ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
Dk, m
насаждений:
1 — сосняк багульниковый; 2 — сосняк брусничниковый, мшистый; 3 — сосняк ягодниковый
Н,"
Рис. 13. График зависимости диаметров крон, высоты и типов леса березовых насаждений:
/ — березняк травяно-болотный; 2 — березняк брусничниковый, мшистый, зеленомошниковый; 3 — березняк мшистоягодниковый; 4 — березняк разнотравный
4г."
Н,м
Рис. 12. График зависимости диаметров крои, высоты и типов леса кедровых на саждений:
1 — кедровник травяно-болотный, сфагновый; 2 — кедровник мшистый; 3 — кедровник зелено мошниковый
Н , м
Рис. 14. График зависимости диаметров крон, высоты и типов леса елово-пихто вых насаждений
Рис. 15. График зависимости диаметров крон, высоты и типов леса осиновых на саждений:
/ — осинник |
брусничниковый; |
2 — осинник |
мшистоягодниковый, разнотравный |
|
Оптимальные масштабы аэросъемочных и картографических материалов, используемых при выполнении аэротаксационных работ
Для успешного и качественного выполнения аэротаксационных работ необходимо, чтобы аэросъемочные и картографические мате риалы, используемые в полете, имели масштабы, максимально облегчающие действия экипажа в воздухе. К аэросъемочным и картографическим материалам относятся: аэроснимки, фотосхемы, полетные карты и общая схема лесхоза (леспромхоза).
Масштаб аэроснимков, применяемых для контурного дешифриро вания в подготовительный период, имеет решающее значение для качественного проведения аэротаксационных работ. Правильное разделение лесного массива на таксационные участки, во-первых, облегчает ориентировку экипажа в воздухе, т. е. позволяет опоз навать в натуре выделенные на аэроснимках участки, во-вторых, позволяет аэротаксатору дать более точную таксационную харак теристику, что в общей сложности намного повышает качество аэротаксации. Кроме того, в принятой нами технологии аэротакса ционных работ предусматривается измерение средней высоты по лога древостоя и диаметра крон деревьев для последующего вычис ления среднего диаметра на высоте груди.
Оптимальными масштабами аэроснимков для контурного и таксационного дешифрирования Г. Г. Самойлович (1964) считает масштабы 1:10 000— 1:15 000. Это положение подтверждается и другими дополнительными исследованиями.
Лабораторией аэрометодов АН СССР (Березин, 1957) была проведена работа по установлению оптимальных масштабов аэро снимков для лесного дешифрирования. Результаты работ позво ляют сделать вывод, что оптимальными масштабами для контур ного дешифрирования аэроснимков являются масштабы 1 : 5000 —• 1:10 000. Аэроснимки масштаба крупнее 1:5000 обладают более высокими измерительными свойствами, но установление границ таксационных участков затруднено из-за развала изображения к краям аэроснимков и малой площади, захватывающей аэросним ком. Аэроснимки мельче масштаба 1:25 000 считаются непригод ными для целей лесного дешифрирования.
В 1964 г. была проведена исследовательская работа по установ лению оптимальных масштабов аэроснимков для их контурного и измерительного дешифрирования. На территории Ореховского лес промхоза (Омская обл.) на площади 10 тыс. га были отпечатаны черно-белые аэроснимки двух масштабов 1 : 12000 и 1: 30000, по лученные с панхроматической аэропленки. На этих аэроснимках было проведено контурное дешифрирование применительно к III разряду лесоустройства, измерены средние высоты полога насаж дений и диаметры крон на выделенных лесных участках. Получен
ные результаты приводятся в табл. 15. |
Из данных, |
приведенных |
в табл. 15, следует, что дешифровочные |
свойства |
выше у аэро |
снимков масштаба 1 : 12 000. |
|
|
63
|
|
|
|
Т а б л и ц а 15 |
Ошибки, полученные при измерении высоты и диаметра крон |
||||
|
на аэроснимках разных масштабов |
|
||
|
|
Ошибки, полученные при масштабе аэроснимков |
||
Математико-статистические показатели |
|
|
||
|
|
1 |
: 12 000 |
1 : 30 000 |
Систематическая ошибка в измере |
+ 1,2 |
+ 1,8 |
||
нии Н (абсолютная величина) и DK |
± 1 ,5 |
+ 2,5 |
||
Среднеквадратическая ошибка в из |
||||
мерении Н |
(абсолютная |
величина) |
|
|
и DK |
выделенных |
участков |
295 |
|
Количество |
210 |
|||
Средняя величина выдела, га |
33,8 |
47,6 |
Аэроснимки масштаба 1:30000 пригодны для целей контурного дешифрирования, но выделенные участки получаются более укруп ненные, что ведет к получению обобщенных данных при аэротакса ции насаждений. Для целей измерения средней высоты полога на саждений и диаметра крон деревьев они непригодны, так как ре
зультаты измерений |
получаются с недопустимыми отколнениями. |
|
В настоящее время для аэротаксации лесов в основном приме |
||
няются аэроснимки |
масштаба 1:25 000 — 1:30 000. |
Но даже при |
тщательном контурном дешифрировании аэроснимков |
(с панхрома |
|
тической аэропленки) |
указанного масштаба не все контуры выделов |
хорошо дешифруются. |
Это видно из следующего примера. В 1966 г. |
в Уватском лесхозе |
(Тюменская обл.) производилась сплошная |
аэротаксация с вертолета на площади 1 млн. га. В подготовитель |
ный период квалифицированными дешифровщиками было выпол нено контурное дешифрирование аэроснимков, полученных с пан хроматической аэропленки масштаба 1:25 000. При производстве аэротаксации с вертолета в воздухе дополительно было выделено 140 лесных участков (табл. 16).
Т а б л и ц а 16
Количество участков, выделенных дополнительно с вертолета при выполнении аэротаксации
|
Величина показателей, |
полученных |
|
Наименование показателей |
исполнителем |
|
|
первым |
вторым |
||
|
|||
Площадь участка, га |
120 600 |
144 000 |
|
Количество выделов, оконтуренных пред |
1 077 |
1 130 |
|
варительно |
113 |
127 |
|
Средняя величина участка |
|||
Количество участков, выделенных допол |
69 |
71 |
|
нительно в воздухе |
105 |
119 |
|
Средняя величина выдела с учетом допол |
|||
нительных оконтуренных участков, га |
3 |
1 |
|
Количество выделов, объединенных в воз |
духе
64
Из приведенных данных видно, что |
аэроснимки масштаба |
1 :25000 не совсем отвечают требованиям, |
предъявляемым произ |
водством к аэроснимкам, используемым для аэротаксационных ра бот по III—IV разрядам.
Аэроснимки масштаба 1:25 000 не позволяют с помощью суще ствующих в настоящее время на вооружении дешифровщиков увели чительных приборов (стереоскопов, стереоочков) разделять однород ные таксационные выделы по средней величине выдела в гектарах. Следовательно, масштаб аэроснимков 1:25 000 нельзя рекомен довать для выполнения подготовительных работ к аэротакса ции. Следует считать оптимальным масштабом для контурного дешифрирования аэроснимков при проведении аэротаксации по III—IV разрядам 1 : 12 000— 1: 15000. Но полеты по аэроснимкам такого масштаба затруднительны. Поэтому контуры выделов с отдешифрированных аэроснимков должны переноситься на фото схемы масштабов 1: 25000— 1: 30 000.
Во время производственного полета на аэротаксацию на борту вертолета должны находиться полетная карта и фотосхемы с зара нее запроектированными на них маршрутами полета. Общая схема леспромхоза находится в штабе аэротаксационного экипажа или отряда и служит для оперативной работы (установления объектов аэротаксационных работ и очередности их выполнения), кроме того, она является исходным материалом для проектирования и переноски квартальной и планшетной сети на фотосхемы и т. д. Изготавливается она обычно на основе масштаба 1: 100 000.
Полетные карты на борту вертолета необходимы для точного вертолетовождения на подлетах к объекту работ и на рабочем маршруте.
Начиная с 1957 г. на аэротаксационных работах мы использо
вали полетные карты различных масштабов: |
1 : 100 000, |
1: 300 000, |
1 : 500 000 и 1 : 1000 000. Топокарты масштаба |
1: 100 000 |
позволяют |
вести подробную детальную ориентировку, но даже на минималь ный объект работ площадью 200—300 тыс. га при среднем подлете к нему, равном 50—60 км, уже требуется несколько листов карт, что не всегда удобно как для работы в воздухе, так и для работы на земле. Полетная карта масштаба 1: 1000 000 также не может быть рекомендована при полетах на аэротаксацию, так как она по зволяет вести только общую ориентировку, не давая возможности штурману осуществлять вертолетовождение по маршрутам через 1—2 км на рабочей высоте полета (80—100 м).
Карты масштабов 1 : 300 000 и 1: 500 000 являются оптимальным масштабом для полетов вертолета на аэротаксации лесов, так как масштаб этих карт позволяет хорошо вести детальную ориенти ровку на рабочем режиме полета, осуществлять вертолетовождение без затруднений 'на подлетах, одновременно являются удобным материалом и для работы с Ними на земле.
По фотосхемам с перенесенными на них с аэроснимков грани цами выделов и заранее запроектированными маршрутами осуще ствляются полеты для характеристики выделенных камеральным
5 Заказ № 588 |
65 |
путем участков леса с непосредственной записью таксационной формулы в отграниченные выделы на фотосхемах. На качество аэротаксационных работ масштаб фотосхемы оказывает существен ное влияние. При выполнении аэротаксационных работ мы при
меняли в |
полете |
фотосхемы различных масштабов: 1:50 000, |
1 : 35 000, |
1 : 25 000, |
1 : 17 000, 1 : 12 000. |
Напомним, что детальная ориентировка и правильность уста новления таксационных участков на земле по фотоизображению являются основным фактором, влияющим на качество определения таксационных показателей с вертолета. Поэтому фотосхемы, изго товленные как в мелком, так и в крупном масштабах, могут или облегчить детальную ориентировку, или наоборот усложнить ее. Так, при полетах по фотосхемам масштабов 1:50000 и 1:35000 наблюдаются следующие затруднения: выделенные на аэроснимках участки леса применительно к III и IV разрядам лесоустройства и перенесенные на фотосхемы этого масштаба, являются мелкими по площади, что затрудняет детальную ориентировку, так как не которые характерные ориентиры в этом масштабе сглаживаются. Единственное преимущество фотосхем мелкого масштаба—-это большой обЗор обрабатываемой площади на одном листе фото
схемы. |
(1:17000, |
Фотосхемы, изготовленные в масштабах залета |
|
1: 12 000), также имеют больше отрицательных качеств, |
чем преи |
муществ. По крупномасштабным фотосхемам детальная ориенти ровка затрудняется в связи с быстрым перемещением вертолета по отношению к наземным объектам. Небольшая территория объекта работ, находящаяся в рамках фотосхемы, ограничивает видимость окружающих ориентиров на местности. Крупный мас штаб ведет к увеличению фотосхем, что в свою очередь затрудняет работу в воздухе и на земле.
Оптимальным масштабом фотосхем для выполнения аэротакса
ционных |
полетов являются |
фотосхемы |
масштабов 1 :25 000, |
||
1:30 000, |
при |
котором сохраняются: возможность полной |
записи |
||
таксационной |
характеристики |
в каждый |
соответствующий |
выдел, |
постоянная детальная ориентировка в течение всего полета, обес печивается удобство работы в воздухе, а поэтому на один -полет надо брать с собой всего лишь одну, максимум три фотосхемы.
ПСИХО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО АЭРОТАКСАЦИИ
На достоверность определения таксационных показателей с вер толета и описания других категорий площадей также оказывают влияние психо-физиологические факторы. К ним относятся: роль зрения в процессе аэротаксации, подготовленность исполнителя, состояние его во время полета, оборудование рабочих мест членов экипажа.
Роль зрения в процессе аэротаксации. Отраженный свет от раз личных объектов и предметов, попадая в глаз, раздражает его
66
светочувствительный слой на дне. Этот слой состоит из нервных клеток, оканчивающихся светочувствительными палочками и кол бочками, которые имеют различные физиологические назначения. Так, палочки чувствительны только к яркости света, а колбочки — чувствительны к цвету (Кравков, 1950, 1951). Это свойство и дает возможность распознавать глазу не только геометрические размеры предметов, но и их цвета. В свою очередь распознавание геометри ческих размеров предметов и их цветов тесно связано с разрешаю щей способностью глаза, контрастной чувствительностью его и быстротой распознавания деталей объектов. Разрешающая сила глаза или, как ее еще называют,, острота зрения, есть величина, обратная угловому размеру наименьшей, различимой глазом мини мальной детали. За единицу остроты зрения принимают величину, при которой глаз различает определенную деталь под углом в Г.
С. В. Кравков (1950) пишет, что объекты местности видны с расстояния, не превышающего поперечник предмета в 3000 раз. Следовательно, с 100 м высоты, которая принята как рабочая вы сота полета вертолета, наблюдатель, имеющий нормальную остроту зрения, может различить объекты, имеющие поперечник 3 см и более. Отсюда вытекает, что аэротаксатор, имеющий нормальное зрение, может видеть насаждения (деревья) всех возрастов, имею щих размеры в поперечнике более 3 см. Кроме того, глаза аэро таксатора обязательно должны обладать способностью различать цвета.
При условии хорошей натренированности исполнителей, вопервых, повышается качество аэротаксационных работ; во-вторых, уменьшается расход летного времени на распознавание аэротакса ционных объектов (выделов) и их таксацию, что в свою очередь снижает стоимость аэротаксации. В связи с этим возникла необ ходимость теоретически обосновать оптимальный объем воздушной тренировки аэротаксаторов, для чего были сопоставлены ошибки двух исполнителей, полученные при тренировке их на аэротакса ции 10, 25, 50 и 75 лесных участков.
Из анализа допущенных ошибокбыл сделан вывод, что наи большее количество недопустимых отклонений исполнители допу скают при тренировке глазомера на аэротаксации 10 и 25 участков. Ошибки, полученные при воздушной тренировке на 50—75 лесных участках, имеют минимальные значения и близки между собой. Это говорит о том, что после таксации 50 участков с вертолета число недопустимых ошибок не уменьшается, а примерно остается на том же уровне. Поэтому на большом количестве участков исполнителям нет смысла тренироваться, так как с этим увеличиваются денежные затраты, а компенсации затрат за счет увеличения точности опре деления таксационных показателей не достигается.
В программу подготовки исполнителей, кроме тренировок в определении таксационых показателей и аэронавигации, входит также разработка порядка работы аэротаксатора-аэронавигатора
в |
полете. Правильно отработанный порядок работы исполнителей |
в |
полете оказывает большое влияние на качество аэротаксации и |
5* |
67 |