Файл: Карлик, Е. М. Специализация и поточные методы производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
к и л р а К .
Т а б л и ц а 1
Классификация основных разновидностей поточных линий
Ф ак то р ы |
Х а р ак т е р и ст и к а разновидностей поточных линий |
Уровень механизации и ав |
Немеханизированные |
|
томатизации |
|
|
Номенклатура закреплен |
Однопредметные |
|
ных за линией предметов и |
||
порядок их чередования |
|
|
Уровень |
непрерывности |
Непрерывно-поточные |
процесса |
|
|
Условия |
наладки оборудо |
Без переналадки |
вания |
|
|
Характер |
ритма |
Со свободным |
Характер |
перемещения из |
Подвижный объект |
делий и рабочих |
|
Число предметов, одновре |
С поштучной передачей |
менно транспортируемых от |
предметов |
операции к операции |
|
Размещение линии в про |
Прямые |
странстве |
|
Механизированные Автоматические
|
Многопредметные |
||
Переменные |
|
Групповые |
|
с последова |
с параллель |
с партионно |
|
тельным |
ным (одновре |
групповым |
|
чередованием |
менным) |
чере |
чередованием |
|
дованием |
|
|
|
Прерывно-поточные |
||
|
С переналадкой |
|
|
С полусвободным |
С регламентиро |
||
|
|
ванным |
|
Неподвижный объект |
Комбинация пере |
||
|
|
хода рабочих и пере |
|
|
|
мещения объектов |
С передачей предметов пачками
Замкнутые
технологических процессов, так и применения групповых методов производства.
В рамках цеха и завода различаются одиночные поточные линии, организованные на каком-то данном участке, и линии сквозного потока, т. е. система поточных линий, охватывающая несколько стадий производства, иногда в разрезе одного цеха, а еще чаще — всего завода.
Подъемно-транспортное оснащение имеет большое зна чение в процессе работы поточных линий. Внутрилинейное подъемно-транспортное оборудование, определяющее в большей мере повышение производительности и ритмич ности всей линии, по своему назначению подразделяются на устройства для вертикального перемещения предметов (установку, снятие, поворот, кантовку) и собственно транспортные средства для горизонтального перемещения предметов между операциями.
Транспортные операции и подъемно-транспортное обо рудование по характеру работы отличаются независимо от уровня механизации свободным ритмом или твердо установленным принудительным ритмом.
К подъемно-транспортному оборудованию со свобод ным ритмом относятся подвижные катучие балки, поворот ные, мостовые и электрические краны, электротельферы, склизы, скаты, желоба и др., а к оборудованию с твердо установленным ритмом — все виды конвейеров.
Поточные линии со свободным ритмом оснащаются подъемно-транспортным оборудованием первого вида, ис пользуемым периодически, по мере надобности. Незави симо от высокого уровня механизации применяемого подъемно-транспортного оборудования линии работают со свободным ритмом. Передача предметов между опера циями осуществляется вручную; по мере окончания работ у рабочих мест могут создаваться заделы нерегламентированной величины.
Поточные линии с полусвободным ритмом оснащаются транспортными устройствами без механического привода. Эти устройства (рольганги, склизы, желоба) создают условия длячастичной регламентации ритма работы на линии, так как их емкость ограничивает различия в произ водительности смежных операций. Если рабочий на питающей операции начинает работать быстрее — транс портное устройство заполняется в пределах его емкости,
18
тем самым регламентируется величина задела между смежными рабочими местами.
Поточные линии с регламентированным ритмом осна щаются распределительными конвейерами с постоянно избирательным ритмом распределения и рабочими конвей ерами непрерывного и пульсирующего действия. Посто янно-избирательный режим состоит в том, что мимо всех рабочих мест проходит столько адресованных предметов, сколько их требуется в соответствии с заданной произ водительностью, и каждый адресованный данному рабо чему месту предмет обязательно снимается, а вместо него на транспортную ленту ставится другой предмет, закон ченный обработкой на данной операции.
На конвейерах непрерывного действия работа произво дится над предметами, расположенными на транспортной ленте, во время движения тягового органа конвейера. На конвейерах пульсирующего действия регламентирован ный ритм создается в тех случаях, когда привод автомати зирован с применением реле времени и имеет определен ный ритм. Здесь рабочие обязаны выполнять свои опера ции только в период остановки конвейера.
Зачастую мерная |
транспортная тара, применяемая |
на поточных линиях, |
может служить производственным |
приспособлением. Передача изготовляемых изделий пач ками позволяет уменьшить скорость конвейера, затраты вспомогательного времени, облегчает учет.
Размещение поточных линий в пространстве тесно связано с разработкой планировки участков и цехов. Выбор наилучшего решения планировки связан с анализом
многих факторов, о чем подробно |
изложено в гл. IV. |
3 . РАЗВИТИ Е ПОТОЧНОГО |
ПР О И ЗВ О Д СТ В А |
Основным направлением технического прогресса в про мышленности является внедрение комплексной механиза ции и автоматизации производства как предпосылки для широкого распространения поточных высокопроизводи тельных и экономически эффективных методов работы. Важнейшими предпосылками развития поточного произ водства в металлообрабатывающей промышленности яви лось ' массовое производство отдельных изделий, сопут ствующее ему разделение труда и достижение определен ного уровня развития средств производства.
2* |
19 |
В советском машиностроении поточное производство и, в частности непрерывно-поточное, впервые получило развитие в электротехнической промышленности. В 1926— 1927 гг. поточные линии были внедрены на ленинградском заводе «Электросила». До Великой Отечественной войны
сфашистской Германией поточные методы производства
восновном развивались в сборочных цехах машинострои тельных заводов, например, при производстве автомобилей
итракторов. Применявшиеся на отдельных заводах
средства механизированного межоперационного транс порта при механической обработке деталей не были связаны с организацией производства и отнюдь не служили целям создания и поддержания ритма.
Большие успехи в применении поточных линий были достигнуты в годы Великой Отечественной войны. В пе риод с 1941 по 1944 г. в связи со значительным ростом выпуска боеприпасов поточные методы широко применя лись на многих предприятиях страны. При этом в отличие от довоенного периода они охватили не только сборку, но также снаряжение, упаковку, частично механическую обработку и другие технологические процессы.
Подлинно массовым внедрением поточных методов характеризуется вторая половина 1943 г. В этом году состоялась конференция работников заводов, посвящен ная вопросам поточного производства и его механизации. Широкому внедрению поточных методов производства в этот период содействовали организационные и техни ческие мероприятия, во многом вытекавшие из решений
конференции, а также |
из |
межзаводского обмена |
опытом |
в области организации |
и |
оснащения поточных |
линий. |
На поток была переведена механическая обработка бое припасов и их элементов. Одновременно были разрабо таны система организации труда и контроля в поточных производствах и значительно усовершенствовано оснаще ние поточных линий.
После окончания Великой Отечественной войны поточ ные методы организации производства продолжали ус пешно развиваться во всех отраслях машино- и приборо строения с массовым и серийным типом производства. В послевоенный период наибольших успехов в области организации поточного производства добились станко строители. Впервые поточное производство было внедрено в 1944 г. на станкостроительном заводе «Красный проле
20
тарий» [97 ]. В 1958 г. выпуск на поточных линиях станко строительных заводов фрезерных станков составил 80%, токарных — 65% от их общего производства.
В связи с этим небезынтересно привести заявление профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке Сеймура Мелмэна по радио 21 ноября 1959 г.: «Машино строительная промышленность на Западе имеет недоста тки как с точки зрения промышленной организации, так и в области технологии. Есть только одна страна на земном шаре, где станки — основное производственное оборудова ние для промышленных стран — выпускаются методом поточного производства, такой страной является Советский Союз. Поскольку экономическое соперничество они ведут на базе поточного производства, Советы вполне смогут одержать победу в мировом масштабе» [31].
Таким образом, серьезные достижения советского машиностроения в развитии поточного производства и,
вчастности, во внедрении его в серийном станкостроении признаются за рубежом.
Поточные методы производства в 50-х годах получили более широкое распространение в серийном и, в некоторых случаях, мелкосерийном производствах. В больших мас штабах начали проектироваться и внедряться в произ водство многопредметные поточные линии. Так, например,
вЛенинграде из 109 поточных линий, внедренных в экс
плуатацию в 1959 г., 58 линий были многопредмет-
ными [97].
В период с 1959 по 1963 г. на ленинградских предприя тиях было внедрено около 800 поточных линий и, как правило, в основных цехах. Эти линии создавались на всех стадиях производства [43]. Из общего количества поточных линий 189 введены на стадии механической обработки, из которых 80,1 % „составили многопредметные линии. С 1963 г. по 1965 г. введены в производств 154 поточных линии механической обработки, из которых 85,7% составили многопредметные поточные линии, в том числе 46,7% — групповые линии. В 1966— 1970 гг. были сданы в эксплуатацию 226 Поточных линий механической обработки. В 1971 г. на предприятиях Ленинграда функционировало уже около 1700 поточных линий [44].
Преимущественное развитие многопредметных поточ ных линий характерно и для сборочно-монтажных работ. Так, в 1961— 1970 гг. были организованы и пущены в дей
21
ствие 391 поточная линия, при этом значительный удель ный вес среди них занимают групповые поточные ли нии [44].
Впослевоенный период поточные методы производства получили сравнительно широкое распространение в воен ной, машиностроительной, радиоэлектронной и приборо строительной промышленности капиталистических стран.
Впоследние годы за границей придается все большее значение поточному производству. Так, крупный специа лист в области организации поточного производства Росслер Хорст отмечает, что без потока не может быть прогресса в организации промышленности в широком смысле этого слова, так как высшая ступень прогрессив ной организации производства — это поточное произ водство [109].
В50-х годах в иностранной печати освещался в основном опыт поточного производства американской промышлен ности, меньше — стран Западной Европы и почти отсут ствовала какая-либо информация о состоянии развития поточных линий в странах Восточной Европы. За послед ние годы появились сообщения о разработке и успешном внедрении поточных линий в странах социалистической
системы: Чехословакии, Болгарии, ГДР, Румынии. Это связано прежде всего с быстрыми темпами и большими масштабами развития машнно -и приборостроения этих стран.
Широкое развитие массового производства изделий, имеющих относительно устойчивый спрос, обусловило появление в машиностроении США большого числа спе циализированных заводов, цехов и поточных линий. Рен табельная деятельность таких специализированных про изводств зависит в большей степени от уровня конструк тивно-технологической отработки изделий. Согласование работ на поточных линиях, определяющее непрерывность потока, достигается главным образом воздействием на конструкцию изделий и на технологический процесс изготовления их.
Вероятно, этим и следует объяснить, что в американ ской практике уделяется меньше внимания организацион ным приемам согласования работ на поточных линиях по сравнению с конструкторской и технологической отработкой изделий, переводимых на поточные методы изготовления. В американской специальной литературе
22