ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
В.В.Басевич, ААЦытович
КОРАБЛИ
⅛YMИРАЮТ
В. В. БАСЕВИЧ, А. А. ЦЫТОВИЧ
КОРАБЛИ
НЕ
УМИРАЮТ
МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1974
ɪ |
|
i 4' |
λ публичная |
|
нау^-.охничэскея |
||
|
|
-j,*61∙ _г> ...,⅛ .cccp |
|
|
6T4(09) |
C- |
. 3Γ.∙. √!fv∙*' |
|
l!H7^Λ√ S1-O |
||
|
Б27 |
||
|
|
|
УДК 93/99: 656.605
Басевич В. В., Цытович А. А.
î
I
527 Корабли не умирают. Μ., «Транспорт», 1974. 176 с. с ил.
В книге рассказывается об истории некоторых судов морского флота, чьи названия связаны или с географическими названиями, или с именами выдающихся деятелей прошлого и настоящего.
Предназначена для широкого круга читателей, интересующихся
историей флота, |
...... |
|
Б |
31806—1424 |
6T4(09) |
------------------262—73 |
||
|
049(01)-74 |
|
© Издательство «Транспорт», 1974 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Берега Советского Союза омывают 14 морей и 3 океа на. На западе и на востоке, на юге и на севере плещутся морские волны у берегов нашей Родины. Не зря ее назы
вают великой морской державой.
Судоходство и судостроениеиспокон веков составляли одно из основных занятий русских людей, живших на берегах морей и рек. Богата история отечественного море плавания.
Литература, повествующая о путях развития русского судоходства и судостроения с древнейших времен до на ших дней, о выдающихся географических открытиях рус ских мореплавателей, о революционных, боевых и трудо-^ вых подвигах моряков торгового флота и, наконец, о се годняшних днях, о дальнейшем развитии советского морского флота, привлекает читателей, интересующихся историей отечественного мореплавания, историей кораб лей-героев.
Уходя из состава действующих судов, корабли совсем не исчезают. Они оставляют после себя имя, которое, по добно имени человека, может быть предано забвению,
а может остаться в веках, как имя крейсера «Варяг», ле гендарной «Авроры», парохода «Пушкин»...
Корабли не умирают! На смену одним приходят дру гие. Получив имена своих знаменитых предков, они до стойно несут их на борту. На смену одним морякам
приходят другие, которые чтут славные традиции рус-
3
ского флота, с достоинством носят звание моряка совет ского морского флота.
Эта книга о судьбе трех семейств отечественных су дов, в названиях которых воплотились имена Александра Пушкина, дипкурьера Теодора Нетте, а также знамени того озера Байкал. На примерах из жизни нескольких судов авторы повествуют о развитии русского и совет ского торгового флота, в живой, занимательной форме раскрывают отдельные этапы освоения побережий нашей
необъятной Родины, в особенности Дальнего Востока,
связывая это с именами и судьбами русских мореплава телей и землепроходцев, капитанов, членов экипажей судов, а также с именами выдающихся представителей русской и советской литературы и науки.
Читатель найдет здесь ответы на многие вопросы, ка
сающиеся появления пароходных компаний в России, строительства портов, участия моряков торгового флота
в революционном движении и гражданской войне, борь бы их за сохранение флота, героизма советских моряков
вгоды Великой Отечественной войны.
Вкниге показаны политика царской России в отноше
нии мореплавания, зависимость ее от иностранного капи тала и флота и политика Советского государства, на правленная на развитие и укрепление могущества мор ского транспорта, как одной из важнейших отраслей
народного хозяйства.
Собранный авторами большой исторический материал и достоверные факты, многие из которых публикуются впервые, рождают чувства патриотизма и гордости за славные дела и традиции русского флота и служат воспи танию у моряков гордости за свое судно.
Книга представляет определенный научный интерес для краеведов, литературных и музейных работников.
Может быть использована в пропагандистской лекцион
ной и просветительной работе среди учащихся морских училищ, молодежи и школьников, пассажиров и туристов, совершающих путешествия на судах, посещающих при морские города.
Она является дальнейшей разработкой большой темы «Корабли не умирают», предложенной в таком широком плане авторами. Они уже выступали с этой темой в газе
тах и в |
журналах «Морской флот», «Советский воин» |
и других. |
Ее, несомненно, следует приветствовать, как |
4
весьма актуальную, повествующую о бессмертии людей и городов, имена и названия которых воплощены в назва
ниях кораблей.
В настоящее время появляется много -судов с назва ниями в память о прославленных моряках («Капитан
Готский», «Капитан Бондаренко», «Механик Рыбачук», «Капитан Кондратьев» и др.).
Издание рассказов о -судах, носящих имена выдаю щихся людей прошлого и настоящего, государственных деятелей нашей страны, моряков-ветеранов будет иметь большое значение в популяризации нашего флота, его славных традиций и воспитании подрастающего поколе ния моряков.
Капитан дальнего плавания председатель центрального клуба капитанов
Г. Мезенцев
* *
*
Авторы приносят сердечную благодарность капитанам
дальнего |
плавания А. П. Бочеку, Е. Д. |
Бессмертному |
и В. Л. |
Соловьеву, инженер-капитану I |
ранга запаса |
Н. А. Залесскому, канд. техн, наук П. И. Струмпе, това рищам Ф. X. Ганзюку и И. С. Козловской, бывшему на чальнику Центрального Государственного архива Совет
ской Армии Д. И. Куртову, а также сотрудникам Музея боевой славы г. Петропавловска-Камчатского, Централь ного военно-морского музея в г. Ленинграде, Музея мор
ского |
флота СССР |
в г. Одессе, |
школьникам школы |
№ 584 |
г. Москвы и |
школы № 37 г. |
Одессы, оказавшим |
большую помощь при сборе материалов для книги.
Г лава I
«ПУШКИН» НА МОРЯХ
Пусть повторяют иные (не верьте!),
будто всему на земле свой срок. Пушкин — уже не боится смерти,...
Степан Щипачев
1. ВПЕРВЫЕ C ИМЕНЕМ ПОЭТА
Пушкин познакомился с морем в годы изгнания. Бу дучи в Одессе, поэт начинал день с его посещения:
Бывало, пушка заревая Лишь только грянет с корабля, C крутого берега сбегая,
Уж к морю отправляюсь я.1
Чем больше проходило времени со дня гибели Алек сандра Сергеевича, тем ощутимее становилась утрата.
Восьмидесятилетие со дня рождения А. С. Пушкина совпадало с приближавшимся 25-летием образования Русского общества пароходства и торговли.
До шестидесятых годов прошлого столетия морские
транспортные перевозки находились почти целиком в ру ках иностранцев. Отдельные небольшие суда казенного
пароходства •— Новороссийской пароходной экспеди
ции — не удовлетворяли потребности обширного южного края, не говоря уже об обеспечении морских связей с за границей.
В 1856 году было учреждено и в мае 1857 года на Чер ном море начало действовать Русское общество пароход
ства и торговли (РОПИТ). Первоначально флот Общест ва состоял всего из пяти пароходов общей грузоподъем
ностью 5495 т. В ту пору это было самое большое судоходное предприятие России. Ему выдавалась прави-
1 А. С. Пушкин. Поли. собр. соч., т. 3. M.., Гос. изд. худлит.,
1950, стр. 177.
6
тельственная субсидия в виде помильнои оплаты. Яв ляясь монополистом, Общество подавляло всякую кон куренцию и держало в своих руках все судоходство на
Черном море.
C созданием РОПИТа было организовано регулярное морское пассажирское сообщение и в каботажном и за
граничном плавании. Начали функционировать линии Одесса — Херсон, Одесса — Ростов, Одесса — Батуми, Одесса — Александрия и др. Суда отходили из Одессы обычно один раз в неделю. В зависимости от основной цели выполняемые рейсы объявлялись как пассажирские, почтовые, товаро-пассажирские.
C развитием морских перевозок начались работы по благоустройству портов. Недалеко от Туапсе, в не большой бухте, к 1898 году возник порт—убежище для парусников. Приобретая на Кавказе береговые участки, Общество сооружало на них пристани, склады, магазины, учреждало свои агентства. В конце концов дикие места стали мало-помалу привлекать к себе переселенцев, пор ты начали посещать иностранные суда.
Флот РОПИТа из года в год пополнялся новыми паро
ходами, среди которых были грузо-пассажирские суда,
приобретавшиеся Обществом в Англии. В угоду титуло ванным особам этим пароходам чаще всего присваива лись имена щарской фамилии: «Великий князь Михаил», «Великая княгиня Ольга» и т. д.
Но вот традиция была нарушена, и на просторах Чер ного моря появился пароход «Пушкин». Это название судно получило в честь великого поэта в связи с 80-й го
довщиной со дня его рождения. C этого времени и начи
нается родословная кораблей с именем великого русского поэта на борту. Первый пароход «Пушкин» имел длину
88,8 метра, ширину—10,2 метра и мог принимать
28 000 пудов различных грузов, перевозить 257 пассажи ров, из них 61 — в каютах первого и 77 — в каютах вто
рого класса.
Ранним осенним утром 1881 года первый капитан пер вого парохода «Пушкин» Юрий Михайлович Абрамов подал первую команду. Заработала машина, и пароход
в сплошном тумане стал удаляться от берегов Англии,
где он был построен.
На четырнадцатые сутки под вечер начали открывать ся пригороды Одессы: Большой Фонтан, потом Средний,
7
Аркадия, Ланжерои, а вот и
Одесский порт. Обогнув Ворон цовский маяк, возвышавшийся на
Í |
- : . |
|
, |
Рейдовом |
молу, |
созданном ка |
||
і |
∙ |
|
|
ких-нибудь пять лет назад, «Пуш |
||||
і |
|
|
|
кин» вошел в Карантинную га |
||||
і |
∙ |
' |
: |
|||||
|
|
|
|
вань и ошвартовался у набереж |
||||
|
|
|
|
ной РОПИТа, примыкавшей к |
||||
|
|
|
|
корню новенького |
Платоновского |
|||
|
|
|
|
мола. На следующий день судно |
||||
|
|
|
|
было приписано к Одесскому пор |
||||
|
|
|
|
ту под номером 246. |
|
|
||
|
|
|
|
Начались морские будни. Бы |
||||
|
|
|
|
вало, и непогодило, море чернело. |
||||
|
|
|
|
Пронизывающий ветер |
не |
пред |
||
|
|
|
|
вещал ничего хорошего. |
Кто по |
|||
|
|
|
|
думает, что бирюзовая, спокой |
||||
|
|
|
|
ная, манящая прозрачной чисто |
||||
|
|
|
|
той и приветливостью черномор |
||||
|
|
|
|
ская гладь, какой ее |
привыкли |
|||
|
|
|
|
видеть у берегов Крыма и Кавка |
||||
|
|
|
|
за летом, |
может |
быть |
иной. |
Памятник А. С. Пушкину в Одессе
А между тем названо море своим именем неспроста.
Грозный вид Черного моря в бурю и ласковая синева в штиль превосходно переданы в карти
нах выдающегося русского ху
дожника-мариниста И. К. Айва
зовского.
Одна из бурь, разыгравшаяся на Черном море в про шлом веке, даже заслужила историческую известность. Это знаменитая буря 2 ноября 1854 года. Со страшной
силой она бушевала у юго-западных берегов Крыма и на
несла немалый урон англо-французскому флоту и армии, осаждавшим в ту пору Севастополь. Херсонесская гавань волновалась и пенилась, как кипящий котел. Ко рабли, стоявшие в глубине бухты, исчезали, словно в дым ке, посреди этой морской пены. Был виден только лес на клонившихся мачт, разорванные снасти и со свистом раз
летающиеся в воздухе лоскутья парусов. В гавани
смятение было всеобщее. Корабли сталкивались между собой, сцеплялись реями и снастями, нанося один друго-
8
му повреждения. Некоторые из кораблей потонули или опрокинулись, другие сели на мель.
В этот день волны Черного моря, казалось, смешива лись с низко нависшими тяжелыми тучами, изливавши ми потоки дождя, смешанного со снегом и градом. В ре зультате погибло до 60 судов союзников, из них 27 было выброшено на берег.
Как-то в одну из таких бурь попал и «Пушкин», совер шавший свой очередной репс вдоль диких берегов рус
ского Причерноморья. Потрепала пароход стихия изряд но. Не одному матросу, стоявшему на руле, думалось, что вот пучина моря поглотит их «Пушкина». К утру буря стала стихать, и пароход смог подойти к Ялте. Десятки лодочников устремились к судну за пассажирами. Лодки плясали у борта, и лодочники, умело балансируя, ловко подхватывали уставших от тяжелого перехода людей. Вскоре первые переполненные лодки направились к бе регу. Для пассажиров начались новые беды. Многие из
Первое субно с именем А. С. Пушкина на борту
9