Файл: Гаспарянц, Г. А. Некоторые автоматические системы автомобиля учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 3
- 139 -
лишь первого приближения, В них для простоты не были учтены тре ние в золотнике; прилипание плунжера к корпусу золотника, было сделано допущение, что коэффициенты расхода жидкости через окна золотника одинаковы и т .д . На практике окончательные параметры получают в результате доводочных испытаний системы и отдельных его элементов.
Пересмотр конструкции системы сцепление-КП при автоматиза ции КП неизбежен. Дело в том, что в обычных ступенчатых КП вклю чение тол или иной передачи осуществляется при помощи зубчатых муфт и синхронизаторов. Поэтому при автоматическом переключении необходимо либо принимать меры для устранения опасности чрезмер ного износа синхронизирующих поверхностей, скола зубьев зубчатых муфт и т .д . Т .е . необходимо тщательное предварительное выравнива ние оборотов включаемых элементов конструкции - то , что при руч ном управлении делает водитель. Либо: а) замена зубчатых муфт и синхронизаторов малогабаритными многодисковыми сцеплениями;
б) замена обычной конструкции КП на планетарную.
Известно, что в планетарных КП изменение передаточного чис ла достигается затормаживанием отдельных элементов или их блоки рованием между собой с помощью фрикционных механизмов: многоди сковых сцеплений и тормозов. Переключение передач в такой КП сводится к нужной последовательности включения и выключения не обходимых (фрикционов.
За счет некоторой пробуксовки фрикционов при переходе о од ной передачи на другую легко обеспечивается высокая плавность переключения при неразрывности потока мощности.
- 140 -
Вопросы и задания для повторения
1 . Каковы особенности и различия коробок передач с команд
ным приводом и автоматических?
2 . По флг.46 пояснить устройство и работу электропневмати-
ческого командного привода НАМИ.
3. Каше основные задачи необходимо решить при разработке
СДР КП?
4 . Как определяют и в какой форма представляют закон пере
ключения |
передач |
? |
5. |
Что такое |
перекрытие передач? Для чего оно необхо |
димо? |
|
|
6 . Какие требования предъявляют к командным механизмам САР
КП ? В зависимости от каких параметров и какими способами форми
руется |
командный импульс ? |
|
|
|
|
7 . По фиг.50 пояснить устройство и работу возможной конст |
|||||
рукции |
командного прибора электрического типа для САР КП. |
||||
8. |
По фиг.50 пояснить устройство и работу |
гидравлической |
|||
САР КП. |
|
|
|
|
|
9 . |
Изложить устройство, |
работу |
и методику |
определения ха |
|
рактеристики |
скоростного регулятора. |
|
|
||
10. |
Излошть устройство, |
работу |
и методику |
определения ха |
|
рактеристики |
силового регулятора. |
|
|
||
11. |
Изложить устройство, |
работу |
и методику |
определения ос |
|
новных параметров золотника переключения передач. |
|||||
12. |
Для чего и как строится график совместной работы рег |
||||
ляторов гидравличеокой САР КП? Как при помощи этого графика |
|||||
уточняют параметры золотников |
и определяют профиль кулачка |
||||
привода |
силового регулятора? |
|
|
|
- 141 -
БЕССТУПЕНЧАТОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕДАТОЧНОГО ЧИСМ ТРАНСМИССИИ
Общие сведения
Бесступенчатое регулирование передаточного числа траясмис-
сии осуществляется применением особых видов передач - бесступенча тых, которые обеспечивают непрерывное изменение величины силово го и кинематического передаточных чисел трансмиссии таким обра зом, при котором достигается идеальный характер протекания тяго вой характеристики автомобиля в зависимости от преодолеваемых сопротивлений движению автомобиля.
Наличие на автомобиле беоступенчатой передачи не только су щественно облегчает управление им, но обеспечивает также достиже ния высоких тягово-скоростных показателей, уменьшение динамиче ских нагрузок в трансмиссии и улучшение проходимости автомобиля.
Последние два обстоятельства являются прямым следствием плавного и непрерывного изменения крутящего момента, передаваемого транс-
мисией автомобиля, снабженного бесступенчатой передачей.
Общим недостатком бесступенчатых передач по сравнению о обычными ступенчатыми являются их большая сложность и более низ кий к .п .д .
Все виды бесступенчатых передач (трансформаторов), которые применяют или делали попытку применить в трансмиссии автомобиля,
можно классифицировать:
- 142 -
I ) по принципу работы так:
по способу регулирования - на:
1)саморегулируемые, в которых регулирование передаточного числа происходит благодаря внутренней автоматичности механизма;
2)с принудительным регулированием, в которых регулирование осуществляют внешними средствами автоматики ;
С) комбинированные.
Перспективу применения на автомобиле может иметь лишь такой трансформатор крутящего момента, который, значительно облегчая управление автомобилем, совершенствуя его компоновку, будет иметь вео, габариты и к.п.д..соизмеримые с этими же показателями той чаоти обычной трансмиссии, которую он заменяет.
Как и при разработке автоматической системы регулирования КП,
рассмотрение трансформаторов следует начинать с определения жела емого закона изменения передаточных чисел .
- 143 -
Закон изменения передаточных чисел.
Задача регулирования. Одной из основных функции водителя
прй управлении автомобилем является регулирование скорости дви жения, которую он избирает по своему усмотрению в зависимости от
дорожных условий. Известно, |
что изменение |
скорости |
Va. автомо |
||||||||||
биля осуществляется регулированием мощности двигателя. |
|||||||||||||
На ф иг.56 |
в левой части |
|
графика |
приведена |
зависимость от |
||||||||
скорости |
Va. мощности |
(приведенной к валу двигателя), необходи |
|||||||||||
мой для движения автомобиля |
в различных дорожных условиях. А в |
||||||||||||
правой |
части |
- |
скоростная |
характеристика двигателя. |
Вспомнив, |
||||||||
что скорость |
автомобиля |
Va. , |
обороты двигателя |
/7g |
и переда |
||||||||
точное |
число |
трансмиссии |
|
Lrp |
связаны |
зависимостью |
|
||||||
|
|
|
|
|
0,377 |
|
|
Пг |
|
|
|||
|
|
|
|
V * |
|
Пе-г-*-=Д -■ |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
игр |
^тр |
|
|
|
где |
|
~ радиуо качения |
колеса, не |
трудно из фиг.56 видеть, |
|||||||||
что при постоянном передаточном числе |
трансмиссии L тр. - C onst |
||||||||||||
движение |
по дороге с |
ip |
|
со |
скоростью |
у |
возможно |
лишь при уо- |
|||||
ловии, |
что двигатель |
работает о оборотами |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
П - |
I |
^ |
/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
'Ч - |
|
р |
Lrp ? |
|
|
|
|
||
т .е . работает |
с |
единственно |
возможным при |
этих |
условиях углом сСц |
открытия дроссельной заслонки. Чтобы при тех же условиях увели
чить скорость до У~2 или ПРИ возросшем сопротивлении движению
сохранить ее прежней , необходимо увеличить угол открытия зас
лонки до соответственно или сх^у. По этому принципу осуществ
ляется регулирование скорости автомобилей, снабженных ступенча той коробкой передач, когда соотношения между параметрами дви гателя и гедущих колео постоянны. Это неизбежно ведет к нераци ональному использованию двигателя на многих режимах движения ав
- 144 -
томобиля и в итоге - к понижению его тяговых качеств и топлив ной экономичности.
Из той же фиг.56 видно, что если между колесами автомобиля валом двигателя(/7е)имеется бесступенчатая кинематическая
связь, то движение автомобиля с определенной скоростью, например
у, возможно при различных положениях дросоельной заслонки, за
висящих o f заданных значений 1тр . Таким образом, бесступенчатое
регулирование передаточного числа трансмиссии автомобиля откры
вает возможности для оптимального использования его
двигателя. В соответствий с этим непосредственной задачей регу лирования бесступенчатой трансмиссии является осуществление та кого закона изменения передаточных отношений (регуляторная харак теристика трансмиссии), при котором двигатель нагружается по за ранее выбранному закону /V g - ^ /7 ej( трансформаторная характе ристика двигател я ).________________________ ___ ;__________________________
Фаг.56 К определению кинематической связи между валом двигателя и колесами.
- 145 ~
Фиг.57 Характеристики, исходные для построения характеристики минимальных расходов топлива .
Трансформаторная характеристика. В настоящее время установ лено, что регуляторная характеристика бесступенчатой трансмиссии долина при полном нажатии на педаль управления обеспечивать наг
ружение двигателя по внешней скоростной характеристике, а при промежуточных положениях педали, т . е . , когда от двигателя не тре буется максимальной мощности - по характеристике минимальных рас
ходов топлива. По такой зависимости мощнооти двигателя /Vg от чп-
ола оборотов его вала , по которой каждому значению мощно
оти ооответотвует минимальный для этой мощнооти часовой |
расход |
|||
топлива |
Qȣ |
|
|
|
Характеристику минимального расхода топлива строят |
так. Ис |
|||
пользуя |
8а.лоимооти |
/\fe я f ( п е ) и |
л ц) ( п е ) . полученные |
|
экспериментально для |
различных углов |
ос открытия дроссельной |
|
|
|
|
- |
146 |
- |
|
|
|
заслонки |
( |
фиг.57 |
) , |
устанавливают и строят |
зависимости |
часово |
|||
го расхода |
топлива |
от числа |
оборотов |
для ряда постоянных |
|||||
значений |
мощности |
( |
фиг.58} |
а ) . |
Затем, |
по |
этому графику |
опре |
деляют минимальный расход топлива, соответствующий принятым зна
чениям мощности ( точки |
I , 2, |
3 и т .д . на ф иг.58,сх) и строят |
за |
|
висимость |
N e ж =ф(пе), |
т .е . |
характеристику минимального расхода |
|
топлива ( |
линия BQ на фиг.58; $ ) . |
|
||
Известно, что работа двигателя при любой характеристике ог |
||||
раничивается минимальным числом оборотов /?mLn устойчивой |
ра |
боты. При наличи бесступенчатой трансмиссии для движения автомо биля с малыми скоростями должна быть обеспечена возможность его
работы на режиме г)в - /7/П)гл =й?й5ё.Таким образом окончательно
трансформаторная характеристика двигателя приобретает вид ломан
ной линии Я Б 8(фнг«58; 5 ) . На той же фигуре для. сравнения нане сена штрихпунктирной линией внешняя характеристика двигателя.
Очевидно, для того , чтобы двигатель нагружался по заданной
трансформаторной характеристике, необходимо одновременное и сог ласованное изменение передаточных чисел трансмиссии и угла откры тия дроссельной заслонки ( фиг.58?£ ) .
Регуляторная характеристика. Для ряда постоянной значений
коэффициента суммарного |
сопротивления дороги |
зададим текущие |
|||
значения |
скорооти |
автомобиля и определим |
соответствующие им |
||
величины |
мощности двигателя, |
необходимые для движения автомобиля |
|||
|
|
б а № |
, |
A F У д |
|
2 7 0
Затем по трансформаторной характеристике определим обороты дви гателя, соответствующие каждому из полученных значений мощности и подсчит^-аем передаточные числа трансмиссии, соответствующие принятым значениям скорости и полученным значениям оборотов.