Файл: Басевич, В. В. Корабли не умирают.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В.В.Басевич, ААЦытович

КОРАБЛИ

⅛YMИРАЮТ

В. В. БАСЕВИЧ, А. А. ЦЫТОВИЧ

КОРАБЛИ

НЕ

УМИРАЮТ

МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1974

ɪ

 

i 4'

λ публичная

 

нау^-.охничэскея

 

 

-j,*61∙ _г> ...,⅛ .cccp

 

6T4(09)

C-

. 3Γ.∙. √!fv∙*'

 

l!H7^Λ√ S1-O

 

Б27

 

 

 

УДК 93/99: 656.605

Басевич В. В., Цытович А. А.

î

I

527 Корабли не умирают. Μ., «Транспорт», 1974. 176 с. с ил.

В книге рассказывается об истории некоторых судов морского флота, чьи названия связаны или с географическими названиями, или с именами выдающихся деятелей прошлого и настоящего.

Предназначена для широкого круга читателей, интересующихся

историей флота,

......

Б

31806—1424

6T4(09)

------------------262—73

 

049(01)-74

 

© Издательство «Транспорт», 1974 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Берега Советского Союза омывают 14 морей и 3 океа­ на. На западе и на востоке, на юге и на севере плещутся морские волны у берегов нашей Родины. Не зря ее назы­

вают великой морской державой.

Судоходство и судостроениеиспокон веков составляли одно из основных занятий русских людей, живших на берегах морей и рек. Богата история отечественного море­ плавания.

Литература, повествующая о путях развития русского судоходства и судостроения с древнейших времен до на­ ших дней, о выдающихся географических открытиях рус­ ских мореплавателей, о революционных, боевых и трудо-^ вых подвигах моряков торгового флота и, наконец, о се­ годняшних днях, о дальнейшем развитии советского морского флота, привлекает читателей, интересующихся историей отечественного мореплавания, историей кораб­ лей-героев.

Уходя из состава действующих судов, корабли совсем не исчезают. Они оставляют после себя имя, которое, по­ добно имени человека, может быть предано забвению,

а может остаться в веках, как имя крейсера «Варяг», ле­ гендарной «Авроры», парохода «Пушкин»...

Корабли не умирают! На смену одним приходят дру­ гие. Получив имена своих знаменитых предков, они до­ стойно несут их на борту. На смену одним морякам

приходят другие, которые чтут славные традиции рус-

3


ского флота, с достоинством носят звание моряка совет­ ского морского флота.

Эта книга о судьбе трех семейств отечественных су­ дов, в названиях которых воплотились имена Александра Пушкина, дипкурьера Теодора Нетте, а также знамени­ того озера Байкал. На примерах из жизни нескольких судов авторы повествуют о развитии русского и совет­ ского торгового флота, в живой, занимательной форме раскрывают отдельные этапы освоения побережий нашей

необъятной Родины, в особенности Дальнего Востока,

связывая это с именами и судьбами русских мореплава­ телей и землепроходцев, капитанов, членов экипажей судов, а также с именами выдающихся представителей русской и советской литературы и науки.

Читатель найдет здесь ответы на многие вопросы, ка­

сающиеся появления пароходных компаний в России, строительства портов, участия моряков торгового флота

в революционном движении и гражданской войне, борь­ бы их за сохранение флота, героизма советских моряков

вгоды Великой Отечественной войны.

Вкниге показаны политика царской России в отноше­

нии мореплавания, зависимость ее от иностранного капи­ тала и флота и политика Советского государства, на­ правленная на развитие и укрепление могущества мор­ ского транспорта, как одной из важнейших отраслей

народного хозяйства.

Собранный авторами большой исторический материал и достоверные факты, многие из которых публикуются впервые, рождают чувства патриотизма и гордости за славные дела и традиции русского флота и служат воспи­ танию у моряков гордости за свое судно.

Книга представляет определенный научный интерес для краеведов, литературных и музейных работников.

Может быть использована в пропагандистской лекцион­

ной и просветительной работе среди учащихся морских училищ, молодежи и школьников, пассажиров и туристов, совершающих путешествия на судах, посещающих при­ морские города.

Она является дальнейшей разработкой большой темы «Корабли не умирают», предложенной в таком широком плане авторами. Они уже выступали с этой темой в газе­

тах и в

журналах «Морской флот», «Советский воин»

и других.

Ее, несомненно, следует приветствовать, как

4


весьма актуальную, повествующую о бессмертии людей и городов, имена и названия которых воплощены в назва­

ниях кораблей.

В настоящее время появляется много -судов с назва­ ниями в память о прославленных моряках («Капитан

Готский», «Капитан Бондаренко», «Механик Рыбачук», «Капитан Кондратьев» и др.).

Издание рассказов о -судах, носящих имена выдаю­ щихся людей прошлого и настоящего, государственных деятелей нашей страны, моряков-ветеранов будет иметь большое значение в популяризации нашего флота, его славных традиций и воспитании подрастающего поколе­ ния моряков.

Капитан дальнего плавания председатель центрального клуба капитанов

Г. Мезенцев

* *

*

Авторы приносят сердечную благодарность капитанам

дальнего

плавания А. П. Бочеку, Е. Д.

Бессмертному

и В. Л.

Соловьеву, инженер-капитану I

ранга запаса

Н. А. Залесскому, канд. техн, наук П. И. Струмпе, това­ рищам Ф. X. Ганзюку и И. С. Козловской, бывшему на­ чальнику Центрального Государственного архива Совет­

ской Армии Д. И. Куртову, а также сотрудникам Музея боевой славы г. Петропавловска-Камчатского, Централь­ ного военно-морского музея в г. Ленинграде, Музея мор­

ского

флота СССР

в г. Одессе,

школьникам школы

№ 584

г. Москвы и

школы № 37 г.

Одессы, оказавшим

большую помощь при сборе материалов для книги.

Г лава I

«ПУШКИН» НА МОРЯХ

Пусть повторяют иные (не верьте!),

будто всему на земле свой срок. Пушкин — уже не боится смерти,...

Степан Щипачев

1. ВПЕРВЫЕ C ИМЕНЕМ ПОЭТА

Пушкин познакомился с морем в годы изгнания. Бу­ дучи в Одессе, поэт начинал день с его посещения:

Бывало, пушка заревая Лишь только грянет с корабля, C крутого берега сбегая,

Уж к морю отправляюсь я.1

Чем больше проходило времени со дня гибели Алек­ сандра Сергеевича, тем ощутимее становилась утрата.

Восьмидесятилетие со дня рождения А. С. Пушкина совпадало с приближавшимся 25-летием образования Русского общества пароходства и торговли.

До шестидесятых годов прошлого столетия морские

транспортные перевозки находились почти целиком в ру­ ках иностранцев. Отдельные небольшие суда казенного

пароходства •— Новороссийской пароходной экспеди­

ции — не удовлетворяли потребности обширного южного края, не говоря уже об обеспечении морских связей с за­ границей.

В 1856 году было учреждено и в мае 1857 года на Чер­ ном море начало действовать Русское общество пароход­

ства и торговли (РОПИТ). Первоначально флот Общест­ ва состоял всего из пяти пароходов общей грузоподъем­

ностью 5495 т. В ту пору это было самое большое судоходное предприятие России. Ему выдавалась прави-

1 А. С. Пушкин. Поли. собр. соч., т. 3. M.., Гос. изд. худлит.,

1950, стр. 177.

6


тельственная субсидия в виде помильнои оплаты. Яв­ ляясь монополистом, Общество подавляло всякую кон­ куренцию и держало в своих руках все судоходство на

Черном море.

C созданием РОПИТа было организовано регулярное морское пассажирское сообщение и в каботажном и за­

граничном плавании. Начали функционировать линии Одесса — Херсон, Одесса — Ростов, Одесса — Батуми, Одесса — Александрия и др. Суда отходили из Одессы обычно один раз в неделю. В зависимости от основной цели выполняемые рейсы объявлялись как пассажирские, почтовые, товаро-пассажирские.

C развитием морских перевозок начались работы по благоустройству портов. Недалеко от Туапсе, в не­ большой бухте, к 1898 году возник порт—убежище для парусников. Приобретая на Кавказе береговые участки, Общество сооружало на них пристани, склады, магазины, учреждало свои агентства. В конце концов дикие места стали мало-помалу привлекать к себе переселенцев, пор­ ты начали посещать иностранные суда.

Флот РОПИТа из года в год пополнялся новыми паро­

ходами, среди которых были грузо-пассажирские суда,

приобретавшиеся Обществом в Англии. В угоду титуло­ ванным особам этим пароходам чаще всего присваива­ лись имена щарской фамилии: «Великий князь Михаил», «Великая княгиня Ольга» и т. д.

Но вот традиция была нарушена, и на просторах Чер­ ного моря появился пароход «Пушкин». Это название судно получило в честь великого поэта в связи с 80-й го­

довщиной со дня его рождения. C этого времени и начи­

нается родословная кораблей с именем великого русского поэта на борту. Первый пароход «Пушкин» имел длину

88,8 метра, ширину—10,2 метра и мог принимать

28 000 пудов различных грузов, перевозить 257 пассажи­ ров, из них 61 — в каютах первого и 77 — в каютах вто­

рого класса.

Ранним осенним утром 1881 года первый капитан пер­ вого парохода «Пушкин» Юрий Михайлович Абрамов подал первую команду. Заработала машина, и пароход

в сплошном тумане стал удаляться от берегов Англии,

где он был построен.

На четырнадцатые сутки под вечер начали открывать­ ся пригороды Одессы: Большой Фонтан, потом Средний,

7

Аркадия, Ланжерои, а вот и

Одесский порт. Обогнув Ворон­ цовский маяк, возвышавшийся на

Í

- : .

 

,

Рейдовом

молу,

созданном ка­

і

 

 

ких-нибудь пять лет назад, «Пуш­

і

 

 

 

кин» вошел в Карантинную га­

і

'

:

 

 

 

 

вань и ошвартовался у набереж­

 

 

 

 

ной РОПИТа, примыкавшей к

 

 

 

 

корню новенького

Платоновского

 

 

 

 

мола. На следующий день судно

 

 

 

 

было приписано к Одесскому пор­

 

 

 

 

ту под номером 246.

 

 

 

 

 

 

Начались морские будни. Бы­

 

 

 

 

вало, и непогодило, море чернело.

 

 

 

 

Пронизывающий ветер

не

пред­

 

 

 

 

вещал ничего хорошего.

Кто по­

 

 

 

 

думает, что бирюзовая, спокой­

 

 

 

 

ная, манящая прозрачной чисто­

 

 

 

 

той и приветливостью черномор­

 

 

 

 

ская гладь, какой ее

привыкли

 

 

 

 

видеть у берегов Крыма и Кавка­

 

 

 

 

за летом,

может

быть

иной.

Памятник А. С. Пушкину в Одессе

А между тем названо море своим именем неспроста.

Грозный вид Черного моря в бурю и ласковая синева в штиль превосходно переданы в карти­

нах выдающегося русского ху­

дожника-мариниста И. К. Айва­

зовского.

Одна из бурь, разыгравшаяся на Черном море в про­ шлом веке, даже заслужила историческую известность. Это знаменитая буря 2 ноября 1854 года. Со страшной

силой она бушевала у юго-западных берегов Крыма и на­

несла немалый урон англо-французскому флоту и армии, осаждавшим в ту пору Севастополь. Херсонесская гавань волновалась и пенилась, как кипящий котел. Ко­ рабли, стоявшие в глубине бухты, исчезали, словно в дым­ ке, посреди этой морской пены. Был виден только лес на­ клонившихся мачт, разорванные снасти и со свистом раз­

летающиеся в воздухе лоскутья парусов. В гавани

смятение было всеобщее. Корабли сталкивались между собой, сцеплялись реями и снастями, нанося один друго-

8


му повреждения. Некоторые из кораблей потонули или опрокинулись, другие сели на мель.

В этот день волны Черного моря, казалось, смешива­ лись с низко нависшими тяжелыми тучами, изливавши­ ми потоки дождя, смешанного со снегом и градом. В ре­ зультате погибло до 60 судов союзников, из них 27 было выброшено на берег.

Как-то в одну из таких бурь попал и «Пушкин», совер­ шавший свой очередной репс вдоль диких берегов рус­

ского Причерноморья. Потрепала пароход стихия изряд­ но. Не одному матросу, стоявшему на руле, думалось, что вот пучина моря поглотит их «Пушкина». К утру буря стала стихать, и пароход смог подойти к Ялте. Десятки лодочников устремились к судну за пассажирами. Лодки плясали у борта, и лодочники, умело балансируя, ловко подхватывали уставших от тяжелого перехода людей. Вскоре первые переполненные лодки направились к бе­ регу. Для пассажиров начались новые беды. Многие из

Первое субно с именем А. С. Пушкина на борту

9