Файл: Богатский, А. В. Н. Д. Зелинский (1861 - 1953). Страницы жизни и творчества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кой, а также опубликование статьи об электропровод­ ности стереоизомерных кислот и их смесей.

Вернувшись из Лейпцига, Н. Д. Зелинский начи­ нает широкие экспериментальные исследования. К этому времени у него уже 27 печатных работ, в том числе монография. В 1891 году он публикует еще 10 работ, среди них вторая монография — докторская диссертация.

Когда 10 ноября 1891 года на кафедру поднялся приват-доцент Николай Дмитриевич Зелинский, перед членами Ученого совета Новороссийского универси­ тета предстал известный ученый, переживший пору первой зрелости.

Докторская диссертация Н. Д. Зелинского явилась незаурядным событием в истории органической хи­ мии. Не следует забывать, что всего 30 лет отделяло этот период от первого изложения теории химиче­ ского строения А. М. Бутлерова, 17 лет прошло со времени опубликования стереохимической гипотезы Вант Гоффа и 4 года со времени опубликования из­ вестной статьи И. Вислиценуса о геометрической изо­

мерии. Стереохимия не стала

еще общепризнанной.

В России же стереохимических

работ практически

почти не было. Вот почему диссертация Н. Д. Зелин­ ского «Исследование явлений стереоизомерии в рядах предельных углеродистых соединений» так заинтере­

совала широкие круги

научной общественности в

нашей стране и за рубежом.

Знаменателен эпиграф к докторской диссертации

Н. Д. Зелинского:

 

«Законы природы должны быть не изобретаемы а

priori, но открываемы

наблюдением. Humboldt: Kos-

mos».

 

Эти слова как бы подчеркивали материалистиче­

ское мировоззрение Н.

Д. Зелинского.

43

Открытую еще в период геттингенской команди­ ровки реакцию взаимодействия а-галоидзамещенных карбоновых кислот с цианистым калием Н. Д. Зелин­ ский распространил на серию новых объектов. Иссле­ дования проводились с размахом, и в них участ­ вовали ученики Николая Дмитриевича, тесно группировавшиеся вокруг него. Результатом явплась разработка общего метода получения замещенных двухосновных кислот в двух стереоизомерных фор­ мах.

События развивались стремительно, но закономер­ но. Чувствовался трезвый и продуманный план, уме­ лый руководитель и организатор. 1889 год: Н. Д. Зе­ линский и С. Г. Крапивин получают диметилянтарные кислоты, а Н. Д. Зелинский и М. Фельдман — дифенилглутаровые кислоты. Год завершается тем, что сам Н. Д. Зелинский синтезирует стереоизомерные диметилглутаровые кислоты. Работа, прерванная поезд­ кой Н. Д. Зелинского в Лейпциг, в 1891 году возоб­ новляется с прежней интенсивностью. В течение первой половины этого года сам Николай Дмитрие­ вич получает диметиладипиновые и диметилпимелиновые кислоты, вместе с А. М. Безредкой синтезирует триметилянтарные кислоты, с Л. Бухштабом получа­ ет фенилметилянтарные кислоты. В том же году Н. Д. Зелинский осуществляет синтез диметилдиоксиглутаровых кислот, положив тем самым начало раз­ работке метода синтеза диоксикислот жирного ряда37.

Серия проведенных исследований сделала достоя­ нием практики как метод получения замещенных янтарных, глутаровых, адипиновых и пимелиновых кислот, так и метод синтеза диоксикислот жирного ряда. Все эти кислоты были подвергнуты всесторон­

37 С. С. Наметкин. Николай Дмитриевич Зел ский. — В кн.: Н. Д. Зелинский. Собрание трудов,

т. 1. М., 1954, с. 22.

44


нему исследованию и подробно охарактеризованы. Причем применялся очень важный в данном случае метод сравнительного анализа.

Докторская диссертация Н. Д. Зелинского—одно из первых в мировой литературе тщательных научных исследований способов получения, физических и хи­ мических свойств диастереоизомеров. Интересная по­ пытка разделения d, 1-форм диастереомеров на опти­ ческие антиподы с использованием механического метода Пастера привела к успеху в случае диметилдиоксиглутаровых кислот. Впервые были получены синтетические оптически активные соединения. «Те­ перь мы уже знаем, — писал Н. Д. Зелинский, — что «асимметрические силы», проявляющие себя в явлениях стереоизомерии и оптической деятельности материи, свойственны не только органическим веще­ ствам, составляющим продукты жизнедеятельности природы, как то думал раньше Пастер, но также и веществам, искусственно добытым в лаборатории и также обладающим той же удивительной игрой моле­ кулярных сил, которая так чувствительно отражается на поляризованном луче»38.

Диссертация завершалась фразой, которая звучала очень смело для того времени и свидетельствовала о научной прозорливости Н. Д. Зелинского: «Идея асим­ метричности некоторых химических соединений зиж­ дется, таким образом, на основном свойстве материи, и дальнейшее развитие этой идеи путем эксперимен­ тальным весьма желательно; она откроет широкие горизонты более глубокому пониманию наших пред­ ставлений о химической частице и ее динамике, а теории строения ее статистическими представления­

38 Н. Д. Зелинский. Исследования явлений стерео­ изомерии в рядах предельных углеродистых соедине­ ний. Одесса, 1891, с. 189.

45

ми будет постепенно придан истинный динамический смысл»39.

Не менее интересна и мало освещенная в историо­ графии, мемуарах и жизнеописаниях ученого речь, сказанная им 10 ноября 1891 года при защите доктор­ ской диссертации,—«Несколько замечаний о хими­ ческой природе органических соединений и асиммет­ рическом углероде»40. Конечно, не все в этой речи совпадает с нашим современным пониманием при­ роды органических соединений и их особенностей. Но не это главное. Главным является глубоко материали­ стическое понимание сущности проблем стереохимии, глубокая вера в возможность научного познания са­ мых сокровенных тайн природы. Эта речь заканчива­ лась поистине пророческими словами, оптимизм кото­ рых не утратил значения и сегодня: «Полное торже­ ство химического синтеза выразится только тогда, когда возможно будет разделить (синтетический) оп­ тически недеятельный асимметрический белковый двойник, левая половина которого окажется идентич­ ной с белковым веществом, идущим на построение всех организмов на земле; правая же половина этого неизвестного еще асимметрического белкового двойни­ ка представит оптический антипод левого белка или левой плазмы. Каковы, например, должны быть свой­ ства какого-нибудь амебоидного организма, белого кровяного шарика или лейкоцита, организм которых заключал бы правовращающее белковое тело, и на­ сколько это отразилось бы на общих физиологических функциях организованных элементов?- Не существу­ ет ли во вселенной другой солнечной системы, также построенной по асимметрическому плану и представ­

39 Н. Д. Зелинский. Исследования явлений стерео

изомерии.., с. 189.

40 Н. Д. Зелинский. Несколько замечаний о хи ческой природе органических соединений и асиммет­ рическом углероде. Одесса, 1892, с. XIII—XIV.

46


ляющей как бы Космический изомер (антипод) нашей системы?

Если да, то органическая жизнь на одной из пла­ нет (соответствующей в космическом распределении планетных масс нашей земле) такой системы должна поддерживаться созиданием и разрушением левого сахара и правого белка. Вот вопросы, которые не­ вольно возникают при сравнении невидимого мира химических молекул с космическим молекулярным миром»41.

Мы видим, что научное предвидение и фантазия энтузиаста-естествоиспытателя намного опережали время. Блестящая защита диссертации знаменовала рождение нового доктора химических наук, с честью пронесшего через всю свою долгую жизнь это высо­ кое научное звание.

Диссертация Н. Д. Зелинского вызвала широкий и положительный отклик в химических кругах и спо­ собствовала популяризации его имени. К нему при­ шла настоящая известность. Его работы широко цити­ ровали, на них ссылались.

Проходит год, и 15 (27) декабря 1892 года доктор химии Н. Д. Зелинский вновь поражает слушателей даром своего научного мышления и предвидения. В актовом зале университета он выступает с речью «Научное значение химических работ Пастера»42 на торжественном собрании Новороссийского общества естествоиспытателей и Общества врачей г. Одессы, посвященном 70-летию со дня рождения великого французского ученого. Эта речь звучала не только как гимн Луи Пастеру, как блестящая научная био­ графия этого замечательного ученого. Она звучала как гимн стереохимии, как выражение глубокой веры

41Там же.

42Н. Д. Зелинский. Научное значение работ Пас­

тера. Одесса, 1893.

47

в силу человеческого познания тайн природы, кото­ рое, безусловно, приведет и к раскрытию природы асимметрического синтеза, и к открытию Вселенной, в которой живые существа построены из D-аминокис- лот и L-сахаров, в отличие от нашей Земли, где бел­ ки строятся из L-аминокислот, а полимерные углево­ ды из мономерных D-сахаров.

1892 год был плодотворным и в осуществлении научных экспериментов в области синтеза и в не­ сколько неожиданном, на первый взгляд, направле­ нии. Еще летом 1891 года по предложению знамени­ того ученого, профессора Новороссийского универси­ тета, академика А. О. Ковалевского Н. Д. Зелинский принял участие в научной экспедиции по изучению Черного моря. Ее финансировали Географическое об­ щество, Новороссийское общество естествоиспытате­ лей и Морское министерство. Экспедиция вышла в море в конце июля на канонерской лодке «Запоро­ жец». Кроме Н. Д. Зелинского в работе принимал уча­ стие бактериолог Е. М. Брусиловский. В ходе экспе­ диции с разных глубин в пяти различных пунктах Черного моря брались пробы грунта. Этот интерес­ нейший материал в 1892 году подвергся тщательному изучению в химической лаборатории Новороссийского университета и на бактериологической станции. Ре­ зультаты работы были опубликованы в статье «О сероводородном брожении в Черном море и одесских лиманах»43. Вопреки существовавшему тогда мнению (гипотеза профессора И. А. Андрусова), что источни­ ком сероводорода в Черном море являются белковые вещества организмов, вымерших в предыдущие гео­ логические эпохи, Н. Д. Зелинский выдвинул свою,

43Н. Д. Зелинский, ЖРХО, т. 25, 1893, с. 298—303; Я. Д. Зелинский, Е. М. Брусиловский, «Южнорусская

медицинская газета». Одесса, 1893, 18, с. 231—233; № 19, с. 248—251.

48


блестяще подтвердившуюся экспериментом, гипотезу о том, что образование сероводорода — продукт дея­ тельности особых микроорганизмов при полном от­ сутствии белковых веществ. По данным Н. Д. Зелин­ ского, процесс сероводородного брожения в Черном море и одесских лиманах вовсе не закончен, а, напро­ тив, развивается и может усилиться.

Эта, казалось бы эпизодического характера, работа явилась для такого выдающегося ученого, как Н. Д. Зелинский, предметом широкого обобщения. Он писал, что микроорганизмы, выделяющие сероводо­ род, приспособились к жизни в морской воде, к пита­ нию за счет клетчатки водорослей и дыханию за счет кислорода, связанного в сернокислых и серноватисто­ кислых солях Черного моря. Это исследование внесло существенный вклад в изучение окружающей среды и развитие представлений о генезисе нефти. Вышед­ шая в печати в 1893 году работа по существу явилась последней публикацией одесского периода деятель­ ности Николая Дмитриевича Зелинского.

* н» *

Летом 1893 года тридцатилетний профессор Н. Д. Зелинский, автор многих печатных работ и уже широко известный в научных кругах ученый, поки­ нул Одессу — город своего отрочества и юности, пер­ вой поры своей научной зрелости.

По рекомендации Н. А. Меншуткина министр про­ свещения издал указ о назначении Н. Д. Зелинского экстраординарным профессором Московского универ­ ситета. Николай Дмитриевич искренне обрадовался этому, так как, по его словам, он не смел «...мечтать о том, чтобы стать профессором старейшего Москов­ ского университета, созданного гением Ломоносова»44.

44 А. А. Баландин, Н. Е. Зелинская, А. Н. Зелин­ ский. Жизнь и научная деятельность Н. Д. Зелин­ ского, с. 583.

4 Зак. № 131

49


4 июля 1893 года он писал Дмитрию Ивановичу Мен­ делееву, способствовавшему переводу Н. Д. Зелинского в Москву: «Глубокоуважаемый, дорогой Дмитрий Иванович! Получил известие о назначении меня в Москву. Невыразимо счастлив такому исходу дела и делюсь с Вами своей радостью...»45.

Зелинский справедливо полагал, что в условиях тогдашней России в таком крупном столичном цент­ ре, как Москва, он сможет сделать гораздо больше для развития науки в родной стране, для развития горячо любимой им органической химии. С переездом в Москву начиналась пора всестороннего роста, пора превращения известного ученого в великого деятеля науки, перед которым преклонялись и преклоняются поколения химиков.

Радость грядущего созидания, перспективных пла­ нов и мечтаний омрачалась разлукой с Одессой. Он любил этот неповторимый город на черноморском бе­ регу, любил его университет, ставший подлинно alma mater для него, впервые вступившего в мир творчест­ ва, мир науки.

С Одессой связана его первая любовь. Здесь, ещо будучи студентом второго курса, он женился на Раисе Ивановне Дроковой, с которой прожил 17 счаст­ ливых супружеских лет (Р. И. Дрокова скончалась в 1908 г.). Здесь он приобрел хороших друзей и первых учеников. Многолетняя дружба связывала Н. Д. Зе­ линского с видным бактериологом Я. Ю. Бардахом, основавшим в Одессе первую в России бактериологи­ ческую станцию. В Одессе Николай Дмитриевич подружился и с семьей Е. А. Ферсмана, сын которого, А. Е. Ферсман, стал выдающимся советским геохи­ миком, академиком, близким другом Николая Дмит­ риевича.

45 В. В. Козлов. Очерки истории химических об­ ществ СССР, с. 149.

50

Подводя итог жизни и творчества Николая Дмит­ риевича Зелинского в одесский период, можно с уве­ ренностью сказать, что в Одессе он полностью сфор­ мировался как глубокий и самобытный исследователь, во весь голос заявивший о себе научному миру. Здесь он проявил себя как талантливый научный руково­ дитель и организатор. Школа Н. Д. Зелинского, вопре­ ки ряду высказываний, зародилась именно в Одессе, а не в Москве. В Москве она развилась, возмужала, разрослась, как могучее древо, давшее много ветвей. В Одессе он впервые проявил себя как любимый слу­

шателями

лектор,

чье слово исполнено

глубокого

смысла и

лишено

бьющей на эффект красивости.

Здесь он

прошел

начальную

школу

гражданствен­

ности, что закрепило за ним

славу

прогрессивного

ученого, честного

человека, с презрением

 

и гневом

относящегося

к деспотизму,

произволу

и

реакции.

Это свойство

его

характера,

постоянно

укрепляясь,

позволило ему радостно воспринять Великую Октябрь­ скую социалистическую революцию, служению кото­ рой он посвятил всего себя.

Николай Дмитриевич Зелинский навсегда сохра­ нил любовь к Одессе. До 1912 года он приезжал сюда ежегодно, бывал в Одессе и позже. В 1941 году в честь своего 80-летия он получил приветствие одес­ ских химиков, представленное учеником коллеги Зелинского по Новороссийскому университету П. И. Петренко-Критченко профессором В. Д. Богатским. В ответном слове Н. Д. Зелинский вновь выра­ зил большую любовь к Одесскому университету, вос­ питанником которого считал себя всю жизнь.

Одесский университет свято чтит память Николая Дмитриевича Зелинского. Его имя можно прочитать среди выдающихся воспитанников университета на мемориальной доске в главном корпусе на улице Петра Великого, 2. Его имя носит лаборатория орга-

52