Файл: Гаспарянц, Г. А. Некоторые автоматические системы автомобиля учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 3
- 1 4 7 -
виг.58 К построению трансформаторной характеристики
двигателя.
- 148 -
LT? ~ H Va
Результаты этих действий последовательно сведем Ь таблицу следующего вида
I |
У~а |
V, |
V z |
1(з u т.д- |
|
% |
N e |
N , |
Nj> |
H?, |
U Г. d- |
п е I |
|
|
|
|
|
|
п 1 |
|
r>3 u тd- |
||
i |
L Тр \ |
L i |
i z |
4 3 |
U m o - |
|
|
По содержанию пергой и последней строк этой таблицы построим за
висимость |
Lrp = f(lfa .) |
для каждого заданного значения у |
( фиг.5 9). |
|
|
Полученный график ( |
ф иг.59) показывает, каковы должны быть |
передаточные числа трансмиссии, чтобы при движении автомобиля в
заданных условиях ( ц), Vo.) его двигатель работал (нагружался)
по характеристике минимального расхода топлива. Вся совокупность возможных передаточных чисел бесступенчатой трансмиссии ограниче
на на этом графике областью й 6 В Г , верхняя и нижняя границы ко
торой соответствует максимальному и минимальному передаточным чи слам, а левая и правая - работе двигателя на режимах соответствен
но Птсгг const |
a |
nN = const . |
Теперь очевидно, |
что в отличие от обычного способа регули |
рования скорости автомобиля - изменением угла открытия дроссель ной заслонки - при наличии бесступенчатой передачи регулирование скорости должно осуществляться изменением передаточного числа трансмиссии. В соответствии с этим естественно предположить, что педаль управления должна быть в таком случае непосредственно свя зана о органом управления трансмиосией так, чтобы каждому поло жению педали соответствовало определенное передаточное число.Од— нако, как показывают исследования, при непосредственном воздей ствии водителя на орган управления трансмиссией его работа ослож няется постоянной заботой о сохранении устойчивого движения авто
|
|
- |
/ 4 9 ' |
|
|
мобиля. Поясним это примером. |
|
|
|
||
Из фиг.59 |
видно, что д м |
движения автомобиля |
с постоянной |
||
скоростью 7 км/час по дороге |
с |
(jJ-0,19 (точка а ) |
необходимо иметь |
||
передаточное число 1-2,9 . |
Используя |
транспорматорную характери |
|||
стику двигателя |
(ф и г.58 ,5), |
построим для этих условий график тя |
|||
гового бала.чса |
автомобиля ( |
фиг .60, а |
) . Он убевдает нас в том, |
что в рассматриваемом случае движение автомобиля не устойчиво:
при незначительном уменьшении скорости возникнет дефицит тяговой силы и автомобиль остановиться.
На дорогах с небольшим значением коэффициента Ц) .например y=Q0V( фиг.60 ) , движение мало устойчиво. Величина воостанав-
Фиг.59 Регуляторная характеристика трансмиссии.
150 -
ливающей силы Л Р при уменьшении скорости на д 1Г не сущест
венна.
Очевидно, что для обеспечения устойчивого движения автомо
биля при работе двигателя по характеристике минимального раохо-
да топлива необходимо при падении скорости автомобиля увеличи вать передаточное число трансмиссии. Чтобы освободить водителя от постоянной заботы об этом, предложена автоматическая коррек
тировка передаточного числа, схема которой приведена на фиг.61.
Это предложение предусматривает дифференциальную связь меж ду педалью управления I и органом управления трансмиссией 2, ав
томатически корректируемую центробежным регулятором 3. Таким об разом, каждому положению педали I соответствует не одно, а ряд
положений рычага 2, т .е . |
ряд |
значений |
передаточного числа транс |
||
форматора. |
|
|
|
|
|
Рассмотрим действие |
этого |
механизма. Предположим, что пе |
|||
даль I управления повернута |
на |
угол |
fa |
, автомобиль движется |
|
о постоянной скоростью |
V] |
по дороге с |
коэффициентом сопротив- |
J «r.6 0 К определению устойчивости движения автомобиля.
151—
J
Фиг.61 Схема системы автоматической корректировки передаточного числа бесступенчатой передачи.
а |
5 |
Ш \62 Фрагменты регуляторной ( а ) и тяговой (5 ) характеристик
|
- 1 5 2 - |
|
|
ления Ц! |
, а передаточное число трансмиссии равно |
L1 . На фраг |
|
менте регуляторной характеристики (фиг. |
о. ) и соответствующем |
||
ему графике тягового баланса автомобиля |
(ф иг.6 2 ^ ) |
это состояние |
|
движения |
автомобиля соответствует точке |
"а ". |
|
Если по чему-либо скорость автомобиля снижется, автоматиче ский регулятор немедленно увеличит передаточное число по центро
бежной характеристике, соответствующей углу f 1 , а следователь
но адекватно возрастет и тяговая сила. Этим исключается возмож
ность неустойчивого движения автомобиля. |
|
|
||||
Если же необходимо увеличить |
скорость движения, |
например до |
||||
Ifz , то для этого достаточно увеличить угол наклона |
педали до f 2 . |
|||||
Как ейдно из фиг. |
62 |
, вначале |
передаточное |
число возрастет с С |
||
до L" ( т о ч к а ) , |
а |
тяговая сила |
с |
доРг“ , |
затем, |
благодаря |
избытку тяговой силы, начнется разгон автомобиля, в процессе кото рого центробежный регулятор станет уменьшать передаточное число .
При скорости 1Гг вновь установится равновесие.
Рассуждения, приведшие к установлению закона изменения пере даточных чисел бесступенчатой трансмиссии, и сама регуляторная ха -
рактеристи :а , указывают пути рационального регулирования системы двигатель-трансформатор. Задача практического осуществления этого закона, непосредственно зависящая от особенностей конкретного ви да трансформатора,пока не решена. И в значительной мере потому,
что сами трансформаторы, требующие регулирования, все ще находят ся в стадии экспериментального поиска.
Что касается саморегулируемых трансфюрматоров, то закон изме
нения передаточных чисел является их |
органическим свойством. Его |
|
не предопределяют, а выявляют с тем, |
чтобы |
установить возможность |
и оптимальные условия их использования на |
автомобиле. |
- 153 -
Гицродинамический трансформатор
Гидродинамический трансформатор, называемый обычно просто гидротрансформатором (Г Т ), отличается от гидромуфты тем, что
кроме насосного I и турбинного 2 колес имеется третье колесо 3,
именуемое реактором и выполняющее функции направляющего аппара
та (ф иг.63 и фиг.64 ) . |
|
|
|
|
Работа гидротрансформатора основана на том, что неподвиж |
||
ный |
реактор отклоняет своими лопатками поток, |
вытекающий из |
тур |
бины. |
Вследствие этого скорости потока( lfT6 ; |
1/НБ см.фиг, |
6 3 ), |
а значит я моменты количества движения за турбинным колесом и перед входом жидкости в насос оказываются не равными друг другу.
По аналогии |
с |
уже известным из рассмотрения И и используя |
схему, приведенную |
на ф иг,63, можно написать выражения для кру |
|
тящих моментов, |
приложенных к колесам ГТ. |
|
|
|
(42) |
|
|
(43) |
|
|
(44) |
Напомним, что здесь |
Мц - |
момент, приложенный к валу насоса оо |
стороны двигателя; |
М т- |
момент, нагружающий вал турби н ы ;/^ -м о |
мент, приложенный к реактору со стороны неподвижного корпуса ГТ,
совпадающий по направлению с моментом М н .
Складывая почленно эти уравнения, увидим, что
(45)
M r = V H + M P )
т .е . момег.тЛ7г , нагружающий вал турбины (выход Г Т ), |
может |
быть |
больше момента Мн , необходимого для вращения насоса |
(вход |
ГТ) |