Файл: Дегтяренко, В. Н. Автомобильные дороги промышленных предприятий учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бортовые тягачи являются, как правило, своего рода локо­ мотивами для автопоездов, состоящих из нескольких двухосных прицепов.

Кроме упомянутых выше, широко распространенных типов автомобилей в промышленности применяется очень большое количество узкоспециальных. Это лесовозы с портальной рамой, автобетономешалки, гудронаторы, автомобили для очистки и поливки дорог и т. и. Некоторые характеристики наиболее широко распространенных типов автомобилей и прицепов при­ ведены в табл. 2, 3, 4, 5.

Отечественная промышленность с каждым годом увеличива­ ет количество типов . специальных автомобилей. Это один из путей снижения стоимости перевозок. По расчетам Промтоансниипроекта, только внедрение специальных карьерных автомо­ билей большой грузоподъемности дает экономический эффект около 125 млн. руб. в год!

§ 3. Требования подвижного состава к автомобильной дороге

Дорога должна обеспечивать удобное и безопасное движе­ ние с расчетной скоростью автомобилей заданной грузоподъем­ ности в течение круглого года или расчетного сезона, при необ­ ходимой пропускной способности, с минимальными затратами.

Расчетная скорость и безопасность движения обеспечивают­ ся правильным выбором параметров плана и продольного профиля дороги. Устанавливаются минимальные радиусы гори­ зонтальных и вертикальных кривых, максимальные уклоны, переходные кривые, уширения проезжей части, уклоны виражей.

Пропуск автомобилей заданного' веса обеспечивается доста­ точно прочной дорожной одеждой, устройством надежного осно­ вания, конструкцией путепроводов и мостов.

Пропускная способность обеспечивается необходимым чис­ лом полос движения. .

Круглогодичная эксплуатация дороги обеспечивается пра­ вильным расчетом и устройством надежной системы поверхност­ ного и грунтового водоотвода, защитой дороги от пучин, нале­ дей, устройством устойчивой к влаге дорожной одежды.

Наконец, минимальныезатраты на перевозки определяются всем комплексом указанных мероприятий, правильными инже­ нерными решениями, применением местных материалов, кон­ струкций, позволяющих механизировать строительство, ремонт и содержание дороги.

Для удлинения срока службы автомобиля, уменьшения изно­

15

са ходовых частей и двигателя дорога должна быть беспыльной, гладкой, без выбоин, без резких изменении профиля, требующих частой смены режима работы двигателя. Последнее обстоятель­ ство влияет и на утомляемость водителя, снижает его работо­ способность.

 

Г л а в а 11

ДОРОГА

КАК ИНЖЕНЕРНОЕ СООРУЖЕНИЕ

§ 4. Требования, предъявляемые к автомобильной дороге

Автомобильная

дорога — сложный комплекс инженерных

сооружений. Часто она проходит по территории города или про­ мышленного предприятия, ею пользуются и предприятия и насе­ ление. Дорога оказывает большое воздействие на экономику района.

При расположении автомобильной дороги на территории города или промышленного предприятия большое внимание уде­ ляется градостроительным и санитарным требованиям. В городе дорога должна проходить по окраинным, специально выделен­ ным улицам, не должна пересекать в одном уровне городские магистрали, ее следует эстетически оформлять. Покрытия дол­ жны быть беспыльными. Для безопасности движения городского транспорта и пешеходов оборудуются специальные перекрестки и переходы. На территории города нельзя эксплуатировать тя­ желые автомобили с дизельными двигателями.

На территории завода учитываются требования отдельных заводских цехов. Так, должны быть соблюдены противопожар­ ные разрывы между дорогой и пожароопасными, взрывоопасны­ ми цехами н складами, расстояния до цехов, в которых исполь­ зуются точные, боящиеся вибрации приборы, станки и т. п.

При проектировании промышленной автомобильной дороги учитывается возможность использования ее другими предприя­ тиями, городским транспортом. Эти объемы перевозок выявляют­ ся при экономических изысканиях и учитываются в расчетах.

Постройка новой автомобильной дороги, особенно в малоос­ военных районах, стимулирует развитие всей экономики, что влечет за собой быстрый рост перевозок.

В ряде случаев расположение населенных пунктов, карьеров, предприятий влияет на выбор трассы новой промышленной автомобильной дороги. При проектировании ремонтной базы следует учитывать возможность использования ремонтных мас-

16


терских и цехов заводов промышленного узла, местных источни­ ков энергии, воды.

Комплекс дорожных устройств должен быть органической частью общего промышленно-транспортного комплекса узла.

§ 5. Основные и вспомогательные сооружения дороги

Все сооружения дороги можно разделить па основные и вспомогательные, которые, в свою очередь, делятся на непосред­ ственно и косвенно связанные с движением.

Основные, непосредственно связанные с движением, устрой­ ства — это земляное полотно, дорожная одежда, путепроводы, мосты. Косвенно связаны с движением водоотводные и регуля­ ционные сооружения. Все они являются неотъемлемой частью каждой дороги.

Квспомогательным сооружениям, непосредственно связанным

сдвижением, относятся устройства связи, ремонтные мастер­ ские, заправочные станции. Косвенно связаны с движением лесо­ насаждения, здания ремонтной службы и др. Состав вспомога­ тельных сооружений, их мощность зависят от назначения и категории дороги.

§ 6.' Элементы дороги в плане и профиле

Трассой дороги называется ее ось, проложенная по поверх­ ности земли. Проекция трассы на горизонтальную плоскость называется планом дороги, на вертикальную, расположенную по оси дороги, — ее продольным профилем. И план и профиль состоят кз прямых участков и кривых. По экономическим сооб­ ражениям лучшей трассой является прямая между начальным и конечным пунктами, но различного рода препятствия застав­ ляют отклоняться от воздушной прямой.

В плане дорога состоит из прямых участков, круговых и пере­

ходных кривых.

Прямой участок характеризуется длиной и румбом. Измене­ ние направления трассы определяется' углом поворота. Углы поворота на плане нумеруются. Для плавности движения на поворотах трассы устраиваются круговые кривые, которые характеризуются радиусом, тангенсом, длиной, биссектрисой и домером (рис. 5). Все эти параметры заносятся в специальную ведомость прямых и кривых, явл ну трассы.

2 Заказ № 65*14

Рис. 5. Параметры, характеризующие кривую.

В месте перехода прямой в круговую кривую радиус мгно­ венно меняется от 'бесконечности (на прямой) до 'Конечной вели­ чины. Поворотные колеса автомобиля меняют угол поворота при входе на кривую медленно, описывая траекторию пере­ менного радиуса. При высоких скоростях движения и круговых кривых малых радиусов это несоответствие может привести к заходу автомобиля на левую полосу движения или выносу за пределы проезжей части, что нарушает правила безопасности. В этом случае между прямой и круговой кривой устраивается переходная кривая, в качестве которой применяются кубическая парабола или реже радиоидальная спираль, лемниската Бернул­ ли, коробовая кривая.

Продольный профиль трассы состоит из прямых участков, имеющих различный уклон, и вертикальных кривых (вогнутых или выпуклых) в месте перелома профиля. Уклон прямых участ­ ков измеряется тысячными (промиле) — %о или реже — процен­ тами — %. Вертикальные кривые определяются теми же пара­ метрами, что и горизонтальные. В условиях, определяемых


ось

дороги

КРОМКА ПРОЕЗЖ

БРОВКА ЗЕМЛЯНОГО

ЧАСТИ

 

ПОДиТИА

О Б О Ч И Н А '

Рис. 6. Основные части автомобильной дороги.

нормами, между прямым участком и вертикальной кривой устраиваются переходные кривые.

Если уклон местности больше расчетного предельного уклона дороги, устраиваются насыпи или выемки.

Отметка земли (черная отметка) принимается по оси дороги, отметка дороги (проектная, красная) — по бровке земляного полотна. Разница между черной и красной отметками называет­ ся рабочей отметкой.

Основные части дороги как сооружения указаны на рис. 6. Проезжая часть представляет собой полосу дорожной одежды, ограниченную кромками. Дорожная одежда располагается на земляном полотне. Верхняя часть земляного полотна специально профилирована и состоит из корыта для дорожной одежды и обочин. Обочины ограничены бровкой земляного полотна. Ось дороги расположена посередине *между бровками и может не совпадать с осью одежды. По бокам земляного полотка устраи­ ваются кюветы, резервы, из которых берут грунт для отсыпки насыпи, или кавальеры,, в которые отсыпан грунт из выемок. Размеры и форма земляных сооружений зависят от категории дороги, типа грунта, размеров земляного полотна, условий водоотвода.

Земляное полотно на некоторых участках может быть заме­ нено эстакадами, если эю экономически целесообразно. При пересечении с другими дорогами устраиваются путепроводы, при пересечении водотоков — мосты, виадуки (при глубоких' долинах с обрывистыми берегами, ущельях).

Дорожная одежда представляет собой специальное укрепле­

2*

19-


ние проезжей части с целью создания твердой, достаточно устой­ чивой к внешним воздействиям, ровной и шероховатой поверх-1 мости, удобной для движения автомобилей в течение круглого года.

Дорожная одежда может быть устроена па всю ширину зем­ ляного полотна или на часть его. Материалом дорожной одежды могут служить камень, улучшаемый различными добавками грунт или специальные минеральные смеси, укрепленные органи­ ческими (битум, деготь) или минеральными (цемент, известь) вяжущими.

В общем случае одежда состоит из нескольких конструктив­ ных слоев. Верхний слон — покрытие воспринимает атмосфер­ ные воздействия и нагрузку от подвижного состава. Эго наибо­ лее ответственная часть одежды, состоящая из слоя износа (в расчете.не учитывается), и основного слоя. Следующий слой — основание дорожной одежды передает нагрузку от покрытия на дополнительный слой основания или грунт земляного полотна. Он может состоять из одного или нескольких слоев. Дополни­ тельный слой основания является дренирующим, антппучипным и гасящим вибрацию одежды от воздействия подвижного соста­ ва. Через дополнительный слой основания нагрузки передаются на грунт.

Отдельные слои одежды могут отсутствовать в зависимости от потребной ее прочности.

Дорожные одежды делятся на три типа: усовершенствован­ ные, переходные и низшие. Усовершенствованные в свою очередь делятся на капитальные и облегченные. К первым относятся асфальтобетонные, цементобетонные, из черного щебня, приго­ товленного в установке, брусчатки на бетонном основании; ко вторым — черные щебеночные, черные гравийные смеси.

К одеждам переходного типа относятся щебеночные и гра­ вийные шоссе, мостовые, грунты, обработанные вяжущими в установке.

К низшим покрытиям относятся грунты, обработанные из­ вестью, укрепленные гравием, дресвой и т. и.

В пределах города или завода по бокам дороги, для движе­ ния пешеходов, устраиваются тротуары. Их располагают на обочине или отдельно, ограждая от проезжей части бордюрным камнем, газоном.

На подъездных автомобильных дорогах часто бывает интен­ сивное велосипедное движение. Для безопасности велосипеди­ стов устраиваются специальные велосипедные дорожки.

В местах, где съездспроезжей части грозит автомобилю аварией, устраиваются ограждения в виде бетонных надолбных

20


столбиков, парапетных стенок, гибких металлических лент или натянутых тросов, сеток.

Для защиты дороги от заиосов снегом устанавливаются зе­ леные насаждения, имеющие также эстетическое значение.

На обочине дороги устанавливаются запрещающие, преду­ преждающие, информирующие дорожные знаки.

Г л а в а III.

I

КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРОМЫШЛЕННЫХ

§ 7. Классификация автомобильных дорог общего пользования

Классификация автомобильных дорог затруднена тем, что их государственное значение и потребная техническая оснащен­ ность не всегда соответствуют друг другу. Дорога может иметь местное значение, но большегрузные автомобили, обращающие­ ся по ней, требуют мощной дорожной одежды, широкой проез­ жей части.

По государственному значению дороги могут быть союзными, республиканскими, областными, местными.. Могут быть выделе­ ны также курортные, сельские, городские и промышленные дороги.

По техническому оснащению дороги подразделяются на есте­ ственные пути (проезжаемые не круглый год), дороги сезонные (снежные, ледовые), постоянного действия местных сообщений

иавтомагистрали.

Внастоящее время принята общая техническая классифика­ ция в зависимости от значения дороги н интенсивности движе­

ния. Дороги делятся на пять категорий (СНиП ІГД. 5—72):

1 и II — автомобильные дороги общегосударственного зна­ чения, основные магистральные дороги республиканского значе­ ния, связывающие между собой важнейшие экономические рай­ оны, крупные административные, промышленные и культурные центры СССР, с интенсивностью движения для I категории — свыше 7000 и для II — от 3000 до 7000 авт/сутки;

III — автомобильные дороги республиканского или област­ ного значения, связывающие экономические и административные районы, промышленные и культурные центры, с интенсивностью движения от 1000 до 3000 авт/сутки;

IV—V — автомобильные дороги, имеющие, как правило, местное хозяйственное и административное значение, с интен-

21

спшюстыо движения для IV категории — 200—1000 и для V — менее 200 авт/сут.

При определении категории дороги

принимается среднесу­

точная за (расчетный год интенсивность движения

автомобилей

в обоих направлениях.

определении

параметров

Перспективная интенсивность при

плана, продольного и поперечного профилей дороги принимается па 20-й год, при расчете дорожных одежд — на 6—20-й год экс­ плуатации, в зависимости от типа одежды.

При наличии данных допускается назначать категорию доро­ ги в соответствии с наибольшей перспективной часовой интен­ сивностью движения:

более 1200 автомобилей в час — I категория; от 1200 до 800 » — I I »

от 800 до 400

Если полученные различными способами категории дорог не совпадают, в проекте принимается высшая категория.

§ 8 Классификация промышленных автомобильных дорог

Промышленные автомобильные дороги подразделяются на подъездные дороги промышленных предприятий и внутриза­ водские.

Подъездные дороги промышленных предприятий имеют две категории: Ш-п и ІѴ-гт. Могут определяться по годовой грузо­ напряженности из расчета полной мощности обслуживаемых предприятий, по наибольшей перспективной часовой интенсивно­ сти и по среднегодовой суточной интенсивности, приведенной к легковому автомобилю.

По годовой грузонапряженности нетто подъездные дороги, обслуживающие технологические перевозки, выполняемые авто­ мобилями особо большой грузоподъемности и размеров (когда они являются расчетными),

категория ІІІ-п 1,0 и более млн. т в год, категория ІѴ-п менее 1,0 млн. т в год.

По расчетной суточной интенсивности, приведенной к легко­ вому автомобилю,

категория ІІІ-п при 2000 авт/сутки и более, категория ІѴ-п при менее 2000 авт/сутки.

Коэффициенты перевода автомобилей в легковые приведены в табл. 6.

По наибольшей перспективной часовой интенсивности 250 автомобилей и более — категория ІІІ-п.

22