Файл: Гаспарянц, Г. А. Некоторые автоматические системы автомобиля учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 47 -

При Ol>i < С0г те же силипово рачивают ролик в обратном

направлении, расклинивая механизм. Очевидное достоинство МСХ с

эксцентриковым роликом - простота конструкции. Недостаток состо ­

ит в том, что при деформации поверхностей контакта, возникающей

вследствие перегрузок или взносов, возможен переворот ролика и

в результате этого отказ механизма.

 

Зависимость между величиной крутящего момента

, переда­

ваемого МСХ, и его основными размерами обуславливается необходи­

мостью обеспечить достаточную статическую прочность, жесткость

и усталостную долговечность деталей, на которые вследствие за­ щемления ролика действуют значительные нормальные давления.

Зависимость между величиной крутящего момента

М

.переда­

ваемого МСХ, и его основными размерами обуславливается

необходи­

мостью обеспечить достаточную

контактную

выносливость,

прочность

и жесткость деталей, которые

во время защемления ролика находят­

ся под действием значительной

нормальной

силы /V

.

 

Для определения этой силы обратимся

к фиг.23,

на которой,

помимо очевидных обозначений,

оС - угол между касательными к

рабочим поверхностям, проведенными через

точки контакта

R и б ,

именуемый углом.заклинивания;

& - равнодействующая сил взаимо-

прйптвия юолика с обоймой или

звездочкой ............................................—

а

1

б

 

 


- 48 -

'Od

Фиг.23 Схемы к расчету МСХ: ('(- с цилиндрическим роликом; о - с эксцентриковым роликом.

Из условия равновесия ролика в заклиненном состоянии следу­

ет, что сила O' , с которой ведущий элемент воздействует через

ролик на ведомый, направлена по линии АБ. Поэтому крутящий мо­

мент, передаваемый одним роликом,

равен & CL .

Если

2 -

число роликов, а

М - крутящий момент, пере­

даваемый МСХ,

то ,

учитывая, что

OL= /?f sin У , можно написать

а=

м_

>

Z

 

 

 

Откуда

м

а =

Z R , sin у


 

 

 

-

49

-

Нормальная сила

Л/

в точках контакта Я и Б равна :

в МСХ с цилиндрическим роликом

 

=

~ &cos У =

ZR,

tg y

;

в МСХ с эксцентриковым роликом

 

 

/Уд 9-casу -

ZRi

 

,

 

Nb =0,cos{f -

М

 

 

 

гЯ,

 

 

где, как

следует из фиг.23, 5

,

 

 

r2 = r,

sin у

 

 

 

simp

 

 

Наиболее напряженным местом любого роликового МСХ являются поверхности контакта. Возникающие здесь контактные напряжения лимитируют величину крутящего момента, передаваемого механизмом,

и долговечность его работы. Поэтому основным раочетом для опре­ деления главных размеров .МСХ является расчет на контактную выно­ сливость.

Контактные напряжения определяют по формуле Герца-Беляева для наиболее напряженной точки механизма Б

<э*= 0^18

 

7

 

 

 

 

 

 

где £ - приведенный

модуль упругости материалов контактирую­

щих поверхностей. 'Гик как

ролики,

обоймы и звездочку

изготовляют

из стали, то

о

6 И Г*

>

Е - с ' Ю

 


 

 

 

 

-

50

-

 

^

-

длина

ролика,

которую

примем равной К , Z

;

р

-

приведенный радиус

кривизны контактирующих

поверхно-

&

 

стей

в точке

Б ,

равной

 

 

 

 

Для MGX с цилиндрическими роликами рекомендуют брать

/?, = /?,- 27

) Яр Кг г. Тогда для механизмов этого

типа усло­

вие контактной выносливости окончательно приобретает вид

% = 0,418

_________ М £ /Л а - 1)

 

 

2 К ,К г Z3(K2 - 2 ) £ g f

 

 

При предварительных расчетах задают:

К р 1,5-3,0] Кг - 8~f0;

Z--Q- 30] [&к] =2>10Ч^ г ] «

= 6 - 7 °

(ч, = е%

по построению). Так как для МСХ с цилиндрическими роликами ис­ пользуют ролики, изготавливаемые подшипниковой промышленностью,

полученные расчетом значения диаметра и длины ролика уточняют по каталогу и повторными расчетами добиваются оптимальных раз­ меров механизма.

Для профилирования звездочки помимо радиуса R2

необходимо

знать

величину

радиуса R ц

окружности, на

которой

расположены

центры

&2 • 2

го определяют из выражения (

вывод не дается )

 

 

Яц = 2 ( й ■,

- Ъ) SinifJ .

 

 

Окончательное выражение условия контактной выносливости

МСХ о эксцентриковыми роликами, если принять R 2 = A j Ъ

.име­

ет вид

 


 

-

51

-

 

 

 

 

 

 

 

При проектировании задают

величины

 

 

'f ~

4 °

 

и определяет предварительное

значение

радиуса i

а

затем

-

R

и

и эксцентриситета ( расстояния

Oj

0 у )

6

- R g t Z 't - R i

( дается без вывода). Так как

от угла

ср

зависит

надежность

заклинивания и расклинивания,

полученные

размеры должны быть

уточнены с там, чтобы удовлетворялось условие (

дается

без

вы­

вода)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(RttRi)z- е& . 2(Rl-Z)(RztZ)

Звездочка и внутренняя обойма МСХ обычно достаточно прочны и жестки, так как находятся на валах и имеют значительную тол -

щипу. Толщина внешней обоймы должна быть получена или проверена расчетом на прочность. При этом обойму рассматривают, как кри­ вой брус с внутренним радиусом R t , искомой толщиной £> и

длиной, ограниченной центральным углом —^ ■ , с жестко закреп­ ленными концами и симметрично приложенной поперечной нагрузкой Ne

Центробежные механизмы

Центробежные механизмы (ЦБ/1) нашли широкое применение в

СЯР трансмиссии автомобиля в качестве воспринимающего и задаю­ щего элементов. Входным сигналом для ЦЕМ является скорость вра­ щения. Выходным - осевое усилие на скользящей детали механизма