ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
все это видеть. Я был счастлив, что оказался среди встречающих...
Мы простились с гостеприимными хозяевами, брели вдоль причала, переполненные новыми впечатлениями,
не замечая теплого весеннего дождика. Медленно, укры
тая легкой дымкой, уносила в море свои мутные воды
могучая Двина.
Неожиданно за сеткой дождя начал вырисовываться силуэт большого судна. Оно приближалось. Вгляделись. По виду — наш «Нетте», двойник, только осадка мень ше.
Судно разворачивалось, готовясь стать к причалу,
впереди «Теодора Нетте». Теперь ясно обозначилось на звание «Иоганн Махмасталь».
Они снова встретились — отважные дипкурьеры, —
через сорок с лишним лет.
«Здравствуй, Теодор!» — простуженно прозвучал гу док.
«Здравствуй, Иоганн!» — услышали мы в ответ. Два коммуниста, скрепивших когда-то дружбу своей
кровыо, опять вместе, и теперь надолго.
«Иоганн Махмасталь» стал под погрузку, а «Теодор Нетте», простившись, отвалил от причальной стенки, на правился к устью Северной Двины. Курс на Кале. Счаст ливого плавания, лесовоз «Нетте»!
Счастливого плавания и счастливых встреч с «Нет-
те»-рыбаком — вторым братом |
парохода-ветерана... |
В феврале 1963 года газета |
«Южная правда» сооб |
щала, что коллектив Черноморского судостроительного завода в Николаеве спустил на воду морской рыболов ный траулер-завод «Теодор Нетте». Промысловый тепло ход направился в порт приписки — Ригу.
«Рыбак» мало похож на своего предшественника, хотя по размерам почти такой же. Зовется — большой моро зильный рыболовный траулер (BMPT). Это дизельное одновинтовое судно с вырезом на корме — слипом, пред
назначенным для спуска и подъема трала, то есть сети
для добычи рыбы.
Но не только добычей занимается «Нетте». Свежемо роженая рыба и филе, консервы, рыбий жир, рыбная
мука — вот краткий перечень изделий его умельцев. Вте-
168
чение рейса продукция сохраняется в огромных рефри жераторах, а затем ее можно направить прямо в мага зины.
Водоизмещение судна 3200 тонн, длина 85 метров, ширина 14. Двигатель в две тысячи лошадиных сил раз вивает скорость до четырнадцати узлов. Много месяцев «Нетте» может рыбачить вдали от берега.
Кроме рыбаков и машинной команды, здесь трудится большой отряд обработчиков рыбы, консервщиков, упа
ковщиков и других специалистов. Это завод в океане. Поэтому руководитель его, опытный капитан дальнего плавания Р. В. Силласоо, который повел судно в первую путину, не просто капитан, а капитан-директор. Стар шим механиком на судне ушел бывалый промысловик А. В. Вишневский.
Современная навигационная и поисковая аппарату ра, высокоэффективные орудия лова и мощные промыс ловые механизмы позволяют вылавливать до тысячи центнеров рыбы в сутки.
В свой первый пятимесячный промысловый рейс «Теодор Нетте» оставил за кормой три с половиной тысячи миль. - Труд рыбаков был успешным. Капитан Силласоо в помощь опыту, чутью и приборам всегда привлекал науку. По рекомендации ученых уже в рейсе рыбаки переоборудовали один из девяностометровых
тралов. Наряду с донным ловом решили попытать сча стья в разноглубинном тралении.
Специалисты считают, что в Атлантике рыбы хоть и не счесть, однако донным рыбам необходим отдых для восстановления запасов. Предложили осваивать лов так называемых пеллагических рыб: тунца, скумбрии, став риды, анчоуса, которые держатся вблизи поверхности
океана и быстро передвигаются. Для этого нужны были специальные сети и хорошая скорость судна.
Пеллагической кошельковой сети «Нетте» не имел.
Вот и приспособили трал. Поработали и механики. И ра ционализаторы не захотели отстать в разработке поис ковой аппаратуры. Весь коллектив трудился с большим энтузиазмом. И хотя скорость «рыбака» была недоста точной, эксперимент решили провести. Капитан верил в победу экипажа, и с первых же заметов тралы и коше лек приходили полными.
169
Большой морозильный рыболовный траулер «Теодор Нетто
А однажды произошел интересный случаи, развесе ливший весь экипаж. На промысловую палубу вместе с рыбой выпал незнакомый морской зверь, квадратный,
блестящий. Даже бывалые рыбаки опешили в первый
момент. Присмотрелись, — оказался ящик, да не прос той— металлический. А в нем... кинофильм, и всего не сколько капель воды.
—Раздобрился Нептун, прислал нам для просмотра свою кинокартину, — шутили моряки.
Все оказалось просто. При передаче фильма с калининградского BMPT «Станюкович» на BMPT
«Яхонт» ящик нырнул к рыбам. Два месяца пролежал
иа дие.
Первый рейс «Нетте»-рыбака принес победу.
Не менее успешными были и последующие. Судно
побывало во многих районах Мирового океана, и никог
да моряки не теряли чести судна со славным именем на борту.
— Экипаж BMPT «Теодор Нетте» — один из лучших в базе, имеет хорошие трудовые успехи. Неоднократно выходил победителем в социалистическом соревнова нии среди рыбодобывающих судов, — говорил начальник
170
Рижской базы тралового флота Владимир Владимирович
Днепровский.
Асколько за этими успехами походов сквозь штормы
иненастье, сколько бессонных ночей, мозолей и пота, сколько творческой мысли, поиска и дней без семьи. Но рыбакам больше памятно не это. Радости богатых уло
вов и побед над морем, радости дружеских встреч на его
просторах и счастливых возвращений вспоминаются го
раздо чаще.
Бежит время, рейс сменяется следующим, по дела экипажа остаются достойными земляка-героя. Судно во дит капитан-директор Ю. И. Махвиладзе, надежный, опытный рыбак. Бывший старший механик Вишневский трудится в Главгосрыбфлоте, журналист. Его сменил Гунар Нартыш, один из лучших работников Рижской
базы тралового флота.
Одна из путин-—обычная, но характерная для экипа жа «Нетте», проходила в Атлантике, где рыбаки Латвии не новички. Хлопотный день, как все. Добытчики под ру ководством Зигурда Янсона брали за траление по две
нормы. Все говорило, что и этот рейс завершится успешно.
В рулевой рубке капитан-директор Юрий Махвилад зе и первый помощник Павел Евдокимов. Склонившись над столом, они углубились в вычисления, когда по ра диотелеграфу послышалась чужая речь. Никто не обра тил внимания: вокруг45ыло немало иностранных промыс ловых судов. Вдруг отчетливо прозвучало название —
«Теодор Нетте». Командиры прислушались.
— Юрий Ильич, это немец, — сказал первый помощ ник.
Он стал переводить: «Здесь «Бодо Узе», вызываем «Теодора Нетте». Пожалуйста, отзовитесь. Прием...»
«Теодор Нетте» отозвался сразу. Выяснилось, что ка питан однотипного большого морозильного траулера «Бодо Узе», прибывший под флагом Германской Демо кратической Республики, просит рижан о консультации: не может наладить добычу. Потеряв надежду на успех, немецкие рыбаки обратились за помощью к руководству экспедицией главка «Запрыба». Тут им и посоветовали
установить связь с «Теодором Нетте».
171
Так у берегов далекой Америки зародилась дружба.
Капитан Махвиладзе пригласил к себе группу немецких
рыбаков. Немцы смотрели, как ловят советские моряки,
восхищались тралом типа «Комета», а потом спросили:
—Нельзя ли купить у вас один трал?
—Нет, дорогие гости, продавать не будем, — реши тельно заявил Юрий Ильич, переглянувшись с первым
помощником. — Мы его вам... подарим! Мы же друзья. А среди друзей принято выручать друг друга.
Немцы были растроганы.
Обратно на свое судно их сопровождали тралмастер
и группа специалистов «Теодора Нетте» во главе со
старшим механиком Гунаром Нартышем.
Это вызвало у немцев бурю восторга. Несколько ча сов спустя советский мастер был уже самым популяр
ным человеком на борту немецкого BMPT.
Скоро немцы стали брать по пятнадцати тонн за тра ление, а когда уловы увеличились, рижане вернулись па свое судно.
Однако дружба двух команд не прерывалась, друже ские советы продолжали поступать на немецкое судно. А когда рыбаки из ГДР стали брать настоящие уловы, рижане вызвали их на соревнование. Продолжительное время немцы лидировали, и команде «Нетте» стоило не малого труда их опередить...
Немецкие рыбаки, тепло прощаясь с экипажем совет ского траулера, заявили, что считают этот рейс рейсом дружбы.
— Надеемся еще встретиться в Атлантике, — радиро
вали на прощание. — Будем рады возможности помочь вам так же по братски, как вы помогли нам.
Море не только разделяет людей, но и сближает их. Этому способствуют моряки, и особенно те, чьи корабли носят достойные имена. Имя на борту вселяет гордость, помогает моряку стать великодушнее, отзывчивее, когда другу грозит беда.
Говорят, что море, как дорога, не оставляет следов.
Это не совсем так. След остается в душах людей, даже тех, что живут на самых дальних берегах, дружеский след, который не сотрут ни штормы, ни расстояния, ни время. И хорошо, если по этому следу продолжают идти
172
последующие суда, с тем же славным именем на борту.
Это делает старую морскую дружбу еще крепче. Оба
«Нетте» гордо несут эту дружбу по океанским про
сторам.
Корабли не умирают, как и люди, подарившие кораб лям свое имя...
Рассказ о «Теодоре Нетте» хочется закончить словами ленинградского поэта Альберта Ромашкевича:
Что значит Человеко-пароход?
Поэт сказал в своей последней строчке,
Что это тот, кто в вечности живет.
Кто, смерть встречая, не поставит точки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А. И. Сподвижники Г. И. Невельского. ЮжноСахалинск, Дальневосточное кн. изд., 1967. 144 с.
2. Б а б о р е к о А. К. Бунин И. А. Материалы для биографии
(с 1870 по 1917) Μ. «Худож. лит.», І967.-303 с.
3.Безруких П. Е. Советский транспорт за десять лет 1917— 1927. Л., «Красная газета», 1927. 34 с.
4.В а р н е к А. И. Очерк развития морских сообщений и паро вого плавания. С.-Петербург, 1895. 12 с.
5.Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, истори ческом, племенном, экономическом и бытовом значении. Под общ. ред. Семенова П. П. Спб.—М, Вольф 1881—1901 (19 томов).
6.Кин Д. Японцы открывают Европу. 1720—1830. Μ. «Наука»,
1972. 207 с.
7.Материалы по истории Владивостока. Т. З, кн. 1. АН Сибир
ское отделение. Владивосток, Приморское книжное изд-во, 1960.
204с.
8.Невельской Г. И. Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России. Μ., Географгиз, 1974. 398 с.
9. П и л ю ц к и й Н. Д„ У с м и н с к и й А. Н. Им покоряются моря. Л., Лениздат, 1963. 236 с.
10.Под флагом Родины. Очерки истории Черноморского паро ходства. Одесса, «Маяк», 1967. 456 с.
11.Путеводитель Русского общества пароходства и торговли на
1912 г. Μ., 1912. 427 с.
12.Тренев В. Амурская экспедиция Невельского. Μ. Военное изд-во, 1946. 157 с.
13.Чехов А. П. Остров Сахалин. Собрание соч., т. 10, Μ. Госуд. изд. художественной литературы, 1963. С. 43—394
14.Шнейдер Д. И. Наш Дальний Восток. Спб. 1897. 496 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие.................................... |
|
|
ɜ |
||
Глава |
I. |
«ПУШКИН» НА МОРЯХ |
|
||
|
1. Впервые с именем поэта............................. |
6 |
|||
|
2. |
«Александр Пушкин» — у невских берегов |
21 |
||
|
3. |
-«Александр |
Пушкин» идет в Канаду . . |
26 |
|
|
4. |
«А, С. Пушкин» на реках................................. |
41 |
||
Глава |
И. |
ИМЕНИ СЛАВНОГО БАЙКАЛА |
|
||
|
1. |
Русский |
флаг ...................................................... |
44 |
|
|
2. |
Пионер |
регулярных линий............................. |
68 |
|
|
3. |
Наш современник .............................................. |
82 |
||
Глава |
III. |
ЗДРАВСТВУЙ, HETTEI |
|
||
|
1. |
Пароход |
Добровольногофлота........................ |
99 |
|
|
2. От Приморья до Триеста................................ |
109 |
|||
|
3. |
Схватка |
в |
экспрессе........................................ |
120 |
|
4. |
Возвращение......................................................... |
126 |
||
|
5. Снова в Тихом океане.................................... |
lɜɜ |
|||
|
6. |
Последний |
рейс................................................ |
150 |
|
|
7. |
Корабли не |
умирают........................................ |
161 |
|
Список литературы......................................................................... |
|
|
174 |