Файл: Басевич, В. В. Корабли не умирают.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Через неделю войска 1-го Дальневосточного фронта, совместно с морским десантом Тихоокеанского флота, освободили территорию Северной Кореи от японских ок­ купантов. Войска 2-го Дальневосточного фронта, во вза­ имодействии с военными моряками Амурской флотилии и Тихоокеанским флотом, успешно завершили операцию по освобождению Южного Сахалина и Курильских ост­ ровов.

19 августа началась массовая сдача в плен японских

солдат и офицеров.

При освобождении Кореи минный заградитель участ­ вовал в переброске десантов, ставил минные загражде­

ния. А через 23 дня после начала боевых действий на Дальнем Востоке увозил из корейского порта Юки паши

десантные войска обратно в Находку.

2 сентября 1945 года в Токийском заливе, на борту линкора «Миссури», состоялось подписание акта о капи­ туляции милитаристской Японии. «Великая империя», бредившая планами мирового господства, рухнула. За­

кончилась вторая мировая война...

Пароход, достойный продолжатель дела, за которое боролся рядовой нашей партии Теодор Янович Нетте, вместе со своим экипажем продолжал работать на морских дорогах. Однако корабли, как и люди, старят­ ся. Силы «Нетте» иссякали. Корпус и механизмы за долгую трудовую жизнь износились. Сказалась война.

Дальнейшее плавание в открытом море стало опасным.

Технические «врачи» заключили: «Не годен к строевой службе».

В 1946 году он был разоружен, поставлен в бухте Зо­ лотой Рог на мертвые якоря.

6. ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС

Тяжелыми были послевоенные годы. Страна залечи­ вала раны. Не хватало судов, многие нуждались в капи­

тальном ремонте. Вспомнили о ветеране Тихоокеанского флота «Теодоре Нетте». Он был возрожден к жизни и сослужил людям последнюю службу — вышел в даль­ ний рейс...

150

Капитан первого ранга Μ. И. Кислов встретился с «Теодором Нетте» впервые в мае 1934 года, когда ко­ рабль только начинал осваивать новую должность мин­ ного заградителя. В то время Михаила Ивановича Кис­ лова, молодого офицера, назначили служить на Тихооке­

анский Военно-*Морской Флот. Во Владивостоке он увидел знаменитый корабль, часто бывал па нем, наве­ щая друзей-однокашников.

Прошло время, отгремели залпы войны. В 1947 году Кислов в числе других офицеров получил назначение на Камчатку. Нужно заметить, что грузы, предназначенные для Камчатки, в то время частенько залеживались во

Владивостоке из-за недостатка транспорта. Вот и пришла

Михаилу Ивановичу мысль прибыть на новое место не

только с собственными чемоданами. А своего старого знакомого «Теодора Нетте» он давно приметил в бухте. Обратился к командованию с предложением «мобилизо­ вать» ветерана. Получил согласие.

Полтора месяца самоотверженно работала команда и судоремонтники, готовя корабль к походу. В послед­ них числах июня 1947 года он стоял у причала свежевы­ крашенный, помолодевший, видимо, такой, каким видел его Маяковский на Черном море. Время для плавания было самое подходящее: июль в Охотском море — обыч­ но штилевая погода.

IIa борт судна приняли пассажиров и военных мо­ ряков, направлявшихся служить на Камчатку. Вместе с моряками на необжитые места ехали их жены с детьми.

1Іедавно Михаил Иванович с удовольствием встретился

снекоторыми из них. Говорят, что помнят себя именно

с«Теодора Нетте» — самой яркой страницы начала их жизни.

Па палубе установили оборудование для судоремонт­ ной мастерской н механическую мельницу, станки и гру­ зовые машины, морской катер. В трюмах была пшеница, сахар, соль, мычали коровы. Был еще одни груз, не очень заметный, но сыгравший немалую роль на новом ме­ сте,— невод. Благодаря ему семьи моряков на Камчатке

всегда были обеспечены свежей рыбой...

— Корабль к походу изготовить!

Команда была подана утром 1 июля. Экипаж ждал

ее с нетерпением. Настроение у всех приподнятое, не-

151


сколько торжественное. Немного волновались:

впереди

1370 миль — выдержит ли уставший корабль

длитель­

ный спор с морем? Μ. И. Кислов ответил на

это так:

...Подал «Нетте» руку каптану И сказал: «Забудь мои года* Оксан не любит ветеранов,

IIn прощает дерзость иногда».

— По местам стоять! — послышалась, наконец, коман­ да.— C якоря и швартовов сниматься!

Корабль ровно и глухо дрожал от кормы до носа.

Последние слова напутствий с берега тонули в мерном гуле машины.

— Отдать кормовой! — громко раздалось с мостика, и потише, для машины. — Малый вперед!

Судно вздрогнуло, выгоняя белые буруны из-под на­

висшей кормы, и, разворачиваясь, отвалило от причаль­

ной стенки.

«Желаем счастливого пути!» — выбросили связки сигнальных флагов берег и соседние корабли.

«Благодарю! — ответил «Теодор Нетте».

За кормой мыс Басаргин, маяк Скрыплев. Вышли в Уссурийский залив. Скоро появились очертания живо­ писного острова Аскольд, потом мыса Поворотный. Зна­

комые, родные места. «Нетте» взял курс на пролив Ла­ перуза. Однако скоро Японское море укрыл густой ту­ ман, который держался почти до Сахалина.

В Корсакове судно встретил командующий флотом: не совсем доверяя «ветерану», беспокоясь о судьбе людей,

он воспользовался самолетом. Снова встал вопрос: пу­ скать судно дальше или нет?

Прошла томительная неделя. Наконец принято реше­ ние: «Нетте» идет в океан.

Первые дни плавания прошли нормально. Коварство океана экипаж оценил позже. В один из последних дней пути погода нахмурилась еще с вечера. А утром серо­

черные низкие тучи, слившись с морем, свинцовым маре­ вом быстро катились над гребнями гигантских волн.

А они, поднимаясь над завесой водной пыли, с ревом под­ ступали к судну. Свирепый норд-ост, навалившись на

152

«Теодора Нетте», рвал ванты, свистел в надстройках. Качка стала угрожающей, хлынул дождь. Но шторм только набирал силу. По-настоящему он обрушился на корабль у юго-восточных берегов Камчатки. Застонал

ветеран. То взлетая на гигантские гребни, то кутаясь белой пылью, зарывался носом в дно водяных ям. Вол­ ны перехлестывали палубу, пытаясь смыть принайто-

ванные автомашины. Десять штормовых баллов — это

многовато для сухопутных пассажирских организмов,

да и для старика «Нетте» тоже. Однако моряки были

готовы выстоять.

Из-за вибрации сдал один из двух главных котлов.

«Нетте» потерял скорость чуть не вдвое. Управление за­ труднилось. Тральщик, следовавший вместе с пароходом,

не смог его буксировать: тросы рвались. Жизнь людей

зависела от воли, умения экипажа и запаса живучести, что сохранил еще старый корабль. Видавший виды, пови­ нуясь экипажу, он продолжал сражаться со стихией, ибо пет ничего сильнее человеческих рук и человеческого сердца...

Когда ветер утих, воспользовались помощью траль­

щика.

На горизонте обозначилась Камчатка. Вначале над стелющимся туманом поднялись из океана заморожен­

ные вершины вулканов. Приближаясь, они скрывались за высокими отвесными берегами. У входа в Авачинскую губу, па обрывистой скале — полосатая круглая башня Петропавловского маяка, старейшего на Дальнем Восто­

ке, постройки 1850 года. Губа вдается в сушу более чем

на двадцать километров. Это огромный овальный бас­ сейн с большими глубинами, подходящими к самым бе­ регам. Вода отражала голубизну прояснившегося неба и пурпурные блики робко проглядывавшего солнца. Авачинская губа, по утверждению многих путешествен­

ников и флотоводцев, — одна из самых удобных, живо­ писных и обширных гаваней мира.

Из волн навстречу судну поднимались массивные

глыбы — «Три брата», — три высоких острозубых камня у скалистого правого берега. Черные, с белой каймой прибоя у подножий, они охраняли узкий вход в бухту.

Угрюмые, изъеденные ветром и морем, немало повидав­ шие за свои века.

153


«Нетте» передал в порт свои позывные, получил

«добро» на вход в гавань. Его ждали, поздравляли с

благополучным прибытием.

Сбавив ход, корабль медленно скользил по уснувшей темной глади бухты. Так неправдоподобен был этот по­ кой после недавних страданий в океане. Небо в облаках

и сопки, на которых лежал город, угадывались на фоне далеких белесых вулканов. Подножия сопок искрились тысячью огней, а сами они казались разгорающимися изнутри, мерцали драгоценными камнями линии прича­

лов, зажженных фонарей, окон домов и магазинов, улич­ ных реклам, витрин, автомобильных фар... Город зажи­ гал огни.

К судну тянулось множество светлых дорожек, яр­ ких и нежных, гаснущих и вспыхивающих теплым неров­ ным светом. Они терялись у борта парохода, зарываясь в пену у носа и за кормой. Эти радужные тропы связывали «Нетте» с берегом, манили в город, обещали

уставшим людям покой и отдых после дальней суровой

дороги.

17 июля 1947 года корабль ошвартовался в Петро­ павловском порту. Закончился последний рейс «Теодора Нетте». Командующий флотом решил оставить корабль на Камчатке...

5 ноября 1952 года, около четырех часов утра, жите­

лей соседнего с Камчаткой острова Парамушир разбу­ дили подземные толчки. Падала посуда, выплескивалась из ведер вода, обваливались печи. Люди в панике выска­ кивали на улицу.

— Моя шибка помни такой шурум-бурум, — кричал в темноте старый рыбак кореец, долго живший в Япо­ нии.— Моя сопка ходи! Всем сопка ходи надо! Боль­ шой вода, цунами приходи, плохо будет! — Он звал с со­ бой жителей поселка.

А у берега океана двое рыбаков, собравшихся на ран­

ний лов, были удивлены.

— Колюха! Что за чудо? Отлив какой сильный!

И прибоя не слыхать! Тихо-то как стало, жутко даже.

Бросились в дежурку. Связались по телефону с пор­

товым начальством.

Вода от берега ушла!

Да вы что, не проспались!

154

А в океане уже грохотало. Шум приближался. Огром­ ный вал хлынул па берег. Увлек десятки рыбачьих сей­ неров, понес в ночной поселок. Они мчались над местом,

где стояли дома, утонувшие в черном водовороте...

Когда в поселке не осталось ничего живого, море от­

ступило.

Затем пришла вторая волна, унося смытые жилища, скот и все, что оставила первая... Третья волна заметала следы преступления океана. А рыбачьи суда так и оста­ лись лежать на месте бывших улиц. Утром прибыли спа­ сательные корабли, авиация доставила врачей, медика­ менты и продовольствие...

Землетрясение у Камчатки отметили все сейсмиче­ ские станции мира. Перья приборов, спокойно скользив­ шие по медленно вращающимся барабанам, вдруг при­

шли в бешенство, выписывали на бумаге всплески, похо­ жие на пики вулканов. Даже в Москве грунт смещался на два миллиметра... За главным толчком были еще, но

уже меньше десяти баллов. Положение очага определи­ ли быстро: 140 километров от южного берега Камчатки,

впучине Курило-Камчатской впадины.

А«Теодор. Нетте» находился в это время в Авачин­

ской губе. Придя сюда, он не выходил больше в море. Так и стоял у берега, приспособленный под клуб и жилье для моряков. Зыбкие деревянные трапы и толстые шлан­

ги протянулись от него к стоящим рядом кораблям.

Мощные котлы плавбазы-отопителя «Нетте» снаб­ жали их паром и горячей водой, а вместительные кубрики гостеприимно давали отдых морякам. Командо­ вал кораблем капитан-лейтенант Поздняков. И когда

волны цунами бросились к берегам Камчатки, перехлест­ нули «Трех братьев» и ворвались в Авачинскую губу, то

досталось и ему. Ударом Позднякова сбросило с постели.

`Не понимая в чем дело, добрался оп до звонившего теле­ фона.

Шторм сорвал с якоря!—доложил вахтенный

офицер.

Объявить аварийную тревогу, всем по расписанию

стоять, — крикнул он в трубку и бросился к выходу.

По судну разнесся сигнал. Люди разбегались по мес­

там. Прожектор выхватывал из тумана корпуса плясав­ ших вокруг судна лодок и кипевшее вокруг море. Ло-

155


пались швартовные тросы толщиной в руку. Палубная команда боцмана Ивана Козореза готовила аварийные

средства: цемент, шлюпки, брезенты. Удары волн и ле­ дяных глыб о судно повторялись с огромной силой. Угрожающе стонали многотонные паровые котлы. Из

разорванных паропроводов хлестал пар, пока механики

не снизили давление.

Акомандира не покидала мысль о лодках: «Разобьет

окрутые борта судна». Однако он с облегчением заме­ тил, что они одна за другой снимались, отходя на рейд.

Люди, исцарапанные, полуодетые и вымокшие, не за­ мечали ледяного ветра, работали, спасая судно.

Наконец из штаба сообщили, чтобы «Нетте» держал­

ся, скоро волнение закончится — произошло подводное

землетрясение...

Было светло, когда море успокоилось. «Нетте» под­ нял пары и дал сигнал лодкам, приглашая экипажи к отдыху после напряженного аврала...

В том же году па судне случился пожар. А осенью

1953 года оно перенесло свирепый шторм, во время ко­

торого экипажу стоило героических усилий спасти «Нет­

те». Становилось очевидным, что

корабль обветшал и

оставаться на плаву больше не

может.

Командование

приняло решение: «Отслужил,

уволить

в отставку,

из списков кораблей Военно-Морского

Флота исклю­

чить».

 

 

...Петропавловск-Камчатский, шагнувший к подно­

жью седых вулканов, не расстается и с океаном. Он кра­ сив, этот приморский город, который многие путешест­ венники сравнивают с Рио-де-Жанейро. На вас отовсю­

ду веет морской романтикой. Пройдитесь по основной

магистрали города — Ленинской улице. Здесь уникаль­

ные памятники. Вот строгая черная колонна, увенчанная ядром и цветком лотоса, — дань основателю города, от­

важному командору русского флота Витусу Берингу.

Рядом памятник французскому мореплавателю Ж. Ф. Ла­ перузу. В уютном сквере — иглообразный пятигранник, воздвигнутый освободителям Курильских островов в 1945 году. В березовых рощах Никольской сопки — «Слава», «Часовня», «Героям 3-й батареи Александра Максуто-

156


ва» — монументы в честь

героической обороны 1854 го­

да. Недавно открыт Музеи рыбацкой славы.

У подножия Красной

Сопки, в зелени молодого пар­

ка,— строгий монумент

в память экипажа подводной

лодки Л-16, совершившей героический переход в минув­

шую войну через девять морей и два океана из Петро­ павловска-Камчатского на Северный флот. Рядом ажур­ ный корпус Музея боевой славы края. Материалы его стендов напоминают о величии русского оружия, повест­ вуют о славных патриотах, отдавших жизнь за родной край.

Одна из экспозиций посвящена «Теодору Нетте». Здесь кусок его стального форштевня, часть штурвала, приборы. Вот видавший виды вахтенный журнал, фото­ графии судна, последнего командира Позднякова, и человека, именем которо­ го был назван корабль. А

это иллюминатор каюты № 22, в которой несколь­ ко раз останавливался

Владимир Маяковский. Выше — портрет поэта с поднятой рукой, читающе­ го стихи.

А совсем рядом с ре­ ликвиями парохода, под обрывом сопки, стоит он сам, принесший эстафету дипкурьера новому поко­

лению сюда, через многие моря и годы.

И как прежде, не по­ кидают его белокрылые чайки, эти буревестники

моря, не раз сопровож­ давшие корабль в мирных и боевых походах. Они кружат над ним, спуска­

ются на воду, словно не­ сут почетный караул, обе­ регая покой судна. Ласко­ вые волны неторопливо.

Экспозиция, посвященная парохо­ ду «Теодор Нетте» в музее Боевой славы Петропавловска-Камчат­ ского

157

как бы ведя о чем-то бесконечный разговор, плещутся о

потемневшие борта. На них видны крупные вмятины. Черные глазницы иллюминаторов смотрят сурово, вопро­ шающе. На скуле носа, глядящего в океан, уже нельзя разобрать имени корабля. Но это он, именно он, воспе­

тый и увековеченный поэтом! Волны и время не пощади­ ли его. Стальное сердце не бьется больше.

Молоденькая учительница привела на экскурсию группу школьников. По широкому прочному трапу под­ нимаются они на палубу. Толстые доски местами выби­ ты. Ни лееров, ни мачт. Сохранилась только часть юто­ вой надстройки и на ней надпись белилами: «Причал «Теодор Нетте».

К ребятам подошел невысокий человек в бушлате с темным обветренным лицом. Завязалась беседа. Моряк

неторопливо рассказывал пионерам о походах корабля, его капитанах, молодых матросах. Услышали ребята и о Маяковском, и о Новикове-Прибое. Он водил их по палубе, что-то показывал, отвечал на самые разные воп­ росы. Они долго не отпускали его, фотографировались вместе.

Когда ребята ушли, мы спросили о моряке у дежур­ ного офицера.

— А вы не слыхали? Это старшина Козорез Иван

Григорьевич, его здесь все знают... Интересный человек,

служил на «Теодоре Нетте».

Мы познакомились с Иваном Григорьевичем, разго­ ворились.

— Работаю здесь спасателем без малого двадцать лет. Можно сказать, старожил. И квартирую рядом,—

он указал на маленький деревянный домик близ при­ чала.

Иван Григорьевич все последние годы жизни корабля

служил на нем боцманом. Уроженец далекого степного Казахстана, демобилизовавшись, он не покинул Камчат­ ку и родное судно. Хорошо знает его историю.

— А помните

вы Позднякова? — спросили мы Козо-

реза.

 

 

— Своего-то

последнего

командира? — удивился

он. — Да как же не помнить.

Александр Ефимович хоть

и молод был, но — душа человек... Жизнь его не балова-

158