Файл: Дегтяренко, В. Н. Автомобильные дороги промышленных предприятий учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
При несовпадении категории, определенной различными спо собами, в качестве расчетной принимается высшая.
|
|
|
Таблица 6 |
№ |
|
Тип автомобилей |
Коэффициент |
II.-п. |
|
приведения |
|
|
|
||
1. |
Легковые |
1,0 |
|
2. |
/Мотоциклы и мопеды |
0,5 |
|
з! |
Грузовые грузоподъемностью, т: |
1,5 |
|
|
до 2,0 |
||
|
» |
5,0 |
2,0 |
|
» |
8.0 |
2,5 |
|
» |
14,0 |
3,5 |
4. |
свыше 14,0 |
4,5 |
|
Автопоезда грузоподъемностью, т; |
3.0 |
||
|
до 6,0 |
||
|
» |
12.0 |
3,5 |
|
» |
20,0 |
4,0 |
|
» |
30,0 |
5,0 |
свыше 30,0 |
6,0 |
Пр и мечам и я: 1. При промежуточных значениях |
грузоподъемности |
■коэффициенты приведения определяются интерполяцией. |
|
2.Для автобусов и специальных автомобилей коэффициент принимается по базовому автомобилю. *
3.Значения коэффициентов, указанные в п. п. 3, 4 следует увеличивать:
в1, 4 раза при.пересеченной местности н в 2 раза — при горноц местности. Внутризаводские автомобильные дороги в зависимости от их назначения
подразделяются на: магистральные, обеспечивающие проезд всех видов транспорта, связывающие внутризаводские дороги в единую систему;
производственные, обеспечивающие основные перевозки грузов между цехами, складами, магистральными дорогами;
проезды и подъезды, обеспечивающие перевозку вспомогательных грузов,
.подъезд пожарных автомобилей и т. п.§
§ 9. Расчетный автомобиль и расчетная скорость
При освоении перевозок несколькими типами автомобилей в качестве расчетного принимается автомобиль наибольшей грузо подъемности, если ими перевозится не менее 50% всех грузов или их интенсивность движения составляет не менее 25% общей.
При расчете автомобильных дорог общего пользования рас чет проверяется на легковой автомобиль, преобладающий в потоке легкового движения.
При определении параметров плана и профиля дороги боль шинство расчетов связано -с расчетной скоростью автомобиля (табл. 7)..
23
1 Категория дороги j 1
1
и
in IV V
|
|
|
|
|
|
Таблица |
7 |
|
|
|
Расчетные |
скорости, |
км/ч |
|
|
|
|
Основные |
|
При пересеченном |
При горной |
|
||||
|
|
|
1для расчета эле |
местности |
местности |
|
||
для расчета эле ментов плана и продольного профиля |
для расчета эле |
ментов попереч ного профиля 1и др. |
ментов плана и продольного профиля |
для расчета эле ментов попереч ного профиля |
''Идр. для расчета эле ментов плана и продольного профиля |
для расчета эле- ! ментов полереч- , лого профиля |
и др. |
|
150 |
|
120 |
|
120 |
100 |
80 |
80 |
|
120 |
|
100 |
|
100 |
90 |
60 |
60 |
|
100 |
|
90 |
|
80 |
80 |
50 |
50 |
|
80 |
|
80 |
|
60 |
60 |
40 |
40 |
|
60 |
|
60 |
|
40 |
40 |
30 |
30 |
|
Для промышленных подъездных дорог Ш-п и ІѴ-п катего рий для пропуска в основном грузовых автомобилей (90% н бо лее) преимущественно большой и особо большой грузоподъем ности, а также для патрульных п служебных дорог расчетные скорости разрешается уменьшать, но не более, чем на 30%.
у
Р А З Д Е Л В Т О P O PI
ДВИЖЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ ПО ДОРОГЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕЕ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ
Г л а в а IV
СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА АВТОМОБИЛЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ
§10. Внутренние и внешние силы, действующие на автомобиль
Вработающем двигателе автомобиля происходит термохими ческий процесс, в результате которого химическая энергия сго рающего топлива превращается в механическую энергию вращающегося маховика. Через трансмиссию вращение переда ется на ведущие колеса автомобиля. При этом в подшипниках часть механической энергии превращается в тепловую и рассеи вается. Силы, действующие на отдельные элементы автомобиля, относятся к внутренним и сами по себе вызвать движение не могут. Момент на колесе Ми при отсутствии контакта колеса с
дорогой вызвал бы лишь вращение автомобиля в сторону, про тивоположную вращению колеса.
В точке соприкосновения колеса с дорогой возникает реакция' опоры. Сила реакции равна вызвавшей ее силе и направлена в противоположную сторону. Реакция Fк от касательной силы на ободе колеса /V, перенесенная из мгновенного центра вращения- А в центр вращения колеса О и является силой, движущей ав томобиль Р (рис. 7).
Реакция опоры это лишь одна из действующих на автомобиль внешних сил. Все силы можно подразделить на способствующие движению (тяга) и препятствующие движению (сопротивления).
25-
К сопротивлениям относятся: сопротивление качению колеса по дороге Wt, воздушной среды W«, сопротивление от подъемов \Ѵ>, инерционное Wo.
Конечно, перечисленные сопротивления не исчерпывают всего многообразия воздействующих на автомобиль сил, они являются понятиями собирательными, и каждое из них объединяет целую группу воздействий, близких по физической природе.
В зависимости от соотношения сил, способствующих и пре пятствующих движению, последнее может быть ускоренным (/K>Slt7), замедленным (Fк<21К) или равномерным (Fii=SW). Следует отметить, что некоторые сопротивления могут в опреде ленных условиях способствовать движению. Это сопротивление от уклона на спуске, сопротивление воздушной среды при по путном ветре, имеющем скорость больше скорости движения автомобиля, инерционное сопротивление при замедленном движении.§
§ 11. Сила тяги
Автомобиль это автономный экипаж, и мотор является его конструктивной частью. Достоинство автономного экипажа — независимость от энергетических коммуникаций (например, токоподводящего провода для троллейбуса). Недостаток — от сутствие запаса энергии для троганья с места или даже запуска двигателя. Запас энергии может храниться в аккумуляторах, с этой целью можно использовать сжатый воздух. Как видно пер вый недостаток может быть довольно легко преодолен.
■ Гораздо серьезнее второй недостаток. В двигателях внутрен него сгорания 'мощность прямо пропорциональна числу оборотов
26
.двигателя. Наибольшая мощность двигателя нужна при трогании автомобиля с места и быстром наборе скорости. Следова тельно, при трогании необходимо, чтобы вал двигателя имел •большие обороты. Но скорость трогания мала и обороты колеса должны быть небольшими Это противоречие усложняет кон струкцию автомобиля. Необходимо устройство сцепления,, позво ляющего разогнать двигатель до нужного числа оборотов, а затем соединить его с ведущими колесами. Обязательной частью является также передаточный механизм, позволяющий в широ ких пределах менять передаточное число трансмиссии, т. е. отно шение числа оборотов вала двигателя к числу оборотов ведуще го колеса. Передаточный механизм может быть механическим (коробка передач), гидравлическим, электрическим. При элек трической передаче двигатель расположен на одном валу с элек трогенератором, ведущие колеса приводятся в движение электромоторами. Передача усложняется, так как связана с двукратным преобразованием энергии (термохимическая—элек трическая—механическая). Применяется на' тяжелых карьерных автомобилях, где механическая трансмиссия из-за больших нагрузок ненадежна.
Передача энергии от двигателя к ведущим колесам ведет к ее частичной потере, характеризующейся коэффициентом полез ного действия трансмиссии г)тР. Таким образом, мощность на ко лесах -AT- будет равна
Nк—А/дГ|ті), 1
( )
.где Na — мощность двигателя. Из уравнения мощности
Nн = |
F KV |
л. с., |
( ) |
|
27(Г |
|
2 |
|
|
|
тде V скорость движения автомобиля в км/ч, получим
27(W,< |
кг. |
(3) |
~ V ~ ’ |
||
F K |
|
|
Из (3) следует, что при постоянной мощности сила тяги на коле са обратно пропорциональнд.-скорости движения автомобиля.
В свою очередь скорость движения автомобиля зависит от числа оборотов колеса /гк, которое равно числу оборотов двига теля іи, деленному на передаточное число трансмиссии. Таким •образом, можно записать, что сила тяги на ободе колеса авто-
27
Ne
Рис. S. Основная характеристика двигателя автомобиля.
28
мобиля зависит от скорости движения, числа оборотов двигате ля и передаточного числа трансмиссии.
Зависимость N*=f(nz) называется основной характеристи кой двигателя (рис. 8). Зависимость Рк=/(У) называется скп ростной характеристикой и представлена на рис. 9.
Гк КГ
Ѵк7ч
Рис. 9. Скоростная характеристика автомобиля.
§ 12. Ограничение силы тяги по мощности двигателя
Из уравнения (3) следует, что сила тяги прямо пропорцио нальна мощности двигателя, которая зависит от его конструк ционных особенностей и может быть выражена уравнением
А'д= |
4 |
Рс2//ідВт/—1—, |
(4) |
|
т |
|
I
где- d -— диаметр поршня;
Ре — эффективное давление в цилиндре;.
29