты па разработку ЭХГ для корабля «Джемпни» составили около 30 млн. долл. [Л. 138]. Всего за последние 10 лет в США израсходовано на разработку ЭХГ свыше 100 млн. долл. [Л. 139].
Первое применение в качестве бортового источника энергопитания ЭХГ нашли во время полетов космиче ских кораблей по программе «Джемнни» (ЭХГ этого ко рабля описан ранее). Общая масса ЭХГ с топливом и окислителем для двухнедельного полета «Джемнни 7» составляла 260 кг, объем 0,42 м3. В случае применения батареи серебряно-цинковых аккумуляторов масса си стемы энергопитания составляла бы 1490 кг, объем
0,53 м3.
Во время семи полетов космических кораблей «Джемпнп» ЭХГ проработали в общей сложности 840 ч, ге нерировали 512 кВт-ч электроэнергии и более 200 л. во ды. При полете корабля «Джемнни 5» возникали непо ладки в системе энергопитания, однако они были связа ны не с собственно ЭХГ, а с системой подачи реагентов в ЭХГ.
При разработке космического корабля «Аполлон» бы ли использованы ЭХГ фирмы Пратт и Уитни на основе средпетемпературного ТЭ с концентрированным (85%) раствором щелочи. Предпочтение, отданное ЭХГ фирмы Пратт и Уитни, обусловлено более сложными темпера турными условиями полета «Аполлона». Повышение тем пературы ЭХГ до 200—230 °С облегчило отвод тепла и воды от ЭХГ, повысило напряжение ТЭ и к. п. д. уста новки до 60—-65%, что позволило снизить расход реаген тов на единицу энергии (ЭХГ «Аполлона» был описан ранее). Расчеты системы энергопитания корабля на 400 ч работы при номинальной мощности показали, что при чистоте реагентов 99,995% необходима масса кисло рода с баками для хранения 380 кг, водорода 100 кг. Общая масса системы энергопитания составляет 810 кг.
Энергоустановки на основе ЭХГ обеспечивали энер гией корабль «Аполлон» во время 13 полетов, в том чис ле 6 орбитальных околоземных и 7 лунных [Л. 163]. Все го за 13 полетов ЭХГ проработали 6 325 ч, генерировав
176
4 369 кВт-ч энергии и 1 400 кг воды. Среднее потребле ние реагентов было 0,36 кг/(кВт-ч). Удельная энергия
энергоустановки |
при полете |
на Луну составляла |
0,86 кВт-ч/кг. Во |
время всех |
полетов ЭХГ работало |
безотказно, даже после хранения перед запуском в те чение трех лет. Во время полета «Аполлон 13» вышли из строя баки с кислородом, однако ЭХГ работал нор мально до момента прекращения подачи кислорода.
Разрабатывались ЭХГ космического назначения так же фирмой Аллис Чалмерс. Фирма разработала водо родно-кислородный ЭХГ мощностью 0,2 кВт массой 14 кг для использования на беспилотных спутниках Зем ли ВВС США. Фирма Аллис Чалмерс разработала ЭХГ
космического назначения, |
в котором ТЭ |
обеспечивают |
||
клеммовое |
напряжение |
0,9 В при плотности тока |
||
200 мА/смг |
и падении |
напряжения |
не |
более 10— |
40 мкВ/ч: ЭХГ мощностью 2 и 5 кВт |
могут работать |
|||
более 3 000 |
ч в пределах |
заданных характеристик. |
В США планировалась разработка ЭХГ по программе «Скайлаб» для системы энергопитания орбитальной кос мической лаборатории, предназначенной для полетов в течение 28 и 56 дней [Л. 140]. Система энергопитания должна иметь рабочую мощность при длительной ра боте 8 кВт при напряжении 28 В. Три ЭХГ мощностью по 2 кВт обеспечивают энергией командный и прибор ный отсеки. Кремниевые солнечные элементы обеспечи вают орбитальную мастерскую. Кроме того, в систему энергопитания входят батареи для аккумулирования энергии, работающие при пиковых нагрузках, при входе в атмосферу, после разделения отсеков и после посадки.
В 1969 г. по заданию |
НАСА Центр пилотируемых |
|
кораблей проанализировал |
состояние |
разработки ЭХГ |
и экстраполировал характеристики |
ЭХГ на 1972 г. |
ГЛ. 164]. Из экстраполяции следовало, что в 1972 г.
можно |
создать ЭХГ со сроком службы 5 000 ч, массой |
|
18—28 |
кг/кВт, |
объемом 13,5 л/кВт, стоимостью |
40 000 |
долл/кВт. |
Таким образом, ожидается, что харак |
теристики ЭХГ |
должны быть улучшены по сравнению |
с характеристиками ЭХГ на «Аполлоне» по массе в 4 ра за, объему в 10 раз, по сроку службы в 5 раз, стоимости в 2,5 раза. В 1970 г. Центр пилотируемых полетов заклю чил контракты с фирмами Пратт и Уитни и Дженерал Электрик на разработку к 1972 г. энергетических уста новок на основе ЭХГ мощностью 5 кВт, массой 18—
12— 267 |
177 |
28 кг/кВт сроком службы 5 000 ч; ЭХГ предназначены для энергопитания челночных орбитальных кораблей.
Фирма Пратт и Уитни разрабатывает ЭХГ |
на основе |
ТЭ с асбестовой • мембраной, пропитанной |
раствором |
КОН. Фирма Дженерал Электрик разрабатывает ЭХГ
на |
основе ТЭ с полимерной мембраной, выпускаемой |
|
фирмой Дюпон. |
|
|
|
При длительной |
работе ЭХГ основную долю объема |
и |
массы системы |
энергопитания занимают реагенты. |
При кратковременной работе основную долю объема и массы занимают собственно ЭХГ. Поэтому в этом слу чае важное значение имеет удельная мощность ЭХГ на единицу массы и объема. Фирма Пратт и Уитни [Л. 36] разработала систему энергопитания с высокой удельной мощностью и энергией, рассчитанную на кратковремен ные полеты от нескольких минут до нескольких часов. Увеличение удельной энергии и мощности обеспечивает ся работой ТЭ при высоких плотностях тока, упрощени ем вспомогательных систем ЭХГ и применением облег ченных баллонов для хранения водорода и кислорода. Расчеты показали, что система имеет удельную энергию 80 Вт-ч/кг при полете в течение 5 мин и 220 Вт-ч/кг при полете в течение 1 ч.
В качестве реагентов для ЭХГ космического назначе ния до сих пор использовались жидкий кислород и во дород. Как указывалось ранее, кислород при криоген ном хранении имеет наиболее высокие значения удель ной энергии по сравнению с другими окислителями. Во дород при криогенном хранении также имеет высокие значения удельной энергии. Однако при храпении жид кого водорода происходит его утечка, потери водорода при длительных полетах могут быть довольно высокими. Поэтому большой интерес представляет хранение водо рода в виде гидрида лития или боргидридов металлов. іМасса реагентов на единицу энергии при этом может быть ниже, чем масса жидкого водорода с учетом тары.
38. Электрохимические генераторы для флота и подводных работ
Достоинства ЭХГ представляют большой интерес для морского флота и подводных исследований; ЭХГ могут найти применение в подводных лодках, подводных лабо раториях и исследовательских станциях.
178
Интерес к подводным энергетическим установкам бу дет расти по мере разработки методов добычи полезных ископаемых со дна океана.
В [Л. 141] проанализирована целесообразность при менения четырех видов источников энергии для работ в течение более 168 ч на подводных установках: атом ных реакторов, батареи аккумуляторов, двигателей вну треннего сгорания и ЭХГ. Учитывались удобство, эконо мика, масса, объем и другие параметры. В результате
анализа наиболее оптимальной |
установкой оказался |
ЭХГ. |
для глубокоподводной |
Расчеты источника энергии |
научно-исследовательской лодки мощностью 20—25кВг на четырех человек при глубине погружения до 6 км по казали, что при запасе энергии 1 100 кВт-ч масса энер гоустановки с ЭХГ составляет около 5 000 кг, объем —
около 3,5 м3; в то время как установка |
с серебряно-цин |
ковыми аккумуляторами имела бы массу 9 500— 11 000 кг |
|
и объем 5,6—6,4 м3 [Л. 142]. В [Л. 143] |
были рассмотре |
ны способы хранения водорода и кислорода на подвод ной лодке для ЭХГ мощностью 5—30 кВт. Срок службы ЭХГ принимался от 1 мес. до нескольких лет. Криоген ное хранение водорода оказалось менее выгодным, чем
хранение под давлением |
(до 4 2 0 -ІО5 Па), особенно для |
|
малых энергий |
(10— 100 |
кВт-ч). Выгодна с точки зре |
ния объема и |
удобства |
система криогенного хранения |
кислорода и хранения водорода под давлением. Однако наиболее целесообразно применение твердых реагентов: СаН2 для получения водорода и NaC103 для получения кислорода. Разработки ЭХГ для флота ведутся фирмой Аллнс Чалмерс совместно с Военно-морской инженерной лабораторией [Л. 144]. Проведено испытание водороднокислородного ЭХГ мощностью 1 кВт. Лаборатория Нейвэл шип систем комманд (США) [Л. 39] также разра батывает ЭХГ для морского флота. Были испытаны во дородно-кислородные ЭХГ мощностью 1—4 кВт. Имеет ся сообщение также о батарее ТЭ фирмы Пратт и Уит ни мощностью 5 кВт для гидрологических устройств [Л. 145]. Масса батареи 63,5 кг, объем 87 л.
Фирма Электрик Пауа Сторидж (Англия) [Л. 146] сообщила о применении водородно-кислородного ЭХГ на подводной станции в Средиземном море около о. Мальта в августе 1969 г. на глубине 7— 10 м. ЭХГ помещался в металлический цилиндр, внутри которого поддержива
12: |
179 |
лось давление, равное внешнему давлению; ЭХГ обес печивал энергией насосы для очистки и циркуляции воз духа и ламп фотоаппаратов; ЭХГ работал 9 дней без промежуточных заправок реагентами при мощности 25—
50 |
Вт |
и напряжении 12— 13 В, при |
этом получено |
5,4 |
кВт*ч энергии. Всего ЭХГ находился под водой |
||
18 |
дней, |
в том числе 3 дня при шторме. |
Кроме того, ЭХГ |
работал на берегу, обеспечивая подзарядку аккумулято ров, освещение и другие потребности.
Шведская фирма АСЕА [Л. 48, 147] разрабатывает ЭХГ мощностью 200 кВт для подводной лодки, по кон тракту со шведским военно-морским флотом на сумму около 2 млн. долл. Кроме того, планировалась примерно такая же сумма за счет бюджета фирмы. В состав ЭХГ входит батарея водородно-кислородных ТЭ. Кислород хранится в сжиженном виде. Водород либо хранится в сжиженном состоянии, либо получается разложением аммиака. При использовании аммиака возникает про блема хранения газообразного продукта реакции—азота. Фирма АСЕА конденсирует азот с помощью холодиль ной установки.
Имеются проекты ЭХГ для флота и подводных иссле дований с использованием гидразина. Достоинством гид разина по сравнению с водородом является простота его хранения, так как он находится в жидком состоянии и не требует тяжелой тары. Однако гидразин значительно дороже водорода.
Фирма Аллис Чалмерс разработала и испытала гид разино-кислородный ЭХГ мощностью 750 Вт на неболь шой подводной лодке [Л. 148].
Для использования во флоте очень перспективны раз работанные фирмой Альстом (Франция) гидразино-пе- рекисьводородные ЭХГ [Л. 96]. Достоинством этой систе мы также является возможность хранения реагентов в жидком состоянии при обычных температурах. В мае 1970 г. проводилось несколько погружений ЭХГ в море на глубину до 82 м. Масса системы была 75 кг. Ток в ЭХГ получали через несколько секунд после включе ния. Напряжение ЭХГ возрастало от 24 В на поверхно сти до 28 В на глубине 50’ м. Мощность, отбираемая от ЭХГ, была 1,75—2,0 кВт. Расход реагентов (гидразингидрата и 35%-ной перекиси водорода) был достаточно высок 4,5 л/ (кВт ■ч); такой высокий расход свидетель ствует о низком значении фарадеевского к. п. д.
18 0