ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
оставшиеся нетронутыми. По черно-белым аэроснимкам масштаба 1 :25000 в камеральных условиях было невозможно отделить участки шелкопрядника от гарей. Эти категории площадей на аэро снимках выделялись вместе. Все выделенные участки на аэросним ках переносили на фотосхемы, изготовленные из второго экземпляра аэроснимков в масштабе залета.
Полевые работы состояли из наземной и воздушной тренировок аэротаксационного экипажа, полетов на аэротаксацию и наземное устройство по IV разряду территории с частично усохшими на саждениями. Средний визир в квартале, который был принят раз мером 4X4 км, не прорубался. Насаждения, расположенные в меж просечном пространстве, таксировались с вертолета. С-плошные мас сивы шелкопрядников и гарей (20 тыс. га) залетывались только на вертолете.
Для прохождения наземной тренировки перед началом работ были заложены 10 пробных площадей: 5 — на оставшиеся нетрону тыми насаждения для тренировки глазомера в определении такса ционных показателей, 3 — в шелкопрядниках и 2 — в гарях.
Воздушная тренировка была проведена над этими же пробными площадями.
Перед каждым вылетом аэронавигатор совместно с аэротакса тором прокладывал на фотосхемах маршруты полета через 1 км с запада на восток и с востока на запад. Расстояние между мар шрутами в 1 км оказалось самым оптимальным. Сгущение маршру тов или разрежение последних привело бы в первом случае к не обоснованному удорожанию летно-аэротаксационных работ, а во втором случае к понижению качества аэротаксации, так как по являлась возможность пропуска выделов и уменьшения времени на определении таксационных показателей в них.
При аэротаксации с вертолета шелкопрядников и гарей опре деляли и записывали в бортовой журнал таксации следующие по казатели: категорию площади (шелкопрядник или гарь), бывшую преобладающую породу и ее класс бонитета, запасы усохших стоя щих на корню и вываленных деревьев.
Оставшиеся живые куртины насаждений таксировались со гласно существующим рабочим правилам по аэротаксации.
Степень естественного возобновления шелкопрядников и гарей
устанавливали |
по методике, принятой при |
аэротаксации |
вырубок |
с вертолета (Кармазин, 1965, 1966). |
гари друг |
от друга |
|
Категории |
площадей шелкопрядники и |
с вертолета отличаются по признакам, приведенным выше. Преоб ладающая порода (бывшая) в шелкопрядниках устанавливается по коре и форме крон деревьев. В тех случаях, когда сучья и ветви, а иногда и кора отмерли и отделились от стволов, преобладающую породу определяли только по форме стволов, а именно: у кедра ствол толще и цилиндрической формы, у ели и пихты — ствол с за остренной вершиной и большим сбегом. Разделить пихту и ель при отсутствии коры не представляется возможным.
95
В свежих гарях обычно преобладающую породу определяют без особых затруднений по форме кроны и стволов, иногда по цвету коры. В старых гарях (давности более 10 лет) преобладающая порода устанавливается по форме стволов и окружающему гарь насаждению.
Кроме того, следует использовать таксационные описания, если эта территория была ранее устроена.
Класс бонитета преобладающей породы определялся по высоте усохших деревьев, стоящих на корню, и возрасту бывшего насаж дения, который определяется по оставшимся живым куртинам, единичным деревьям, бывшим в составе. Кроме того, возраст уста навливали по смежным насаждениям. При определении класса бонитета принималось во внимание условия местоположения быв ших насаждений.
Запас вываленных усохших деревьев определялся с вертолета по методике Г. Г. Самойловича (1964), т. е. по группам запаса, которые устанавливались с учетом степени покрытия почвы лежащими стволами.
Для стоящих на корню усохших деревьев запас определяли по табл. 28, составленной во время тренировки.
Т а б л и ц а 28
Определение запаса усохших древостоев согласно группам полноты н высоты
|
|
Запас, |
г а , по группам полноты |
|
||
Группы высот, м |
0,1-0,2 |
0,3—0,4 |
0,5-0,6 |
0,1-0,2 |
0,3-0,4 |
0,5—0,6 |
|
||||||
|
|
Кедр, сосна |
|
|
Ель, пихта |
|
10-15 |
30 |
50 |
п о |
30 |
50 |
105 |
16-20 |
50 |
80 |
170 |
50 |
90 |
200 |
21 -25 |
70 |
110 |
240 |
80 |
130 |
290 |
Процент деловой древесины определяли с воздуха только для древостоев, стоящих на корню. Устанавливали его глазомерно по количеству деловых стволов, которые в свою очередь определяли по внешним признакам; наличие кроны и коры говорит о том, что древесный ствол сохранен полностью, а отсутствие их, наличие тре щин, дыр в стволе говорит о процессе распада древесины.
Если взять в среднем для всех таксационных показателей, опре деляемых с вертолета при аэротаксации шелкопрядников и гарей, коэффициент вариации от 20 до 40%, а требуемую точность при нять за 10%, то по известной формуле можем определить минималь ное количество участков, при сравнении которых мы можем делать обоснованные выводы. В данном случае:
С2 |
302 |
900 „ . |
. |
N — - р - = |
-fo2- = |
Too-=9 наблюдений. |
Следовательно, протаксированное с вертолета количество выделов шелкопрядников и гарей вполне достаточно для сравнения получен
96
ных данных и вычисления процента недопустимых отклонении с целью общей оценки достоверности аэротаксации.
Результаты сравнения аэротаксации с наземными данными при водятся в табл. 29.
Т а б л и ц а 29
Сравнение данных аэротаксацин с контрольными показателями
Категории площадей
итаксационные
признаки
Шелкопрядникн Гари Преобладающая порода Класс бонитета
Запас вываленной древесины Запас древесины,
стоящей на корню Группы годности древесины (дело вая, дровяная)
|
|
Категории площадей и таксационные показатели |
|
|||||
шелкоирядпик |
гари |
преобладаю щая порода |
класс бони тета |
запас древе сины выва ленной |
запас древе сины, стоящей на корню |
группы год ности древеси ны (деловая, дровяная) |
итого |
количество наблюдений, определенных с недопусти мым отклоне нием |
75 |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
75 |
0 |
— |
10 |
— |
— |
— |
— |
— |
10 |
0 |
— |
— |
85 |
— |
— |
— |
— |
85 |
0 |
_ |
_ |
_ |
82 |
_ |
_ |
_ |
82 |
3 |
— |
— |
— |
— |
80 |
_ _ |
— |
80 |
5 |
— |
— |
— |
— |
— |
79 |
— |
79 |
6 |
|
|
|
||||||
— |
— |
_ |
— |
— |
— |
85 |
85 |
0 |
И т о г о |
75 |
10 |
85 |
82 |
80 |
79 |
85 |
496 |
14 |
Для установления экономической эффективности аэротаксации гарен и шелкопрядников с вертолета ниже приводятся данные вы полненного расчета.
Расчет экономической |
эффективности метода аэротаксации шелкопрядников |
|
и гарей по сравнению с |
наземной инвентаризацией. На площади 60 тыс. га |
|
была проведена сплошная |
аэротаксация шелкопрядников |
и гарей с затратой |
25 летных ч вертолета МИ-1 (сюда входят 4 ч воздушной |
тренировки). Аэро- |
таксационные работы были выполнены (включая и время на проезд к месту
работы и обратно) экипажем в составе |
двух |
аэронавигаторов-аэротаксаторов |
|||||
за 1 |
месяц. |
|
|
|
|
|
|
Затраты денежных средств на аэротаксацию 60 тыс. га слагаются из сле |
|||||||
дующих статей: |
|
|
|
|
|
||
|
зарплата двух аэротаксаторов за |
1 месяц равна |
|
||||
|
|
|
130 руб.Х 2х 1=260 |
руб.; |
|
||
|
зарплата двух аэротаксаторов за налет часов |
|
|||||
Г |
|
|
4 р. 14 к.Х25Х2 = 207 руб.; |
|
|||
зарплата |
(рабочим закладка 10 |
тренировочных пробных площадей): |
|||||
|
10:0,33 пробной площадиХЗ р. 34 |
к. |
= 1 0 0 руб.; |
||||
|
дополнительная |
зарплата |
(12,5%) |
|
— 68 руб. |
||
|
|
Итого |
израсходовано |
фонда |
зарплаты— 635 руб. |
||
7 |
Заказ Х“ |
588 |
|
|
|
|
97 |
Аренда вертолета 105 руб. Х25 ч |
|
=2625 |
руб.; |
|
|
||||||||
твердая надбавка двум аэротаксаторам за 1 ме |
|
|
|
|
|
||||||||
сяц— 50 |
руб.х£Х 1 |
|
|
|
= |
100 руб.; |
|
|
|||||
проезд к месту работы и обратно двух аэро |
52 |
руб.; |
|
|
|||||||||
таксаторов— 13 |
руб.Х2Х2 |
|
|
|
= |
|
|
||||||
аренда рабочего помещения на 1 месяц |
— |
20 |
руб.; |
|
|
||||||||
квартирные аэротаксаторам за 1 месяц |
— |
10 |
руб.; |
|
|
||||||||
прочие |
расходы |
(непредвиденные, накладные) — |
175 |
руб. |
|
|
|||||||
|
|
|
|
Общие затраты |
3617 |
руб. |
|
|
|||||
Откуда стоимость 1 га аэротаксации шелкоирядников и |
гарей составляют |
||||||||||||
3617 руб.: 60 000 га ^ 6 коп. |
|
|
|
|
|
составила |
18 |
коп. |
|||||
Стоимость наземных работ применительно к IV разряду |
|||||||||||||
за 1 га. |
|
аэротаксациоиный |
метод инвентаризации |
шелкопрядников |
|||||||||
Следовательно, |
|
||||||||||||
и гарей дешевле наземного (IV разряда) |
на 66,7%. |
|
4,5 |
|
месяца |
30 |
тыс. |
||||||
Для проведения наземных работ при сезонной норме за |
|
||||||||||||
га по IV разряду на одного инженера-таксатора потребуется: |
|
месяца=230 ра |
|||||||||||
60 тыс. га: 30 |
тыс. га = 2 инженераХ25,6 дней в месяцеХ4,5 |
||||||||||||
бочих дней инженера. |
|
|
техника |
(помощника |
таксатора). Следо |
||||||||
Столько же дней потребуется для |
|||||||||||||
вательно, всего потребуется 460 технико-дней. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
На выполнение аэротаксационных работ затрачено: |
|
|
|
|
|
||||||||
2 аэротаксатораХ25,бХ 1 |
месяц = 51,2 технико-дня. |
|
|
|
|||||||||
В результате чего высвобождается 408,8 технико-дня. |
|
|
|
|
|
||||||||
Для выполнения |
работ |
потребуется |
следующее |
количество |
рабочих дней: |
||||||||
на прорубке просек (на объекте площадью 60 тыс. га |
необходимо |
прору |
|||||||||||
бить 300 км просек): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
300 км: 1 кл=300 рабочих дней; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
на промере просек: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
300 км : 2 км= 150 рабочих дней; |
|
на объекте |
площадью |
|
60 тыс. |
га |
по |
||||||
постановка столбов |
(38 кварталов |
|
|
||||||||||
1.5 столба на квартал): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
57 : 3 = 19 рабочих дней. |
|
|
|
|
|
|
|
|
рабочих |
||||
Прочие затраты рабочих дней 30% от сдельных составляют 156 |
|||||||||||||
дней. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В с е г о требуется рабочих дней — 625. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Вычтем 30 рабочих |
дней, необходимых при |
аэротаксационных работах, из |
625 и получим 595 рабочих дней, которые высвобождаются при проведении аэротаксации на территории площадью 60,0 тыс. га шелкопрядников и гарей.
Расчет экономии фонда зарплаты. Стоимость наземной |
инвентаризации по |
IV разряду 60 тыс. га равна: |
|
18 коп. X 60 тыс. га =10,8 тыс. руб. |
|
Фонд зарплаты по существующему положению составляет 50%. Следова |
|
тельно, для выполнения инвентаризации шелкопрядников |
и гарей наземным |
путем фонд зарплаты израсходован в суме 5,4 тыс. руб., а при аэротаксацион-
ном методе — 635 руб. |
|
|
|
Откуда экономия зарплаты составляет 88,1 %. |
|
км равна: |
|
Норма |
аэротаксации за 1 летный ч при среднем подлете 20—30 |
||
|
60 тис. га: 21 летный ч^ЗООО га. |
|
|
Выполненные работы позволили сделать |
следующие |
выводы; |
|
1. |
Категории площадей шелкопрядники |
и гари по установле |
|
ным признакам с вертолета определяются правильно. |
|
98
2. Преобладающая порода, класс бонитета, запас и процент годности поваленной древесины и стоящей на корню определяются с вертолета в 97% случаев правильно и с допустимыми отклоне
ниями.
3. Детальные расчеты показывают, что стоимость 1 га аэр таксации шелкопрядников и гарей равна 6 коп., а это в 3 раза дешевле инвентаризационных работ.
4. Сроки выполнения инвентаризации методом аэротаксацип сокращаются в 4 раза по сравнению с наземными работами.
5. Норма на 1 летный ч, включая подлеты и возвраты
(20—30 км), составляет 3000 га.
Аэротаксация ветровалов и буреломов
Вертолет МИ-1 впервые в СССР на аэротаксацип насаждешщ, подвергшихся стихийным бедствиям, был применен в Маслянинском лесхозе Новосибирской обл. (Кармазин, 1964).
Над территорией этого лесхоза в октябре 1959 г. пронесся ура ган (скорость ветра превышала 22 м/сек), в результате которого значительная часть насаждений подвергалась ветровалу и буре лому. В связи с этим необходимо было в кратчайшие сроки прове сти обследование этой территории для выявления причиненного ущерба, внесения изменений в лесоустроительные материалы и установления возможности использования вываленной и поломан ной древесины. Площадь, подлежащая обследованию, составляла
130 тыс. га.
Трудность проведения лесоучетных работ в ветровальниках и буреломниках наземным путем заключалась в том, что участки с поваленными и поломанными стволами располагались по всей территории лесхоза, а это требовало больших холостых переходов исполнителей. Кроме того, на ветровальных и буреломных участ ках травяной покров достигал 2 м высоты, скрывая от глаз такса тора лежащие на земле стволы.
При рекогносцировочном полете на вертолете МИ-1 над терри торией лесхоза был сделан вывод о том, что вываленные деревья на участках леса, пройденных буреломом, просматриваются лучше с воздуха при высоте полета 50—150 м. Одновременно применение вертолета должно было намного сократить время и стоимость вы полнения обследовательских работ.
Основными задачами проведенной работы являлись:
разработка аэротаксационпых признаков ветровалов и буре ломов;
установление стоимости обследования 1 га наземным н аэротаксационным методами и расчет экономической эффективности последнего;
определение нормы обследования ветровалов и буреломов за 1 летный ч;
разработка технологии обследования ветровалов и буреломов методом аэротаксации с вертолета;
7* |
99 |