Файл: Басевич, В. В. Корабли не умирают.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лодок останавливались вдалеке от берега, и тогда носиль­ щики или лодочники брали пассажиров на руки и выно­ сили на сушу.

Стоимость доставки пассажиров с судна на берег не­ редко была дороже, чем плата за перевозку между пор­

тами. К тому же в условиях неблагоприятной погоды и большого волнения на море такая «доставка» нередко оканчивалась для пассажиров трагически.

В 1837 году в Ялте был построен первый каменный мол. Но уже в следующем году морская стихия разру­ шила его. C тех пор не раз предпринимались попытки восстановить мол. Только в 1890 году к молу стали при­ ставать пароходы. C тех пор мол, как и набережная,

стал излюбленным местом прогулок. Посещал мол и Антон Павлович Чехов, живший в Ялте. Он рекомендо­ вал своим близким и друзьям воспользоваться пароход­

ным сообщением. Не раз он любовался с мола вечерним зрелищем прибытия или отправления парохода.

В те годы бывал на юге Иван Алексеевич Бунин, ко­ торый совершал рейсы из Одессы и всегда с теплотой описывал пассажирские суда и морские путешествия на них. Из Одессы вместе со своей женой Иван Алексеевич

ездил в Крым. Возвращаясь оттуда на пароходе «Пуш­

кин», он писал брату 1 октября 1898 года: «Видишь, я в море и ужасно доволен этим. Возвращаемся с Анной Ни­ колаевной из Крыма, уехали в субботу на прошлой неде­

ле, были в Ялте, Гурзуфе и т.

д., потом — в Севастополе

и Балаклаве ’».

 

 

Летом

1906 года на «Пушкине»

из Одессы в Ялту

вместе с

матерью совершил

поездку

юный Константин

Паустовский. Став писателем,

он рассказал о путешест­

вии и пароходе в своей книге «Повесть о жизни».

В то время пассажиры располагались на судне кто как мог. Впереди пассажиров ожидали многочисленные

остановки даже в небольших, подчас еле заметных с бор­ та судна пунктах. А таких было большинство. В первый год плавания «Пушкина» и Новороссийск был крошеч­ ным захолустным городком с 800 жителями. Железной

дороги не было. Раз в неделю он посещался «срочным»

1A. Бабореко,

Бунин И. А. Материалы для биографии.

Μ., Изд. худ. лит., 1967,

стр. 22.

10


пароходом. Сооружение порта началось в октябре

1886 года.

Через десять лет железная дорога связала Новорос­

сийск с центром России, а в 1898 году — и с Волгой. К берегам Черного моря из волжских районов пошло много хлебных грузов. Появился значительный поток леса.

В Новороссийске стало развиваться производство це­ мента. Первый цементный завод возник вместе с городом

иначал свою деятельность с производства 50000 бочон­

ков цемента в год. Все это способствовало строительству

иразвитию порта Новороссийск. Около нового порта выросли: железнодорожная эстакада, элеватор, промыш­ ленный городок «Русский стандарт», занявший террито­ рию по левую сторону речки Цемеса.

Однако сам город Новороссийск с годами мало изме­ нялся. В начале текущего столетия он представлял собой во многих частях жалкие ряды кривобоких крошечных домиков и длинных заборов, выстроившихся вдоль неров­ ных, изрытых дождевыми потоками улиц. Попригляднее была лишь главная часть города па вершине горы, где

находились большие здания, гостиницы, магазины. Всему виной была свирепая «бора» (норд-ост), которая зимой

леденит морозом, а летом вздымает тучи

песка, сле­

пит глаза и у стоящих в гавани пароходов

рвет швар­

товы.

 

Морской транспорт в те времена был почти единст­ венным видом сообщений и снабжения еще только

заселявшегося Причерноморья.

«Пушкину» вместе

с другими судами Российского

общества пароходства

иторговли приходилось перевозить людей, грузы, почту

иобеспечивать, как тогда было принято называть, сроч­

ное сообщение, в отличие от случайного плавания парус­ ных лодок-фелюг и военных шхун. Они совершали эпизо­ дические рейсы, по мере надобности развозя провиант по постам и для переселенцев.

Военные шхуны, будучи посыльными в военное время

ипредназначавшиеся в мирное время для обслуживания прибрежного населения, находились в ведении местной администрации. Администрация могла предписать шхуне

пункты захода, но не могла требовать немедленного ис­ полнения приказания, потому что, если бы шхуна постра-

11


«Пушкин» на рейде Сочи

дала от непогоды, вся ответственность легла бы на администрацию.

Не лучше обстояло дело с фелюгами. В кавказских пунктах захода пароходов фелюги являлись единствен­ ным средством связи берега с останавливающимися на рейдах судами.

Заходы в порты Кавказа, связанные с ожиданием не­ изменных рейдовых пересадок, несколько пугали пасса­ жиров. Пароход подходил к Сочи, многие начинали вол­ новаться, ожидая высадки. Беспокоились за свой багаж, так как самим поднять его было не под силу, а носиль­ щиков не было. Вообще поводов для переживаний всегда находилось много.

Пассажиры устремляли свои взоры к выдвинувшейся в море казенной пристани, против которой останавливал­ ся «Пушкин». Все следили за фелюгами, уходившими к пароходу. В первой обычно размещались агент пароход­ ного общества и чин таможни. Во второй — именитые пассажиры. Потом третья, четвертая, ..., переполненные пассажирами и багажом.

На палубе начиналась сутолока. Прибывшие торопи­ лись занять свои места, искали багаж, который туркигребцы уже подняли на палубу. Турки спешили получить «на чай», зачастую путали вещи, кричали, спорили, пас­ сажиры нервничали.

12

Навстречу прибывшим торопились отъезжающие. Повторялись мучения с доставкой клади в лодки. Тол­ котня усиливалась. У трапа сталкивались пассажиры трех классов. Очередная фелюга снова быстро наполня­

лась и загруженная, отчаливала. Сидели по бортам, на чемоданах и просто стояли, не найдя места.

Высадка на пристани велась более спокойно. Багаж выгружался теми же гребцами.

Если случался шторм, «Пушкин» проходил мимо Сочи. Бывали случаи, в зимнее время, во время непогод, когда он, не имея возможности высадить пассажиров в Сочи, возил их между Сухуми и Новороссийском по три не­ дели.

Зато когда «Пушкин» прибывал в Батуми, пассажиры

блаженствовали. После рейдовых стоянок в Туапсе, Сочи,

Гагре, Новом Афоне, Сухуми люди с удовольствием ощу­ щали твердость земли.

В это время Батуми становится первым портом Рос­ сии по экспорту нефтяных продуктов. Из 100 миллионов пудов экспортировавшихся из России нефтепродуктов

70 миллионов пудов вывозилось из Батуми. Из них две трети шло за границу и одна треть — в Одессу и Юго-За­ падный край.

В1888 году в Батуми была построена нефтяная га­

вань, служившая своеобразной защитой от волнения для прибывшихшассажирских судов.

Вразгар навигации Батумский порт представлял со­ бой живописную панораму. Пассажирские и грузовые суда, лодки, фелюги составляли разнообразную пеструю флотилию, сквозь которую, сбавив ход до малого, при­ ходилось пробираться «Пушкину».

Итак, беспокойное плавание сменялось стоянкой. Вы­ грузка, погрузка... И снова наступал день отхода. Паро-, ход снимался в обратный рейс. Сменялись пассажиры,

но имя судна неизменно вызывало у пассажиров опреде­ ленное настроение. Hy как не вспомнить при прохожде­ нии берегов Крыма!?

Прекрасны вы, брега Тавриды, Когда Вас видишь с корабля При свете утренней Киприды, Как вас впервой увидел я;1

1A. С. Пушкин. Поли. собр. соч., т. 3. Μ., Гос. изд. худ. лит., 1949, стр. 174.

13


Ведь в этих местах бывал Пушкин.

Во второй половине августа 1820 г. на военном бриге «Мингрелия» он совершил поездку из Феодосии в Гур­ зуф. Под сильным впечатлением от путешествия поэт на борту корабля написал вдохновенную элегию:

Погасло дневное светило; Иа морс синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило. Волнуйся подо мной, угрюмый океан. 1

В Одессе пароход «Пушкин» не раз встречал Горький, работавший в 1891 году в порту грузчиком.

Медленно, точно страшась стремительного столкно­ вения с пристанью, подходил пароход к причалу.

На извозчиках, большинство пешком, пассажиры

«Пушкина» покидали порт и растекались по улицам го­

рода. Начиналась вторая, многим пассажирам неизвест­ ная, жизнь парохода. Приходили сухопарые в рабочей одежде люди. Они устанавливали козлы, сходни, по кото­

рым шли на «Пушкин». Начиналась выгрузка. Стук лебе­ док, перемешанный с чуть слышным говором, бранью, гудками пароходов, лязгом вагонов, наполнял воздух.

C утра до позднего вечера бежали привычным шаж­ ком грузчики по сходням, сгорбленные под тяжестью своей ноши. Они доставляли на своих плечах грузы: «ты­ сячи пудов хлеба в железные животы судов для того, чтобы заработать несколько фунтов того же хлеба для своего желудка12.

Развертывается рабочее движение. Центром рабочего движения на юге стала Одесса, а в авангарде — порто­ вые рабочие и моряки торгового флота, представлявшие довольно внушительную силу. На судах из-за границы доставлялась марксистская литература, которая распро­

странялась среди матросов, кочегаров, рабочих судоре­ монтного завода. И не случайно именно здесь еще в 1875 году было создано рабочее товарищество, являвшее собой начало «Южнороссийского союза рабочих» — пер­ вой в России рабочей политической организации.

1A. С. Пуш кин. Поли. собр. соч., т. 1. Μ., Гос. изд. худ. лит.,

1949, стр. 310.

2A. Μ. Горький. Собр. соч., т. 1, 1960, стр. 109.

14

Самым «опасным местом» в Одессе считался морской порт, являвшийся, по выражению английского консула,

«очагом революции».

Тем временем революционные события нарастали. Забастовки, стачки, носившие экономический характер, перерастали в политические демонстрации рабочих под лозунгом «Долой самодержавие!». Они проходили в Ни­ колаеве, Новороссийске, Батуми и других портах Черпоморья. Кульминационными явились события, происходив­

шие весной и летом 1905 года, когда забастовали рабо^ чиє ста одесских предприятий, к которым присоединились грузчики Карантинной гавани. Начались массовые арес­ ты и расстрелы рабочих.

15 июня 1905 года на одесский рейд прибыл бронено­

сец «Потемкин». На мачте «Потемкина» развевался красный флаг. Стволы орудий были наведены на город. Восставший экипаж был готов оказать помощь одес­ скому пролетариату.

Прибытие «Потемкина» вызвало новый подъем рево­ люционного движения. Масса трудящихся устремилась к порту, к героическому кораблю. Активно действовали грузчики и моряки торгового флота, многие суда вышли на рейд. Одними из первых свои симпатии потемкинцам выразили пушкинцы. В знак солидарности с «Потемки­ ным» па «Пушкине» был поднят красный флаг.

В декабре 1905 года московские рабочие начали во­ оруженное восстание. Их поддержали рабочие многих городов центра и юга России. Разгоралась вооружен­ ная борьба рабочих и в Новороссийске. Для подавления

этого восстания царские власти приняли решение о по­ сылке войск. Но моряки торгового флота стали отказы­

ваться от перевозки военных грузов. Среди них была и команда «Пушкина».

Свыше тридцати лет проплавал по Черному морю первый пароход «Пушкин». Водили его многие капитаны. Последним из них был Григорий Дмитриевич Ещенко...

Началась первая мировая война, и «Пушкин» стано­ вится санитарным пароходом. Каюты разбираются, и на их месте оборудуется баня с дезкамерой.

Много лет послужил транспортному флоту ветеран.

В 1922 году серый корпус парохода «Пушкин» еще

возвышался среди парусных судов, стоявших в Арбуз­ ной гавани. Но прошло несколько лет, его вывели

15


из порта и поставили па слом. Металл был нужен стра­ не, приступившей к выполнению первого пятилетнего плана.

Последующие поколения кораблей из семьи «Пуш­ кина» плавали на Каспии, по дальневосточным и север­ ным морям, а в наши дни — и через океаны.

В свое время на Каспийском море плавал «Пуш­

кин»— танкер. Поначалу пароход принадлежал шкипе­ ру, жителю г. Баку, но был приписан к Либаве. Вскоре

судно перегоняется на Каспий и приписывается к Баку под № 193. Здесь оно становится собственностью паро­ ходства «Пушкин» (и такое было), а в 1915 году — «Торг. д. бр. Адонович с племян.»...

28 мая 1935 года танкер шел с грузом небитдагской

нефти из Красноводска в Астрахань. В пути на судне произошел взрыв и начался пожар. 1 июня в 5 часов ут­

ра танкер затонул в районе острова Жилой.

Другой каспийский «Пушкин» (быв. «Эвелина») строился в 1882 году в Финляндии, в Або, на заводе

Крейтон — Вулкан. Мог перевозить 267 пассажиров, в том числе 20 — в первом классе, 10 — во втором, осталь­ ных — на палубе. Имел длину 63 метра, ширину 8,4 мет­ ра и скорость хода 9,5 узла. Этот «Пушкин» совершал регулярные рейсы из Баку в порты Ирана. Туда он до­

ставлял сахар, ткани, обратно — рис, сухофрукты. Суд­ но неизменно прибывало к 18-й пристани, где помещались контрольно-пропускной пункт и таможня. После досмот­ ра пароход перешвартовывался на 16-ю пассажирскую. Здесь были проложены узкоколейные пути, проходив­ шие через улицу и склады, расположенные в здании

управления порта. По ним лошади таскали вагонетки с

грузом, доставленным «Пушкиным».

Судно всегда обращало на себя внимание какой-то особенной торжественной чистотой, поддерживаемой

капитаном Тимофеевым.

В один из мартовских дней 1938 года на столе де­ журного диспетчера пароходства в пачке аварийных ра­

диограмм появилось сообщение о гибели судна. Подробности о ней рассказал совсем недавно бывший

третий помощник капитана парохода «Пушкин», ныне капитан, Фирудин Абдулаевич Агаев. Вахта, которую нес в ту мартовскую ночь Агаев, стала на «Пушкине» по­ следней. ........

t⅛ 4 ■

Вот как это случилось.

Пароход «Пушкин» следовал в Баку; стояла исключи­

тельно хорошая погода.

Жизнь экипажа шла по обычному расписанию.

В полночь на вахту заступил третий помощник капитана Агаев. Примерно около двух часов, на подходе к бую

банки Погорелая плита, вахтенный помощник увидел то­ повые огни встречного судна, бортовых не было видно.

Агаев вызвал на мостик впередсмотрящего матроса и направил его к капитану с докладом.

Тем временем «Пушкин» приближался к траверзу буя банки Погорелая плита. Встречное судно показало красный огонь... «Левый борт», — промелькнуло в голо­ ве Агаева.

Показался зеленый огонь. «Значит, встречное судно идет на пересечение курса «Пушкина», — оценил поло­ жение штурман. Суда продолжали сближаться. Вышед­ ший на мостик капитан скомандовал:

«Право на борт!», — и дал один короткий сигнал, что означало — меняю курс вправо.

Ответа со встречного судна не последовало.

Тогда Тимофеев изменил свое решение и приказал переложить руль лево на борт, дав два коротких сигна­ ла — иди влево...

Видя неизбежность столкновения, капитан застопо­ рил машину, быстро перевел ручку телеграфа на «Пол-

Лесовоз «Александр Пушкин»

Гос. публичная

 

научно-тохннчэсрея 1

 

$Ибй.-;О . isM CvzO 9* ?

 

ЭКЗЕМПЛЯР

 

ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА *