Файл: Горелов, В. А. Механические колебания в радиоэлектронике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
- 83 -
усложняется. Полученные результаты позволяют сделать следую
щие выводы*
1) Если форма ударных импульсов, встречающихся в услови
ях эксплуатации, заранее не известна, то величину разрушаю
щей перегрузки изделия определяют на самых опасных прямоуголь ных импульсах либо на импульсах пилообразной формы. В обоих этих случаях используется правая область кривых коэффициента
динамичности, в которой коэффициент Я практически одинаков для всех элементов, независимо от значения их собственной час тоты колебаний. Если же форма встречающихся на практике амт
пульсов известна, то определение разрушающих ускорений произ водится на импульсах заданной известной формы.
2) Разрушающее ускорение изделий следует находить с уче том длительности ударных импульсов, которые могут встречаться
в процессе их эксплуаталии.
Таким образом, в процессе установления разрушающих ускорений, изделий на удар должен обязательно учитываться характер ожи даемых импульсов. Но поскольку данные об импульсах всегда в
какой-то мере предположительны, то расчетное значение ударно
го ускорения должно приниматься несколько меньшим разрушающе
го. С этой целью вводят коэффициент запаса К . Тогда допус
каемое ускорение будет равно разрушающему, деленному на коэф фициент запаса. При этом коэффициент запаса по ускорению в каждом конкретном случае должен учитывать и степень уверен ности определения разрушающих ускорений, и уровень: требований, предъявляемых к обеспечению защиты изделия, и многие другие ;■ особенности, встречающиеся в производственных условиях. Ори ентировочные его значения лежат в пределах 1,25 +1,5. '• - '
- 84 -
Определение допускаемых ускорений изделий на удар реко мендуется проводить в определенной последовательности. Преж де всего устанавливается разрушающее ускорение прибора, для
чего отыскивается его наиболее опасное направление с точки зрения разрушения. При этом обычно бывает достаточно знать
структуру элементов, составляющих изделие. Самое слабое по
прочное™ направление объекта определяется большей частью ори ентацией и местом расположения длинных консольных элементов, пружин или других массивных элементов, закрепленных на тонгпгх и длинных держателях.
Если визуальный осмотр прибора позволяет выявить наиболее сла бое в отношении механической прочности направление, то часто та собственных колебаний элементов определяется только для этого направления. С помощью аппаратуры, которая регистрирует собственные колебания элементов изделия, выявляют два-три эле
мента, обладающих самыми низкими частотами.
Далее устанавливают характер ударных воздействий, которым под вергается данный тип прибора в условиях эксплуатации. Как уже указывалось, для этого необходимо знать длительность, форму ударного импульса, а также пиковое значение ускорения.
Если имеются все данные, характеризующие импульс, следует по добрать по вам упругий материал, создающий подобный импульс, я через прокладку зз принятого материала подвергнуть изделие ударному иглпульс-/, ступенчато повышая уровень его ускорения до вех пор, пека не обнаружится разрушение какого-либо элемен та. Акселерометр, жестко прикрепленный к изделию с помощью болтов, шурупов или клея, зафиксирует его разрушающую перег рузку. Приняв соответствующий коэффициент запаса, вычисляют допускаемое ускорение для прибора.
-85 -
Вслучае, когда опасное направление для прибора не очевидно, приходится определять разрушающее ускорение по трем взаимно
перпендикулярным направлениям и наименьшее из них принимать
за искомую величину разрушающей перегрузкиЗаметим, что
под разрушением надо понимать не обязательно только разрыв связей в материале элемента, но и его значительные деформации, могущие привести к замыканиям электродов, или большой прирост деформации при малом увеличении ударного ускорения.
В определении допускаемых ускорений, используемых для рас
чета амортизации приборов при их транспортировке, имеются свои особенности. Так, характер ударных импульсов здесь пре допределен материалом, используемым з качестве амортизацион ного. Например, подвесная амортизация передает амортизирован ному изделию импульсы от полусилусоидального(при наличии от скока упаковки)до сложного, изображаемого приблизительно за тухающей синусоидой ( если соударение упаковки с основанием происходит без отскока). Соответствующие им коэффициенты ди
намичности принимают максимальные значения 1,76 при |
= 1,6 |
и8 * 10 при у-= і . Поэтому область значений CJ/p - I л- 1,6
иприлегающие к ней участки следует избегать при проектирова нии систем амортизации. Область значений Ц-р , в которой
коэффициенты динамичности принимают значения меньше единицы
и котооую поэтому зелателько было бы использовать,токе исклю чается, так кок з этом случае, как показывают вычисления,при сбрасывании угткозок с высоты 90 сгл деформации элементов из
делий |
РЭА оказываются практически не допустимыми в конструк |
|
циях приборов. |
|
|
Следовательно, остается использовать |
только область значении |
|
ü/p > |
I и, в частности, мр > 4, |
когда коэффициент усиле- |
- 86 -
кия не принимает значений, больших 1,25, что можно считать вполне приемлемым. Поделив наиболее низкую частоту элемента на четыре, определяют верхнюю границу возмояной частоты сис темы амортизации, которую принимают за частоту проектируемой системы амортизации и используют для определения разрушающих ускорений.
Аналогичное положение имеет место и в случае пенополиуретано вой амортизации. Опыт установления допускаемых перегрузок электронных ламп показывает, что при прочих равных условиях прочность ламп уменьшается с увеличением их размеров. Наибо лее °крупные по размерам и весу лампы имеют малые значения раз рушающих перегрузок. Например, крупногабаритная лампа TPI-Ö5/I5 весом 8кгс максимально выдерживает пятнадцатикраткую ударную перегрузку. Лампы средних размеров имеют раз рушающие перегрузки в пределах 80 * 100 ^ . Более легкие лам пы могут выдерживать и большие перегрузки.
В заключение отметим, что допускаемое на удар ускорение изде лия может быть определено и испытаниями на центрифуге. Для этого изделие жестко прикрепляют к столу центрифуги и, ступен чато повышая уровень линейного ускорения, (Таксируют то его значение, при котором оно получает недопустимое повреждение. Величина этого ускорения будет несколько выше разрушающего, найденного с помощью ударных испытаний. Разделив его на соот ветствующий коэффициент запаса, получают допускаемое ускоре ние изделия.
. °3.4. Примеры определения допускаемых ударных перегрузок изделий
а) Тиратрон типа TPI-85/I5
При испытаниях лампы на вибрацию с горизонтальным расположе
- 87 -
нием её на столе вибростенда выявились три элемента, обладаю
щие наиболее низкими частотами: |
катодный |
узел, тлеющий часто- |
||
ту собственных колебаний 26 Гц, |
экран - |
соответственно |
28 Гц |
|
и |
анод - 45 Гц. |
|
|
|
В |
этой лампе катодный узел закрыт для непосредственного |
наб |
||
людения за его вибрацией. Поэтому |
собственная частота катода |
была определена только после удаления части баллона шесте с анодным узлом. Допускаемое ускорение лампы ТРІ-85Д5 определя лось с целью проведения расчета пружинной амортизации. В соот
ветствии со сказанным в ш е верхняя граница частоты системы
26 амортизации должка -быть в этом случае не более — — = 6,5Гц.
Была изготовлена пружинная подвеска с частотой 6,25 Гц, и в деревянном ящике лампа сбрасывалась с различных высот. Поскольку совершенно очевидно, что для данной лампы наиболее опаснігл положением является горизонтальное, F -э было необходи мости бросать её и в вертикальном положении. Сбрасывания по казали, что наиболее слабым элементом лампы является анод,так как он раньше других узлов арматуры е ы х о д и т из строя. На по верхности анода возникают трещины, хорошо заметные на глаз (рис.1.3 ). Разрушающее ускорение лампы при этом состарило 15 0 .Из данного примера видно, что наиболее слабым, хрупким элементом изделия не обязательно должен быть тот, у которого собственная частота колебаний самая низкая. Действительно,хо тя частоты колебаний экрана и катодного узла лампы ТРІ-85/І5 ниже, чем часаста колеоаний анода, цри сбрасывании на частоте
около 6 Гц раньше разрушается анод, а не катод и не экран лам пы. Это объясняется, по^видимоыу, тем, что анод выполнен из графита, ^который по своей механической прочности слабее метал-
■лических элементов - экрана и катода. Конечно, самый слабый
- 88 -
элемент надо искать среди элементов, обладающее низкими час
тотами, но какой из них в данных условиях будет наиболее сла бым, устанавливается испытанием на сбрасывание. Заключительны:.! этапом определения допускаемого ускорения из делий является установление коэффициента запаса. Так как раз рушающая перегрузка лампы TPI-85/T5 была определена на многих экземплярах ламп и получено хорошее совпадение результатов, то коэффициент запаса для неё был принят равным 1,25. Следова
тельно, допускаемое ускорение |
этой лампы составляет 12 (J . |
б) Тиратрон типа ТП-2/8 |
|
О |
|
Лампа типа ТП-2/8 имеет малые |
габариты. Это дало возможность |
использовать для установления её разрушающей перегрузки цент рифугу. В металлической оправке, позволявшей в случае необхо димости осуществлять поворот на угол 90°, лампа жестко закреп лялась на платформе центрифуги. Испытаниями было установлено, что наиболее опасны.: направлением для лампы является направ ление, перпендикулярное её оси. Перегрузка повышалась через каждые 10 - 15 ^ , начиная с 50 ^ . Заданный уровень перег рузки удерживался в течение короткого промежутка времени по рядка I мин. При ускорении 75 g катодный узел дал чуть за метную на глаз, деформаций, а при 95 ^ появилась резко выра женная его деформация, которая была признана недопустимой,
В результате для лампы ТГІ-2/8 с коэффициентом запаса 1,5 до пускаемое ускорение было принятым разным 65 d .
Сбрасывание этой лампы на пенополиуретановую прокладку толщи-
<5
ной 5 см подтвердило выводы, сделанные на основе испытаний
с помощью центрифуги. Ли>дпа разрушалась при ускорении 90 cj . 'Частота системы амортизации при этом составила около 20 Гц.
3.5.Типовые амортизаторы, используемые для защиты РЭА
Внастоящее время отечественная промышленность изго
тавливает различные виды амортизаторов, предназначенных для
защиты радиоэлектронных изделий от динамических воздействий.
Наиболее распространенными из них являются резино-металли
ческие амортизаторы типов АП (рис.3.4 ) и A4 (рис.3.5 ), В
обоих тштят амортизаторов энергия колебаний рассеивается за
счет изгиба резинового упругого элемента, который является
основной частью такого амортизатора. Металлическая арматура, с которой резина скрепляется методом вулканизации, служит
для соединения арматуры с основанием и амортизируемым изде
лием. Аиортизаторы типа АП и A4 защищают аппаратуру от возгдействий как вертикального, так и горизонтального направле
ний. Виброизоляция объекта в вертикальном направлении в нор мальных условиях обеспечивается, начиная с частоты возбужде
ния 20 - 25 Гц при амплитуде колебаний, не превышающей
0,5 мм. При больших амплитудах и наличии упругих ограничите лей хода возникает свойственное нелинейным амортизаторам яв ление субгармонического резонанса ( т.е. резонанса, возбуж
дающегося на частоте,,в П. раз меньшей частоты возбуждения,
где П = 1,2,3,...). Поэтому применение их в этих условиях
не желательно. Защита изделий в горизонтальном направлении амортизаторами обеспечивается, начиная с частот 4 0 + 5 0 Гц. Эксплуатация амортизаторов типа АП и A4 показала, что они выдерживают небольшое чцсло циклов вибрации (порядка 40 :—
50 часов), так как резина ломается в,месте присоединения её к арлатуре. Кроме того заметено, что резина очень чувстви