Файл: Дегтяренко, В. Н. Автомобильные дороги промышленных предприятий учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СЧ с ч

=: о 5

«0 1

GJ

JLO й)

<U

Я о

2 со

-2 со

 

 

со

 

со 1

 

£

'S 5

^ ю

 

я

сч иг

 

Its о

 

сч

 

сч

О

О

о

я сч

о

 

 

 

 

 

Is

 

 

я

 

 

н

5

 

 

6

о

о)

Н

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

X

 

 

 

га 1 г>

 

1

 

о

о

<U ~

 

 

Н

 

 

Э*о

 

я

° ^

с

— Ь

 

С

(U

 

 

 

с

Ь

 

с

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О) О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

 

 

я

 

 

 

 

 

о

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я Я

 

 

 

 

 

 

Я __

 

со

 

 

 

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С_

 

 

 

и

 

 

 

 

 

я я

 

 

 

 

 

см

 

 

 

си

 

 

 

си

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

се

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ч

со

 

 

 

 

 

покрытия,

 

 

 

3 Ö

оТ

 

 

а

о

 

 

 

 

а

о-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ю

 

 

 

§ LO

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

°7

я

 

 

о<Ѵ

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СО to

 

 

 

5 >-0 я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основание

 

 

 

л о

 

 

 

« о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сиГ я

 

 

 

си я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

ѵо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<І>

 

 

 

си

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я

 

 

=1

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

см

 

 

 

 

 

 

 

I

I

I

 

 

 

 

 

LO

 

 

Покрытие,

 

 

 

00

 

 

 

 

о I

О

00

бО

 

о

 

1

s i

 

 

с о1

 

 

І О

ю

 

 

о

 

 

ю

 

 

 

 

 

 

 

7 с ч с о

 

7

с ч —

 

 

 

* -

 

C U ‘ U

 

 

 

 

 

 

І

 

 

00

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

1

 

 

 

1

 

 

і

1

1

 

 

1

 

1

 

 

 

о

 

 

 

 

LO

см

 

GO

 

с о

ю

 

 

 

 

LO

 

ЛА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

Е

 

 

 

 

я

 

 

типа,

щеб­

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

га

 

 

 

«и

 

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

га

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ѵо

з

 

 

 

h“

 

 

 

 

н

 

 

простейшегоПокрытия

грунтовые,улучшенные шлаком,нем,гравием

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

<и>

 

 

 

я -

 

 

 

 

о

 

СЧ СО Я* ю

 

 

 

 

о

 

 

 

Я

о

 

 

 

1—,

тога

ТО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

я

я

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

Я 'о

 

 

 

о

 

 

си

 

 

 

 

 

Я

о

 

 

 

5

га

 

 

 

s

 

о

о

 

ѴО

 

 

 

 

 

 

 

 

°

си

 

 

 

<

 

Н

fr­

 

О

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

eu

о

 

 

 

 

 

 

 

а>

 

 

 

о

2

с . -

 

 

X

 

о

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

SS О

 

 

о_ <и

 

S

 

 

 

 

 

 

 

=f

 

 

 

 

 

 

 

 

 

си

 

Â

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

Я Я Я

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

о

н

 

о

и

о

о

с я

га га

о

 

 

 

 

 

 

 

я

ь

о

 

 

 

я

 

 

о

 

 

 

 

 

с

я

 

ѵо

О

 

 

 

 

 

к

о

1 £

 

Я Ä

 

 

 

Н

си

 

>>

я 3 О І

"о о

*я о о

2

 

 

 

 

Г

CJ

 

 

 

я

 

 

ѵо

 

 

 

я

си

3

3

я

£

 

 

 

 

о

 

и

о

1 І . О

 

{—

5 ю

га

я

>*•

 

 

 

 

 

Е

 

 

 

 

Я QJ

 

5

Я

>-» f_

 

 

 

 

с

 

 

с

ё ~

 

 

 

 

?

о. си я

 

 

 

 

со

я с г

сч"

сч

со

о

 

ІП Й

 

 

ѴО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.

 

25

1 t o

124


но ранней весной, когда дренажные воронки, расположенные под обочинами, еще полностью не оттаяли и плохо пропуска­ ют воду.

Чтобы вода не скапливалась на пониженных участках доро­ ги, на спусках устраивают специальные поперечные дренажные прорези. Расстояние между ними (по Тулаеву и Борщевскому) можно определить по формуле

2y/im n X

( 120)

где

( 1 2 1)

Здесь q — количество воды, поступающей в дренирующий слой в м3/сут. на площади 1 м2 корыта;

і — продольный уклон корыта;

k — коэффициент фильтрации материала подстилающего слоя, м/сут.;

Атах — наибольшая глубина потока свободной воды в уста­ новившемся состоянии.

Определение расстояния между поперечными прорезями можно вести по специальным номограммам и графикам [21].

Расчет толщины дополнительного слоя основания из усло­ вий передачи нагрузки от расчетного подвижного состава прово­ дится в обычном порядке, как это будет указано дальше.

§ 57. Расчет нежесткой дорожной одежды методом Союздорнии

Расчет состоит из определения потребного модуля деформа­ ции дорожной одежды, соответствующего интенсивности и со­ ставу движения, и определения общего, эквивалентного модуля сконструированной многослойной одежды, зависящего от тол­ щины и модуля отдельных конструктивных слоев одежды и мо­ дуля грунтового основания. Прочность дорожной одежды характеризуется предельной допускаемой деформацией (табл. 23). Ввиду того, что нежесткая дорожная одежда явтяется упруго-пластичной, при повторных нагрузках деформации накапливаются. В настоящее время предложено для дорог вы­ соких категорий вести расчет в пределах обратимых деформаций, с проверкой нижней плоскости каждого конструктивного слоя

125

на растягивающие напряжения при изгибе. Однако' Эта методика еще не получила широкого признания.

Предельной допустимом деформацией, в соответствии с дей­ ствующей инструкцией (ВСН 46-60), является деформация от подвижной вертикальной нагрузки, при увеличении которой в одежде возникают трещины или существенно нарушается про­ порциональность нагрузки и деформаций (переход в зону просадочных деформаций).

Схема напряжений, возникающих в нежесткой дорожной одежде под действием вертикальной нагрузки, приведена на рис. 63.

Рис. 63. Схемы деформаций и напряжений в дорожной одежде.

Для определения напряжения и деформаций многослойная дорожная одежда приводится к эквивалентному ей по распреде­ лению напряжений однородному изотропному массиву. Распре­ деление напряжений в таком массиве принимается по формуле, подобной формуле Буссинеска для упругого полупространства, с введением опытных коэффициентов., учитывающих упруго-вяз­ кое состояние практически применяемых дорожно-строительных материалов.

126


( 1 2 2 )

где а — коэффициент формы площадки контакта, принимаемый для одного колеса 1, для спаренных колес 0,85;

а — коэффициент, характеризующий свойства материала, принимаемый для изотропной среды — 2,5; слоистых систем 0,7—1,2; грунтов 1,5—2,0;

р — удельная нагрузка в пределах площадки контакта ко­ леса с покрытием, кг/см2;

D — диаметр равновеликого круга контакта;

z —• глубина, на которой определяется напряжение.

По известному закону распределения напряжений может быть определена деформация одежды. Если принять, что дефор­ мируется столбик материала диаметром равным диаметру равно­ великого круга контакта колеса с покрытием, если пренебречь сцеплением деформируемого столбика с окружающим его мате­ риалом, общая деформация будет равна

С О

(123)

подставляя значение (122) и интегрируя, получаем

С О

(124)

Для изотропной среды при а = 2,5, а = 0

(125)

для слоистой системы при а=1, а= 1

p D я

(126)

для приведенной к эквивалентному модулю

яp D

127

o iкуда

яр Р

(127)

2 ' I

В этой формуле не учтено накопление осадок от повторных нагрузок. Накопление осадок учитывается эмпирическим коэф­ фициентом

Л'=0,5+0,65/£у/Ѵр, ■ (128)

где Nр — приведенная к расчетному автомобилю интенсивность' движения;

у — коэффициент, равный для дорог с двухполоской проез­

 

жей частью 1, однополосной 2.

деформации

дорожной

Таким образом, потребный

модуль

одежды может быть определен по формуле

 

 

£тр=

— (0,5+0,65yWn),

(129)

 

 

2

X

 

 

где /. — относительная деформация, равная

 

 

 

 

/

 

(130)

 

 

 

D '

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 23

 

Допускаемая

относительная деформация

 

Катего­

 

Допускаемая

 

 

Тип покрытия

относитель­

Покрытие

 

рия дороги

ная дефор­

 

мация

Капитальное усо­

0,035

вершенствованное

Облегченное усо­

0,040

вершенствованное

0,045

 

0,050

 

0,040

 

0,060

Асфальтобетонное покрытие из го­ рячих черных щебеночных смесей, изготовленное в установках с вяз­ кими битумами Щебень п гравий, обработанные вязким вяжущим

Гравий, обработанный жидким вяжущим Щебеночные и гравийные

Грунтовые, укрепленные цементом Гравийные п грунтовые, укреп- ^ ленные жидким битумом или дег­ тем

128


 

Таблица

'24

Наименьшие требуемые модули деформации, кг/см-,

 

 

дорог без выраженного грузооборота

 

 

Характер дорог

Покрытие

 

усовершен­

переходное

 

ствованное

Служебные, не имеющие регулярного движения . .

250

150

 

Хозяйственные и подъездные к предприятиям без

 

 

 

заданного грузооборота, а также без автобусно­

350

250

 

го и троллейбусного движения.............................

 

По Н. Н. Иванову, значение критической относительной

де­

формации

 

 

 

*к= 0,1

и

h

/ Сцоь-р

я

w i e — I

(131)

 

D

 

где h толщина покрытия;

£иокр — модуль деформации покрытия. Расчетные значения К приведены в табл. 23.

Потребный модуль деформации для дорог, не имеющих посто­ янного движения, следует принимать при расчетном автомобиле Н-13 по табл. 24.

Приведение двухслойной системы к эквивалентной однослой­ ной производится по равенству их жесткостей (рис. 64)

Рис. 64. Схема приведения двухслойной дорожной одежды к однослойной с эквивалентной жесткостью.

9 Заказ № 65-14

129