Файл: Дегтяренко, В. Н. Автомобильные дороги промышленных предприятий учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При несовпадении категории, определенной различными спо­ собами, в качестве расчетной принимается высшая.

 

 

 

Таблица 6

 

Тип автомобилей

Коэффициент

II.-п.

 

приведения

 

 

1.

Легковые

1,0

2.

/Мотоциклы и мопеды

0,5

з!

Грузовые грузоподъемностью, т:

1,5

 

до 2,0

 

»

5,0

2,0

 

»

8.0

2,5

 

»

14,0

3,5

4.

свыше 14,0

4,5

Автопоезда грузоподъемностью, т;

3.0

 

до 6,0

 

»

12.0

3,5

 

»

20,0

4,0

 

»

30,0

5,0

свыше 30,0

6,0

Пр и мечам и я: 1. При промежуточных значениях

грузоподъемности

■коэффициенты приведения определяются интерполяцией.

 

2.Для автобусов и специальных автомобилей коэффициент принимается по базовому автомобилю. *

3.Значения коэффициентов, указанные в п. п. 3, 4 следует увеличивать:

в1, 4 раза при.пересеченной местности н в 2 раза — при горноц местности. Внутризаводские автомобильные дороги в зависимости от их назначения

подразделяются на: магистральные, обеспечивающие проезд всех видов транспорта, связывающие внутризаводские дороги в единую систему;

производственные, обеспечивающие основные перевозки грузов между цехами, складами, магистральными дорогами;

проезды и подъезды, обеспечивающие перевозку вспомогательных грузов,

.подъезд пожарных автомобилей и т. п.§

§ 9. Расчетный автомобиль и расчетная скорость

При освоении перевозок несколькими типами автомобилей в качестве расчетного принимается автомобиль наибольшей грузо­ подъемности, если ими перевозится не менее 50% всех грузов или их интенсивность движения составляет не менее 25% общей.

При расчете автомобильных дорог общего пользования рас­ чет проверяется на легковой автомобиль, преобладающий в потоке легкового движения.

При определении параметров плана и профиля дороги боль­ шинство расчетов связано -с расчетной скоростью автомобиля (табл. 7)..

23


1 Категория дороги j 1

1

и

in IV V

 

 

 

 

 

 

Таблица

7

 

 

Расчетные

скорости,

км/ч

 

 

 

Основные

 

При пересеченном

При горной

 

 

 

 

1для расчета эле­

местности

местности

 

для расчета эле­ ментов плана и продольного профиля

для расчета эле­

ментов попереч­ ного профиля 1и др.

ментов плана и продольного профиля

для расчета эле­ ментов попереч­ ного профиля

''Идр. для расчета эле­ ментов плана и продольного профиля

для расчета эле- ! ментов полереч- , лого профиля

и др.

150

 

120

 

120

100

80

80

 

120

 

100

 

100

90

60

60

 

100

 

90

 

80

80

50

50

 

80

 

80

 

60

60

40

40

 

60

 

60

 

40

40

30

30

 

Для промышленных подъездных дорог Ш-п и ІѴ-п катего­ рий для пропуска в основном грузовых автомобилей (90% н бо­ лее) преимущественно большой и особо большой грузоподъем­ ности, а также для патрульных п служебных дорог расчетные скорости разрешается уменьшать, но не более, чем на 30%.

у


Р А З Д Е Л В Т О P O PI

ДВИЖЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ ПО ДОРОГЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕЕ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ

Г л а в а IV

СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА АВТОМОБИЛЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ

§10. Внутренние и внешние силы, действующие на автомобиль

Вработающем двигателе автомобиля происходит термохими­ ческий процесс, в результате которого химическая энергия сго­ рающего топлива превращается в механическую энергию вращающегося маховика. Через трансмиссию вращение переда­ ется на ведущие колеса автомобиля. При этом в подшипниках часть механической энергии превращается в тепловую и рассеи­ вается. Силы, действующие на отдельные элементы автомобиля, относятся к внутренним и сами по себе вызвать движение не могут. Момент на колесе Ми при отсутствии контакта колеса с

дорогой вызвал бы лишь вращение автомобиля в сторону, про­ тивоположную вращению колеса.

В точке соприкосновения колеса с дорогой возникает реакция' опоры. Сила реакции равна вызвавшей ее силе и направлена в противоположную сторону. Реакция Fк от касательной силы на ободе колеса /V, перенесенная из мгновенного центра вращения- А в центр вращения колеса О и является силой, движущей ав­ томобиль Р (рис. 7).

Реакция опоры это лишь одна из действующих на автомобиль внешних сил. Все силы можно подразделить на способствующие движению (тяга) и препятствующие движению (сопротивления).

25-

К сопротивлениям относятся: сопротивление качению колеса по дороге Wt, воздушной среды W«, сопротивление от подъемов \Ѵ>, инерционное Wo.

Конечно, перечисленные сопротивления не исчерпывают всего многообразия воздействующих на автомобиль сил, они являются понятиями собирательными, и каждое из них объединяет целую группу воздействий, близких по физической природе.

В зависимости от соотношения сил, способствующих и пре­ пятствующих движению, последнее может быть ускоренным (/K>Slt7), замедленным (Fк<21К) или равномерным (Fii=SW). Следует отметить, что некоторые сопротивления могут в опреде­ ленных условиях способствовать движению. Это сопротивление от уклона на спуске, сопротивление воздушной среды при по­ путном ветре, имеющем скорость больше скорости движения автомобиля, инерционное сопротивление при замедленном движении.§

§ 11. Сила тяги

Автомобиль это автономный экипаж, и мотор является его конструктивной частью. Достоинство автономного экипажа — независимость от энергетических коммуникаций (например, токоподводящего провода для троллейбуса). Недостаток — от­ сутствие запаса энергии для троганья с места или даже запуска двигателя. Запас энергии может храниться в аккумуляторах, с этой целью можно использовать сжатый воздух. Как видно пер­ вый недостаток может быть довольно легко преодолен.

■ Гораздо серьезнее второй недостаток. В двигателях внутрен­ него сгорания 'мощность прямо пропорциональна числу оборотов

26


.двигателя. Наибольшая мощность двигателя нужна при трогании автомобиля с места и быстром наборе скорости. Следова­ тельно, при трогании необходимо, чтобы вал двигателя имел •большие обороты. Но скорость трогания мала и обороты колеса должны быть небольшими Это противоречие усложняет кон­ струкцию автомобиля. Необходимо устройство сцепления,, позво­ ляющего разогнать двигатель до нужного числа оборотов, а затем соединить его с ведущими колесами. Обязательной частью является также передаточный механизм, позволяющий в широ­ ких пределах менять передаточное число трансмиссии, т. е. отно­ шение числа оборотов вала двигателя к числу оборотов ведуще­ го колеса. Передаточный механизм может быть механическим (коробка передач), гидравлическим, электрическим. При элек­ трической передаче двигатель расположен на одном валу с элек­ трогенератором, ведущие колеса приводятся в движение электромоторами. Передача усложняется, так как связана с двукратным преобразованием энергии (термохимическая—элек­ трическая—механическая). Применяется на' тяжелых карьерных автомобилях, где механическая трансмиссия из-за больших нагрузок ненадежна.

Передача энергии от двигателя к ведущим колесам ведет к ее частичной потере, характеризующейся коэффициентом полез­ ного действия трансмиссии г)тР. Таким образом, мощность на ко­ лесах -AT- будет равна

Nк—А/дГ|ті), 1

( )

.где Na — мощность двигателя. Из уравнения мощности

Nн =

F KV

л. с.,

( )

 

27(Г

 

2

 

 

 

тде V скорость движения автомобиля в км/ч, получим

27(W,<

кг.

(3)

~ V ~ ’

F K

 

 

Из (3) следует, что при постоянной мощности сила тяги на коле­ са обратно пропорциональнд.-скорости движения автомобиля.

В свою очередь скорость движения автомобиля зависит от числа оборотов колеса /гк, которое равно числу оборотов двига­ теля іи, деленному на передаточное число трансмиссии. Таким •образом, можно записать, что сила тяги на ободе колеса авто-

27


Ne

Рис. S. Основная характеристика двигателя автомобиля.

28

мобиля зависит от скорости движения, числа оборотов двигате­ ля и передаточного числа трансмиссии.

Зависимость N*=f(nz) называется основной характеристи­ кой двигателя (рис. 8). Зависимость Рк=/(У) называется скп ростной характеристикой и представлена на рис. 9.

Гк КГ

Ѵк7ч

Рис. 9. Скоростная характеристика автомобиля.

§ 12. Ограничение силы тяги по мощности двигателя

Из уравнения (3) следует, что сила тяги прямо пропорцио­ нальна мощности двигателя, которая зависит от его конструк­ ционных особенностей и может быть выражена уравнением

А'д=

4

Рс2//ідВт/—1—,

(4)

 

т

 

I

где- d -— диаметр поршня;

Ре — эффективное давление в цилиндре;.

29