Файл: Басевич, В. В. Корабли не умирают.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ііыі’і назад». Воздух сотрясли три коротких гудка. В это время встречное судно, оказавшееся пассажирским па­

роходом «Коллонтай», следовавшим из Баку в Ленко­ рань обычным рейсом, ударило форштевнем в ле­ вый борт «Пушкина» в районе машинного отделения. Вода хлынула в трюм, вызвав быстрое погружение паро­ хода.

Капитан Тимофеев начал давать тревожные сигналы о помощи. «Коллонтай», совершив маневр, подошел к левому (поврежденному) борту «Пушкина» и взял его на буксир. Медлить было нельзя. Скорее на мелководье.

Однако сделать это не удалось. Вода быстро напол­

нила судно, и «Пушкин» вскоре затонул у острова Об­ ливной.

В 1930 году на Балтийском заводе был построен лесо­ воз — пароход «Александр Пушкин». Основные данные судна: длина 86,8 метра, ширина 13,16 метра, регистро­ вая вместимость 2330 регистровых тонн. В годы Великой

Отечественной войны судно входило в состав Военно-

Морского Флота СССР.

После войны славное название предшественника по­ лучило одно из трофейных транспортных судов, пост­

роенное в 1938 году. Оно имело регистровую вмести­ мость 2390 топи и могло перевозить до 3300 тонн грузов. В 1946 году судно было под именем «Александр Пушкин» зачислено в состав торгового флота СССР. Через один­ надцать дней теплоход «Александр Пушкин» взял курс

кберегам Черного моря.

Ивот «Александр Пушкин» в Одесском порту. Нача­

лись трудовые будни первых послевоенных лет. Много рейсов пришлось совершить судну по регулярной грузо­

вой линии Николаев — Измаил. Его экипалі был инициа­ тором скоростных перевозок между портами Черномор­

ского бассейна. По инициативе пушкинЦев возникло комплексное соревнование между моряками и портови­ ками Николаева и Измаила.

Через два года «Александр Пушкин» был передан

Сахалинскому пароходству. В феврале 194Ö года он от­

правился в дальнее плавание. Приближалось 150-летие со дня рождения поэта, имя которого несло на борту суд­ но. Рейс был объявлен стахановским и посйящался этой знаменательной дате. На теплоходе экшіаж любовно оборудовал пушкинский уголок. Здесь были собраны

18

избранные произведения поэта, портреты, рисунки, ре­ продукции картин. Проводились пушкинские чтения...

В апреле судно прибыло на Сахалин. К этому време­

ни организовывалось новое Камчатско-Чукотское паро­ ходство, и «Александр Пушкин» стал одним из его пер­

вых судов. Около пяти лет пароход совершал рейсы между Петропавловском-Камчатским и пунктами запад­ ного и восточного побережий Камчатки. Не раз ходил па Чукотку с лесом, прихватывая по пути «сигары» из Усть-Камчатска, затем все лето перевозил уголь из

Угольной в бухту Провидения, а поздней осенью, возвра­ тившись в свой базовый порт, снимался на Владивосток.

Продолжительное время судном командовал Павел Сергеевич Рожков. Более сорока лет назад пытливый юноша из далекого села Шокша пристрастился к мо­ рю и с тех пор не разлучался с ним до наступления пен­ сионного возраста.

Однажды «Александр Пушкин», выйдя из Петропав­ ловска-Камчатского к берегам Приморья, в районе чет­ вертого Курильского пролива попал в жестокий шторм

11—12 баллов северо-западного направления. Несколь­ ко суток Павел Сергеевич Рожков не покидал мостика. Свист ветра и глухие удары воли Охотского моря о кор-

Пароход «Александр Пушкин»

19



пус парохода сливались воедино. И вот в создавшейся обстановке на ходовой мостик поступает информация: у

пассажирки, находившейся на «Александре Пушкине»,

начались роды. Судовой врач, только что окончивший учебное заведение и вышедший в море впервые в жизни,

растерялся и побежал на мостик к капитану. И Павел Сергеевич передал управление судном старшему помощ­

нику. Надо было помочь новому человеку. Никто другой этого сделать не мог. А капитан?... Чего только не прихо­ дилось ему делать. Вскоре среди бушующей стихии раздался первый крик новорожденного.

На следующий день шторм стал стихать. Разговоры

среди моряков о случившемся не прекращались. Кто-то из матросов предложил назвать нового гражданина

Александром в честь поэта и судна. На правой странице

вахтенного журнала

появилась лаконичная

запись

о рождении нового человека.

Запись сопровождалась

торжественной подачей

трех

продолжительных

гудков.

Моряки — народ отзывчивый, написали письмо и вручи­ ли матери. В нем рассказывалось о случившемся, ука­ зывались координаты места нахождения судна в столь ответственный момент. Художественно исполненными буквами на где-то найденном листе бумаги с водяными знаками якорей вывели пожелание всего хорошего на жизненном пути Александра. В правом верхнем углу конверта красовалась надпись: «Вскрыть в день совер­

шеннолетия».

Судно продолжало плавать по дальневосточным мо­ рям, пока Сахалинскому пароходству не было предложе­ но передать камчатцам теплоход «Рыбинск» и принять от них «Александр Пушкин».

«Александр Пушкин» под командованием капитана Шевченко плавал между портами Сахалина, часто

посещая

Углегорск,

где

принимал традиционный

груз угля.

Потом он

был

передан Дальневосточному

пароходству.

 

 

Прошло двадцать лет. Судно состарилось. По мощ­

ности машин и скорости стало уступать «молодежи», и в 1966 году оно было сдано на слом.

Но корабли не умирают. Появился новый «Александр

Пушкин». Осенью 1965 года он прибыл на Черное море

в качестве гостя. Его встречали повсюду радушно. Пре­ доставляли вне очереди лучшие причалы. Не пришлось

20


«Александру Пушкину» болтаться, как его предку, на

рейдах в штормовые погоды. Ветхие пристани Российско­ го общества пароходства и торговли сменили красивые,

хорошо оборудованные пассажирские районы. Только три рейса совершило судно курсами своего прапрадеда...

2. «АЛЕКСАНДР ПУШКИН» — У НЕВСКИХ БЕРЕГОВ

«■...это... действующая и самосто­ ятельная частица Советского Союза,

одна из многих тысяч советских рес­ публик, которые бороздят моря всего мира».

Джеймс Олдридж

На теплоходе «Александр Пушкин» Государственный флаг СССР подняли 14 августа 1965 года. Судну выпала честь стать флагманом пассажирского флота Балтийско­ го морского пароходства, впервые в практике отечествен­ ного судоходства выйти на трансатлантическую пасса­

жирскую магистраль Ленинград — Монреаль и первым открыть круизные рейсы, организуемые пароходством в заграничном плавании.

Ко времени вступления в строй балтийского флагма­

на на многих направлениях начал лидировать воздуш­

ный транспорт. В этих условиях судовладельцы все чаще стали прибегать к использованию кораблей для органи­

зации отдыха на море. В этом морской пассажирский флот продолжал оставаться вне конкуренции. В связи с развитием морских путешествий в начале пятидесятых

годов появилось и получило широкое распространение слово «круиз». Оно происходит от английского «cruis»,

что означает крейсировать. Представьте себе пассажир­

ское судно, совершающее рейс по особому расписанию, рассчитанному на чередование морских переходов с дли­

тельными стоянками в портовых городах, вызывающих большой интерес для путешественников, — это и есть круиз. Участники такого рейса находятся на полном об­

служивании как на самом судне, так и на берегу во вре­ мя экскурсий.

21

Строилось судно в Висмаре (ГДР). При постройке было осуществлено много технических новшеств, связан­ ных с предоставлением для всех пассажиров наиболее благоприятных условий.

Основные размерения судна: максимальная длина

176,1

метра,

ширина 23,6

метра,

наибольшая осадка

8,11

метра,

водоизмещение

19 018

тонн, грузоподъем­

ность

1500 тонн.

 

 

На судне установлены два главных двигателя — ди­ зели фирмы «Зульцер» мощностью 10 500 лошадиных сил каждый и шесть вспомогательных дизелей по 1000 лоша­ диных сил. Мощность электрооборудования 11 600 кило­

ватт.

та,

Главные двигатели, работающие на два гребных вин­

сообщают судну максимальную скорость — 20,4 уз­

ла.

Эксплуатационная средняя скорость 18—18,5 узла.

Район плавания неограниченный.

«Александр Пушкин» — представитель семьи одно­

типных лайнеров, членами которой являются «Иван

Франко», «Тарас Шевченко», «Шота Руставели», «Ми­ хаил Лермонтов».

Теплоход «Александр Пушкин»

22


Красивые наружные обводы корпуса и его общий ар­

хитектурный облик придают судну особую элегантность. На теплоходе имеется до 750 пассажирских мест, рас­ положенных в каютах 1-го и туристского классов. В пер­

вый рейс «Александр Пушкин» отправился под командо­ ванием капитана Арама Михайловича Оганова.

В 1942 году, с аттестатом об окончании десятилетки Арам поступил в Бакинское мореходное училище, сразу на второй курс. В сорок пятом в звании штурмана даль­ него плавания был направлен в Балтийское морское па­

роходство. Началась его морская биография. Через пять лет Арам Михайлович уже в качестве старшего штурма­

на плавает на

«Севане», затем — на «Севастополе».

C 1952 года А.

Μ. Оганов — капитан. Сначала на грузо­

вых судах, а потом на пассажирском теплоходе «Эсто­ ния», который Арам Михайлович дважды водил к бере­

гам Антарктиды. За эти годы заочно окончил Ленин­ градское высшее инженерное морское училище имени

С. О. Макарова. За отличную работу капитан Оганов был

награжден орденом Ленина.

В 1964 году Арама Михайловича назначают капита­ ном флагмана пассажирского флота Балтийского паро­ ходства — будущего «Александра Пушкина». Он на­ правляется в Висмар, где строится лайнер. Уезжая из Ленинграда, посетил пушкинские места, долго вгляды­ вался во все, что связано с жизнью и деятельностью поэ­ та. А потом увиденное нашло отражение в оформлении

судна, неизменно вызывающем восхищение у пассажи­ ров.

После подписания акта о приемке судна «Александр Пушкин» вышел в первый рейс к берегам Италии. Новое судно. Новый экипаж, большинство членов которого не знало раньше друг друга. На вторые сутки после выхода

собрался партийный актив, и вскоре состоялось партий­ ное собрание. Василий Васильевич Попов стал первым

секретарем партийного бюро теплохода. Затем прошли комсомольское и профсоюзное собрания. Первым секре­ тарем комсомольской организации был избран электрик Ян Алексеевич Креминский, председателем судового ко­

митета— боцман Сергей Сергеевич Заяицкий. «Александр Пушкин» прибыл в Геную 21 августа и,

приняв на борт туристов, вышел в море с опозданием. Результатом явилось некоторое недовольство итальян-

23