Файл: Карлик, Е. М. Специализация и поточные методы производства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

к и л р а К .

Т а б л и ц а 1

Классификация основных разновидностей поточных линий

Ф ак то р ы

Х а р ак т е р и ст и к а разновидностей поточных линий

Уровень механизации и ав­

Немеханизированные

томатизации

 

 

Номенклатура закреплен­

Однопредметные

ных за линией предметов и

порядок их чередования

 

Уровень

непрерывности

Непрерывно-поточные

процесса

 

 

Условия

наладки оборудо­

Без переналадки

вания

 

 

Характер

ритма

Со свободным

Характер

перемещения из­

Подвижный объект

делий и рабочих

 

Число предметов, одновре­

С поштучной передачей

менно транспортируемых от

предметов

операции к операции

 

Размещение линии в про­

Прямые

странстве

 

Механизированные Автоматические

 

Многопредметные

Переменные

 

Групповые

с последова­

с параллель­

с партионно­

тельным

ным (одновре­

групповым

чередованием

менным)

чере­

чередованием

 

дованием

 

 

Прерывно-поточные

 

С переналадкой

 

С полусвободным

С регламентиро­

 

 

ванным

Неподвижный объект

Комбинация пере­

 

 

хода рабочих и пере­

 

 

мещения объектов

С передачей предметов пачками

Замкнутые


технологических процессов, так и применения групповых методов производства.

В рамках цеха и завода различаются одиночные поточные линии, организованные на каком-то данном участке, и линии сквозного потока, т. е. система поточных линий, охватывающая несколько стадий производства, иногда в разрезе одного цеха, а еще чаще — всего завода.

Подъемно-транспортное оснащение имеет большое зна­ чение в процессе работы поточных линий. Внутрилинейное подъемно-транспортное оборудование, определяющее в большей мере повышение производительности и ритмич­ ности всей линии, по своему назначению подразделяются на устройства для вертикального перемещения предметов (установку, снятие, поворот, кантовку) и собственно транспортные средства для горизонтального перемещения предметов между операциями.

Транспортные операции и подъемно-транспортное обо­ рудование по характеру работы отличаются независимо от уровня механизации свободным ритмом или твердо установленным принудительным ритмом.

К подъемно-транспортному оборудованию со свобод­ ным ритмом относятся подвижные катучие балки, поворот­ ные, мостовые и электрические краны, электротельферы, склизы, скаты, желоба и др., а к оборудованию с твердо установленным ритмом — все виды конвейеров.

Поточные линии со свободным ритмом оснащаются подъемно-транспортным оборудованием первого вида, ис­ пользуемым периодически, по мере надобности. Незави­ симо от высокого уровня механизации применяемого подъемно-транспортного оборудования линии работают со свободным ритмом. Передача предметов между опера­ циями осуществляется вручную; по мере окончания работ у рабочих мест могут создаваться заделы нерегламентированной величины.

Поточные линии с полусвободным ритмом оснащаются транспортными устройствами без механического привода. Эти устройства (рольганги, склизы, желоба) создают условия длячастичной регламентации ритма работы на линии, так как их емкость ограничивает различия в произ­ водительности смежных операций. Если рабочий на питающей операции начинает работать быстрее — транс­ портное устройство заполняется в пределах его емкости,

18

тем самым регламентируется величина задела между смежными рабочими местами.

Поточные линии с регламентированным ритмом осна­ щаются распределительными конвейерами с постоянно­ избирательным ритмом распределения и рабочими конвей­ ерами непрерывного и пульсирующего действия. Посто­ янно-избирательный режим состоит в том, что мимо всех рабочих мест проходит столько адресованных предметов, сколько их требуется в соответствии с заданной произ­ водительностью, и каждый адресованный данному рабо­ чему месту предмет обязательно снимается, а вместо него на транспортную ленту ставится другой предмет, закон­ ченный обработкой на данной операции.

На конвейерах непрерывного действия работа произво­ дится над предметами, расположенными на транспортной ленте, во время движения тягового органа конвейера. На конвейерах пульсирующего действия регламентирован­ ный ритм создается в тех случаях, когда привод автомати­ зирован с применением реле времени и имеет определен­ ный ритм. Здесь рабочие обязаны выполнять свои опера­ ции только в период остановки конвейера.

Зачастую мерная

транспортная тара, применяемая

на поточных линиях,

может служить производственным

приспособлением. Передача изготовляемых изделий пач­ ками позволяет уменьшить скорость конвейера, затраты вспомогательного времени, облегчает учет.

Размещение поточных линий в пространстве тесно связано с разработкой планировки участков и цехов. Выбор наилучшего решения планировки связан с анализом

многих факторов, о чем подробно

изложено в гл. IV.

3 . РАЗВИТИ Е ПОТОЧНОГО

ПР О И ЗВ О Д СТ В А

Основным направлением технического прогресса в про­ мышленности является внедрение комплексной механиза­ ции и автоматизации производства как предпосылки для широкого распространения поточных высокопроизводи­ тельных и экономически эффективных методов работы. Важнейшими предпосылками развития поточного произ­ водства в металлообрабатывающей промышленности яви­ лось ' массовое производство отдельных изделий, сопут­ ствующее ему разделение труда и достижение определен­ ного уровня развития средств производства.

2*

19



В советском машиностроении поточное производство и, в частности непрерывно-поточное, впервые получило развитие в электротехнической промышленности. В 1926— 1927 гг. поточные линии были внедрены на ленинградском заводе «Электросила». До Великой Отечественной войны

сфашистской Германией поточные методы производства

восновном развивались в сборочных цехах машинострои­ тельных заводов, например, при производстве автомобилей

итракторов. Применявшиеся на отдельных заводах

средства механизированного межоперационного транс­ порта при механической обработке деталей не были связаны с организацией производства и отнюдь не служили целям создания и поддержания ритма.

Большие успехи в применении поточных линий были достигнуты в годы Великой Отечественной войны. В пе­ риод с 1941 по 1944 г. в связи со значительным ростом выпуска боеприпасов поточные методы широко применя­ лись на многих предприятиях страны. При этом в отличие от довоенного периода они охватили не только сборку, но также снаряжение, упаковку, частично механическую обработку и другие технологические процессы.

Подлинно массовым внедрением поточных методов характеризуется вторая половина 1943 г. В этом году состоялась конференция работников заводов, посвящен­ ная вопросам поточного производства и его механизации. Широкому внедрению поточных методов производства в этот период содействовали организационные и техни­ ческие мероприятия, во многом вытекавшие из решений

конференции, а также

из

межзаводского обмена

опытом

в области организации

и

оснащения поточных

линий.

На поток была переведена механическая обработка бое­ припасов и их элементов. Одновременно были разрабо­ таны система организации труда и контроля в поточных производствах и значительно усовершенствовано оснаще­ ние поточных линий.

После окончания Великой Отечественной войны поточ­ ные методы организации производства продолжали ус­ пешно развиваться во всех отраслях машино- и приборо­ строения с массовым и серийным типом производства. В послевоенный период наибольших успехов в области организации поточного производства добились станко­ строители. Впервые поточное производство было внедрено в 1944 г. на станкостроительном заводе «Красный проле­

20


тарий» [97 ]. В 1958 г. выпуск на поточных линиях станко­ строительных заводов фрезерных станков составил 80%, токарных — 65% от их общего производства.

В связи с этим небезынтересно привести заявление профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке Сеймура Мелмэна по радио 21 ноября 1959 г.: «Машино­ строительная промышленность на Западе имеет недоста­ тки как с точки зрения промышленной организации, так и в области технологии. Есть только одна страна на земном шаре, где станки — основное производственное оборудова­ ние для промышленных стран — выпускаются методом поточного производства, такой страной является Советский Союз. Поскольку экономическое соперничество они ведут на базе поточного производства, Советы вполне смогут одержать победу в мировом масштабе» [31].

Таким образом, серьезные достижения советского машиностроения в развитии поточного производства и,

вчастности, во внедрении его в серийном станкостроении признаются за рубежом.

Поточные методы производства в 50-х годах получили более широкое распространение в серийном и, в некоторых случаях, мелкосерийном производствах. В больших мас­ штабах начали проектироваться и внедряться в произ­ водство многопредметные поточные линии. Так, например,

вЛенинграде из 109 поточных линий, внедренных в экс­

плуатацию в 1959 г., 58 линий были многопредмет-

ными [97].

В период с 1959 по 1963 г. на ленинградских предприя­ тиях было внедрено около 800 поточных линий и, как правило, в основных цехах. Эти линии создавались на всех стадиях производства [43]. Из общего количества поточных линий 189 введены на стадии механической обработки, из которых 80,1 % „составили многопредметные линии. С 1963 г. по 1965 г. введены в производств 154 поточных линии механической обработки, из которых 85,7% составили многопредметные поточные линии, в том числе 46,7% — групповые линии. В 1966— 1970 гг. были сданы в эксплуатацию 226 Поточных линий механической обработки. В 1971 г. на предприятиях Ленинграда функционировало уже около 1700 поточных линий [44].

Преимущественное развитие многопредметных поточ­ ных линий характерно и для сборочно-монтажных работ. Так, в 1961— 1970 гг. были организованы и пущены в дей­

21

ствие 391 поточная линия, при этом значительный удель­ ный вес среди них занимают групповые поточные ли­ нии [44].

Впослевоенный период поточные методы производства получили сравнительно широкое распространение в воен­ ной, машиностроительной, радиоэлектронной и приборо­ строительной промышленности капиталистических стран.

Впоследние годы за границей придается все большее значение поточному производству. Так, крупный специа­ лист в области организации поточного производства Росслер Хорст отмечает, что без потока не может быть прогресса в организации промышленности в широком смысле этого слова, так как высшая ступень прогрессив­ ной организации производства — это поточное произ­ водство [109].

В50-х годах в иностранной печати освещался в основном опыт поточного производства американской промышлен­ ности, меньше — стран Западной Европы и почти отсут­ ствовала какая-либо информация о состоянии развития поточных линий в странах Восточной Европы. За послед­ ние годы появились сообщения о разработке и успешном внедрении поточных линий в странах социалистической

системы: Чехословакии, Болгарии, ГДР, Румынии. Это связано прежде всего с быстрыми темпами и большими масштабами развития машнно -и приборостроения этих стран.

Широкое развитие массового производства изделий, имеющих относительно устойчивый спрос, обусловило появление в машиностроении США большого числа спе­ циализированных заводов, цехов и поточных линий. Рен­ табельная деятельность таких специализированных про­ изводств зависит в большей степени от уровня конструк­ тивно-технологической отработки изделий. Согласование работ на поточных линиях, определяющее непрерывность потока, достигается главным образом воздействием на конструкцию изделий и на технологический процесс изготовления их.

Вероятно, этим и следует объяснить, что в американ­ ской практике уделяется меньше внимания организацион­ ным приемам согласования работ на поточных линиях по сравнению с конструкторской и технологической отработкой изделий, переводимых на поточные методы изготовления. В американской специальной литературе

22