Файл: Гаспарянц, Г. А. Некоторые автоматические системы автомобиля учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-

132 -

 

установить зависимость мевду

регулируемым давлением р

и ско­

ростью автомобиля, т .е . характеристику скоростного регулятора.

Графическую интерпретацию этой характеристики используют при по­

строении графика совместной работы регуляторов.

Силовой регулятор, схема которого приведена на фиг.53; а ,

работает так. Когда рабочее давление в системе равно нулю, пру­ жина отжимает плунжер в правое крайнее положение. В этом состо­

янии

золотника

сливное

окно закрыто,

а два других окна -

впуск­

ное

и выпускное

- открыты. При подаче

на вход регулятора

давле­

ния

рр

плунжер отжимается влево

неуравновешенной силой давление

жидкости

р ж ,

открывая частично сливное окно. Тогда в рабочей

полости

устанавливается давление

РоС< Рр »

зависящее от

поло­

жения равновесия, которое займет

плунжер под действием двух про­

тивоположно направленных сил: силы пружины

Р п , которая

зави­

сит

от угла сС

открытия дроссельной заслонки (см .ф и г.51),

и си -

лы

р ж .

 

 

 

 

 

 

 

На трудно

видеть,

что по принципу работы и методу расчета

силовой регулятор имеет много общего со скоростным. Задача рас­ чета состоит в том, чтобы выявить определяющие размеры основных частей регулятора и установить зависимость регулируемого-давле­

ния

от угла открытия дроссельной заслонки.

 

 

Так как с увеличением угла

об плунжер перемещается

вправо,

за начало

отсчета перемещения

X

примем положение плунжера,

со -

ствгтствующсо началу открытия

впускного

I и

закрытия сливного

3

о.с-н Болотника.

 

 

 

 

 

 

Из сказанного и ф иг.53; а

очевидно,

что

сила пружины равна

 

Д

 

 

КГП>

(36)

,К -

жесткость, а Рпо-

сила установочного натяга

пружины;


-133 -

-смещение ее левого торца, являющееся функцией угла откры­

тия дроссельной заслонки (см .ф иг.51).

Рассуждая далее также, как при определении давления получим в данном случае

И тогда условие равновесия плунжера выразится равенством

Рпо + к(ь

 

 

Fr t T

 

 

 

( х

 

По аналогии

с

существующими образцами регуляторов зададим

t ,т max И отношения:

 

 

J?no

_

X m i n

_ £

Т ~

= а >

1 —

- ь

Азатем напишем равенство (38) для двух положений плунжера: при

т- 0

Fa +кЬ (1-В)- F-

Рр

у

т+ i

при т=ттах (пе. X - t )

Fa + Kmтак =■FPP ■

„ „

Совместным решением этих выражении найдем значения величин

Ки Г . Теперь мы имеем возможность воспользоваться выражениями

(36)и (37) и построить совмещенные графики функций РП- i ( x , m )

Рус = У ( х ) > Как это сделано на сриг. 5Z, 5

График, приведенный на фиг.53;,6 дает возможность определить зависимость положения плунжера х , а оледовательно, давление р^

от командного воздействия т . со стороны привода управления дроссельной заслонкой. Эту зависимость получим совместным исполь­ зованием фиг.53;сГ и уравнения равновесия (3 8 ), решенного предва­ рительно относительно

Рпо + к (t - х ) * К т

РсС Г


-134-

йгг.53 Схема (а ) и график (& ) к расчету силового

регулятора гидравлической СЛР КП.

Зависимость /о^ от т назовем характеристикой силового

регулятора. Ее графическую пнт/претацию используют при последу­ ющем построении графика совместной работы регуляторов.

_____ Золотник переключения

в

соответствии со своим назначением

и в отличие от о корсетного

и

силового регуляторов является двух- '

позиционным, Его плунжер должен находиться либо в левом, либо в правом крапаем положении. Это достигается следующим образом.

Па плункер золотника переключения, упрощенная схема которо­

го приведена на фиг.54,

действуют

три

силы. Справа - сила Р у

от давления жидкости;' поступающей

из

скоростного

регулятора.

Слева - сила пружины Р„

и давления кидкости Р^

,

поступающей

по силового регулятора.

Положение

плункера зависит

от знака раз-

- 135 -

Д Р = PV ~ (P n + Рос)-

(3,1)

Яри постоянном положении дроссельной

заслонки и малой ско­

рости движения автомобиля разность (39) отрицательна. Вследствие

этого плунжер находится в правом крайнем положении -

включена

1-я передача. С увеличением скорости растет сила Р у

и в опреде­

ленный момент знак разности сил, действующих на плунжер, стано­

вится положительным - плунжер начинает перемещаться справа нале­

во.

 

 

 

 

Как только плунжер начнет перемещаться влево,

откроется

сливное окно

I и полость

силового давления станет

проточной.

Это приведет

к резкому уменьшению сила Ри

и устойчивой переста­

новке плунжера в левое крайнее положение -

произойдет переключе­

ние с 1-й на

П-ю передачу.

 

 

 

Очевидно, что обратная перестановка плунжера возможна лишь

при уменьшении скорости до

величины , при

которой разность (39)

станет вновь отрицательной - так золотник переключения осущест­ вляет и необходимое перекрытие передач.

В силовую полость золотника переключения жидкость втекает,

через калиброванное отверстие 2, а вытекает через другое, точ­

но такое же отверстие 3. Благодаря этому в процессе прямой пере­ становки плунжера в силовой полости устанавливается давление,рав­ ное 0} 5рл .

Началом прямой перестановки можно считать условие f - -^оС + Р п о

где Р П0 - установочный натяг пружины золотника переключения.

Подставим в это выражение значения сил Ру. и

^ Ру ' £ Ры. + Р»О у


 

 

 

 

-

136

-

 

 

где

Pi и P£

-

активные

площади

торцев, плунжера оо стороны,

соответственно

скоростного

и силового

юздействия.

 

 

Разделив

обе

пасти этого

уравнения на Pi

и обозначив

 

 

 

л

С

 

-

е

 

 

 

 

Гг

 

 

Гг

 

 

получим окончательное выражение условия начала прямой перестанов­ ки плунжера .

ЛV

Ср

+ е = р'

(40)

сА.

 

Аналогично получим условие начала обратной перестановки

Pv = °>S c P * t e + K h r l ) f = > ( 4 1 )

где £ - перестановочных! ход плупкера.

Входящие в выражения (40) и (41) постоянные величины С} в ^

берут по аналогии с существующими образцами, определяют основные

параметры золотника (^[)1

>РПур

выполняют

его предваритель­

ную компоновку.

 

 

 

График совместной работы регуляторов необходим для опреде­

ления профиля кулачка I I

(ф иг.51),

уточнения

принятых и получен­

ных парамлров золотников с тем, чтобы в результате их совмест­ ной работы переключение передач происходило в соответствии с за­ данным знаком-.

График совместной работы приведен на фиг.55. В первой чет­ верти помещен заданный закон переключения передач. В четвертой-

- характеристика скоростного, а в третьейхарактеристика силово­ го регуляторов.

Уточнение параметров регуляторов производят следующим обра­

зом. Рассмотрим прямое переключение при оС -а'д^Оно должно прои­

зойти при V az V}

т .е .

при р = р ^ (ордината точки

1-1У ) .

Так так при

/mft то

из условия (40) очевидно? для

прямой


- 137 -

Фиг. 54. Схема золотника переключения

Фиг.55 График совместной работы золотников.

- 138 -

перестановки золотника переключения необходимо, чтобы ординаты точек 1-.1У н Т.-1П были одинаковыми. Если при построении графика обнаружится, что это условие не удовлетворяется, необходимо уточ­

нить заданные ранее

величины

С и в .

 

 

Кривая давления

р ^ на

плунжер со

стороны силозого

торца,

соответствующая обратному переключению,

которая на фиг.55 изобра­

жена пунктиром, долина пересечь ось ординат в точке 2 - М

• Исхо­

дя из этого, используя фиг.55

и условие

(4 1 ), найдем жесткость

пружины золотника переключения

 

 

Ртгг ~(0,5СРои-в)

аналогично кривой р 1

f

 

 

 

построим на рассматриваемом графике кри-

вую

ГЫ.

точек

кривых

и

обуславливает

. Разность ординат

то перекрытие передач, которое будет иметь место в результате ра­ боты АСР.

Последним этапом уточнения параметров золотников является

обратное построение. За исходное принимаем кривые р^ и р £ , нахо­

дящиеся в третьей четверти, и обратным построением устанавливаем,

в каксй степени принятые параметры золотников обеспечивают полу­ чение заданного закона переключения передач. Последовательным уточнением этшс параметров необходимо достигнуть максимального приближения действительного режима переключения передач к задан­ ному.

После получения окончательных характеристик золотников при­

ступаем к определению ярофиля кулачка II

(ф иг.5 1). Для этого с

использованием закона переключения и кривой

р 1 строим во вто-

рой четверти зависимость смещения т

от угла открытия дроссель­

ной заслонки. Она-то и является характеристикой кулачка.

В заключение следует отметить, что

вое

приведенные выше

расчеты золотников САР КП дают возможность

получить результаты