Файл: Карлик, Е. М. Специализация и поточные методы производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
Е. М. КАРЛИК, Я. Ш. ГЕЛЬГОР
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И ПОТОЧНЫЕ МЕТОДЫ
ПРОИЗВОДСТВА
ЛЕНИНГРАД
„ М А Ш И Н О С Т Р О Е Н И Е "
ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
1 9 7 4
К21
УДК 65.014. {
К а р л и к |
Е. |
М., |
Г е л ь г о р |
Я. Ш. Специализация |
и поточные |
методы |
производства. |
Л., «Машиностроение» |
|
(Ленингр. отд-ние), |
1974, 208 с. |
|
В книге дана характеристика современного состояния по точного производства. Исследовано влияние форм внутризавод ской и отраслевой специализации на выбор и применение по точных линий. Дан обзор существующих показателей оценки внутризаводской специализации и предложена система, а также интегральный показатель для оценки уровня специализации подразделений и предприятия в целом. Для определения эко номической эффективности поточных линий на предпроектной стадии приведены расчетные формулы, полученные на основе корреляционного анализа. Установлены примерные области эф фективного применения различных видов поточных линий в за висимости от уровня их механизации, типа производства и сту пени специализации. Предложен алгоритм расчета организа ционно-производственных параметров переменно-поточных ли ний механической обработки деталей большой номенклатуры с групповым оснащением, а также рассмотрены некоторые во просы организации переменно-поточных линий сборки на базе группового метода. Освещены вопросы гибкости поточных ли ний и применения математических методов при проектирова нии и организации поточного производства.
Книга предназначена для инженерно-технических работ ников проектных и научно-исследовательских организаций, технологов и экономистов промышленных предприятий, а также будет полезной студентам технических и инженерно-экономи ческих специальностей вузов.
Табл. 42. Ил. 23. Список лит. 109 назв.
Рецензент канд. техн. наук В. А. П е т р о в
©Издательство «Машиностроение», 1974 г
П Р Е Д И С Л О В И Е
Поток — это высшая ступень прогрессивной органи зации производства и обязательное условие применения
ииспользования современной высокопроизводительной техники. Максимально возможное повышение поточности
иприближение к непрерывности является важнейшим требованием эффективного производства. Поток особенно
в• сочетании с автоматической техникой представляет собой высшую ступень организации промышленного пред приятия — автоматическое производство.
По мере увеличения масштабов и специализации
производства происходит переход от единичного произ водства к серийному, а от серийного к массовому, повы шается поточность и возрастает приближение к непре рывно-поточному выпуску изделий. Наиболее высокая эффективность от применения потока достигается в мас совом производстве. Тем не менее, по мнению специали стов, уже в настоящее в'ремя не менее чем 75% всех машино- и приборостроительных заводов нашей страны с раз личными типами производства могут эффективно приме нять поточные методы.
Ускорение научно-технического прогресса и практи ческое использование современных достижений науки и техники требует оснащения всех отраслей народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности новыми орудиями труда. «В текущей пятилетке произ водство орудий труда должно увеличиться в 1,6 раза. Предстоит создать около 25 тыс. и освоить производство свыше 19 тыс. новых машин, механизмов, аппаратов, приборов», — отметил А. Н. Косыгин в своем докладе на третьей сессии Верховного Совета СССР восьмого со зыва 24 ноября 1971 г.
1* |
3 |
О темпах технического прогресса машиностроения говорят следующие цифры. Только за первые два года текущей пятилетки в СССР создано впервые около 7900 образцов новых типов машин, оборудования, аппаратов п приборов. За эти же годы снято с производства уста ревших машин, аппаратов и приборов 2470 наименований.
Технический прогресс в машиностроении развивается весьма интенсивно; при этом он начинает существенно опережать внедрение передовых форм организации произ водства, t концентрацию и специализацию производства, стандартизацию деталей, узлов, материалов, инструмента, готовых машин на общегосударственном, отраслевом и заводском уровнях. Это отрицательно сказывается на экономической эффективности машиностроения в целом, как ведущей отрасли в народном хозяйстве.
Правда, из года в год расширяется количество линий, организованных в машиностроении и других отраслях промышленности. Только в 1972 г. установлено на пред
приятиях механизированных поточных |
линий |
около |
9 тыс. комплектов, автоматических линий— 1,5 |
тыс. |
|
комплектов. Переведено на комплексную |
механизацию |
иавтоматизацию 3,8 тыс. участков, цехов, производств.
Сдальнейшим углублением специализации, коопери рования и концентрации технологически однородной про дукции количество машиностроительных заводов, на кото рых станет возможным организация массового поточного производства, резко возрастет.
Вэкономической литературе и среди работников
машиностроительных предприятий бытует взгляд, что с расширением номенклатуры выпускаемых машин и приборов и увеличением ежегодного коэффициента освое ния новых машин и приборов на каждом предприятии серийность производства деталей, узлов, готовых машин и механизмов снижается и этот процесс является законо мерным. Действительно, под влиянием интенсивного освое ния новых машин, механизмов и автоматических систем за последние годы наблюдается расширение номенклатуры выпускаемых изделий, снижение серийности изготовляе мых узлов и деталей на каждом отдельно взятом пред приятии.
Большинство авторов склонны объяснить это тем, что номенклатура изделий растет значительно быстрее, чем количество предприятий и производств. Создается
4
как бы противоречие между стремлением к массовому и массово-поточному производству на основе специализа ции и объективной необходимостью расширения номен клатуры выпускаемых изделий. •
Но это противоречие разрешается успешно в тех отрас лях машиностроения, где проводится широкая и опережа ющая стандартизация заготовок, деталей, узлов и готовых машин и аппаратов, унификация и типизация технологи ческих процессов. Унификация деталей и узлов в обще государственном масштабе позволяет расширять номен клатуру выпускаемых машин и в то же время увеличивать во много раз серийность и массовость выпуска.
В тех отраслях и на тех предприятиях, где работа по стандартизации и унификации отстает от темпов созда ния новых машин и механизмов, серийность производства снижается.
В нашей стране из года в год увеличивается количество предприятий, на которых имеются условия и предпосылки для организации массово-поточного производства в связи
сдальнейшим углублением концентрации, специализации
икооперирования. Возрастают темпы разработки и внедрения автоматических и полуавтоматических поточных
линий. Однако автоматические потоки |
даже в отраслях |
с массовым и крупносерийным типами |
машиностроитель |
ного производства развиваются недостаточными темпами. Так, на Горьковском автозаводе в 1971 г. существовало 1065 поточных линий, из них автоматических линий всего лишь 130. Тем не менее в ближайшие 10—15 лет актуальность дальнейшего распространения и совершен ствования неавтоматического поточного производства пол ностью сохраняется. Сегодня по оценке некоторых спе циалистов на каждый машиностроительный или приборо строительный завод приходится не более двух-трех поточ ных линий. В связи с этим предстоит большая плано мерная работа по более расширенному внедрению немеха низированных поточных линий на заводах с мелкосерий ным и серийным типами. Сказанное подтверждается тем, что в нашей стране предприятия с индивидуальным и мелкосерийным типами составляют 2/3 от общего коли чества предприятий.
В настоящее время в наиболее развитых промышленных странах внимание сосредоточено на повышении серий ности машиностроительных производств при одновремен
5
ном расширении номенклатуры готовых машин и меха низмов. Практика Советского Союза и зарубежного маши ностроения подтверждает, что это достигается последова тельным проведением унификации.
Так, например, фирма «Мс. Kay Federal» в США, из готовляющая однофазные машины прессового типа для поточной и рельефной сварок, выпускает 122 типораз мера машин или в 7,9 раза больше, чем в СССР. В то же время благодаря многократному использованию одних и тех же основных узлов в разных типоразмерах свароч ных машин ей удалось повысить применяемость корпусов в 30,5 раза, приводов — 13,6 раза и трансформаторов — 12,2 раза больше по сравнению с нашим машиностроением.
Анализ показывает, что поточные линии проектируются без какой-либо увязки с отраслевой и заводской специа лизацией предприятий и независимо от ее ступени. На практике такой подход приводит к неправильному выбору вида поточной линии и к экономически невыгодному решению. *
Между тем исследования последних лет показывают, что фактическая и планируемая применяемость различ ных видов поточных линий механической обработки, сборки и т. д. зависят от ступени специализации и типа производства предприятий, где проектируется установить эти линии. При этом экономическая эффективность поточ ных линий в зависимости от этих факторов разная. Сту пени специализации и типы производства также опре деляют выбираемый уровень механизации и автоматиза ции, что, как правило, редко принимается во внимание при проектировании и создании поточных линий.
В книге подробно изложены формы организации поточ ной работы, экономические и технические предпосылки и условия ее применения, а также экономические послед ствия, вытекающие из эксплуатации поточных линий; влияние специализации производства на выбор и примене ние поточных линий; применяемость поточных линий в зависимости от ступени специализации; зависимость показателей экономической эффективности поточных ли ний от уровня механизации их; проблема гибкости и живучести поточных линий; экономическая эффективность применения поточных линий.
Наиболее подробно разработаны и изложены в лите ратуре вопросы построения потока, выбора экономичного
6
варианта поточной работы, планирования, нормирования и формы заработной платы в поточном производстве. Эти вопросы в этой работе не освещены.
В условиях мелкосерийного производства возможно применение лишь многопредметных поточных линий, в том числе на базе группового метода. В связи с этим мы сочли необходимым посвятить переменно-поточным линиям с групповым оснащением и особенностям органи зации их самостоятельную главу. За последние годы уси лился интерес к применению математических методов в обосновании организации и структуры построения механизированных и автоматизированных поточных ли ний. И в этом направлении достигнуты определенные успехи. Подчеркивая исключительную важность и необ ходимость применения математических методов, все же следует заметить, что некоторые работы по поточным методам производства, основанные на экономико-мате матических методах, ограничиваются рассмотрением про стейших схем, условных примеров и носят абстрактный характер. Такой подход мало что дает инженеру-экономи- сту и организатору производства для организационного и технико-экономического обоснования, расширения об ласти применения поточного производства на заводах машиностроения. Математические методы оправдывают себя в том случае, если их применение не является само целью, а служит инструментом для выявления экономи
ческой |
и технической |
сущности |
объективных |
процессов |
и повышает необходимую точность расчетов и |
экономи |
|||
ческую |
обоснованность |
принятых |
решений. |
|
Авторы не претендуют на всестороннее и исчерпываю щее освещение основных вопросов поточного производ ства, ограничивая себя более скромной задачей •— изло жить современное состояние перечисленных выше вопросов
ипути решения их на основе обобщения литературных
иведомственных источников и собственных работ.
Г Л А В А I
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОТОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
1. СПЕЦИАЛИЗАЦИ Я — ОСНОВНАЯ П Р Е Д П О С Ы Л К А РАЗВИТИ Я ПОТОЧН ОГ О П Р О И ЗВ О Д С Т В А
Впрограмме КПСС сказано: «Развитие специализации
икооперирование, а также целесообразное комбинирова ние родственных предприятий — одно из важнейших условий технического прогресса и рациональной организа ции общественного труда» [5]. Эти формы рациональной организации общественного производства являются необ ходимой предпосылкой для наиболее полного использова ния высокопроизводительной техники и технологии, внед рения прогрессивных методов повышения эффективности общественного производства и производительности труда
впромышленности.
Вдирективах XXIV съезда КПСС по пятилетнему
плану развития народного хозяйства СССР на 1971— 1975 гг. отводится большая роль специализации, коопе рированию и концентрации производства в промышлен ности, и в ведущей ее отрасли — машино- и приборо строении.
Социалистическое общество по мере продвижения вперед расширяет области применения различного рода машин и механизмов, постепенно охватывая все сферы человеческой деятельности. Расширяется номенклатура машин и механизмов, выпускаемых машино- и приборо строением. Научно-исследовательские и конструкторские организации интенсивно трудятся над созданием большого количества новых изделий машин и механизмов. Под влиянием научно-технического прогресса значительная часть поступающих в производство разработанных изде лий заменяет устаревшие образцы.
8
Огромный рост производительных сил страны расши ряет потенциальные возможности промышленности в созда нии и освоении новой продукции и увеличивает потреб ность страны в ней. Этому способствует научно-техни ческий погресс, под влиянием которого появляются новые виды материалов, технологических процессов, позволяю щие выпускать новые виды продукции. Таким образом, современные условия научно-технической революции ведут к расширению номенклатуры выпускаемых машин, меха низмов, аппаратов и приборов.
Под влиянием научно-технического прогресса и расши рения области применения машин, механизмов, приборов во всех отраслях народного хозяйства, в науке и прочих сферах человеческой деятельности растет номенклатура изделий, причем значительно быстрее, чем количество предметно-профилированных производств в отрасли. Это ведет к тому, что на каждом предприятии увеличивается номенклатура выпускаемой продукции, ощущается тен денция снижения фактической серийности производства. При этом коэффициент обновления продукции возра стает1.
Так, например, только за 1965— 1970 гг. номенклатура машин, выпускаемых заводами текстильного и легкого
машиностроения, выросла |
в 1,5 раза. Если в 1955 г. |
эти заводы выпускали 12 |
наименований ткацких машин, |
то в 1969 г. — около 60. Только в 1967 г. на 19 обследован ных машиностроительных заводов г. Горького число наи
менований |
выпускаемых |
машин |
увеличилось |
на |
20% |
и составило |
около 2500 |
[13]. В |
их конструкциях |
было |
|
применено |
216 тыс. различных |
наименований |
деталей, |
из которых 72% оригинальных и почти полностью соб ственного изготовления. Из 2375 наименований машин 77% имели серийность до 10 шт. в год.
Снижению серийности производства и расширению номенклатуры выпускаемой продукции должна быть про тивопоставлена межотраслевая, отраслевая и заводская унификация деталей, узлов и комплектующих механизмов по их конструктивно-технологической общности.
Это мероприятие повышает серийность производства
вцехах, на участках и рабочих местах, ведет к типизации
1Отношение объема выпуска новой продукции к общему объему производства завода.
9