Файл: Карлик, Е. М. Специализация и поточные методы производства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Е. М. КАРЛИК, Я. Ш. ГЕЛЬГОР

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И ПОТОЧНЫЕ МЕТОДЫ

ПРОИЗВОДСТВА

ЛЕНИНГРАД

„ М А Ш И Н О С Т Р О Е Н И Е "

ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

1 9 7 4

К21

УДК 65.014. {

К а р л и к

Е.

М.,

Г е л ь г о р

Я. Ш. Специализация

и поточные

методы

производства.

Л., «Машиностроение»

(Ленингр. отд-ние),

1974, 208 с.

 

В книге дана характеристика современного состояния по­ точного производства. Исследовано влияние форм внутризавод­ ской и отраслевой специализации на выбор и применение по­ точных линий. Дан обзор существующих показателей оценки внутризаводской специализации и предложена система, а также интегральный показатель для оценки уровня специализации подразделений и предприятия в целом. Для определения эко­ номической эффективности поточных линий на предпроектной стадии приведены расчетные формулы, полученные на основе корреляционного анализа. Установлены примерные области эф­ фективного применения различных видов поточных линий в за­ висимости от уровня их механизации, типа производства и сту­ пени специализации. Предложен алгоритм расчета организа­ ционно-производственных параметров переменно-поточных ли­ ний механической обработки деталей большой номенклатуры с групповым оснащением, а также рассмотрены некоторые во­ просы организации переменно-поточных линий сборки на базе группового метода. Освещены вопросы гибкости поточных ли­ ний и применения математических методов при проектирова­ нии и организации поточного производства.

Книга предназначена для инженерно-технических работ­ ников проектных и научно-исследовательских организаций, технологов и экономистов промышленных предприятий, а также будет полезной студентам технических и инженерно-экономи­ ческих специальностей вузов.

Табл. 42. Ил. 23. Список лит. 109 назв.

Рецензент канд. техн. наук В. А. П е т р о в

©Издательство «Машиностроение», 1974 г


П Р Е Д И С Л О В И Е

Поток — это высшая ступень прогрессивной органи­ зации производства и обязательное условие применения

ииспользования современной высокопроизводительной техники. Максимально возможное повышение поточности

иприближение к непрерывности является важнейшим требованием эффективного производства. Поток особенно

в• сочетании с автоматической техникой представляет собой высшую ступень организации промышленного пред­ приятия — автоматическое производство.

По мере увеличения масштабов и специализации

производства происходит переход от единичного произ­ водства к серийному, а от серийного к массовому, повы­ шается поточность и возрастает приближение к непре­ рывно-поточному выпуску изделий. Наиболее высокая эффективность от применения потока достигается в мас­ совом производстве. Тем не менее, по мнению специали­ стов, уже в настоящее в'ремя не менее чем 75% всех машино- и приборостроительных заводов нашей страны с раз­ личными типами производства могут эффективно приме­ нять поточные методы.

Ускорение научно-технического прогресса и практи­ ческое использование современных достижений науки и техники требует оснащения всех отраслей народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности новыми орудиями труда. «В текущей пятилетке произ­ водство орудий труда должно увеличиться в 1,6 раза. Предстоит создать около 25 тыс. и освоить производство свыше 19 тыс. новых машин, механизмов, аппаратов, приборов», — отметил А. Н. Косыгин в своем докладе на третьей сессии Верховного Совета СССР восьмого со­ зыва 24 ноября 1971 г.

1*

3

О темпах технического прогресса машиностроения говорят следующие цифры. Только за первые два года текущей пятилетки в СССР создано впервые около 7900 образцов новых типов машин, оборудования, аппаратов п приборов. За эти же годы снято с производства уста­ ревших машин, аппаратов и приборов 2470 наименований.

Технический прогресс в машиностроении развивается весьма интенсивно; при этом он начинает существенно опережать внедрение передовых форм организации произ­ водства, t концентрацию и специализацию производства, стандартизацию деталей, узлов, материалов, инструмента, готовых машин на общегосударственном, отраслевом и заводском уровнях. Это отрицательно сказывается на экономической эффективности машиностроения в целом, как ведущей отрасли в народном хозяйстве.

Правда, из года в год расширяется количество линий, организованных в машиностроении и других отраслях промышленности. Только в 1972 г. установлено на пред­

приятиях механизированных поточных

линий

около

9 тыс. комплектов, автоматических линий— 1,5

тыс.

комплектов. Переведено на комплексную

механизацию

иавтоматизацию 3,8 тыс. участков, цехов, производств.

Сдальнейшим углублением специализации, коопери­ рования и концентрации технологически однородной про­ дукции количество машиностроительных заводов, на кото­ рых станет возможным организация массового поточного производства, резко возрастет.

Вэкономической литературе и среди работников

машиностроительных предприятий бытует взгляд, что с расширением номенклатуры выпускаемых машин и приборов и увеличением ежегодного коэффициента освое­ ния новых машин и приборов на каждом предприятии серийность производства деталей, узлов, готовых машин и механизмов снижается и этот процесс является законо­ мерным. Действительно, под влиянием интенсивного освое­ ния новых машин, механизмов и автоматических систем за последние годы наблюдается расширение номенклатуры выпускаемых изделий, снижение серийности изготовляе­ мых узлов и деталей на каждом отдельно взятом пред­ приятии.

Большинство авторов склонны объяснить это тем, что номенклатура изделий растет значительно быстрее, чем количество предприятий и производств. Создается

4


как бы противоречие между стремлением к массовому и массово-поточному производству на основе специализа­ ции и объективной необходимостью расширения номен­ клатуры выпускаемых изделий. •

Но это противоречие разрешается успешно в тех отрас­ лях машиностроения, где проводится широкая и опережа­ ющая стандартизация заготовок, деталей, узлов и готовых машин и аппаратов, унификация и типизация технологи­ ческих процессов. Унификация деталей и узлов в обще­ государственном масштабе позволяет расширять номен­ клатуру выпускаемых машин и в то же время увеличивать во много раз серийность и массовость выпуска.

В тех отраслях и на тех предприятиях, где работа по стандартизации и унификации отстает от темпов созда­ ния новых машин и механизмов, серийность производства снижается.

В нашей стране из года в год увеличивается количество предприятий, на которых имеются условия и предпосылки для организации массово-поточного производства в связи

сдальнейшим углублением концентрации, специализации

икооперирования. Возрастают темпы разработки и внедрения автоматических и полуавтоматических поточных

линий. Однако автоматические потоки

даже в отраслях

с массовым и крупносерийным типами

машиностроитель­

ного производства развиваются недостаточными темпами. Так, на Горьковском автозаводе в 1971 г. существовало 1065 поточных линий, из них автоматических линий всего лишь 130. Тем не менее в ближайшие 10—15 лет актуальность дальнейшего распространения и совершен­ ствования неавтоматического поточного производства пол­ ностью сохраняется. Сегодня по оценке некоторых спе­ циалистов на каждый машиностроительный или приборо­ строительный завод приходится не более двух-трех поточ­ ных линий. В связи с этим предстоит большая плано­ мерная работа по более расширенному внедрению немеха­ низированных поточных линий на заводах с мелкосерий­ ным и серийным типами. Сказанное подтверждается тем, что в нашей стране предприятия с индивидуальным и мелкосерийным типами составляют 2/3 от общего коли­ чества предприятий.

В настоящее время в наиболее развитых промышленных странах внимание сосредоточено на повышении серий­ ности машиностроительных производств при одновремен­

5


ном расширении номенклатуры готовых машин и меха­ низмов. Практика Советского Союза и зарубежного маши­ ностроения подтверждает, что это достигается последова­ тельным проведением унификации.

Так, например, фирма «Мс. Kay Federal» в США, из­ готовляющая однофазные машины прессового типа для поточной и рельефной сварок, выпускает 122 типораз­ мера машин или в 7,9 раза больше, чем в СССР. В то же время благодаря многократному использованию одних и тех же основных узлов в разных типоразмерах свароч­ ных машин ей удалось повысить применяемость корпусов в 30,5 раза, приводов — 13,6 раза и трансформаторов — 12,2 раза больше по сравнению с нашим машиностроением.

Анализ показывает, что поточные линии проектируются без какой-либо увязки с отраслевой и заводской специа­ лизацией предприятий и независимо от ее ступени. На практике такой подход приводит к неправильному выбору вида поточной линии и к экономически невыгодному решению. *

Между тем исследования последних лет показывают, что фактическая и планируемая применяемость различ­ ных видов поточных линий механической обработки, сборки и т. д. зависят от ступени специализации и типа производства предприятий, где проектируется установить эти линии. При этом экономическая эффективность поточ­ ных линий в зависимости от этих факторов разная. Сту­ пени специализации и типы производства также опре­ деляют выбираемый уровень механизации и автоматиза­ ции, что, как правило, редко принимается во внимание при проектировании и создании поточных линий.

В книге подробно изложены формы организации поточ­ ной работы, экономические и технические предпосылки и условия ее применения, а также экономические послед­ ствия, вытекающие из эксплуатации поточных линий; влияние специализации производства на выбор и примене­ ние поточных линий; применяемость поточных линий в зависимости от ступени специализации; зависимость показателей экономической эффективности поточных ли­ ний от уровня механизации их; проблема гибкости и живучести поточных линий; экономическая эффективность применения поточных линий.

Наиболее подробно разработаны и изложены в лите­ ратуре вопросы построения потока, выбора экономичного

6

варианта поточной работы, планирования, нормирования и формы заработной платы в поточном производстве. Эти вопросы в этой работе не освещены.

В условиях мелкосерийного производства возможно применение лишь многопредметных поточных линий, в том числе на базе группового метода. В связи с этим мы сочли необходимым посвятить переменно-поточным линиям с групповым оснащением и особенностям органи­ зации их самостоятельную главу. За последние годы уси­ лился интерес к применению математических методов в обосновании организации и структуры построения механизированных и автоматизированных поточных ли­ ний. И в этом направлении достигнуты определенные успехи. Подчеркивая исключительную важность и необ­ ходимость применения математических методов, все же следует заметить, что некоторые работы по поточным методам производства, основанные на экономико-мате­ матических методах, ограничиваются рассмотрением про­ стейших схем, условных примеров и носят абстрактный характер. Такой подход мало что дает инженеру-экономи- сту и организатору производства для организационного и технико-экономического обоснования, расширения об­ ласти применения поточного производства на заводах машиностроения. Математические методы оправдывают себя в том случае, если их применение не является само­ целью, а служит инструментом для выявления экономи­

ческой

и технической

сущности

объективных

процессов

и повышает необходимую точность расчетов и

экономи­

ческую

обоснованность

принятых

решений.

 

Авторы не претендуют на всестороннее и исчерпываю­ щее освещение основных вопросов поточного производ­ ства, ограничивая себя более скромной задачей •— изло­ жить современное состояние перечисленных выше вопросов

ипути решения их на основе обобщения литературных

иведомственных источников и собственных работ.


Г Л А В А I

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОТОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА

1. СПЕЦИАЛИЗАЦИ Я — ОСНОВНАЯ П Р Е Д П О С Ы Л К А РАЗВИТИ Я ПОТОЧН ОГ О П Р О И ЗВ О Д С Т В А

Впрограмме КПСС сказано: «Развитие специализации

икооперирование, а также целесообразное комбинирова­ ние родственных предприятий — одно из важнейших условий технического прогресса и рациональной организа­ ции общественного труда» [5]. Эти формы рациональной организации общественного производства являются необ­ ходимой предпосылкой для наиболее полного использова­ ния высокопроизводительной техники и технологии, внед­ рения прогрессивных методов повышения эффективности общественного производства и производительности труда

впромышленности.

Вдирективах XXIV съезда КПСС по пятилетнему

плану развития народного хозяйства СССР на 1971— 1975 гг. отводится большая роль специализации, коопе­ рированию и концентрации производства в промышлен­ ности, и в ведущей ее отрасли — машино- и приборо­ строении.

Социалистическое общество по мере продвижения вперед расширяет области применения различного рода машин и механизмов, постепенно охватывая все сферы человеческой деятельности. Расширяется номенклатура машин и механизмов, выпускаемых машино- и приборо­ строением. Научно-исследовательские и конструкторские организации интенсивно трудятся над созданием большого количества новых изделий машин и механизмов. Под влиянием научно-технического прогресса значительная часть поступающих в производство разработанных изде­ лий заменяет устаревшие образцы.

8

Огромный рост производительных сил страны расши­ ряет потенциальные возможности промышленности в созда­ нии и освоении новой продукции и увеличивает потреб­ ность страны в ней. Этому способствует научно-техни­ ческий погресс, под влиянием которого появляются новые виды материалов, технологических процессов, позволяю­ щие выпускать новые виды продукции. Таким образом, современные условия научно-технической революции ведут к расширению номенклатуры выпускаемых машин, меха­ низмов, аппаратов и приборов.

Под влиянием научно-технического прогресса и расши­ рения области применения машин, механизмов, приборов во всех отраслях народного хозяйства, в науке и прочих сферах человеческой деятельности растет номенклатура изделий, причем значительно быстрее, чем количество предметно-профилированных производств в отрасли. Это ведет к тому, что на каждом предприятии увеличивается номенклатура выпускаемой продукции, ощущается тен­ денция снижения фактической серийности производства. При этом коэффициент обновления продукции возра­ стает1.

Так, например, только за 1965— 1970 гг. номенклатура машин, выпускаемых заводами текстильного и легкого

машиностроения, выросла

в 1,5 раза. Если в 1955 г.

эти заводы выпускали 12

наименований ткацких машин,

то в 1969 г. — около 60. Только в 1967 г. на 19 обследован­ ных машиностроительных заводов г. Горького число наи­

менований

выпускаемых

машин

увеличилось

на

20%

и составило

около 2500

[13]. В

их конструкциях

было

применено

216 тыс. различных

наименований

деталей,

из которых 72% оригинальных и почти полностью соб­ ственного изготовления. Из 2375 наименований машин 77% имели серийность до 10 шт. в год.

Снижению серийности производства и расширению номенклатуры выпускаемой продукции должна быть про­ тивопоставлена межотраслевая, отраслевая и заводская унификация деталей, узлов и комплектующих механизмов по их конструктивно-технологической общности.

Это мероприятие повышает серийность производства

вцехах, на участках и рабочих местах, ведет к типизации

1Отношение объема выпуска новой продукции к общему объему производства завода.

9