Файл: Горелов, В. А. Механические колебания в радиоэлектронике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- ІО - разуется быстрым изменением скорости основания, на котором

располагается система. Он наблюдается при поездке самолетов и спутников, при запуске ракеты, при резком торможении под­ вижного состава, в случае падения упаковки» при неосторожном обращении и т.д.

При ударе без приращения скорости (толчке) основание в целом не приобретает скорости, т.е. будучи, например, неподвижным до удара, оно и после удара остается неподвижным. Такой удар возникает при взрыве снаряда на корабле, при землетрясениях или в случае езды по ухабам.и т.д. Удары подразделяют, кроме того, на упругий и неупругий. Упругий удар характеризуется тем, что после удара скорость тела по величине остается такой же, как и до удара, а её направление изменяется на противопо­ ложное. При неупрутом ударе скорость тела в конце удара обра­ щается в нуль. Следовательно, к моменту окончания соударения тел в случае упругого удара ускорение и смещение объекта рав­ ны нулю, скорость же равна и противоположна первоначальной скорости (рис.1.6,а); в случае неупругого Удара скорость и ускорение тела по окончании удара обращаются в нуль, а смеще­ ние достигает максимальной величины (рис.1.6,б). Соответст­ венно максимум ускорения и максимум смещения совпадают по времени в первом случае и не совпадают во втором (смещение отстает от ускорения).

Упругий удар - это удар с отскоком. Известно, что идеаль­ но удругих соударений не,существует. Поэтому реальные процес­ сы позволяют получать только не вполне упругие удары (рис.І.

6,в), для которых максимум смещения располагается несколько правее максимума ускорений, и в конце удара, когда ускорение

- II -

обращается в нуль, скорость тела отлична от нуля, причем она направлена в сторону, противоположную её первоначальному нап­ равлению.

Совокупность следующих друг за другом небольших ударных

импульсов иногда называют тряской. Для полной характеристики этого видя,воздействия крале трех названных параметров еще не­ обходимо знать время между двумя последовательными импульсами.

Под действием ударных нагрузок в механических системах

возбуждаются неустановившиеся колебания элементов конструкции на их собственных частотах. Близкое совладение собственных частот конструкции и частот возмущения может вызвать высокие уровни перегрузок благодаря резонансным явлениям. Так, в слу­ чае жесткого крепления аппаратуры к основанию, которое воспри­

нимает сильный удар (например, удар снаряда о броню корабля), на расстоянии нескольких метров от места расположения аппара­

туры её узлы и элементы получают ускорение порядка 300-400Jf.

Серьезные ударные воздействия испытывает аппаратура во время

случайных падений. Согласно измерениям

[4oJ , при

сбрасыва­

нии

с высоты

120 см на бетонный пол бортового радиолокатора

без

упаковки

он испытывает перегрузку

около 1000 ^

при дли­

тельности

импульса в несколько мс. Известно,

что в отдельных

процессах

зафиксированы ударные перегрузки в

15000 ^ .и выше.

О величине перегрузок,

возникающих в космических аппаратах,

можно судить

на основе

следующего факта: во время •н упдя в

плотные слои

атмосферы

при возвращении на Землю максимальные

перегрузит на станции Луна-16 достигали 350 ^ .

Приводимые ниже данные характеризуют ударные воздействия, воз­ никающие на других подвижнш: объектах ГІ5І .


- 12 -

Рис.1.6. Упругий (а), неупругкй (б) и не

*вполне упругий (в) удары.

 

 

 

Таблица I

Тип объекта

Перегрузка,

Длительность,

 

 

Я

мс

Ракеты при

запуске

50 + 150

1 + 2

Приземление

самолета

15

II

Толчки на автомашине

9

20

Самолеты-носители при

» о

 

 

 

запуске ракет

90

1 + 2

- 13 -

Вибрации возникают во всех движущихся объектах. Особенно опас­ ные уровни вибрации наблюдаются в аппаратуре военного назначе­ ния и, в частности, в управляемых снарядах, в которых ракет­ ные двигатели и аэродинамические силы вызывают значительные колебания. В целом вибрацию делят на установившуюся и неустановивщуюся. К характерным чертам вибрации следует отнести знакопеременность и многократную повторяемость воздействия.- Простейшим установившимся вибрационным воздействием является гармоническая вибрация. Она характеризуется частотой катеба­ нки и амплитудой ускорения.

Практически изделия испытывают воздействие батее сложной по

характеру неустановившейся полигармонкческой вибрации. При

большом числе гармоник такая вибрация носит нерегулярный ха­

рактер. Она известна под названием случайной, или хаотической,

вибрации. В противоположность гармонической диапазон изменения частот этой вибрации чрезвычайно широк - от нескольких герц до десятков килогерц. Ориентировочные данные по амплитудам и частотам гармонических составляющих вибрации, возникающей в

современных конструкциях летательных аппаратов

[l5j , приве-

дены в табл.? ,

 

 

 

 

 

Таблица 2

Диапазон

частот, Гц

Перегрузка, g

10

+ 150

3

+ 5

150

+

500

4

+ 7

500

+

2000

7 т 10.

500

+ 2000 (акустика)

20

+ 60


- 14 -

Радиоэлектронная аппаратура, установленная в ракетах, испыты­

вает вибрации на частоте 100 Гц и выше. При полете ракет во время маневров возникают и' кратковременные ускорения с ампли­

тудой до 10 £ . Особенно тяжелые условия создаются при пуске ракет, когда возникают значительные кратковременные перегруз­

ки интенсивностью от 5 до 200 g . Они обусловлены воспламе­ нением топлива.

Считается, что аппаратура, устанавливаемая на кораблях, может

подвергаться

вибрации с частотой от

3 ^мачтовая аппаратура)

до 100 + 500

Гц

(суда с турбинными двигателями). Амплитуды

ускорения здесь

невелики.- до 1,5 ^

. Автомобильная аппара­

тура испытывает вибрацию с ускорением до 3 § на частоте от 10 до 300 Гц. ’

Вибрация, создаваемая железнодорожным транспортом, содер­

жит частоты в диапазоне 0 - 80 Гц и имеет амплитуду ускоре­ ний до I g . Авиационная аппаратура подвергается вибрации

с ускорением до 5 на частоте 10 + 500 Гц ( б самолетах с

поршневым двигателем) и на частоте 10 + 150 Гц ( в реактивных самолетах).

В последнее время все больше внимания уделяется акустическим

воздействиям - воздействиям, передаваемы!.! не через опорную поверхность изделия, а через Еоздух. Такие вибрации оказыва­

ются особенно интенсивными на высоких частотах (500 Гц и выше) Интенсивность акустических воздействий характеризуется ампли­

тудой давления Р акустического поля. Максимальное и (лини-

а

мальное звуковые давления, воспринимаемые человеком как звук, называются пороговыми давлениями. Минимальное значение Р0

(порог слышимости) принято за единицу сравнения. Оно соответ­ ствует едва ощутимым звукам и при частоте в 1000 Гц

J

 

 

-

15 -

 

Po

= 2 • 10 ^ Н/м2 .

Максимальное значение Р

соответству­

ет звукам, которые не воспринимаются как звуки,

а вызывают в

органах слуха

болевые ощущения.. При частоте 1000 Гц

Р

= 2 •ІО2 Н/м2. При

этом энергия звука на грани болевого

 

тп

14

 

 

ощущения в 10

раз превышает энергию порога слышимости.

Весь этот огромный диапазон значений звукозого давления и ин­ тенсивности звуковой энергии выражают не многозначным числом,

а логариймом отношений этих величин к значениям, соответствую­

щим порогу слышимости при эталонной частите, равной 1000 Гц. Эти отношения принято называть уровнями интенсивности или си­

лы звука.

За единицу измерения силы звука принят бел. Таким

образом,

увеличение силы звука в 10 раз соответствует I В, в

100 раз-

2 Б и т.д.

Орган слуха человека способен различать прирост звука в 0,ІБ, поэтбглу на практике при измерении звуков и шумов применяется децибел ( дБ). Диапазон слухового восприятия человека укла­

дывается примерно в 130 дБ. Щум в 150 дБ для человека непере­

носим, в 180 дБ вызывает усталость металла, в 190 дБ вырывает заклепки конструкций. Связь между давлением, соответствующим

порогу слышимости, и рабочим давлением акустического поля вы­ ражается зависимостью

= Ро-

где Р - давление ,

3 - интенсивность шума в децибелах,

Р0- порог слышимости,

 

т.е. давление, соответствующее 3=0.

Акустическая вибрация для

реактивных

самолетов лежит в диапа­

зоне частот до 130 кГц на

уровне 150

дБ, а для управляемых

снарядов соответственно 10 кГц и 130 д Б .


- 16 -

Чтобы показать, как связана акустическая вибрация с перегруз­ кой, рассмотрим пример.

Найти уровень максимальной перегрузки, которую создает акус­

тическая вибрация интенсивностью 120 дБ при нормальном атмос­

ферном давлении и. частоте вибрации 2 кГц.

При гармонической вибрации амплитуда ускорения вычисляется

по формуле

 

Q.

 

~(д-Ѵ

, где . (J - частота вибрации в

рад/с,

 

Л

- амплитуда смещения,

 

V

- амплитуда скорости

колебательного движения частиц воздуха.*

 

 

 

 

Скорость

V

, в свою очередь, определяется выражением

 

0

Р

 

( 2

" плотность воздуха,

р

~

 

. з

;

V =

— ^

 

1,22 кг/м

С - скорость распространения звука в воздухе,

С =340 м/с;

Р - давление воздуха при колебаниях,

 

Р

= Р0‘iOfc).

 

Подставляя все эти данные,

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I*

 

 

 

0,048

 

 

 

 

V

=

Р.-10 10

2- Ю ' 5Ю ^

м/с .

 

 

 

 

9-с

1,22-340

 

 

 

 

 

 

Наибольшее значение перегрузки

G

равно

 

 

 

 

Гт -

а

-

-

2 Г

−2000

0,048 _

ст _

 

 

"

9

'

9

 

 

9*8

 

 

~

'

Весьма специфичным механически

воздействием является

постоянное ускорение. Оно возникает на всех ускоренно движу­ щихся объектах, а также при маневрах и вращении летательных аппаратов. Действие линейной перегрузки подразделяется на три

этапа - нарастание ускорения, действие постоянного ускорения и снятие нагрузки.

В- период нарастания и спада нагрузки её воздействие носит ди-

о

намический характер и аналогично удару. На втором этапе она

.имеет статический характер. При

этом линейные

перегрузки

ока-.

зываются. одинаковыми практически для всех точек прибора

и

потому защита от них в принципе

невозможна.

.

 


-

17 -

IгО Г* п ^г.р

 

*\ЛА

Величины линейных перегрузок зависят от типа объекта [/5].

Их ориентировочные данные

приведены нике в табл.З.

 

 

Таблица 3

Тип объекта

 

Перегрузка, g

С

 

9

 

і.Іаневренные самолеты

 

Неманевренные самолеты

6

 

Вертолеты

 

4

 

Ракеты

 

15 *

100

Морские суда

 

0,5

 

Наземный транспорт

0,5 +

X

В качестве примера немеханического силового возбуждения ука­ жем на электромагнитное реле и герконы, в которых контактная пружина в момент срабатывания подвергается силовому воздейст-

біпо, возникающему за счет энергии электромагнитного поля.Это воздействие носит импульсный характер и.потому может рассмат­ риваться как одиночное ударное воздействие.

Отметим также, что в практике нередко встречаются случаи более сложных комбинированных внешних воздействий: удара и вибрации, вибрации и постоянного ускорения, удара и темпера­ турного воздействия, механического и электромагнитного воз­ действия и т.д.

1.3.Виды ударных воздействий и способы их. воспроизведения

Как уже отмечалось,в простейших случаях действие одиноч-- ного ударного импульса на-объект характеризуется тремя факто-:; рами: формой импульса,, его продолжительностью и амплитудным.'-'