Файл: Кармазин, А. У. Вертолеты в лесном хозяйстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

оставшиеся нетронутыми. По черно-белым аэроснимкам масштаба 1 :25000 в камеральных условиях было невозможно отделить участки шелкопрядника от гарей. Эти категории площадей на аэро­ снимках выделялись вместе. Все выделенные участки на аэросним­ ках переносили на фотосхемы, изготовленные из второго экземпляра аэроснимков в масштабе залета.

Полевые работы состояли из наземной и воздушной тренировок аэротаксационного экипажа, полетов на аэротаксацию и наземное устройство по IV разряду территории с частично усохшими на­ саждениями. Средний визир в квартале, который был принят раз­ мером 4X4 км, не прорубался. Насаждения, расположенные в меж­ просечном пространстве, таксировались с вертолета. С-плошные мас­ сивы шелкопрядников и гарей (20 тыс. га) залетывались только на вертолете.

Для прохождения наземной тренировки перед началом работ были заложены 10 пробных площадей: 5 — на оставшиеся нетрону­ тыми насаждения для тренировки глазомера в определении такса­ ционных показателей, 3 — в шелкопрядниках и 2 — в гарях.

Воздушная тренировка была проведена над этими же пробными площадями.

Перед каждым вылетом аэронавигатор совместно с аэротакса­ тором прокладывал на фотосхемах маршруты полета через 1 км с запада на восток и с востока на запад. Расстояние между мар­ шрутами в 1 км оказалось самым оптимальным. Сгущение маршру­ тов или разрежение последних привело бы в первом случае к не­ обоснованному удорожанию летно-аэротаксационных работ, а во втором случае к понижению качества аэротаксации, так как по­ являлась возможность пропуска выделов и уменьшения времени на определении таксационных показателей в них.

При аэротаксации с вертолета шелкопрядников и гарей опре­ деляли и записывали в бортовой журнал таксации следующие по­ казатели: категорию площади (шелкопрядник или гарь), бывшую преобладающую породу и ее класс бонитета, запасы усохших стоя­ щих на корню и вываленных деревьев.

Оставшиеся живые куртины насаждений таксировались со­ гласно существующим рабочим правилам по аэротаксации.

Степень естественного возобновления шелкопрядников и гарей

устанавливали

по методике, принятой при

аэротаксации

вырубок

с вертолета (Кармазин, 1965, 1966).

гари друг

от друга

Категории

площадей шелкопрядники и

с вертолета отличаются по признакам, приведенным выше. Преоб­ ладающая порода (бывшая) в шелкопрядниках устанавливается по коре и форме крон деревьев. В тех случаях, когда сучья и ветви, а иногда и кора отмерли и отделились от стволов, преобладающую породу определяли только по форме стволов, а именно: у кедра ствол толще и цилиндрической формы, у ели и пихты — ствол с за­ остренной вершиной и большим сбегом. Разделить пихту и ель при отсутствии коры не представляется возможным.

95


В свежих гарях обычно преобладающую породу определяют без особых затруднений по форме кроны и стволов, иногда по цвету коры. В старых гарях (давности более 10 лет) преобладающая порода устанавливается по форме стволов и окружающему гарь насаждению.

Кроме того, следует использовать таксационные описания, если эта территория была ранее устроена.

Класс бонитета преобладающей породы определялся по высоте усохших деревьев, стоящих на корню, и возрасту бывшего насаж­ дения, который определяется по оставшимся живым куртинам, единичным деревьям, бывшим в составе. Кроме того, возраст уста­ навливали по смежным насаждениям. При определении класса бонитета принималось во внимание условия местоположения быв­ ших насаждений.

Запас вываленных усохших деревьев определялся с вертолета по методике Г. Г. Самойловича (1964), т. е. по группам запаса, которые устанавливались с учетом степени покрытия почвы лежащими стволами.

Для стоящих на корню усохших деревьев запас определяли по табл. 28, составленной во время тренировки.

Т а б л и ц а 28

Определение запаса усохших древостоев согласно группам полноты н высоты

 

 

Запас,

г а , по группам полноты

 

Группы высот, м

0,1-0,2

0,3—0,4

0,5-0,6

0,1-0,2

0,3-0,4

0,5—0,6

 

 

 

Кедр, сосна

 

 

Ель, пихта

 

10-15

30

50

п о

30

50

105

16-20

50

80

170

50

90

200

21 -25

70

110

240

80

130

290

Процент деловой древесины определяли с воздуха только для древостоев, стоящих на корню. Устанавливали его глазомерно по количеству деловых стволов, которые в свою очередь определяли по внешним признакам; наличие кроны и коры говорит о том, что древесный ствол сохранен полностью, а отсутствие их, наличие тре­ щин, дыр в стволе говорит о процессе распада древесины.

Если взять в среднем для всех таксационных показателей, опре­ деляемых с вертолета при аэротаксации шелкопрядников и гарей, коэффициент вариации от 20 до 40%, а требуемую точность при­ нять за 10%, то по известной формуле можем определить минималь­ ное количество участков, при сравнении которых мы можем делать обоснованные выводы. В данном случае:

С2

302

900 „ .

.

N — - р - =

-fo2- =

Too-=9 наблюдений.

Следовательно, протаксированное с вертолета количество выделов шелкопрядников и гарей вполне достаточно для сравнения получен­

96


ных данных и вычисления процента недопустимых отклонении с целью общей оценки достоверности аэротаксации.

Результаты сравнения аэротаксации с наземными данными при­ водятся в табл. 29.

Т а б л и ц а 29

Сравнение данных аэротаксацин с контрольными показателями

Категории площадей

итаксационные

признаки

Шелкопрядникн Гари Преобладающая порода Класс бонитета

Запас вываленной древесины Запас древесины,

стоящей на корню Группы годности древесины (дело­ вая, дровяная)

 

 

Категории площадей и таксационные показатели

 

шелкоирядпик

гари

преобладаю­ щая порода

класс бони­ тета

запас древе­ сины выва­ ленной

запас древе­ сины, стоящей на корню

группы год­ ности древеси­ ны (деловая, дровяная)

итого

количество наблюдений, определенных с недопусти­ мым отклоне­ нием

75

_

_

_

_

_

_

75

0

10

10

0

85

85

0

_

_

_

82

_

_

_

82

3

80

_ _

80

5

79

79

6

 

 

 

_

85

85

0

И т о г о

75

10

85

82

80

79

85

496

14

Для установления экономической эффективности аэротаксации гарен и шелкопрядников с вертолета ниже приводятся данные вы­ полненного расчета.

Расчет экономической

эффективности метода аэротаксации шелкопрядников

и гарей по сравнению с

наземной инвентаризацией. На площади 60 тыс. га

была проведена сплошная

аэротаксация шелкопрядников

и гарей с затратой

25 летных ч вертолета МИ-1 (сюда входят 4 ч воздушной

тренировки). Аэро-

таксационные работы были выполнены (включая и время на проезд к месту

работы и обратно) экипажем в составе

двух

аэронавигаторов-аэротаксаторов

за 1

месяц.

 

 

 

 

 

 

Затраты денежных средств на аэротаксацию 60 тыс. га слагаются из сле­

дующих статей:

 

 

 

 

 

 

зарплата двух аэротаксаторов за

1 месяц равна

 

 

 

 

130 руб.Х 2х 1=260

руб.;

 

 

зарплата двух аэротаксаторов за налет часов

 

Г

 

 

4 р. 14 к.Х25Х2 = 207 руб.;

 

зарплата

(рабочим закладка 10

тренировочных пробных площадей):

 

10:0,33 пробной площадиХЗ р. 34

к.

= 1 0 0 руб.;

 

дополнительная

зарплата

(12,5%)

 

— 68 руб.

 

 

Итого

израсходовано

фонда

зарплаты— 635 руб.

7

Заказ Х“

588

 

 

 

 

97


Аренда вертолета 105 руб. Х25 ч

 

=2625

руб.;

 

 

твердая надбавка двум аэротаксаторам за 1 ме­

 

 

 

 

 

сяц— 50

руб.х£Х 1

 

 

 

=

100 руб.;

 

 

проезд к месту работы и обратно двух аэро­

52

руб.;

 

 

таксаторов— 13

руб.Х2Х2

 

 

 

=

 

 

аренда рабочего помещения на 1 месяц

20

руб.;

 

 

квартирные аэротаксаторам за 1 месяц

10

руб.;

 

 

прочие

расходы

(непредвиденные, накладные) —

175

руб.

 

 

 

 

 

 

Общие затраты

3617

руб.

 

 

Откуда стоимость 1 га аэротаксации шелкоирядников и

гарей составляют

3617 руб.: 60 000 га ^ 6 коп.

 

 

 

 

 

составила

18

коп.

Стоимость наземных работ применительно к IV разряду

за 1 га.

 

аэротаксациоиный

метод инвентаризации

шелкопрядников

Следовательно,

 

и гарей дешевле наземного (IV разряда)

на 66,7%.

 

4,5

 

месяца

30

тыс.

Для проведения наземных работ при сезонной норме за

 

га по IV разряду на одного инженера-таксатора потребуется:

 

месяца=230 ра­

60 тыс. га: 30

тыс. га = 2 инженераХ25,6 дней в месяцеХ4,5

бочих дней инженера.

 

 

техника

(помощника

таксатора). Следо­

Столько же дней потребуется для

вательно, всего потребуется 460 технико-дней.

 

 

 

 

 

 

 

На выполнение аэротаксационных работ затрачено:

 

 

 

 

 

2 аэротаксатораХ25,бХ 1

месяц = 51,2 технико-дня.

 

 

 

В результате чего высвобождается 408,8 технико-дня.

 

 

 

 

 

Для выполнения

работ

потребуется

следующее

количество

рабочих дней:

на прорубке просек (на объекте площадью 60 тыс. га

необходимо

прору­

бить 300 км просек):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

300 км: 1 кл=300 рабочих дней;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на промере просек:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

300 км : 2 км= 150 рабочих дней;

 

на объекте

площадью

 

60 тыс.

га

по

постановка столбов

(38 кварталов

 

 

1.5 столба на квартал):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

57 : 3 = 19 рабочих дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

рабочих

Прочие затраты рабочих дней 30% от сдельных составляют 156

дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В с е г о требуется рабочих дней — 625.

 

 

 

 

 

 

 

Вычтем 30 рабочих

дней, необходимых при

аэротаксационных работах, из

625 и получим 595 рабочих дней, которые высвобождаются при проведении аэротаксации на территории площадью 60,0 тыс. га шелкопрядников и гарей.

Расчет экономии фонда зарплаты. Стоимость наземной

инвентаризации по

IV разряду 60 тыс. га равна:

 

18 коп. X 60 тыс. га =10,8 тыс. руб.

 

Фонд зарплаты по существующему положению составляет 50%. Следова­

тельно, для выполнения инвентаризации шелкопрядников

и гарей наземным

путем фонд зарплаты израсходован в суме 5,4 тыс. руб., а при аэротаксацион-

ном методе — 635 руб.

 

 

Откуда экономия зарплаты составляет 88,1 %.

 

км равна:

Норма

аэротаксации за 1 летный ч при среднем подлете 20—30

 

60 тис. га: 21 летный ч^ЗООО га.

 

Выполненные работы позволили сделать

следующие

выводы;

1.

Категории площадей шелкопрядники

и гари по установле

ным признакам с вертолета определяются правильно.

 

98


2. Преобладающая порода, класс бонитета, запас и процент годности поваленной древесины и стоящей на корню определяются с вертолета в 97% случаев правильно и с допустимыми отклоне­

ниями.

3. Детальные расчеты показывают, что стоимость 1 га аэр таксации шелкопрядников и гарей равна 6 коп., а это в 3 раза дешевле инвентаризационных работ.

4. Сроки выполнения инвентаризации методом аэротаксацип сокращаются в 4 раза по сравнению с наземными работами.

5. Норма на 1 летный ч, включая подлеты и возвраты

(20—30 км), составляет 3000 га.

Аэротаксация ветровалов и буреломов

Вертолет МИ-1 впервые в СССР на аэротаксацип насаждешщ, подвергшихся стихийным бедствиям, был применен в Маслянинском лесхозе Новосибирской обл. (Кармазин, 1964).

Над территорией этого лесхоза в октябре 1959 г. пронесся ура­ ган (скорость ветра превышала 22 м/сек), в результате которого значительная часть насаждений подвергалась ветровалу и буре­ лому. В связи с этим необходимо было в кратчайшие сроки прове­ сти обследование этой территории для выявления причиненного ущерба, внесения изменений в лесоустроительные материалы и установления возможности использования вываленной и поломан­ ной древесины. Площадь, подлежащая обследованию, составляла

130 тыс. га.

Трудность проведения лесоучетных работ в ветровальниках и буреломниках наземным путем заключалась в том, что участки с поваленными и поломанными стволами располагались по всей территории лесхоза, а это требовало больших холостых переходов исполнителей. Кроме того, на ветровальных и буреломных участ­ ках травяной покров достигал 2 м высоты, скрывая от глаз такса­ тора лежащие на земле стволы.

При рекогносцировочном полете на вертолете МИ-1 над терри­ торией лесхоза был сделан вывод о том, что вываленные деревья на участках леса, пройденных буреломом, просматриваются лучше с воздуха при высоте полета 50—150 м. Одновременно применение вертолета должно было намного сократить время и стоимость вы­ полнения обследовательских работ.

Основными задачами проведенной работы являлись:

разработка аэротаксационпых признаков ветровалов и буре­ ломов;

установление стоимости обследования 1 га наземным н аэротаксационным методами и расчет экономической эффективности последнего;

определение нормы обследования ветровалов и буреломов за 1 летный ч;

разработка технологии обследования ветровалов и буреломов методом аэротаксации с вертолета;

7*

99