Файл: Гаспарянц, Г. А. Некоторые автоматические системы автомобиля учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 3
- 47 -
При Ol>i < С0г те же силипово рачивают ролик в обратном
направлении, расклинивая механизм. Очевидное достоинство МСХ с
эксцентриковым роликом - простота конструкции. Недостаток состо
ит в том, что при деформации поверхностей контакта, возникающей
вследствие перегрузок или взносов, возможен переворот ролика и
в результате этого отказ механизма. |
|
Зависимость между величиной крутящего момента |
, переда |
ваемого МСХ, и его основными размерами обуславливается необходи
мостью обеспечить достаточную статическую прочность, жесткость
и усталостную долговечность деталей, на которые вследствие за щемления ролика действуют значительные нормальные давления.
Зависимость между величиной крутящего момента |
М |
.переда |
||
ваемого МСХ, и его основными размерами обуславливается |
необходи |
|||
мостью обеспечить достаточную |
контактную |
выносливость, |
прочность |
|
и жесткость деталей, которые |
во время защемления ролика находят |
|||
ся под действием значительной |
нормальной |
силы /V |
. |
|
Для определения этой силы обратимся |
к фиг.23, |
на которой, |
||
помимо очевидных обозначений, |
оС - угол между касательными к |
|||
рабочим поверхностям, проведенными через |
точки контакта |
R и б , |
||
именуемый углом.заклинивания; |
& - равнодействующая сил взаимо- |
|||
прйптвия юолика с обоймой или |
звездочкой ............................................— |
|||
а |
1 |
б |
|
|
- 48 -
'Od
Фиг.23 Схемы к расчету МСХ: ('(- с цилиндрическим роликом; о - с эксцентриковым роликом.
Из условия равновесия ролика в заклиненном состоянии следу
ет, что сила O' , с которой ведущий элемент воздействует через
ролик на ведомый, направлена по линии АБ. Поэтому крутящий мо
мент, передаваемый одним роликом, |
равен & CL . |
||
Если |
2 - |
число роликов, а |
М - крутящий момент, пере |
даваемый МСХ, |
то , |
учитывая, что |
OL= /?f sin У , можно написать |
а= |
м_ |
> |
|
Z |
|||
|
|||
|
|
Откуда
м
а =
Z R , sin у
|
|
|
- |
49 |
- |
Нормальная сила |
Л/ |
в точках контакта Я и Б равна : |
|||
в МСХ с цилиндрическим роликом |
|
||||
= |
~ &cos У = |
ZR, |
tg y |
; |
|
в МСХ с эксцентриковым роликом |
|
||||
|
/Уд 9-casу - |
ZRi |
|
, |
|
|
Nb =0,cos{f - |
М |
|
|
|
|
гЯ, |
|
|
||
где, как |
следует из фиг.23, 5 |
, |
|
||
|
r2 = r, |
sin у |
|
|
|
|
simp |
|
|
Наиболее напряженным местом любого роликового МСХ являются поверхности контакта. Возникающие здесь контактные напряжения лимитируют величину крутящего момента, передаваемого механизмом,
и долговечность его работы. Поэтому основным раочетом для опре деления главных размеров .МСХ является расчет на контактную выно сливость.
Контактные напряжения определяют по формуле Герца-Беляева для наиболее напряженной точки механизма Б
<э*= 0^18 |
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
где £ - приведенный |
модуль упругости материалов контактирую |
|||
щих поверхностей. 'Гик как |
ролики, |
обоймы и звездочку |
||
изготовляют |
из стали, то |
о |
6 И Г* |
> |
Е - с ' Ю |
|
|
|
|
|
- |
50 |
- |
|
^ |
- |
длина |
ролика, |
которую |
примем равной К , Z |
; |
|
р |
- |
приведенный радиус |
кривизны контактирующих |
поверхно- |
|||
& |
|
стей |
в точке |
Б , |
равной |
|
|
|
|
|
Для MGX с цилиндрическими роликами рекомендуют брать
/?, = /?,- 27 |
) Яр Кг г. Тогда для механизмов этого |
типа усло |
|
вие контактной выносливости окончательно приобретает вид |
|||
% = 0,418 |
_________ М £ /Л а - 1) |
|
|
2 К ,К г Z3(K2 - 2 ) £ g f |
|
|
|
При предварительных расчетах задают: |
К р 1,5-3,0] Кг - 8~f0; |
||
Z--Q- 30] [&к] =2>10Ч^ г ] « |
= 6 - 7 ° |
(ч, = е% |
по построению). Так как для МСХ с цилиндрическими роликами ис пользуют ролики, изготавливаемые подшипниковой промышленностью,
полученные расчетом значения диаметра и длины ролика уточняют по каталогу и повторными расчетами добиваются оптимальных раз меров механизма.
Для профилирования звездочки помимо радиуса R2 |
необходимо |
||||
знать |
величину |
радиуса R ц |
окружности, на |
которой |
расположены |
центры |
&2 • 2 |
го определяют из выражения ( |
вывод не дается ) |
||
|
|
Яц = 2 ( й ■, |
- Ъ) SinifJ . |
|
|
Окончательное выражение условия контактной выносливости
МСХ о эксцентриковыми роликами, если принять R 2 = A j Ъ |
.име |
ет вид |
|
|
- |
51 |
- |
|
|
|
|
|
|
|
При проектировании задают |
величины |
|
|
'f ~ |
4 ° |
|
||
и определяет предварительное |
значение |
радиуса i |
а |
затем |
- |
R |
|||
и |
и эксцентриситета ( расстояния |
Oj |
0 у ) |
6 |
- R g t Z 't - R i |
||||
( дается без вывода). Так как |
от угла |
ср |
зависит |
надежность |
|||||
заклинивания и расклинивания, |
полученные |
размеры должны быть |
|||||||
уточнены с там, чтобы удовлетворялось условие ( |
дается |
без |
вы |
||||||
вода) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(RttRi)z- е& . 2(Rl-Z)(RztZ)
Звездочка и внутренняя обойма МСХ обычно достаточно прочны и жестки, так как находятся на валах и имеют значительную тол -
щипу. Толщина внешней обоймы должна быть получена или проверена расчетом на прочность. При этом обойму рассматривают, как кри вой брус с внутренним радиусом R t , искомой толщиной £> и
длиной, ограниченной центральным углом —^ ■ , с жестко закреп ленными концами и симметрично приложенной поперечной нагрузкой Ne
Центробежные механизмы
Центробежные механизмы (ЦБ/1) нашли широкое применение в
СЯР трансмиссии автомобиля в качестве воспринимающего и задаю щего элементов. Входным сигналом для ЦЕМ является скорость вра щения. Выходным - осевое усилие на скользящей детали механизма