Файл: Карлик, Е. М. Специализация и поточные методы производства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

технологических процессов производства. Все это создает необходимые предпосылки для применения поточных линий в условия мелкосерийного и серийного произ­ водства. Унификация и стандартизация, являясь необ­ ходимым требованием создания специализированных про­ изводств, приобретают в связи с этим первостепенное значение.

Специализированное производство может быть высоко­ эффективным, если будет унифицирована и стандартизи­ рована не только продукция, но и технологическое обору­ дование, средства механизации и автоматизации, инстру­ мент и основные материалы, идущие на изготовление продукции.

Одной из основных причин, тормозящих внедрение экономически высокоэффективной специализации произ­ водств в машиностроении, является то, что машинострои­ тельная промышленность развивается главным образом на базе предприятий с универсальной структурой и замк­ нутым технологическим циклом, включающим в себя как основное, так и вспомогательное производство не в опти­ мальных размерах. В результате конструктивно и техно­ логически однородные изделия, агрегаты, узлы и детали, инструмент и технологическая оснастка изготавливаются небольшими партиями на многих предприятиях различ­ ных отраслей машиностроения со значительно более высокой себестоимостью, чем это возможно в условиях специализированного производства в оптимальных или минимально допустимых размерах.

В настоящее время промышленность выпускает нео­ правданно большую номенклатуру изделий (машин, при­ боров и оборудования) с одинаковыми техническими характеристиками, но разной конструкции. Входящие компоненты их слабо унифицированы и почти не взаимо­ заменяемы. Это говорит о-том, что унификация и стандар­ тизация ведется в недостаточных масштабах, а конструк­ торские работы крайне разобщены. В то же время выпу­ скаемая номенклатура машин и механизмов еще не удо­ влетворяет полностью растущую разнообразную потреб­ ность в них.

Современный уровень унификации и стандартизации пока отстает от требований, предъявляемых научнотехническим прогрессом, что приводит к снижению факти­ ческой серийности производства.

10

Для того чтобы организовать экономически высоко­ эффективные специализированные производства на основе широкого применения поточных линий, необходимо уста­ новить рациональную номенклатуру и типоразмеры изде­ лий, полностью удовлетворяющих все растущую потреб­ ность народного хозяйства, и на этой основе выполнить комплекс работ по стандартизации, унификации и агрега­ тированию этих изделий.

Сегодня развертываются работы по стандартизации и унификации в отраслях машиностроения в направлении создания типоразмерных и параметрических рядов изде­ лий, комплектующих их агрегатов узлов и деталей. Существенно вырос объем этих работ и повысились каче­ ственные требования разрабатываемых стандартов. Общее количество действующих ГОСТов составляет более 14,5 тыс., из которых 45% приходится на продукцию

машино-

и приборостроения.

Значительно возрос охват

ГОСТами

важнейших

видов

общемашиностроительных

изделий,

технологической

оснастки и инструмента [13].

Широкое развитие получила отраслевая стандартиза­

ция, которая имеет

исключительно

важное значение

в связи

с перестройкой

управления

промышленности

по отраслевому принципу. Зарегистрировано более 45 тыс. отраслевых стандартов и технических условий. Отраслевая стандартизация оказывает существенное влияние на более широкое применение многопредметных поточных линий как в механических, так н в сборочных производствах. Изменилось содержание и качество самих стандартов. Многие из них, особенно на продукцию общемашинострои­ тельного применения, наряду с основными параметрами устанавливают конструкции, габаритные и присоедини­ тельные размеры, всестороннюю техническую характери­ стику, показатели качества. Это наиболее полно отвечает требованиям организации специализированного производ­ ства. Прогрессивным является включение в стандарты параметров и требований к продукции не только освоен­ ных промышленностью, но и перспективных, подлежащих освоению.

Однако еще нередко разрабатываются стандарты и ведутся работы по унификации в машино-и приборострое­ нии малозначащих узлов и деталей, потребляемых в малых количествах или суммарная трудоемкость и стоимость которых настолько мала, что специализация производства


их оказывается малоэффективной. Работы по унификации и стандартизации в масштабе страны, как правило, дол­ жны опрережать календарные сроки осуществления кон­ центрации и специализации производства данной продук­ ции примерно на один-два года. В то же время по узлам и деталям, применяемым только в отдельной отрасли машиностроения, для машин сравнительно узкого назна­ чения следует проводить отраслевую и внутриотраслевую специализацию производства, не дожидаясь окончания работ по их унификации.

Одной из важных предпосылок углубления специализа­ ции производства в промышленности является создавае­ мая в нашей стране единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП). Как известно, необ­ ходимой предпосылкой организации специализирован­ ных производств является конструктивно-технологиче­ ская классификация деталей и узлов различных наимено­ ваний машин.

В настоящее время, по данным НИИмаш, в нашей стране существуют около 30 различных принципиальных подходов к классификации и большое множество класси­ фикаторов. Но ни одна из известных систем классифика­ ции не может быть использована в качестве единой системы. ЕСТПП будет основываться на единой системе конструк­ торско-технологической классификации деталей и сбороч­ ных единиц, которая будет служить базой для разработки проектов планов специализации и создания поточного про­ изводства на различных стадиях изготовления продукции.

Совершенствование внутризаводской специализации является крупным источником повышения эффективности производства. Практика заводов и особенно производствен­ ных объединений подтвержает, что углубление внутри­ заводской специализации стало эффективным направле­ нием, охватывающим техническую, организационно-про­ изводственную и экономическую деятельность предприя­ тий. Однако эти мероприятия дают наибольший эффект в тех случаях, когда они базируются на научном анализе тенденций развития специализации производства отраслей.

Углубление внутризаводской специализации в произ­ водственных объединениях позволяет создавать лучшие по сравнению с отдельными заводами предпосылки для организации поточного производства — высшей формы ор­ ганизации производства. В условиях объединений всегда

12

больше возможностей для формирования поточных линий

вцелях производства конструктивно-технологически

однородных деталей и сборочных единиц с большими (по сравнению с отдельными предприятиями) объемами, которые влияют на экономическую эффективность этих линий. Большие возможности таит в себе широкая уни­ фикация и стандартизация производства даже в пределах одного объединения.

Так, например, Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО), образованное в 1962 г. в результате слияния ленинградских заводов оптико-механического приборостроения, представляет собой единое предприя­ тие, хотя и располагается на разных территориях. Внедре­ ние в объединении единой системы технической докумен­ тации и единых нормалей способствовало повышению уровня унификации изделий. Это стало основой совер­ шенствования внутризаводской специализации объедине­ ния. К началу 1971 г. уровень унификации повысился

почти в

два

раза по сравнению с 1962

г. и соста­

вил 65%

[65].

унификации не замедлили

сказаться на

Результаты

повышении серийности производства. Несмотря на то, что номенклатура приборов, выпускаемая в ЛОМО, значительно увеличивалась, количество наименований деталей, изготовляемых для этих изделий, сократилось почти на 20 тыс. Номенклатура применяемых материалов снизилась в три раза, а количество различных видов инструмента и технологического оснащения уменьшилось в 2,5 раза. Внедрение мероприятий по углублению специа­ лизации производства внутри объединения позволило создать в 12 цехах комплексно-механизированные произ­ водственные процессы, десятки автоматических и механи­ зированных поточных линий. Таким образом, углубление отраслевой, внутриотраслевой и внутризаводской специа­ лизации создает реадьные предпосылки для широкого внедрения поточного производства.

2. ОСНОВНЫ Е ПРИЗНАК И

И Ф О Р М Ы П ОТОЧН ОГО ПР О И ЗВ О Д СТ В А

В М А Ш И Н О -

И П Р И БОР ОС ТР ОЕ Н И И

Под поточной линией понимается комплекс основного технологического и подъемно-транспортного оборудова­ ния, состоящий не менее чем из двух единиц основного

13


оборудования или рабочих мест, в котором операции обработки или сборки, выполняемые с участием рабочихоператоров или без них (автоматические линии), закре­ плены за определенным оборудованием или рабочими ме­ стами. При этом последовательность расположения обо­ рудования или рабочих мест соответствует, как правило, последовательности выполнения операций.

Основные признаки поточного производства и класси­ фикация поточных линий наиболее четко и полно изло­ жены в работах А. И. Неймарка [55, 57, 76]. Эти приз­ наки рассматриваются им применительно к классическому представителю поточного производства, т. е. к- однопред­ метной непрерывно-поточной линии с поштучной переда­ чей предметов труда.

Первый признак. Поточная линия представляет собой цепочку технологически взаимосвязанных рабочих мест, необходимых для производства данного предмета. Каждое рабочее место специализировано для выполнения одной операции. Таким образом, на поточной линии осущест­ вляется предметная замкнутость объекта производства. Следовательно, предметно-замкнутый участок предста­ вляет собой первую ступень поточного производства.

Второй признак. Все рабочие места на поточной линии расположены по естественному ходу технологического процесса.

Третий признак. На поточной линии осуществляется параллельный вид движения производственного процесса. Характеризуется он тем, что обрабатываемые детали передаются от одной операции к другой поштучно (пач­ ками). Следовательно, в каждый момент на поточной линии на разных стадиях технологического процесса находится несколько экземпляров данного наименования предмета.

. Четвертый признак. На поточной линии осуществляется ритмичность выпуска (запуска), ритмичность работы и равномерность производства. •

Ритмичность выпуска состоит в том, что на линии в равные промежутки времени, называемые ритмом (так­ том), производится равный размер выпуска продукции.

Ритмичность работы означает выполнение одинакового объема работы в каждый период ритма. Если в каждый

период ритма

объемы работ

больше объемов выпуска

(в единицах

трудоемкости),

то на участке происходит

14


накопление незавершенного производства; в противном случае ритмичный выпуск может осуществляться только за счет накопленных заделов. Равномерность производ­ ства будет достигнута только тогда, когда имеется полная согласованность между ритмичностью выпуска и ритмич­ ностью работы, т. е. когда в каждый ритм происходит компенсация выпуска работой.

Ритмичность выпуска, ритмичность работы и ритмич­ ность производства на поточной линии классического стиля достигаются в каждый поштучный ритм.

Пятый признак. На поточной линии обеспечивается синхронность операции. Она определяется равенством или кратностью длительности отдельных операций ритму линии. Пропорциональность процесса, означающая равен­ ство производительности (выпуска) по всем операциям в каждый период ритма, определяется тем, что количество рабочих мест по каждой операции пропорционально ее длительности. Наиболее удобна синхронность при четном числе рабочих мест, параллельно выполняющих определенную операцию.

Шестой признак. На поточной линии соблюдается не­ прерывность процесса, который характеризуется непре­ рывностью движения предмета труда, работы оборудова­ ния и рабочих. Материальным выражением прерывности процесса являются заделы. •

Седьмой признак. Поточная линия оснащается в боль­ шинстве случаев транспортными устройствами, в частно­ сти, приводным непрерывным транспортером-конвейером с целью механизации транспортных операций. Конвейер — не обязательное условие организации поточной линии, так как она может быть организована и без него, напри­ мер, с передачей предметов труда вручную. Конвейер может быть применен и без организации поточной линии. Так, отдельно взятый конвейер, на котором выполняется одна и та же операция, например заливка металла в формы, не может рассматриваться как поточная линия, так как это, в первую очередь, кооперация на основе разделения труда.

Вместе с тем конвейер на поточной линии выполняет не только транспортную функцию, но и функцию регуля­ тора ритма производства. В силу этого его применение имеет большое значение для роста производительности труда и сокращения длительности производственного

15

цикла. Далее рассмотрены основные разновидности поточ­ ных линий в зависимости от сочетания различных факто­ ров и их влияния (табл. 1).

Классификация основных разновидностей поточных линий, представленная в табл. 1, сделана по каждому признаку, независимо от других. Из представленных разновидностей нетрудно придти к выводу,что их разно­ образие довольно велико. Однако все разновидности поточных линий по совокупности их главнейших при­ знаков можно свести всего лишь к четырем основным типовым представителям.

П е р в ы й т и п — однопредметная непрерывно-по­ точная линия (ОНПЛ). На ней обрабатывается или соби­ рается предмет одного наименования. Процесс полностью синхронизирован. Такая линия характерна в условиях массового и крупносерийного производства в основном для сборочных цехов.

В т о р о й т и п — однопредметная прерывно-поточ­ ная линия (ОППЛ). На ней обрабатывается предмет одного наименования, технологический процесс которого харак­ теризуется несинхронностыо операций, что, в свою очередь, обусловливает прерывность загрузки рабочих, а следова­ тельно, образование межоперационных заделов. Эта линия характерна для обрабатывающих цехов массового и круп­ носерийного производства.

Т р е т и й т и п многопредметная непрерывно-по­ точная линия (МНПЛ). На такой линии осуществляется изготовление конструктивно-технологически подобных предметов нескольких наименований, процесс при изго­

товлении каждого предмета

непрерывно-поточный. Этот

тип линии характерен для

сборочных цехов серийного

имелкосерийного производства.

Че т в е р т ы й т и п — многопредметная прерывно­

поточная линия (МППЛ). На ней также обрабатываются предметы нескольких наименований, но процесс обработки предмета каждого наименования цехов прерывно-поточ­ ный. Этот тип линии характерен для обрабатывающих цехов серийного и мелкосерийного производства.

Многопредметные линии могут функционировать в виде переменно-поточных и групповых. Основной техни­ ческой предпосылкой организации и расширения области применения многопредметных поточных линий является технологическая унификация как на базе типизации

16