Файл: Горелов, В. А. Механические колебания в радиоэлектронике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
- 90 -
тельна к солнечным лучам и радиации. Так,после пребывания на солнце в течение примерно 20 часов она покрывается мел кими трещинами, из-за которых затем происходит полное её разрушение.
Очень нестабильна их работа в различных цешературных рекимах. В частности, цри температуре около - 30°С амортизаторы' начинают затвердевать, жесткость резины повышается, в резуль тате возрастает собственная частота колебаний системы аморти заторы - аппаратура.
При температуре - 60°С амортизаторы
полностью затвердева ют и становятся не пригодными для целей виброизоляции.
Амортизаторы стерженьковые АН (нонка) используются для ра боты на сжатие или в горизонтальном нап равлении на изгиб (рис.3.6 ).
Амортизаторы АН мало габаритны, просты в изготовлении и удоб ны в отношении креп
ления» но мбнее проч
Рис.3.4. Пластинчатый резине
ны, .чем АП и A4.
металлический, амор- ■ тизатор типа АС.
— 91 -
Рис-3.5. Чашкообразный резино-металлический амортизатор типа A4..
С Е Н
м
Рис.3.6. Стеркеньковый амортизатор Ж . ,
Привулканизированные гайки амортизаторов Ж часто отрываются. Частоты собственных
колебаний амортизато ров Ж при нормальных условиях составляют в горизонтальном направ лении 6 * 7 Гц, в вер- • тинальнсы - II + 13 Гц. Амортизаторы опорные АО (рис.3.7) предназ начены для работы в вертикальном направле нии и рассчитаны на большой вес аппарату ры ( 40 и более кгс). Рожковые резино-метал лические амортизаторы (рис.3.8) являются
амортизаторами пространствен ного типа. Нагруженные при нормальных условиях ,они да ют в среднем частоты колеба ний как в вертикальном, так и в горизонтальном направле ниях 'примерно' ІІ г 12 Гц, а на частоте 17 - 18 Гц у итог наблюдается субгармонический
- 92 -
резонанс. Поэтому рожковы ми амортизаторами обеспе чивается виброзащита, начи ная с 15 ІЦ для вертикаль ных и с*20-23 Гц для гори зонтальных колебаний. В ус ловиях низких температур ( а рожковые амортизаторы в соответствии с ТУ должны обеспечивать безотказную работу при температуре ок
ружающей среды -40 + +50°С) их эффективная защита начи нается примерно с частот 20 - 30 ІЦ.
Для защиты отдельных небольших деталей и аппара
туры используется простой и надежный амортизатор типа "Втул ка* (рис-3.9). Материалом амортизатора служит высокоэластичная морозостойкая резина, поэтсаау применение "Втулки" воз можно при температуре - 40 + + 70°С.
Амортизатор рассчитан на номинальную нагрузку 2,5кгс и в вер тикальней, и в горизонтальном направлениях.
В равночастотных демпфированных амортизаторах типа АД (рис. 3.10) упругим элементом является спиральная пружина экспонен циального профиля, подобранная таким образсм, что по мере увеличения нагрузки на амортизатор нижние витки её постепен но выключаются из работы и соприкасаются с основанием, вслед ствие чего жесткость пружины возрастает настолько, что часто
- 93 -
та системы остается неизменной.При нормальных условиях часто та собственных колебаний нагруженных амортизаторов этого тина составляет ~ 7 Гц. В амортизаторах
АД используется воздушное демпфирование. Оно созда ется за счет трения, воз никающего при прохождении воздуха через калиброван ное отверстие в резиновом баллончике. Изменением ди аметра этого отверстия мож но регулировать степень демпфирования. Рабочий ди апазон температур для амор тизаторов АД составляет - 60° * + 70°С» а вибро прочность их превышает
300 часов. Виброзащита на чинается с 9 - 1 2 Гц при
амплитуде вибрации 0,5 + 1,5 мм.
Недостатком этих амортизаторов является то, что они предназ начены для гашения вертикальной вибрации и недостаточно защищают от горизонтальной вибрации.
Амортизаторы пространственного наг ружения с фрикционным демпфированием АНН (рис.3.II) предназначены для установки их под любым углем к го ризонту. В этих амортизаторах
- 94 -
|
демпфирование осу |
|||||
|
ществляется |
за |
|
|||
|
счет сухого |
трения, |
||||
|
а упругими |
элемен |
||||
|
тами являются две |
|||||
|
равнояесткие кони |
|||||
|
ческие |
пружины. |
|
|||
|
Амортизаторы защи |
|||||
|
щают аппаратуру |
от |
||||
|
виорадии любого |
|
||||
|
направления в ди |
|||||
|
апазоне частот от |
|||||
|
О до 1500 Гц с ус-' |
|||||
|
корейцем 15 (J., а |
|||||
|
также |
от линейных |
||||
|
ускорений любого |
|||||
|
направления интен |
|||||
|
сивностью 15 |
и |
||||
|
ударных ускорений |
|||||
Рис.3.10. Амортизатор |
до |
15 |
, действу |
|||
ющих в направлении |
||||||
типа АД. |
||||||
|
оси амортизатора. |
|||||
Рабочий диапазон тетератур - 60 + + І50°С. |
Кроме перечис |
ленных, имеются еще резино-металлические приборные аморти заторы четырех серий: амортизатор конусный серии АК, конус ный? со страховкой серии АКС, амортизатор - нонка со страхов
кой серии АЕС и втулочный сборный серии АВС.
К типовым амортизаторам относятся также полосовые резиновые (рис. 3.12). Они выполняются из полосок высококачественной
- 95 -
резины и имеют по концам отверстия для прикрепления к прибору и основанию.Ком пактность в поперечном на правлении, возможность по лучения сравнительно низ ких собственных частот подвешенного оборудования, высокая эффективность за щиты и от вибраций, и от ударов в любом направлении - таковы основные преиму щества полосовых амортиза торов.
Для аппаратуры, находя щейся в тяжелых климатичес ких условиях, все большее применение находят цельно металлические сетчатые амортизаторы,.основным ра
бочим элементом которых является сетчатая подушка, отпрессо ванная из проволоки с высокими механическими свойствами, а также язычковые амортизаторы, т.е. фигурно изогнутые плоские пружинящие пластинки из пружинной стали.
Промышленность поставляет три основные конструкции сет чатых амортизаторов: влулочной серии AB, шайбовой серии АШ и колокояьчшсовой серии ДК.
В последние годы появились комбинированные амортизаторы Гі4 на основе пружин и пенополиуретана (рис.3,13).
- 96 -
|
|
|
Рамочные пружинные пенопо |
||
|
|
|
лиуретановые амортизаторы |
||
|
|
|
типа Н Ш в отличие |
от дру |
|
|
|
|
гих позволяют получать |
||
|
|
|
большой рабочий ход и со |
||
|
|
|
ответственно обеспечивают |
||
|
|
|
более надежную защиту из |
||
|
|
|
делий РЭА. Отношение рабо |
||
|
|
|
чего хода к высоте аморти |
||
|
|
|
затора достигает 0,6-0,7. |
||
Рис.3.12. |
Полосовые |
Это значит, что при высоте |
|||
амортизатора, равной 80 мм, |
|||||
|
резиновые амор |
||||
|
тизаторы |
его рабочий ход составляет |
|||
|
|
|
|||
5 0 - 6 0 мм. |
Амортизаторы сохраняют работоспособность при |
||||
действии ударов большой длительности ( 30-40 мс) |
и ампли |
||||
туде ускорения до |
20 Cj. , либо малой длительности (I-s-З мс) |
||||
и большой |
интенсивности (до 150 |
cj. ). Амортизаторы типа РІШ |
обладают значительной демпфирующей способностью. Коэффициент динамичности при резонансе находится в пределах 2 + 3. Это благоприятно сказывается на защите изделий в резонансном ре
жиме колебаний. В настоящее |
|
время такие амортизаторы |
|
изготовляются высотой 40, |
|
60 и 80 мм. |
|
Большое будущее предска- |
|
зывйот тросовым шорти- . |
|
заторам. Разработаны се- |
Рис.3.13. Комбинированные |
|
|
. рии амортизаторов этого |
пружинно-пенополиуре |
■шла, рассчитанные на веса |
тановые амортизаторы.. |
|
- 97 -
изделий от 0,1 кгс до 900 кгс. Их преимущества — большая на дежность защиты, неизменность характеристик в большом диапа зоне температурных изменений окружающей среды, обеспечение защиты по всем направлениям и от ударов, и от вибрации. Однако они еще очень дороги. Поэтому их применяют лишь там, где увеличение стоимости, вызванное их применением, перекры вается высокой эффективностью защиты. (См. "Радиоэлектроника за рубежом",вып.І, 1965. Статья "Новые амортизаторы для ра диоэлектронной аппаратуры?)
3.6.Определение амортизационных свойств упаковочных материалов
Использование различных материалов для защиты изделий от ударных воздействий предполагает знание их амортизацион ных свойств, которые устанавливаются на основе испытаний ма териалов. Основной показатель качества амортизирующей спо собности прокладок определяется их динамическими испытания- ■ ми при свободном падении различных, грузов с определенной вы соты. Такие испытания важнейших амортизационных материалов -морозостойкого пенополиуретана, пенополистирола и картонных амортизаторов - были проведены с помощью установки, схемати чески представленной на рис. 3.14. . Она состоит из н и ж н р й
и верхней металлических плит и направляющих, по которым пере мещается сменная каретка 2. На нижней плите помещается об разец I испытываемого материала. Каретка для ударных испы таний имеет коробчатую форму и отлита из алюминиевого сплава. На ней закреплены сменные грузы 5 и акселерометр 4. Направ ляющие ролики обеспечивают движение, каретки без перекосов, в результате чего нижняя плоскость каретки всегда остается
- 98 -
параллельной плоскости нижней плиты установки. Опорная площадь каретки составляет 600см.2
Установка снабжена механичес ким датчиков перемещений,запи- ■сывающим на фотопленке деформа цию образца, а также акселеро метром, одновременно регистри-
рупцим перегрузки каретки. С помощью установки можно полу чать значения ускорений, возни кающих на объекте (каретке), амортизированном слоем матери-
.ала различной толщины, регист рировать форму и длительность ударного импульса ускорениям также записывать величину дина мической деформации, образую щейся в результате сжатия прок ладки при ударном приложении силы.
Чтобы оценить способность амор тизационного материала погло щать энергию удара при различ
ных весах амортизированного изделия, надо иметь кривые, выра жающие зависимость пиковой перегрузки VJ на изделии от вели чины статического давления Ц, (т.е. веса изделия, приходяще
гося на единицу его опорной,подархности). Кривые G=
играющие важнейщую роль в расчетах амортизации, могут быть
- 99 -
получены следующим образом. Выбирается прокладка из матери ала определенной толщины и производится серия сбрасываний на неё каретки с определенной высоты. При первом сбрасывании
вес каретки назначают по возможности минимальным, а при каж дой последующем сбрасывании его увеличивают с помощью смен ных грузов.. Изменением веса каретки добиваются изменения
статического давления на прокладку. Каждое сбрасывание ка ретки сопровождается осциллографированием ударного импульса, что позволяет фиксировать величину пиковой перегрузки, воз никающей при данном весе каретки. Обычно бывает достаточно
проделать 5 - 1 0 сбрасываний |
каретки при различных статичес |
ких давлениях, чтобы получить |
зависимость G = G ( <^ ) для |
прокладки выбранной толщины. Аналогичным путем получают за висимости G= G ( <| ) для прокладок других толщин. Испыта ния образцов материала при температуре - 60°С производятся с использованием термобарокамеры, причем при заданной темпе ратуре образцы выдерживаются в течение трех часов.
Пористый материал - пенополиуретан - является весьма перспективным амортизационным материалом. Он обладает значи тельной демпфирующей способностью, достаточной упругостью, небольшим объемным весом, хорошим эстетическим видом и дру гими ценными свойствами с точки зрения упаковки изделий.
В настоящее время у нас разработал пенополиуретан моро зостойкой модификации марки ППУ-ЭЖ, отвечающий всем требо ваниям упаковочного материала. В результате испытаний уста новлено, что в зависимости от высоты сбрасывания грузов,тол щины прокладок, температуры испытаний, веса грузов и других
условий амортизация на пенополиуретане позволяет создавать различные ударные импульсы, "форма которых близка к треуголъ-