ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ла. Детство вспоминал — хмурился. Но десять классов окончил. И сразу — в армию. А тут война. Попал в мор
скую бригаду, воевал в Карелии. Полюбилось море. Пос ле войны подался в военно-морское училище, а оттуда к нам, на «Теодор Нетте»... Экипаж его уважал. И он для людей себя не жалел...
И теперь такой же, сибиряк ведь... Сейчас видимся с ним реже — работает у рыбаков, старпомом на трауле ре, подолгу в море бывает.
Однажды был случай, его многие камчатцы помнят. Застрял их траулер во льдах па рейде поселка УстьКамчатск. На борту, не помню уже почему, пассажиры оказались и дети. Шуга не давала ни к берегу пристать, ни в море уйти. Пока и так и этак пробовали, продукты кончились. Поздняков старпомом был тогда на траулере этом. И что б вы думали? Ради голодных ребятишек ре шил вдвоем с рыбаком одним по шуге до берега добрать ся, за продуктами значит, наперегонки с приливом...
И сходил, больше километра по мелкому рыхлому льду
полз. И принес. Только на обратном пути шуга подвела их. На борт обоих вытаскивали в виде сосулек, примерз ших к рюкзакам... Такой наш Поздняков. Он и у рыба ков теперь в по’чете.
И я вспомнил фотографию, которую недавно видел в Музее боевой славы. Моряки военного корабля, а в цент ре Поздняков с офицерами и старшинами. И крупно на обороте: «На память командиру «Теодора Нетте» капитан-лейтенанту Позднякову А. Е. от личного со става».
Помолчали. Покурили. Л потом, вспомнив о чем-то,
Иван Григорьевич снова обратился к нам.
— И ведь что получилось, — продолжал он. — Списа ли «Теодора Нетте», и все забыли о нем. А когда спохва тились, то и следов-то найти не могли. И только мы здесь, на Камчатке, знали и помнили об историческом
корабле.
Разыскивать его стали в шестидесятые годы. Зачас тили ко мне журналисты, корреспонденты разные. Вы
спрашивали— не сохранилось ли документов каких
о судне. Тогда разыскал я в своем матросском рундуке старом два документа: свидетельства — судовое и мери тельное. Читали, выписки делали из них, мерили «Теодо-
159
pa Нетте». Помогла и супруга моя. Она работала в мест
ном архиве. Отыскала две нанки. В них оказались «Исто рический журнал» и «Тактический формуляр» корабля.
Там были фамилии командиров, говорилось о плаваниях, участии в войне. Протоколы митингов и собраний, сведе ния о сборе средств на постройку боевого корабля «При морский комсомолец» и танковой колонны, рассказыва
лось о моряках, ушедших добровольцами на фронт. Были копии документов о награждении личного состава орде
нами и медалями... Настоящий клад!...
И когда всем им стало ясно, что причал наш и есть бывший «Теодор Нетте», то в дальневосточной и цент ральной печати появилось несколько очерков о Теодоре Нетте и пароходе.
На мое имя стало поступать множество писем со всех концов страны. Спрашивали о судьбе парохода «Теодор Нетте». Не успевал отвечать. Осаждали корреспонденты. Некогда стало работать. На пирс шли экскурсии: моря ки, студенты, школьники, туристы. Не поверите — голос потерял! На палубе оборвали всю старую проводку, вы винчивали шурупы, гайки, плафоны. Все становилось реликвиями легендарного парохода. Посланцы музеев и школ просили что-нибудь посущественнее, но не слишком тяжелое. У меня хранился переходящий кубок с «Теодо
ра Нетте», сделанный еще в войну из орудийной гильзы. Пришлось подарить нашему Музею боевой славы... Ле том 1963 года я оказался участником фильма «Здрав ствуй, Нетте!», часть которого снималась у нас на Кам чатке...
В конце пашей беседы вспомнил Иван Григорьевич 1953 год. Рассказывал, как были погашены топки кораб ля, снята оснастка, машины и приборы. Как под его ру
ководством водолазы вместе с палубной командой прито пили корабль у берега.
Так стал «Теодор Нетте» пирсом для судов аварийноспасательной службы, сделавшись одной из достоприме
чательностей Авачинской бухты, живой реликвией Кам чатки. И нет сомнения в том, что со временем ко многим морским памятникам полуострова обязательно доба вится еще один — замечательный пароход «Теодор Нетте».
160
7. КОРАБЛИ НЕ УМИРАЮТ
Шли годы. Многие поколения школьников изучали стихотворение Маяковского «Товарищу Нетте — парохо ду и человеку». Беспредельно мужественным и верным своему долгу представлялся им один из героев недавне го прошлого. А стих, посвященный дипкурьеру Владими ром Маяковским, сделал имя его еще более известным
идорогим. Люди запомнили и подвиг Нетте, и его имя,
иназвание парохода.
Юные всегда стремились к подвигу, рассказы о геро
ях слушали, затаив дыхание, |
спрашивали |
бесконечно. |
|
Но долгие годы даже опытные |
учителя не многое могли |
||
сообщить |
любознательному |
юношеству |
о Теодоре |
Нетте.
Литературные источники скупо повествовали о жиз ни и подвиге героя и еще меньше о пароходе.
И вот через полвека со дня рождения старого «Нет те» на восточном стапеле Балтийского завода состоя лась закладка нового огромного лесовоза. Это, внешне рядовое, событие было наполнено глубоким внутренним смыслом — судно будет построено из металла, собранно го школьниками. Инициатива создания нового корабля с именем дипкурьера на борту принадлежала Михаилу
Ивановичу Кислову, совершившему на «Теодоре Нетте»
последний рейс.
Погода в тот день не выдалась. Лил дождь. И все же в точно назначенное время в конторе, под стапелем со брались энтузиасты: Μ. И. Кислов, начальник отдела
завода И. Белоусов, руководители парткома, завкома,
строители и комсомольцы. Вбежали промокшие гости — ленинградские школьники.
Вышли на стапель. Все готово для закладки. Член бюро ВЛКСМ цеха Борис Поздняков набрал кильблоки и поставил упоры. Коллектив коммунистического труда Анатолия Рыбакова провел последние проверки, и руко водитель работ, молодой мастер Валентин Смирнов, ско мандовал начать сборку.
Портальный кран поднес первую огромную днище вую секцию будущего судна. По весу она не уступала
среднему танку. Секретарь парткома А. Юдин открыл митинг. Первым выступил вожак заводских комсомоль-
161
цев А. Сизов. От их имени ои объявил строительство лесовоза ударной комсомольской стройкой.
Капитану первого ранга Кислову предоставлена честь, по давней традиции судостроителей, вложить в
секцию латунную закладную доску, на которой выгра
вировано:
Балтийский судостроительный завод им. Серго Орджоникидзе.
г. Ленинград Лесовоз «Теодор Нетте» Водоизмещение 10000 т.
Заложен 8.08.1962 года.
Доска уложена, сварщик приварил ее.
А через несколько дней с завода в ПетропавловскКамчатский пришло необычное поручение: «Просим при слать кусок стали от парохода «Теодор Нетте», чтобы вмонтировать в корпус наследника его славы».
Просьба была выполнена с радостью. Торжественный акт доверили боцману И. Г. Козорезу. Газовый резак осторожно и точно вырезал прямоугольник в носовой
части ветерана. Дорогая реликвия полетела в Ленин град.
На сооружении «Теодора Нетте» вместе с балтийца ми трудилась бригада латвийских рабочих во главе с Героем Социалистического Труда Язепом Луриньшем.
Они вложили частицу души в новый корабль имени свое го земляка. Шефами строительства, кроме ленинград ских комсомольцев, стали работники Министерства ино странных дел.
Настало утро, в которое будущее судно должно было сойти на воду. Вокруг стапеля — много радостных лю
дей. Горели восторгом глаза ленинградских и латыш ских ребят: вот во что воплотился их металл. Здесь сот ни приглашенных, фоторепортеры, представители прес
сы, радио, телевидения. Средн почетных гостей — дочь дипкурьера Ирина Теодоровна.
C волнением делегация Министерства иностранных дел передала для будущего экипажа библиотечку в 250 томов. Воспитанник рижского художественного проф техучилища № 17 Виктор Бевза преподнес мозаичные портреты Т. Нетте и В. Маяковского, выполненные им из кусочков дерева различных пород.
162
Раздалась команда:
— Разрезать задержник!
Вдребезги разлетелась бутылка шампанского.
Громада будущего судна плавно тронулась с места и, набирая скорость, ринулась в Неву. Громкое «ура!» потрясло воздух.
Звучали приветствия. От имени молодежи и моряков Камчатки строителей поздравил секретарь обкома ВЛКСМ А. Ильин. А ударник коммунистического труда
слесарь-инструментальщик Балтийского завода В. Губа нов, приветствуя «новорожденного», сказал так:
...Стоит ли стараться, строчки правя,
Подпевать вполголоса поэту. Лучше просто от души поздравлю C днем рожденья Вас, товарищ
«Нетте!»
Выступавшие желали кораблю счастливого плавания.
Днем рождения судна считается 30 ноября 1963 года.
1 декабря, приняв в трюмы каменный уголь, оно выш
ло в свой первый рейс. Курс на Антверпен. Затем порт приписки Архангельск.
Новый корабль начал жизнь не той «дымной жизнью
труб», о которой писал поэт. Сердце его — газотурбин ная установка мощностью в 4000 лошадиных сил, кото рая обеспечивает скорость 15,6 узла. Длина лесовоза 121,8 метра, ширина—16,1. Судно водоизмещением поч
ти в IO тысяч тонн может перевозить более 5 тысяч тонн
груза на расстояние 6 тысяч миль.
Опытный капитан дальнего плавания Петр Павло вич Андреев вывел лесовоз на морские просторы.
Молодежный экипаж принял эстафету труда строите лей. Ему нести ее. Ему «тянуть через века» светлый след героя. Несмотря на штормы, а подчас и льды, корабль успешно выполняет рейсовые задания...
Прошло несколько лет. Автору этой главы посчастли
вилось бывать на палубе ветерана — причала «Теодор Нетте» в Петропавловске-Камчатском. А сейчас с волне нием поднимаемся мы в Архангельске на борт лесовоза.
163
Лесовоз «Теодор Нетте»
Он в полном грузу. Готовится выйти в рейс во француз
ский порт Кале. Моряки тепло приветствуют гостей.
Встречаемся с преемником П. П. Андреева, нынеш
ним капитаном судна А. Я. Анциферовым, первым по мощником капитана Ю. К. Дьяковым. Юрии Константи нович на судне с первого дня. Увлеченно рассказывает о
его жизни, о работе, успехах и досуге моряков. Рассмат риваем альбомы, в которых фотографии, зарисовки, статьи, напоминающие историю парохода-ветерана, жизнь героя-дипкурьера. Все это любовно собиралось во многих местах страны: из газет, музеев, от частных лиц. Другая серия альбомов повествует о многогранной жиз ни газотурбохода.
За девять лет судно побывало в двадцати странах Европы и Северной Африки, в Арктике и многих портах
своей страны. За кормой путь, равный десяти земным экваторам.
C первых дней в экипаже старший помощник капита на В. Г. Марков, мотористы В. Б. Смирнов и В. А. Бог данов. Они самоотверженно отдают свой труд морю, беззаветно влюблены в судно. Да разве можно не лю бить его! Стоит только взглянуть на реликвии, хранящие
ся здесь, чтобы понять чувства моряков.
«Каюта Маяковского»... Каждый, кто впервые входит сюда, испытывает волнение и радость. По воле «уважає-
164
мых потомков» в память о герое и поэте создана эта необыкновенная комната-музей. В ней можно услышать голос Маяковского, читающего стихи, увидеть экспонаты, связанные с жизнью человека и парохода, ознакомиться с материалами создания нового лесовоза. Нам показали киноочерк «Здравствуй, Нетте!», подаренный экипажу советскими дипкурьерами.
Мы видели редкие фотографии молодого Маяковско го, его семьи, домика, где жил поэт.
Авот стальная пластина с Камчатки, прикрепленная
кпереборке. На ней надпись: «Этот кусок металла взят
с«Теодора Нетте», первого парохода, в себя воплотив шего память о верпом сыне Родины пашей».
Здесь же фотокопия грамоты Реввоенсовета Респуб лики о награждении Нетте орденом Красного Знамени № 225, мозаичные портреты Маяковского и Нетте. Под
стеклом витрины — первые две гайки, принесенные пио
нерами для строительства нового корабля. А рядом —
фотографии почетных членов экипажа первого парохода
«Теодор Нетте» Μ. И. Кислова и П. И. Струмпе.
На полках — собрание сочинений Владимира Маяков ского, подаренное дочерью дипкурьера, книга «О Влади мире Маяковском» с дарственной надписью Людмилы Владимировны Маяковской (сестры поэта) и «Брестская крепость» с автографом С. С. Смирнова. Все они были гостями красавца-турбохода.
Да и кто только не побывал у моряков! В книге по четных посетителей — сотни записей. Писатели и артис ты, зарубежные гости и дипкурьеры МИД СССР, пионе ры Норильска и Риги, Игарки и Вентспилса, железно дорожники, поэты, журналисты.
Рассматриваю маленькую аккуратную книжечку: «Членский билет клуба краеведов и красных следопытов им. Теодора Нетте № 20».
— Это от теодоровцев города Виляны, соседа Риги,— рассказывает первый помощник капитана. — В 1918 го
ду Нетте был здесь председателем Ревкома.
Моряки судна держат связь почти с тридцатью участ никами теодоровского движения: со школами и дружи нами, флотилиями и отрядами, с ленинградскими газе тами «Смена» и «Ленинские искры», со всеми, кому
165
Стальная пластина, вырезанная со старого парохода «Теодор Нетте»
дорога судьба «человека и парохода». Многие годы пе реписывались с Людмилой Владимировной Маяковской, сестрой поэта, держат связь с дочерью Нетте и его женой Ольгой Николаевной.
Сохраняется на корабле традиция старого «Нетте». Новичкам рассказывают о подвиге дипкурьера и жизни парохода-ветерана. Затем в «каюте Маяковского» они декламируют стихотворение «Товарищу Нетте — парохо ду и человеку». Это рождает гордость за родное судно, способствует производственным успехам моряков.
Юрию Константиновичу Дьякову приятно рассказать,
что экипажу присвоено звание комсомольско-молодежно
го, приятно показать гостям дипломы и грамоты за успе хи в художественной самодеятельности и достижения в спорте, познакомить с ударниками коммунистического труда, обладателями юбилейных ленинских медалей, с
ветераном судна боцманом Ю. К- Торшиловым, который занесен в Книгу почета комитета профсоюза плавсоста ва Северного пароходства.
166
Мы заканчивали осмотр «каюты Маяковского», когда вошла группа школьников. Пионеры организовали у се
бя Клуб интернациональной дружбы. В руках у них несколько моделей кораблей и письмо. Ребята просят
нашего гида передать пламенный пионерский привет,
письмо и эти сувениры школьникам города Кале. Архан гельцы хотят дружить с ними... Юрий Константинович с удовольствием принял на себя столь почетную загранич ную миссию.
— В зарубежных портах «Нетте» встречают всегда
очень радушно, — замечает первый помощник. — Помню,
ранней весной пришли мы с грузом марганцевой руды
из Туапсе в финский порт Paxe. Впервые за много лет
именно советское судно так рано |
открыло навигацию |
в этот небольшой порт па берегу |
Ботнического залива. |
Нас встречали с цветами, вручили вымпел с гербом го рода. А когда моряки сошли на берег, их засыпали во просами, началась теплая беседа.
А в одном из шотландских портов корабль посетили
многочисленные гости, побывали в «каюте Маяковского», смотрели фильм «Здравствуй, Нетте!».
Юрий Константинович показывает одну из страниц книги почетных посетителей. Запись, которую оставил Холл Гросби, вице-президент общества «Шотландия —
СССР»: «Наш народ хочет много знать о советских лю дях и поэтому очень интересуется визитами ваших судов.
Советские моряки — это дипломаты, прибывшие к нам
с дружбой и симпатией».
Когда, прощаясь, мы стояли на мокрых досках при чала порта, Дьяков вспомнил первый приход лесовоза в родной город Теодора Нетте.
— Я не знаю, как рижане заблаговременно узнали об этом, однако набережная была заполнена людьми. Они пришли встретить «Теодора Нетте». Мне по какому-то делу пришлось прибыть раньше, и я был среди встреча ющих. Люди волновались, кто-то даже плакал..: При знаться, и у меня перехватило горло: ведь это —
история, подвиг советского человека |
во |
имя свет |
лого будущего вот этих людей. Я |
был |
потрясен |
популярностью героя у земляков. Люди бежали по набе
режной, едва успевая за белым и гордым «Нетте». Ге роика слилась с жизнью и морем... Впрочем, надо было
167