Файл: Андрющенко, В. А. Автоматизированный электропривод систем управления учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
П р о д о л ж е н и е
Наименование Обозначение
Трансформатор дифференциальный |
• L^vxJ • |
|
Усилитель магнитный с двумя последова тельно соединенными рабочими обмот ками и двумя встречно включенными секциями управляющей обмотки
Резистор нерегулируемый
Резистор регулируемый: а) реостат б) потенциометр
— 1 |
1 — |
Конденсатор нерегулируемый
Конденсатор |
электролитический: |
|
|
|
|
а) |
полярный |
|
|
|
|
б) |
неполярный |
|
|
|
|
|
|
|
|
- 4 0 |
- |
Конденсатор |
регулируемый |
^ |
um |
-jtfL |
|
П р и м е ч а н и е : при необходимости |
указа |
|
|
||
ния подвижного |
элемента |
|
|
|
|
Диод |
полупроводниковый |
|
|
|
10
Наименование
Однофазная мостовая схема соединения полупроводниковых диодов
Триод полупроводниковый типа р-п-р
Фоторезистор
Фотодиод
Фототриод типа р-п-р
П р о д о л ж е н и е
Обозначенне
~\ ^ ~ )
- ѳ -
Диод косвенного накала
Диод двойной с раздельными катодами
Триод . |
4 |
|
|
|
т |
И
П р о д о л ж е н и е
Наименование |
Обозначение |
Триод двойной |
с раздельными |
катодами |
|
с |
внутренним |
разделительным |
экраном |
и |
отводом от |
него |
|
Триод — третья сетка соединена с катодом
Индикатор тлеющего разряда (неоновая лампа)
Стабилитрон
Стабилизатор тока (барретор)
Фотоэлемент электронный
Умножитель фотоэлектронный пятикаскадный
Ф
Ф
Ф
Все |
элементы и |
аппараты в |
схемах |
управления изображаются |
в так |
называемом |
н о р м а л ь |
н о м |
п о л о ж е н и и . За нор |
мальное положение принимается такое, которое соответствует не возбужденному состоянию аппарата, например, для реле и контак торов — отсутствие тока в катушках, для кнопки — отсутствие нажатия; для контроллеров — нулевое положение рукоятки. Со единения на монтажных схемах соответствуют выполнению их при монтаже.
12
Каждый элемент схемы буквенно обозначается согласно уста новленным стандартам и техническим условиям на них. Так, на пример, линейные контакторы обозначаются буквой Л, контактор «Вперед» — В, контактор «Назад» — Я, контактор ускорения — У, реле тока — РТ, реле напряжения — РН, реле времени — PB и т. д. Для различия одинаковых аппаратов впереди буквенного обозначения вводятся цифры (например, 1У, 2У).
В сложных схемах при командоконтроллерном управлении изо бражают развертки контроллеров, которые дают возможность су дить о последовательности замыканий контактов по жирным точ кам, наносимым на развертки под контактами контроллера.
Если в схемах встречаются механические связи, то они изобра жаются двойными или пунктирными линиями.
Принимается либо горизонтальное, либо вертикальное распо ложение отдельных цепей на схеме.
§3. К Л А С С И Ф И К А Ц И Я А В Т О М А Т И З И Р О В А Н Н Ы Х
ЭЛ Е К Т Р О П Р И В О Д О В
Классификацию систем автоматизированного электропривода можно производить по разным признакам. Это обусловлено назна чением электропривода, их сложной структурой, различной физи ческой сущностью и т. д.
• |
Системы |
автоматизированного электропривода |
могут |
работать |
||
по |
разомкнутому, |
замкнутому или комбинированному |
(одновре |
|||
менно |
по разомкнутому-и замкнутому) циклам регулирования. |
|||||
|
По |
назначению |
системы автоматизированного |
электропривода |
||
могут быть |
разделены на системы стабилизации, следящие .системы |
исистемы с программным управлением.
Взависимости от рода питающего напряжения различают си стемы переменного тока и системы постоянного тока.
По принципу управления наиболее широкое распространение в системах управления технологическим оборудованием получили электроприводы с электромашинными усилителями, электроприводы с магнитными усилителями и дросселями насыщения, электропри воды с импульсными системами управления, построенными на элек тронно-полупроводниковых или магнитных элементах и др.
Можно различать автоматизированные электроприводы по типу характеристик отдельных звеньев системы в отношении линейности.
Вэтом случае электроприводы делятся на линейные и нелинейные.
Взависимости от режима работы различают электроприводы, работающие либо в установившихся режимах при наличии возму щающих воздействий, либо — в режимах пусков и торможений.
13
§4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
КА В Т О М А Т И З И Р О В А Н Н Ы М Э Л Е К Т Р О П Р И В О Д А М СИСТЕМ У П Р А В Л Е Н И Я
Требования к автоматизированным электроприводам систем уп равления определяются технологическими процессами работы про изводственных механизмов. К основным из этих требований отно сятся следующие;
1)повышенная точность и быстродействие;
2)высокая степень надежности, достигаемая посредством при менения элементов с малой интенсивностью отказов и высокой ме ханической и термической прочностью и химической стойкостью, снижения электрических нагрузок на наиболее ответственные эле менты, разработки схем привода с широкими допусками 'на разброс
параметров элементов, а |
также путем применения бесконтактных |
и .статических устройств |
и поэлементным, групповым или общим |
резервированием; |
|
3)малые габариты и вес, что достигается за счет применения специальных материалов при изготовлении отдельных элементов электропривода, электродвигателей с повышенной скоростью вра щения ротора, источников питания повышенной частоты, а также миниатюризацией и микроминиатюризацией электронных элемен тов электропривода;
4)независимость действия от нагрузок и параметров окружаю щей среды;
5)простота и безопасность обслуживания и эксплуатации;
6)удобство монтажа и ремонта;
7)простота контроля исправности;
8)взаимозаменяемость отдельных деталей и агрегатов.
Наряду с этими основными требованиями-, к автоматизирован ным электроприводам отдельных исполнительных механизмов тех нологического оборудования могут предъявляться свои специфиче ские требования.
Вопросы для самопроверки
1. Какова роль и значение электропривода в системах автоматического управления технологическим оборудованием?
2.Какие элементы в функциональной схеме автоматизированного элек тропривода являются основными и какие вспомогательными? Каково их на значение?
3.Какие функции выполняет электропривод в системах автоматического управления?
4.Каковы особенности начертания принципиальных и монтажных схем электроприводов?
5.По каким признакам классифицируются автоматизированные элек троприводы?
6.Назовите основные требования, предъявляемые к автоматизирован ному электроприводу систем управления технологическим оборудованием.
14
Г Л А В А
АВТОМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ
§ 5. М Е Т О Д Ы У П Р А В Л Е Н И Я ПРОЦЕССАМИ П У С К А , Т О Р М О Ж Е Н И Я
И РЕВЕРСИРОВАНИЯ Э Л Е К Т Р О Д В И Г А Т Е Л Е Й
Как уже говорилось, управление электродвигателями осущест вляется либо ручным, либо автоматическим способом. В современ ных системах управления преимущественное распространение по лучили схемы автоматического управления электродвигателями. Основными достоинствами автоматического управления являются:
1)простота и надежность управления;
2)высокая производительность и точность выполнения отдель ных операций;
3)рациональное использование электроэнергии;
4)возможность простого централизованного и дистанционного управления.
Основные операции по автоматическому управлению электро
двигателями связаны с управлением процессами пуска, торможения и реверсирования. Для реализации схем автоматического управле ния электродвигателями применяются различные методы пуска, торможения и реверсирования этих электродвигателей.
Различаются несколько основных видов пуска электродвигате
лей. |
Прямой пуск, осуществляемый |
при непосредственном подклю |
1. |
||
чении |
электродвигателя к источнику |
питания. Данный вид пуска, |
несмотря на простоту схемной реализации, находит ограниченное применение вследствие больших пиковых значений пускового тока ' и больших тепловых потерь, происходящих в электродвигателе и коммутационной аппаратуре.
2. Пуск через сопротивления. В этом случае подключение элек тродвигателей к источнику питания осуществляется при наличии сопротивлений активных (реостатов) или реактивных (дросселей насыщения), включенных в цепях якоря, статора или ротора. Зна чения этих сопротивлений в процессе пуска уменьшают так, чтобы можно было получить требуемый характер изменения токов, вра щающихся моментов и ускорений. Изменение пусковых сопротив лений производится плавно или ступенчато. Пуск через добавочные сопротивления также сопровождается потерями энергии, которые распределяются между самим электродвигателем и пусковым уст ройством.
15
3. |
Пуск изменением |
напряжения |
питания цепи якоря |
иди |
ста |
тора |
электродвигателя. |
При этом методе к цепи якоря или статора |
|||
неподвижного электродвигателя в |
целях ограничения |
начальных |
|||
токов |
и моментов прикладывают |
пониженное напряжение. |
Затем |
в процессе пуска увеличивают напряжение так, чтобы получить требуемый характер изменения токов, моментов или ускорений. Изменение напряжения возможно как плавное, так и ступенчатое.
Недостатком этого метода является сложность пускового уст ройства, требующего в случае электродвигателей постоянного тока наличия специального генератора с регулировкой напряжения или нескольких источников питания. Для изменения напряжения на обмотках статора асинхронных электродвигателей необходимо иметь соответствующие выводы концов обмоток и переключатель, с по мощью которого осуществляется переключение этих обмоток со звезды на треугольник. При этом возможно лишь ступенчатое из менение напряжения.
4. |
Пуск асинхронных |
электродвигателей |
при |
изменении |
частоты |
||
напряжения |
питания |
при постоянном |
или |
одновременном |
измене |
||
нии |
величины |
этого напряжения. Этот |
метод |
весьма сложен, по |
скольку требует применения специального генератора переменного тока с регулировкой частоты и напряжения или особых преобразо вателей частоты.
5. Пуск электродвигателей постоянного тока изменением тока возбуждения. Этим методом пользуются при эксплуатации электро двигателей постоянного тока малой мощности. Пуск в ход непод вижного электродвигателя, по якорю которого проходит ток, производится подключением обмотки возбуждения к источнику тока.
Из описанных выше способов пуска в автоматизированном элек троприводе нашли наибольшее применение реостатный пуск и пуск при ступенчатом изменении напряжения на зажимах якоря. Неко торые способы пуска электроприводов иногда применяются в раз личных комбинациях друг с другом. Так, например, пуск электро привода по системе генератор—двигатель до скорости, превышаю щей основную, производится сначала увеличением напряжения на зажимах якоря электродвигателя, а затем уменьшением тока воз буждения электродвигателя.
Различают несколько основных методов торможения электро двигателей.
1. Генераторное торможение. Оно возникает, когда момент исполнительного механизма совпадает по направлению с моментом электродвигателя и вращает вал последнего со скоростью большей, чем скорость идеального холостого хода. При этом э. д. с. электро двигателя становится больше напряжения сети и двигатель, пере ходя в генераторный режим работы, отдает энергию в сеть. Этот вид торможения используется при наличии двигателей постоянного тока с параллельным (независимым) возбуждением и асинхронных. Двигатели -постоянного тока с последовательным возбуждением
16