Файл: Дегтяренко, В. Н. Автомобильные дороги промышленных предприятий учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
Рис. 61. Площадка контакта колеса автомобиля с дорогой.
' Динамическое давление колеса на дорогу в неблагоприятных условиях достигает двух- и даже трехкратного значения стати ческой величины. .Однако оно настолько кратковременно, что не успевает существенно увеличить напряжения и .соответству ющие дформащии глубинных слов дорожной одежды. Поэтому в качестве' расчетного принимается статическое значение давления с учетом динамичности и частоты повторных воздействий при помощи специального коэффициента.
Площадка контакта колеса с покрытием представляет собой эллипс с отношением осей 1 : 1,5—1 : 2,5. Для удобства расчета эллипс заменяется равновеликим кругом диаметром D (рис. 61). фактическая площадь контакта колеса, из-за узорчатого про-
Л.02 тектора, равна (0,6—0,75)—-р*
Под действием вертикальной и горизонтальных сил в дорож ной одежде возникают напряжения, быстро затухающие по глубине. Как видно из рис. 62, напряжения от горизонтальных сил затухают быстрее, что объясняется кратковременностью их воздействия и значительной величиной инерции покоя массы дорожной одежды.
§54. Требования, предъявляемые к дорожным одеждам,
иих классификация
Дорожная одежда должна быть ровной, шероховатой, бес пыльной, износоустойчивой, достаточно прочной для пропуска самого тяжелого подвижного состава, проектируемого к движе нию по данной дороге. Колебания прочности одежды в течение года должны быть минимальными. Наконец, дорожная одежда должна быть экономичной, так как ее стоимость на дорогах вы сокой категории составляет до 60% общей стоимости дорог.
Экономичность обеспечивается широким применением мест ных материалов. Конструкция одежды должна предусматривать максимальную механизацию, строительных и ремонтных работ.
Дорожные одежды делятся на две основные группы: жесткие, жесткость которых в 30 раз и более превышает жесткость грун тового основания, и нежесткие, где это отношение менее 30. К первой группе относятся покрытия с цементом в качестве вяжу щего (.цементно-бетоиные покрытия).
По эксплуатационным качествам дорожные одежды делятся на несколько типов (табл. 20).
Тип дорожной одежды выбирается в комплексе с определе нием типа автомобиля для освоения заданных перевозок на
119
основе технико-экономического сравнения вариантов. При этом необходимо учитывать перевозки в период строительства.
Т а б л и д а 20
Классификация дорожных одежд
Типіа одежды |
Наименование |
I.Усовершенство
ванные:
а) |
капитальные |
Цементо-бетонные монолитные и сборные, горя |
|||
|
чий п теплый асфальтобетон. Черные смеси из твер |
||||
|
дых |
каменных |
материалов |
подобранного |
состава, |
|
обработанные |
в смесителях. |
Брусчатка, мозаика па |
||
|
каменном или бетонном основании. |
|
|||
б) |
облегченные |
Холодный |
асфальтобетон. Щебеночные, гравий |
||
|
ные, грунтовые смеси, обработанные вязкими биту |
||||
|
мами в установке и на месте. |
|
|
||
II. Переходные |
Щебеночные, гравпііные, |
шлаковые. Мостовые из. |
|||
|
булыжного или колотого камня. Грунты, обработан |
||||
|
ные |
жидкими |
органическими |
вяжущими. |
Сборные |
|
колейные из железобетонных |
элементов. |
|
||
III. Низшие |
Грунтовые, |
укрепленные |
различными |
местными |
|
|
материалами. |
|
|
|
Более совершенные типы покрытия требуют больших капи тальных вложецпіі в строительство дороги, по дешевле в экс плуатации, так как имеют большие межремонтные сроки. Одна ко окупается высокая стоимость только при достаточно большой интенсивности движения.§
§ 55. Принципы конструирования нежестких дорожных одежд
Проектирование дорожных одежд ведется в два этапа: кон струирование II расчет. .
При конструировании выбирается материал, число и после довательность расположения конструктивных слоев, назначается ориентировочная толщина слоев. Правильность конструирования затем проверяется расчетом.
Как уже было сказано, необходимо как можно шире приме нять местные материалы, улучшенные подбором состава смеси, обработанные различными вяжущими. Важно учитывать клима тические условия. Так, в условиях достаточного увлажнения щебеночные покрытия в процессе эксплуатации уплотняются п
1 2 0
крепнут за счет слабых вяжущих свойств мелкой каменной пыли, образующейся при трении щебенок друг о друга. Эти же покры тия в условиях недостаточного увлажнения — пыльны и непроч ны. Цементно-бетонные покрытия опасны в районах с частыми ■гололедами.
Число конструктивных слоев должно быть наименьшим при возможно более простой технологии их изготовления. Прочность (модуль деформации) и водонепроницаемость слоев должна понижаться сверху вниз, кроме случаев устройства специальных водозащитных слоев основания.
Наименьшая толщина конструктивных слоев определяется крупностью минеральных частиц (табл. 21), наибольшая — условиями формирования слоев и их уплотнениём катками.
При конструировании необходимо проверить целесообраз ность стадийного строительства дороги, с использованием для движения на первом этапе основания дорожной одежды, с после дующим его ремонтом и укладкой покрытия.
Санитарными нормами запрещается использование на завод ских территориях каменноугольных дегтей, пеков и смол для дорожных покрытий. Щебеночные, гравийные и шлаковые по крытия, образующие пыль, разрешается применять на завод ских территориях без обработки вяжущими только на второсте пенных дорогах, без регулярного движения.
В табл. 22 приведены несколько типов рекомендованных конструкций дорожных одежд [17].
Необходимо учитывать, что для нежестких одежд соотноше ние модулей деформации соседних слоев должно быть в преде лах 1,5—3,0.
Г л а в а XIV
РАСЧЕТ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД
§ 56. Расчет подстилающего слоя
Подстилающий слой дорожной одежды или дополнительный слой основания имеет своей целью, кроме передачи нагрузки от ■основания одежды на земляное полотно, защитить одежду от действия пучин, прервать капиллярное поднятие влаги, отвести излишнюю влагу, попавшую под дорожную одежду через тре щины в ней и через обочины, погасить вибрации, возникающие при движении автомобилей. В соответствии с этим дополнитель ный слой основания рассчитывается из условий недопущения морозного вспучивания и осушения, отвода воды.
121
|
|
|
Т а б л и ц а 21 |
|
Минимальные конструктивные толщины слоев дорожной одежды |
||||
|
|
|
|
Толщина |
|
Наименование слоев |
|
|
|
|
|
|
|
слоя, см |
Холодный мелкозернистый асфальтобетон |
(дегтебетон) . . . . |
'2 |
||
Асфальтобетон (дегтебетон), укладываемый в |
горячем состоя |
|
||
нии (в зависимости от крупности скелета) |
............................ |
4—7 |
||
Щебень и гравий, обработанные вяжущим поспособу смешения |
5 |
|||
Грунт, |
укрепленный органическими вяжущими |
смешением на |
|
|
"дороге.............................. |
|
|
6 |
|
Грунт, |
обработанный органическим вяжущим |
в установке . . |
4 |
|
Грунт, укрепленный цементом или известью....................................... |
|
10 |
||
Щебень и гравий необработанные, на |
песке......................... |
13—15 |
||
Щебень необработанный, на прочномосновании................................ |
8 |
|||
Гравий |
необработанный, на прочномосновании............................... |
10 |
Зависимость величины вспучивания от глубины промерзания
где Нhp — глубина промерзания;
а — коэффициент природных условий местности. Необходимая толщина морозоустойчивого слоя
Ч
Л2= Яп руЛ— Иmax / ЛЬ |
(П9) |
где Лд — допустимое морозное вспучивание;
/imas — максимальное морозное вспучивание, наблюдаемое в данной местности на дорогах без подстилающе го слоя;
hi — толщина покрытия с учетом каменного основания. Глубина промерзания определяется по данным метеостанций,
максимальное вспучивание — по опыту дорожно-эксплуатацион ной: службы. Допустимое морозное вспучивание можно принять
для іцементнобетонных покрытий |
20—25 |
мм, асфальтобетон |
|
ных — 40 мм. Дополнительный -слой основания можно |
устраи |
||
вать и-з песка, правил, гравийных |
смесей, |
доменного |
шлака, |
толщина его — не -менее 10 см.
При продольном уклоне дороги вода, просочившаяся в под стилающий, слой, движется по нему в пониженные места дороги, перенасыщая там и дополнительный слой основания и грунт земляного полотна. При постоянном движении вода заиливает дренирующий материал подстилающего слоя. Это особенно опас-
1 2 2
СМ Cl
га
Я
tr;
ХО
га
Н
Рекомендованные одежды промышленных автодорог
и
~ о
к— CJ
ja |
Я |
|
|
||
о. |
|
|
о |
|
|
с |
|
|
СУ |
|
|
га |
:Я |
|
и |
Я »S- |
|
о |
X 2 |
|
О |
||
S* S |
||
CJ |
|
|
|
Q |
3 о |
3 о |
|
- 3 |
L O |
з |
о |
|
я Т |
ы |
■чг |
I |
Я см |
Я |
’’st* |
|
га |
г а |
1 |
га |
1 |
га |
1 |
|
з * |
1 |
|
1 |
аг |
1 |
|
|
о о |
|
|
а о |
CJ о |
|||
О) —< 0) — |
|
о — |
с; — |
||||
Е |
а |
|
|
С |
|
Е |
|
С
га
« О) 3
Яо»
Я'О я ?
3 <о
Я Ч
|
Ю |
S |
|
см |
О |
о |
1 |
£ О СМ |
со |
ю |
3 СОСМ |
1 |
|
я |
1 |
|
й 1 1 |
со |
9~ |
О ОСО |
|
Э С 'І- |
|
|
я |
|
|
га |
:Я |
|
а. |
|
|
|
3 |
|
|
га |
|
|
S- |
|
|
о |
|
|
хо |
оа .
оХО
± |
00 |
О |
CJ |
|
|||
|
|
||
о |
ja |
|
о |
5 |
5 |
е£ |
|
|
с |
||
ХО |
ХО |
|
|
о |
QJ |
L - |
н |
э |
ы |
о |
|
|
|
о . |
о
3
о
с;
и
X
о
п
о
С О 5 =
I |
° |
I |
X |
ООі—
— о
GJ 'О
ТО
О & -
са 'О
о о
V*
га
о6 о
с
оаа
г
с -
Щ
« I
«5ТО —LO
з „
То же |
То же |
То же |
или грунт, обработанный цементом 15—20 |
|
То же, |
— — |
|
5—6 5—8 |
|
сме |
|
способу |
|
Покрытия по шения: 1) в установке |
2) на дороге |
!. |
|
СМ |
|
[23