Файл: Гаспарянц, Г. А. Некоторые автоматические системы автомобиля учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 139 -

лишь первого приближения, В них для простоты не были учтены тре­ ние в золотнике; прилипание плунжера к корпусу золотника, было сделано допущение, что коэффициенты расхода жидкости через окна золотника одинаковы и т .д . На практике окончательные параметры получают в результате доводочных испытаний системы и отдельных его элементов.

Пересмотр конструкции системы сцепление-КП при автоматиза­ ции КП неизбежен. Дело в том, что в обычных ступенчатых КП вклю­ чение тол или иной передачи осуществляется при помощи зубчатых муфт и синхронизаторов. Поэтому при автоматическом переключении необходимо либо принимать меры для устранения опасности чрезмер­ ного износа синхронизирующих поверхностей, скола зубьев зубчатых муфт и т .д . Т .е . необходимо тщательное предварительное выравнива­ ние оборотов включаемых элементов конструкции - то , что при руч­ ном управлении делает водитель. Либо: а) замена зубчатых муфт и синхронизаторов малогабаритными многодисковыми сцеплениями;

б) замена обычной конструкции КП на планетарную.

Известно, что в планетарных КП изменение передаточного чис­ ла достигается затормаживанием отдельных элементов или их блоки­ рованием между собой с помощью фрикционных механизмов: многоди­ сковых сцеплений и тормозов. Переключение передач в такой КП сводится к нужной последовательности включения и выключения не­ обходимых (фрикционов.

За счет некоторой пробуксовки фрикционов при переходе о од­ ной передачи на другую легко обеспечивается высокая плавность переключения при неразрывности потока мощности.

- 140 -

Вопросы и задания для повторения

1 . Каковы особенности и различия коробок передач с команд­

ным приводом и автоматических?

2 . По флг.46 пояснить устройство и работу электропневмати-

ческого командного привода НАМИ.

3. Каше основные задачи необходимо решить при разработке

СДР КП?

4 . Как определяют и в какой форма представляют закон пере­

ключения

передач

?

5.

Что такое

перекрытие передач? Для чего оно необхо­

димо?

 

 

6 . Какие требования предъявляют к командным механизмам САР

КП ? В зависимости от каких параметров и какими способами форми­

руется

командный импульс ?

 

 

 

7 . По фиг.50 пояснить устройство и работу возможной конст­

рукции

командного прибора электрического типа для САР КП.

8.

По фиг.50 пояснить устройство и работу

гидравлической

САР КП.

 

 

 

 

 

9 .

Изложить устройство,

работу

и методику

определения ха­

рактеристики

скоростного регулятора.

 

 

10.

Излошть устройство,

работу

и методику

определения ха­

рактеристики

силового регулятора.

 

 

11.

Изложить устройство,

работу

и методику

определения ос­

новных параметров золотника переключения передач.

12.

Для чего и как строится график совместной работы рег

ляторов гидравличеокой САР КП? Как при помощи этого графика

уточняют параметры золотников

и определяют профиль кулачка

привода

силового регулятора?

 

 

 


- 141 -

БЕССТУПЕНЧАТОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕДАТОЧНОГО ЧИСМ ТРАНСМИССИИ

Общие сведения

Бесступенчатое регулирование передаточного числа траясмис-

сии осуществляется применением особых видов передач - бесступенча­ тых, которые обеспечивают непрерывное изменение величины силово­ го и кинематического передаточных чисел трансмиссии таким обра­ зом, при котором достигается идеальный характер протекания тяго­ вой характеристики автомобиля в зависимости от преодолеваемых сопротивлений движению автомобиля.

Наличие на автомобиле беоступенчатой передачи не только су­ щественно облегчает управление им, но обеспечивает также достиже­ ния высоких тягово-скоростных показателей, уменьшение динамиче­ ских нагрузок в трансмиссии и улучшение проходимости автомобиля.

Последние два обстоятельства являются прямым следствием плавного и непрерывного изменения крутящего момента, передаваемого транс-

мисией автомобиля, снабженного бесступенчатой передачей.

Общим недостатком бесступенчатых передач по сравнению о обычными ступенчатыми являются их большая сложность и более низ­ кий к .п .д .

Все виды бесступенчатых передач (трансформаторов), которые применяют или делали попытку применить в трансмиссии автомобиля,

можно классифицировать:

- 142 -

I ) по принципу работы так:

по способу регулирования - на:

1)саморегулируемые, в которых регулирование передаточного числа происходит благодаря внутренней автоматичности механизма;

2)с принудительным регулированием, в которых регулирование осуществляют внешними средствами автоматики ;

С) комбинированные.

Перспективу применения на автомобиле может иметь лишь такой трансформатор крутящего момента, который, значительно облегчая управление автомобилем, совершенствуя его компоновку, будет иметь вео, габариты и к.п.д..соизмеримые с этими же показателями той чаоти обычной трансмиссии, которую он заменяет.

Как и при разработке автоматической системы регулирования КП,

рассмотрение трансформаторов следует начинать с определения жела­ емого закона изменения передаточных чисел .

- 143 -

Закон изменения передаточных чисел.

Задача регулирования. Одной из основных функции водителя

прй управлении автомобилем является регулирование скорости дви­ жения, которую он избирает по своему усмотрению в зависимости от

дорожных условий. Известно,

что изменение

скорости

Va. автомо­

биля осуществляется регулированием мощности двигателя.

На ф иг.56

в левой части

 

графика

приведена

зависимость от

скорости

Va. мощности

(приведенной к валу двигателя), необходи­

мой для движения автомобиля

в различных дорожных условиях. А в

правой

части

-

скоростная

характеристика двигателя.

Вспомнив,

что скорость

автомобиля

Va. ,

обороты двигателя

/7g

и переда­

точное

число

трансмиссии

 

Lrp

связаны

зависимостью

 

 

 

 

 

 

0,377

 

 

Пг

 

 

 

 

 

 

V *

 

Пе-г-*-=Д -■

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

игр

^тр

 

 

где

 

~ радиуо качения

колеса, не

трудно из фиг.56 видеть,

что при постоянном передаточном числе

трансмиссии L тр. - C onst

движение

по дороге с

ip

 

со

скоростью

у

возможно

лишь при уо-

ловии,

что двигатель

работает о оборотами

 

 

 

 

 

 

 

П -

I

^

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

'Ч -

 

р

Lrp ?

 

 

 

 

т .е . работает

с

единственно

возможным при

этих

условиях углом сСц

открытия дроссельной заслонки. Чтобы при тех же условиях увели­

чить скорость до У~2 или ПРИ возросшем сопротивлении движению

сохранить ее прежней , необходимо увеличить угол открытия зас­

лонки до соответственно или сх^у. По этому принципу осуществ­

ляется регулирование скорости автомобилей, снабженных ступенча­ той коробкой передач, когда соотношения между параметрами дви­ гателя и гедущих колео постоянны. Это неизбежно ведет к нераци­ ональному использованию двигателя на многих режимах движения ав­


- 144 -

томобиля и в итоге - к понижению его тяговых качеств и топлив­ ной экономичности.

Из той же фиг.56 видно, что если между колесами автомобиля валом двигателя(/7е)имеется бесступенчатая кинематическая

связь, то движение автомобиля с определенной скоростью, например

у, возможно при различных положениях дросоельной заслонки, за­

висящих o f заданных значений 1тр . Таким образом, бесступенчатое

регулирование передаточного числа трансмиссии автомобиля откры­

вает возможности для оптимального использования его

двигателя. В соответствий с этим непосредственной задачей регу­ лирования бесступенчатой трансмиссии является осуществление та­ кого закона изменения передаточных отношений (регуляторная харак­ теристика трансмиссии), при котором двигатель нагружается по за­ ранее выбранному закону /V g - ^ /7 ej( трансформаторная характе­ ристика двигател я ).________________________ ___ ;__________________________

Фаг.56 К определению кинематической связи между валом двигателя и колесами.

- 145 ~

Фиг.57 Характеристики, исходные для построения характеристики минимальных расходов топлива .

Трансформаторная характеристика. В настоящее время установ­ лено, что регуляторная характеристика бесступенчатой трансмиссии долина при полном нажатии на педаль управления обеспечивать наг­

ружение двигателя по внешней скоростной характеристике, а при промежуточных положениях педали, т . е . , когда от двигателя не тре­ буется максимальной мощности - по характеристике минимальных рас­

ходов топлива. По такой зависимости мощнооти двигателя /Vg от чп-

ола оборотов его вала , по которой каждому значению мощно­

оти ооответотвует минимальный для этой мощнооти часовой

расход

топлива

Qȣ

 

 

 

Характеристику минимального расхода топлива строят

так. Ис­

пользуя

8а.лоимооти

/\fe я f ( п е ) и

л ц) ( п е ) . полученные

экспериментально для

различных углов

ос открытия дроссельной


 

 

 

 

-

146

-

 

 

 

заслонки

(

фиг.57

) ,

устанавливают и строят

зависимости

часово­

го расхода

топлива

от числа

оборотов

для ряда постоянных

значений

мощности

(

фиг.58}

а ) .

Затем,

по

этому графику

опре­

деляют минимальный расход топлива, соответствующий принятым зна­

чениям мощности ( точки

I , 2,

3 и т .д . на ф иг.58,сх) и строят

за­

висимость

N e ж =ф(пе),

т .е .

характеристику минимального расхода

топлива (

линия BQ на фиг.58; $ ) .

 

Известно, что работа двигателя при любой характеристике ог­

раничивается минимальным числом оборотов /?mLn устойчивой

ра­

боты. При наличи бесступенчатой трансмиссии для движения автомо­ биля с малыми скоростями должна быть обеспечена возможность его

работы на режиме г)в - /7/П)гл =й?й5ё.Таким образом окончательно

трансформаторная характеристика двигателя приобретает вид ломан­

ной линии Я Б 8(фнг«58; 5 ) . На той же фигуре для. сравнения нане­ сена штрихпунктирной линией внешняя характеристика двигателя.

Очевидно, для того , чтобы двигатель нагружался по заданной

трансформаторной характеристике, необходимо одновременное и сог ­ ласованное изменение передаточных чисел трансмиссии и угла откры­ тия дроссельной заслонки ( фиг.58?£ ) .

Регуляторная характеристика. Для ряда постоянной значений

коэффициента суммарного

сопротивления дороги

зададим текущие

значения

скорооти

автомобиля и определим

соответствующие им

величины

мощности двигателя,

необходимые для движения автомобиля

 

 

б а

,

A F У д

 

2 7 0

Затем по трансформаторной характеристике определим обороты дви­ гателя, соответствующие каждому из полученных значений мощности и подсчит^-аем передаточные числа трансмиссии, соответствующие принятым значениям скорости и полученным значениям оборотов.