Файл: Гаспарянц, Г. А. Некоторые автоматические системы автомобиля учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 1 4 7 -

виг.58 К построению трансформаторной характеристики

двигателя.

- 148 -

LT? ~ H Va

Результаты этих действий последовательно сведем Ь таблицу следующего вида

I

У~а

V,

V z

1(з u т.д-

%

N e

N ,

Nj>

H?,

U Г. d-

п е I

 

 

 

 

 

п 1

 

r>3 u тd-

i

L Тр \

L i

i z

4 3

U m o -

 

 

По содержанию пергой и последней строк этой таблицы построим за­

висимость

Lrp = f(lfa .)

для каждого заданного значения у

( фиг.5 9).

 

 

Полученный график (

ф иг.59) показывает, каковы должны быть

передаточные числа трансмиссии, чтобы при движении автомобиля в

заданных условиях ( ц), Vo.) его двигатель работал (нагружался)

по характеристике минимального расхода топлива. Вся совокупность возможных передаточных чисел бесступенчатой трансмиссии ограниче­

на на этом графике областью й 6 В Г , верхняя и нижняя границы ко­

торой соответствует максимальному и минимальному передаточным чи­ слам, а левая и правая - работе двигателя на режимах соответствен­

но Птсгг const

a

nN = const .

Теперь очевидно,

что в отличие от обычного способа регули­

рования скорости автомобиля - изменением угла открытия дроссель­ ной заслонки - при наличии бесступенчатой передачи регулирование скорости должно осуществляться изменением передаточного числа трансмиссии. В соответствии с этим естественно предположить, что педаль управления должна быть в таком случае непосредственно свя­ зана о органом управления трансмиосией так, чтобы каждому поло­ жению педали соответствовало определенное передаточное число.Од— нако, как показывают исследования, при непосредственном воздей­ ствии водителя на орган управления трансмиссией его работа ослож­ няется постоянной заботой о сохранении устойчивого движения авто­



 

 

-

/ 4 9 '

 

 

мобиля. Поясним это примером.

 

 

 

Из фиг.59

видно, что д м

движения автомобиля

с постоянной

скоростью 7 км/час по дороге

с

(jJ-0,19 (точка а )

необходимо иметь

передаточное число 1-2,9 .

Используя

транспорматорную характери­

стику двигателя

(ф и г.58 ,5),

построим для этих условий график тя­

гового бала.чса

автомобиля (

фиг .60, а

) . Он убевдает нас в том,

что в рассматриваемом случае движение автомобиля не устойчиво:

при незначительном уменьшении скорости возникнет дефицит тяговой силы и автомобиль остановиться.

На дорогах с небольшим значением коэффициента Ц) .например y=Q0V( фиг.60 ) , движение мало устойчиво. Величина воостанав-

Фиг.59 Регуляторная характеристика трансмиссии.

150 -

ливающей силы Л Р при уменьшении скорости на д 1Г не сущест­

венна.

Очевидно, что для обеспечения устойчивого движения автомо­

биля при работе двигателя по характеристике минимального раохо-

да топлива необходимо при падении скорости автомобиля увеличи­ вать передаточное число трансмиссии. Чтобы освободить водителя от постоянной заботы об этом, предложена автоматическая коррек­

тировка передаточного числа, схема которой приведена на фиг.61.

Это предложение предусматривает дифференциальную связь меж­ ду педалью управления I и органом управления трансмиссией 2, ав­

томатически корректируемую центробежным регулятором 3. Таким об­ разом, каждому положению педали I соответствует не одно, а ряд

положений рычага 2, т .е .

ряд

значений

передаточного числа транс­

форматора.

 

 

 

 

 

Рассмотрим действие

этого

механизма. Предположим, что пе­

даль I управления повернута

на

угол

fa

, автомобиль движется

о постоянной скоростью

V]

по дороге с

коэффициентом сопротив-

J «r.6 0 К определению устойчивости движения автомобиля.


151

J

Фиг.61 Схема системы автоматической корректировки передаточного числа бесступенчатой передачи.

а

5

Ш \62 Фрагменты регуляторной ( а ) и тяговой (5 ) характеристик

 

- 1 5 2 -

 

 

ления Ц!

, а передаточное число трансмиссии равно

L1 . На фраг­

менте регуляторной характеристики (фиг.

о. ) и соответствующем

ему графике тягового баланса автомобиля

(ф иг.6 2 ^ )

это состояние

движения

автомобиля соответствует точке

"а ".

 

Если по чему-либо скорость автомобиля снижется, автоматиче­ ский регулятор немедленно увеличит передаточное число по центро­

бежной характеристике, соответствующей углу f 1 , а следователь­

но адекватно возрастет и тяговая сила. Этим исключается возмож­

ность неустойчивого движения автомобиля.

 

 

Если же необходимо увеличить

скорость движения,

например до

Ifz , то для этого достаточно увеличить угол наклона

педали до f 2 .

Как ейдно из фиг.

62

, вначале

передаточное

число возрастет с С

до L" ( т о ч к а ) ,

а

тяговая сила

с

доРг“ ,

затем,

благодаря

избытку тяговой силы, начнется разгон автомобиля, в процессе кото­ рого центробежный регулятор станет уменьшать передаточное число .

При скорости 1Гг вновь установится равновесие.

Рассуждения, приведшие к установлению закона изменения пере­ даточных чисел бесступенчатой трансмиссии, и сама регуляторная ха -

рактеристи :а , указывают пути рационального регулирования системы двигатель-трансформатор. Задача практического осуществления этого закона, непосредственно зависящая от особенностей конкретного ви­ да трансформатора,пока не решена. И в значительной мере потому,

что сами трансформаторы, требующие регулирования, все ще находят­ ся в стадии экспериментального поиска.

Что касается саморегулируемых трансфюрматоров, то закон изме­

нения передаточных чисел является их

органическим свойством. Его

не предопределяют, а выявляют с тем,

чтобы

установить возможность

и оптимальные условия их использования на

автомобиле.


- 153 -

Гицродинамический трансформатор

Гидродинамический трансформатор, называемый обычно просто гидротрансформатором (Г Т ), отличается от гидромуфты тем, что

кроме насосного I и турбинного 2 колес имеется третье колесо 3,

именуемое реактором и выполняющее функции направляющего аппара­

та (ф иг.63 и фиг.64 ) .

 

 

 

Работа гидротрансформатора основана на том, что неподвиж­

ный

реактор отклоняет своими лопатками поток,

вытекающий из

тур­

бины.

Вследствие этого скорости потока( lfT6 ;

1/НБ см.фиг,

6 3 ),

а значит я моменты количества движения за турбинным колесом и перед входом жидкости в насос оказываются не равными друг другу.

По аналогии

с

уже известным из рассмотрения И и используя

схему, приведенную

на ф иг,63, можно написать выражения для кру­

тящих моментов,

приложенных к колесам ГТ.

 

 

(42)

 

 

(43)

 

 

(44)

Напомним, что здесь

Мц -

момент, приложенный к валу насоса оо

стороны двигателя;

М т-

момент, нагружающий вал турби н ы ;/^ -м о­

мент, приложенный к реактору со стороны неподвижного корпуса ГТ,

совпадающий по направлению с моментом М н .

Складывая почленно эти уравнения, увидим, что

(45)

M r = V H + M P )

т .е . момег.тЛ7г , нагружающий вал турбины (выход Г Т ),

может

быть

больше момента Мн , необходимого для вращения насоса

(вход

ГТ)