Файл: Гаспарянц, Г. А. Некоторые автоматические системы автомобиля учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

?4 -

?и г.32. Принципиальная схема пневматического усилителя привода сцепления

через впуокной клапан I с полостью высокого давления, через вы­

пускной клапан 2 с атмосфер-ой или быть замкнутой, когда оба клапана закрыты одновременно.

Когда тормозная педаль отпущена и приводная сила 9 = 0 ,

силы установочного натяга пружин 3 и 4 уравновешиваются и диаф­ рагма 5 с трубкой 6 занимают такое положение, при котором выпу­ скной клапан 2 оказывается открытым, впускной - закрытым, а тор­ мозные механизмы вследствие этого находятся в отторможенном сос­ тоянии.

При нажатии на педаль последовательно происходит следующее:

сила О-

через пружину 3 передается на диафрагму, перемещает

ее вместе

с трубкой 6 к коническому затвору выпускного клапана,

- 75 -

закрывает этот ю.апан - исполнительные механизмы разобщаются о

атмосферой. При дальнейшем перемещении диафрагмы открывается впускной клапан.

С открытием впускного клапана воздух из ресивера поступит

в рабочую полость регулятора и оттуда к исполнительным механиз­ мам - начнется торможение. Одновременно с этим возникает противо­

действие давления воздуха силе & через диафрагму. Если

& -const , давление в рабочей полости, возрастая, переместит ди­ афрагму вместе с закрытым выпускным клапаном вверх до положения,

при котором окажется закрытым и впускной клапан. Такое состояние регулятора, когда его рабочая полость замкнута, называется рав­ новесным.

Каждому равновесному состоянию регулятора соответствует оп­ ределенное давление в тормозной магистрали, а следовательно и определенная интенсивность торможения. Для изменения рабочего давления рр необходимо нарушить равновесное'состояние: для

Фиг.33 Схема тормозного крана ( О. ) и его статическая х а р а к т е р и ст и к а ) .

 

-

76 -

 

увеличения

-увеличить силу

&

, для уменыиения/о- уменьшить

эту силу.

Например, если силу

&-

уменьшить, диафрагма давлени­

ем воздуха в рабочей полости отожмется Еверх и при закрытом впускном клапане откроется выпускной. В результате этого произой­

дет сброс давления р , который приведет регулятор в новое рав­

новесное состояние, соответствующее меньшему рабочему давлению.

Таким образом, благодаря следящему действию диафрагменно­

клапанного регулятора давление воздуха в тормозной магистрали из­

меняется прямо пропорционально приводной силе 0- . Следящее

действие здесь осуществляется пневматической обратной связью ре­

гулятора с исполнительным механизмом, которая проявляется в том,

что, когда давление воздуха в исполнительном механизме достигает

величины, соответствующей

приводной силе 0- , регулятор приходит

в равновесное состояние,

запирая пневматическую тормозную маги­

страль и обеспечивая соответствующую интенсивность торможения.

Очевидно, что диафрагменная часть рассмотренного регулятора,

выполняющая в данном случае функции воспринимающего и сравниваю­ щего элементов, может быть заменена поршнем. Тормозные краны с поршневым следящим устройством имеют достаточно большое распро­ странение.

На фиг.33,5 приведена статическая характеристика регулято­ ра, представляющая собой зависимость рабочего давления рр от приводной силы 0- . Линия I иллюстрирует эту зависимость при на­ растании силы Q, , Линия п - при уменьшении этой силы. По ста­

тической характеристике, которая приближенно соответствует слу­ жебному торможению автомобиля, оценивает качество следящего дей­

ствия

тормозного крана. Заштрихованная часть диаграммы

характе­

ризует

нечувствительность регулятора, которую оценивают

коэффици-

ектом

нечувс тгят ельне ста

 


- 77 -

который определяют для среднего значения рабочего давления,равно-

О

го 3 кГ/см .Нечувствительность является следствием деформации

пружин и главным образом трения.

В тормозных кранах с диафрагменным следящим устройством за­

штрихованная зона столь мала, что ею, пренебрегают, и статическую

характеристику изображают в виде двух линий - I и Ш.

Для определения в первом приближении размеров регулятора и

характеристик его пружин напишем условия равновесия диафрагмы,

соответствующие трем состояниям следящего устройства: в момент начала торможения и отторманивания, при торможении с максималь­

ной

интенсивностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условие

равновесия следящего

механизма

в общем случав

 

 

 

 

0-= КЧХ -*РПч * Fp +■Я

г

 

 

 

 

 

(23)

где

&, -

приводная сила;

Кч- жесткость

возвратной

пружины;

X

-ход диафрагмы из положения, соответствующего 0 . - 0

 

до

рас­

сматриваемого;

Рпч -

 

сила установочного

натяга

возвратной

пружи­

ны;

F - эффективная площадь диафрагмы;

р -

давление

в

рабо­

чей

полости

регулятора;

ft

-

вертикальная

реакция затвора

выпус­

кного клапана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В момент

начала

 

торможения:

Q.- &в- приводная сила,необходи­

мая для начала

торможения;x - h 2 -расстояние

между седлом и затво­

ром выпускного

клапана;р»0 ;

ft=p -

сила,

необходимая для нача­

ла открытия впускного

клапана. Следовательно, для этого

состояния

 

 

 

 

 

О-о - K^hi + Р пч + Р ■

 

 

 

 

 

 

 

 

При торможении

 

с

максимальной интенсивностью: GL = &та*

x

=hz + h,

»

где

hi

- максимальный ход затвора

впускного

кла­

п а н а ;^ рр -

давление

в ресивере;

f t -

о (действием

пружины 7

пре­

небрегаем). Следовательно,

для

этого

состояния

 

 

 

 

 

 

 

 

O' max

z Кц (^i * h%) + Епч f

fPp

 

 

 

 


78 -

В момент начала оттормаживания: х ^ Ь 2 ) р - Р р '} Р ~ 0

( минимальным усилием, необходимым для сохранения герметичности выпуокного клапана, пренебрегаем). Следовательно, для этого со ­

стояния

 

~/

.

,

р,

п

 

 

 

 

Оmax ~

^2 +

 

+ 'Рр

 

 

Совместным решением этих уравнений находят значения величин

 

 

и приступают к компоновке регулятора. Для решения

уравнений

предварительно

задают давление в ресивере

рр и на

основании

выполненных конструкций

- желательную статическую ха­

рактеристику регулятора.

Значения величин

d 0)

а & max

берут

из характеристики.

Величины:

Р

- из выракения( II); /?/ и

Аг -

из

выражений (12, а )

для плоского

клапана

для

конического клапана .

Параметры пружины хода педали определим из следующих сооб­ ражений, Даже,если верхнее положение диафрагмы фиксировано, же­

лательно,

чтобы силы установочного натяга •пружин 3 и 4

были оди­

наковыми. Тогда холостой ход педали будет минимальным.

 

Еесткость пружины найдем из условия

 

 

 

O'max ~ О о -

Кз h } ,

 

 

где Л'з -

искомая жесткость;

h} ~ дополнительная деформация

пружины хода педали,

которая должна быть

такой, чтобы

общее пе­

ремещение

приводного

стакана 8,

равное

h t + h2 + h3 приводило к

допустимому общему ходу педали тормоза.

 

 

Вопросы и задания для повторения

 

 

I .

Какова область применения полуавтоматических систем -

,;•клитчлы

на автомобиле ?

 

 

 



79 -

2 . Каковы структурная схема усилителя, кормы и назначение

обратных связей в ней ?

3. Самостоятельно объяснить, почему в усилителях рулевого

управления обратная связь

осуществляется по двум

параметрам, а

в усилителях

приводов сцепления и тормозном

- по

одному и поче­

му в приводе

сцепленияпю

перемещению, а в

тормозном - по уси­

лию ?

 

 

 

 

4 . Как практически осуществляют обратные связи в усилителях

разного назначения и типа ?

5. Из каких основных частей состоит усилитель рулевого уп­

равления ? Каковы их назначение и размещение на автомобиле ?

6. Каким показателем оценивают эффективность работы усили­ теля рулевого управления ?

7 . Нарисовать и пояснить рабочую характеристику усилителя рулевого управления.

8. Как устроен и работает гидравлический усилитель рулевого управления ?

9 . Изложить расчет гидравлической части гидроусилителя ру­ левого управления.

10. Как устроен и работает пневматический усилитель рулевого управления ?

11. Изложить расчет пневматического усилителя рулевого уп­ равления.

12. Каково назначение центрирующих пружин и реактивных шайб в гидроусилителе и пружинного устройства 3 ( фиг.30) в пкевмоуся-

лителе рулевого управления ?

13. Как устроен и работает пневматический усилитель привода оцепления?

- 80 -

14. Дать классификацию и указать область применения пневмо­ усилителей тормозного привода. Самостоятельно сформулировать их относительные достоинства и недостатки.

15. Как устроен и работает чистопневматический усилитель тормозного привода? Как осуществляется в нем следящее действие

( обратная связь) ?

16. Нарисовать и пояснить статическую характеристику регу­ лятора чистопневматического тормозного привода. Изложить ориен­ тировочный расчет регулятора.