Файл: Горелов, В. А. Механические колебания в радиоэлектронике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
- ІО - разуется быстрым изменением скорости основания, на котором
располагается система. Он наблюдается при поездке самолетов и спутников, при запуске ракеты, при резком торможении под вижного состава, в случае падения упаковки» при неосторожном обращении и т.д.
При ударе без приращения скорости (толчке) основание в целом не приобретает скорости, т.е. будучи, например, неподвижным до удара, оно и после удара остается неподвижным. Такой удар возникает при взрыве снаряда на корабле, при землетрясениях или в случае езды по ухабам.и т.д. Удары подразделяют, кроме того, на упругий и неупругий. Упругий удар характеризуется тем, что после удара скорость тела по величине остается такой же, как и до удара, а её направление изменяется на противопо ложное. При неупрутом ударе скорость тела в конце удара обра щается в нуль. Следовательно, к моменту окончания соударения тел в случае упругого удара ускорение и смещение объекта рав ны нулю, скорость же равна и противоположна первоначальной скорости (рис.1.6,а); в случае неупругого Удара скорость и ускорение тела по окончании удара обращаются в нуль, а смеще ние достигает максимальной величины (рис.1.6,б). Соответст венно максимум ускорения и максимум смещения совпадают по времени в первом случае и не совпадают во втором (смещение отстает от ускорения).
Упругий удар - это удар с отскоком. Известно, что идеаль но удругих соударений не,существует. Поэтому реальные процес сы позволяют получать только не вполне упругие удары (рис.І.
6,в), для которых максимум смещения располагается несколько правее максимума ускорений, и в конце удара, когда ускорение
- II -
обращается в нуль, скорость тела отлична от нуля, причем она направлена в сторону, противоположную её первоначальному нап равлению.
Совокупность следующих друг за другом небольших ударных
импульсов иногда называют тряской. Для полной характеристики этого видя,воздействия крале трех названных параметров еще не обходимо знать время между двумя последовательными импульсами.
Под действием ударных нагрузок в механических системах
возбуждаются неустановившиеся колебания элементов конструкции на их собственных частотах. Близкое совладение собственных частот конструкции и частот возмущения может вызвать высокие уровни перегрузок благодаря резонансным явлениям. Так, в слу чае жесткого крепления аппаратуры к основанию, которое воспри
нимает сильный удар (например, удар снаряда о броню корабля), на расстоянии нескольких метров от места расположения аппара
туры её узлы и элементы получают ускорение порядка 300-400Jf.
Серьезные ударные воздействия испытывает аппаратура во время
случайных падений. Согласно измерениям |
[4oJ , при |
сбрасыва |
||
нии |
с высоты |
120 см на бетонный пол бортового радиолокатора |
||
без |
упаковки |
он испытывает перегрузку |
около 1000 ^ |
при дли |
тельности |
импульса в несколько мс. Известно, |
что в отдельных |
||
процессах |
зафиксированы ударные перегрузки в |
15000 ^ .и выше. |
||
О величине перегрузок, |
возникающих в космических аппаратах, |
|||
можно судить |
на основе |
следующего факта: во время •н упдя в |
||
плотные слои |
атмосферы |
при возвращении на Землю максимальные |
перегрузит на станции Луна-16 достигали 350 ^ .
Приводимые ниже данные характеризуют ударные воздействия, воз никающие на других подвижнш: объектах ГІ5І .
- 12 -
Рис.1.6. Упругий (а), неупругкй (б) и не
*вполне упругий (в) удары.
|
|
|
Таблица I |
Тип объекта |
Перегрузка, |
Длительность, |
|
|
|
Я |
мс |
Ракеты при |
запуске |
50 + 150 |
1 + 2 |
Приземление |
самолета |
15 |
II |
Толчки на автомашине |
9 |
20 |
|
Самолеты-носители при |
» о |
|
|
|
|
||
запуске ракет |
90 |
1 + 2 |
- 13 -
Вибрации возникают во всех движущихся объектах. Особенно опас ные уровни вибрации наблюдаются в аппаратуре военного назначе ния и, в частности, в управляемых снарядах, в которых ракет ные двигатели и аэродинамические силы вызывают значительные колебания. В целом вибрацию делят на установившуюся и неустановивщуюся. К характерным чертам вибрации следует отнести знакопеременность и многократную повторяемость воздействия.- Простейшим установившимся вибрационным воздействием является гармоническая вибрация. Она характеризуется частотой катеба нки и амплитудой ускорения.
Практически изделия испытывают воздействие батее сложной по
характеру неустановившейся полигармонкческой вибрации. При
большом числе гармоник такая вибрация носит нерегулярный ха
рактер. Она известна под названием случайной, или хаотической,
вибрации. В противоположность гармонической диапазон изменения частот этой вибрации чрезвычайно широк - от нескольких герц до десятков килогерц. Ориентировочные данные по амплитудам и частотам гармонических составляющих вибрации, возникающей в
современных конструкциях летательных аппаратов |
[l5j , приве- |
|||
дены в табл.? , |
|
|
||
|
|
|
Таблица 2 |
|
Диапазон |
частот, Гц |
Перегрузка, g |
||
10 |
+ 150 |
3 |
+ 5 |
|
150 |
+ |
500 |
4 |
+ 7 |
500 |
+ |
2000 |
7 т 10. |
|
500 |
+ 2000 (акустика) |
20 |
+ 60 |
- 14 -
Радиоэлектронная аппаратура, установленная в ракетах, испыты
вает вибрации на частоте 100 Гц и выше. При полете ракет во время маневров возникают и' кратковременные ускорения с ампли
тудой до 10 £ . Особенно тяжелые условия создаются при пуске ракет, когда возникают значительные кратковременные перегруз
ки интенсивностью от 5 до 200 g . Они обусловлены воспламе нением топлива.
Считается, что аппаратура, устанавливаемая на кораблях, может
подвергаться |
вибрации с частотой от |
3 ^мачтовая аппаратура) |
|
до 100 + 500 |
Гц |
(суда с турбинными двигателями). Амплитуды |
|
ускорения здесь |
невелики.- до 1,5 ^ |
. Автомобильная аппара |
тура испытывает вибрацию с ускорением до 3 § на частоте от 10 до 300 Гц. ’
Вибрация, создаваемая железнодорожным транспортом, содер
жит частоты в диапазоне 0 - 80 Гц и имеет амплитуду ускоре ний до I g . Авиационная аппаратура подвергается вибрации
с ускорением до 5 на частоте 10 + 500 Гц ( б самолетах с
поршневым двигателем) и на частоте 10 + 150 Гц ( в реактивных самолетах).
В последнее время все больше внимания уделяется акустическим
воздействиям - воздействиям, передаваемы!.! не через опорную поверхность изделия, а через Еоздух. Такие вибрации оказыва
ются особенно интенсивными на высоких частотах (500 Гц и выше) Интенсивность акустических воздействий характеризуется ампли
тудой давления Р акустического поля. Максимальное и (лини-
а
мальное звуковые давления, воспринимаемые человеком как звук, называются пороговыми давлениями. Минимальное значение Р0
(порог слышимости) принято за единицу сравнения. Оно соответ ствует едва ощутимым звукам и при частоте в 1000 Гц
J
|
|
- |
15 - |
|
Po |
= 2 • 10 ^ Н/м2 . |
Максимальное значение Р |
соответству |
|
ет звукам, которые не воспринимаются как звуки, |
а вызывают в |
|||
органах слуха |
болевые ощущения.. При частоте 1000 Гц |
|||
Р |
= 2 •ІО2 Н/м2. При |
этом энергия звука на грани болевого |
||
|
тп |
14 |
|
|
ощущения в 10 |
раз превышает энергию порога слышимости. |
Весь этот огромный диапазон значений звукозого давления и ин тенсивности звуковой энергии выражают не многозначным числом,
а логариймом отношений этих величин к значениям, соответствую
щим порогу слышимости при эталонной частите, равной 1000 Гц. Эти отношения принято называть уровнями интенсивности или си
лы звука. |
За единицу измерения силы звука принят бел. Таким |
образом, |
увеличение силы звука в 10 раз соответствует I В, в |
100 раз- |
2 Б и т.д. |
Орган слуха человека способен различать прирост звука в 0,ІБ, поэтбглу на практике при измерении звуков и шумов применяется децибел ( дБ). Диапазон слухового восприятия человека укла
дывается примерно в 130 дБ. Щум в 150 дБ для человека непере
носим, в 180 дБ вызывает усталость металла, в 190 дБ вырывает заклепки конструкций. Связь между давлением, соответствующим
порогу слышимости, и рабочим давлением акустического поля вы ражается зависимостью
= Ро-
где Р - давление , |
3 - интенсивность шума в децибелах, |
||
Р0- порог слышимости, |
|
т.е. давление, соответствующее 3=0. |
|
Акустическая вибрация для |
реактивных |
самолетов лежит в диапа |
|
зоне частот до 130 кГц на |
уровне 150 |
дБ, а для управляемых |
снарядов соответственно 10 кГц и 130 д Б .
- 16 -
Чтобы показать, как связана акустическая вибрация с перегруз кой, рассмотрим пример.
Найти уровень максимальной перегрузки, которую создает акус
тическая вибрация интенсивностью 120 дБ при нормальном атмос
ферном давлении и. частоте вибрации 2 кГц.
При гармонической вибрации амплитуда ускорения вычисляется
по формуле |
|
Q. |
|
~(д-Ѵ |
, где . (J - частота вибрации в |
||||||||
рад/с, |
|
Л |
- амплитуда смещения, |
|
V |
- амплитуда скорости |
|||||||
колебательного движения частиц воздуха.* |
|
|
|
|
|||||||||
Скорость |
V |
, в свою очередь, определяется выражением |
|
||||||||||
0 |
Р |
|
( 2 |
" плотность воздуха, |
р |
~ |
|
. з |
; |
||||
V = |
— ^ |
|
1,22 кг/м |
||||||||||
С - скорость распространения звука в воздухе, |
С =340 м/с; |
||||||||||||
Р - давление воздуха при колебаниях, |
|
Р |
= Р0‘iOfc). |
|
|||||||||
Подставляя все эти данные, |
получим |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
I* |
|
|
|
0,048 |
|
|
|
||
|
V |
= |
Р.-10 10 |
2- Ю ' 5Ю ^ |
м/с . |
|
|||||||
|
|
|
9-с |
1,22-340 |
|
|
|
|
|
|
|||
Наибольшее значение перегрузки |
G |
равно |
|
|
|
||||||||
|
Гт - |
а |
- |
- |
2 Г |
−2000 |
• |
0,048 _ |
ст _ |
||||
|
|
" |
9 |
' |
9 |
|
|
9*8 |
|
|
~ |
’ |
' |
Весьма специфичным механически |
воздействием является |
постоянное ускорение. Оно возникает на всех ускоренно движу щихся объектах, а также при маневрах и вращении летательных аппаратов. Действие линейной перегрузки подразделяется на три
этапа - нарастание ускорения, действие постоянного ускорения и снятие нагрузки.
В- период нарастания и спада нагрузки её воздействие носит ди-
о
намический характер и аналогично удару. На втором этапе она
.имеет статический характер. При |
этом линейные |
перегрузки |
ока-. |
зываются. одинаковыми практически для всех точек прибора |
и |
||
потому защита от них в принципе |
невозможна. |
. |
|
- |
17 - |
IгО Г* п ^г.р |
|
|
*\ЛА |
||
Величины линейных перегрузок зависят от типа объекта [/5]. |
|||
Их ориентировочные данные |
приведены нике в табл.З. |
||
|
|
Таблица 3 |
|
Тип объекта |
|
Перегрузка, g |
|
С |
|
9 |
|
і.Іаневренные самолеты |
|
||
Неманевренные самолеты |
6 |
|
|
Вертолеты |
|
4 |
|
Ракеты |
|
15 * |
100 |
Морские суда |
|
0,5 |
|
Наземный транспорт |
0,5 + |
X |
В качестве примера немеханического силового возбуждения ука жем на электромагнитное реле и герконы, в которых контактная пружина в момент срабатывания подвергается силовому воздейст-
біпо, возникающему за счет энергии электромагнитного поля.Это воздействие носит импульсный характер и.потому может рассмат риваться как одиночное ударное воздействие.
Отметим также, что в практике нередко встречаются случаи более сложных комбинированных внешних воздействий: удара и вибрации, вибрации и постоянного ускорения, удара и темпера турного воздействия, механического и электромагнитного воз действия и т.д.
1.3.Виды ударных воздействий и способы их. воспроизведения
Как уже отмечалось,в простейших случаях действие одиноч-- ного ударного импульса на-объект характеризуется тремя факто-:; рами: формой импульса,, его продолжительностью и амплитудным.'-'