Файл: Гаспарянц, Г. А. Некоторые автоматические системы автомобиля учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 3
- |
132 - |
|
установить зависимость мевду |
регулируемым давлением р |
и ско |
ростью автомобиля, т .е . характеристику скоростного регулятора.
Графическую интерпретацию этой характеристики используют при по
строении графика совместной работы регуляторов.
Силовой регулятор, схема которого приведена на фиг.53; а ,
работает так. Когда рабочее давление в системе равно нулю, пру жина отжимает плунжер в правое крайнее положение. В этом состо
янии |
золотника |
сливное |
окно закрыто, |
а два других окна - |
впуск |
|||
ное |
и выпускное |
- открыты. При подаче |
на вход регулятора |
давле |
||||
ния |
рр |
плунжер отжимается влево |
неуравновешенной силой давление |
|||||
жидкости |
р ж , |
открывая частично сливное окно. Тогда в рабочей |
||||||
полости |
устанавливается давление |
РоС< Рр » |
зависящее от |
поло |
||||
жения равновесия, которое займет |
плунжер под действием двух про |
|||||||
тивоположно направленных сил: силы пружины |
Р п , которая |
зави |
||||||
сит |
от угла сС |
открытия дроссельной заслонки (см .ф и г.51), |
и си - |
|||||
лы |
р ж . |
|
|
|
|
|
|
|
|
На трудно |
видеть, |
что по принципу работы и методу расчета |
силовой регулятор имеет много общего со скоростным. Задача рас чета состоит в том, чтобы выявить определяющие размеры основных частей регулятора и установить зависимость регулируемого-давле
ния |
от угла открытия дроссельной заслонки. |
|
|
||||
Так как с увеличением угла |
об плунжер перемещается |
вправо, |
|||||
за начало |
отсчета перемещения |
X |
примем положение плунжера, |
со - |
|||
ствгтствующсо началу открытия |
впускного |
I и |
закрытия сливного |
3 |
|||
о.с-н Болотника. |
|
|
|
|
|
|
|
Из сказанного и ф иг.53; а |
очевидно, |
что |
сила пружины равна |
||||
|
Д |
|
|
КГП> |
(36) |
||
,К - |
жесткость, а Рпо- |
сила установочного натяга |
пружины; |
-133 -
-смещение ее левого торца, являющееся функцией угла откры
тия дроссельной заслонки (см .ф иг.51).
Рассуждая далее также, как при определении давления получим в данном случае
И тогда условие равновесия плунжера выразится равенством
Рпо + к(ь |
|
|
Fr t T |
|
|
|
|
( х |
|
По аналогии |
с |
существующими образцами регуляторов зададим |
||
t ,т max И отношения: |
|
|
||
J?no |
_ |
• |
X m i n |
_ £ |
Т ~ |
= а > |
1 — |
- ь |
Азатем напишем равенство (38) для двух положений плунжера: при
т- 0
Fa +кЬ (1-В)- F- |
Рр |
у |
т+ i
при т=ттах (пе. X - t )
Fa + Kmтак =■FPP ■ |
„ „ |
Совместным решением этих выражении найдем значения величин
Ки Г . Теперь мы имеем возможность воспользоваться выражениями
(36)и (37) и построить совмещенные графики функций РП- i ( x , m )
Рус = У ( х ) > Как это сделано на сриг. 5Z, 5 ■
График, приведенный на фиг.53;,6 дает возможность определить зависимость положения плунжера х , а оледовательно, давление р^
от командного воздействия т . со стороны привода управления дроссельной заслонкой. Эту зависимость получим совместным исполь зованием фиг.53;сГ и уравнения равновесия (3 8 ), решенного предва рительно относительно
Рпо + к (t - х ) * К т
РсС Г
-134-
йгг.53 Схема (а ) и график (& ) к расчету силового
регулятора гидравлической СЛР КП.
Зависимость /о^ от т назовем характеристикой силового
регулятора. Ее графическую пнт/претацию используют при последу ющем построении графика совместной работы регуляторов.
_____ Золотник переключения |
в |
соответствии со своим назначением |
и в отличие от о корсетного |
и |
силового регуляторов является двух- ' |
позиционным, Его плунжер должен находиться либо в левом, либо в правом крапаем положении. Это достигается следующим образом.
Па плункер золотника переключения, упрощенная схема которо
го приведена на фиг.54, |
действуют |
три |
силы. Справа - сила Р у |
||
от давления жидкости;' поступающей |
из |
скоростного |
регулятора. |
||
Слева - сила пружины Р„ |
и давления кидкости Р^ |
, |
поступающей |
||
по силового регулятора. |
Положение |
плункера зависит |
от знака раз- |
- 135 -
Д Р = PV ~ (P n + Рос)- |
(3,1) |
Яри постоянном положении дроссельной |
заслонки и малой ско |
рости движения автомобиля разность (39) отрицательна. Вследствие
этого плунжер находится в правом крайнем положении - |
включена |
1-я передача. С увеличением скорости растет сила Р у |
и в опреде |
ленный момент знак разности сил, действующих на плунжер, стано
вится положительным - плунжер начинает перемещаться справа нале
во. |
|
|
|
|
Как только плунжер начнет перемещаться влево, |
откроется |
|||
сливное окно |
I и полость |
силового давления станет |
проточной. |
|
Это приведет |
к резкому уменьшению сила Ри |
и устойчивой переста |
||
новке плунжера в левое крайнее положение - |
произойдет переключе |
|||
ние с 1-й на |
П-ю передачу. |
|
|
|
Очевидно, что обратная перестановка плунжера возможна лишь |
||||
при уменьшении скорости до |
величины , при |
которой разность (39) |
станет вновь отрицательной - так золотник переключения осущест вляет и необходимое перекрытие передач.
В силовую полость золотника переключения жидкость втекает,
через калиброванное отверстие 2, а вытекает через другое, точ
но такое же отверстие 3. Благодаря этому в процессе прямой пере становки плунжера в силовой полости устанавливается давление,рав ное 0} 5рл .
Началом прямой перестановки можно считать условие f - -^оС + Р п о
где Р П0 - установочный натяг пружины золотника переключения.
Подставим в это выражение значения сил Ру. и
^ Ру ' £ Ры. + Р»О у
|
|
|
|
- |
136 |
- |
|
|
где |
Pi и P£ |
- |
активные |
площади |
торцев, плунжера оо стороны, |
|||
соответственно |
скоростного |
и силового |
юздействия. |
|
||||
|
Разделив |
обе |
пасти этого |
уравнения на Pi |
и обозначив |
|||
|
|
|
л |
С |
|
- |
е |
|
|
|
|
Гг |
|
|
Гг |
|
|
получим окончательное выражение условия начала прямой перестанов ки плунжера .
ЛV |
Ср |
+ е = р' |
(40) |
'А |
сА. |
|
Аналогично получим условие начала обратной перестановки
Pv = °>S c P * t e + K h r l ) f = > ( 4 1 )
где £ - перестановочных! ход плупкера.
Входящие в выражения (40) и (41) постоянные величины С} в ^
берут по аналогии с существующими образцами, определяют основные
параметры золотника (^[)1 |
>РПур |
выполняют |
его предваритель |
ную компоновку. |
|
|
|
График совместной работы регуляторов необходим для опреде |
|||
ления профиля кулачка I I |
(ф иг.51), |
уточнения |
принятых и получен |
ных парамлров золотников с тем, чтобы в результате их совмест ной работы переключение передач происходило в соответствии с за данным знаком-.
График совместной работы приведен на фиг.55. В первой чет верти помещен заданный закон переключения передач. В четвертой-
- характеристика скоростного, а в третьейхарактеристика силово го регуляторов.
Уточнение параметров регуляторов производят следующим обра
зом. Рассмотрим прямое переключение при оС -а'д^Оно должно прои
зойти при V az V} |
т .е . |
при р = р ^ (ордината точки |
1-1У ) . |
Так так при |
/mft то |
из условия (40) очевидно? для |
прямой |
- 137 -
Фиг. 54. Схема золотника переключения
Фиг.55 График совместной работы золотников.
- 138 -
перестановки золотника переключения необходимо, чтобы ординаты точек 1-.1У н Т.-1П были одинаковыми. Если при построении графика обнаружится, что это условие не удовлетворяется, необходимо уточ
нить заданные ранее |
величины |
С и в . |
|
|
Кривая давления |
р ^ на |
плунжер со |
стороны силозого |
торца, |
соответствующая обратному переключению, |
которая на фиг.55 изобра |
|||
жена пунктиром, долина пересечь ось ординат в точке 2 - М |
• Исхо |
|||
дя из этого, используя фиг.55 |
и условие |
(4 1 ), найдем жесткость |
||
пружины золотника переключения |
|
|
Ртгг ~(0,5СРои-в)
аналогично кривой р 1 |
f |
|
|
|
|
построим на рассматриваемом графике кри- |
|||||
вую |
ГЫ. |
точек |
кривых |
и |
обуславливает |
. Разность ординат |
то перекрытие передач, которое будет иметь место в результате ра боты АСР.
Последним этапом уточнения параметров золотников является
обратное построение. За исходное принимаем кривые р^ и р £ , нахо
дящиеся в третьей четверти, и обратным построением устанавливаем,
в каксй степени принятые параметры золотников обеспечивают полу чение заданного закона переключения передач. Последовательным уточнением этшс параметров необходимо достигнуть максимального приближения действительного режима переключения передач к задан ному.
После получения окончательных характеристик золотников при
ступаем к определению ярофиля кулачка II |
(ф иг.5 1). Для этого с |
|
использованием закона переключения и кривой |
р 1 строим во вто- |
|
рой четверти зависимость смещения т |
от угла открытия дроссель |
|
ной заслонки. Она-то и является характеристикой кулачка. |
||
В заключение следует отметить, что |
вое |
приведенные выше |
расчеты золотников САР КП дают возможность |
получить результаты |