Файл: Андрющенко, В. А. Автоматизированный электропривод систем управления учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в данном режиме торможения не используются, поскольку они не имеют конечной скорости идеального холостого хода.

2. Торможение противовключением. Этот, режим торможения возникает, когда обмотки электродвигателя включены для одного направления вращения, а якорь электродвигателя под действием внешнего активного момента или сил инерции вращается в противо­ положную сторону. При торможении противовключением можно получить большие тормозные моменты, поскольку ток якоря элек­ тродвигателя создается в результате согласного действия э. д. с. якоря и напряжения сети. Торможение противовключением может применяться для двигателей постоянного и переменного токов.

Недостатком этого вида торможения является необходимость специального устройства для автоматического отключения элек­

тродвигателя

от источника

 

питания

 

при

его

полной

 

остановке

(иначе

произой*

 

дет

реверсирование

 

элек­

 

тродвигателя).

 

 

 

 

3. Динамическое

тормо­

 

жение.

Для

электродвига­

 

телей постоянного тока оно

 

возникает, когда

цепь

яко­

 

ря

электродвигателя

от­

 

ключают

от сети

и

замы­

 

кают

ее

накоротко

или

 

через добавочное

сопротив­

Рис. 2

ление. Обмотка

возбужде­

ния при

этом остается

под­

 

ключенной к сети. Для осуществления динамического торможения электродвигателей с последовательным возбуждением часто применя­ ют принцип самовозбуждения. В этом случае отключают электродви­ гатель от сети, меняют местами концы обмотки возбуждения и под­ ключают их к зажимам якоря. Динамическое торможение электро­ двигателей переменного тока осуществляется отключением обмоток статора от сети переменного тока и подключением ее к источнику постоянного тока. На малых скоростях динамическое торможение, как правило, сочетают с механическим торможением.

Процесс реверсирования любого электродвигателя можно рас­ сматривать как процессы с начала торможения, а затем пуска этого электродвигателя в направлении, противоположном вращению его вала.

Для автоматического управления электродвигателем необхо­ димо контролировать режим его работы. Этот контроль можно осу­ ществить с помощью какого-либо параметра, который характери­ зует состояние электродвигателя и изменяется в процессе управле­ ния. Таким параметром может быть мехаш денный путь, скорость, ускорение), электд э. д. с , частота) и время.

2 Заказ № 967


В зависимости от выбора величины этого параметра различают следующие основные принципы автоматического управления про­ цессами пуска и торможения электродвигателей:

1)управление в функции скорости;

2)управление в функции времени;

3)управление в функции тока;

4)управление в функции пути.

На рис. 2 представлена пусковая диаграмма электродвигателя с трехступенчатым пуском. Изменение режима работы электродви­ гателя осуществляется переключением сопротивлений либо при

определенных скоростях

а и

2, со3, либо в определенные моменты

времени tlt t%, t3, либо

при

определенных значениях тока I ъ /2.

§ 6. У П Р А В Л Е Н И Е В Ф У Н К Ц И И С К О Р О С Т И

Этот вид управления основан на прямом или косвенном конт­ роле изменения скорости. На практике чаще пользуются косвенным методом измерения скорости. Например, в электродвигателях по­ стоянного тока используется э. д. с. якоря, а для асинхронных элек­ тродвигателей — э. д. с. или частота тока в роторной цепи.

На рис. 3 приведена схема пуска электродвигателя постоянного тока в функции скорости. Поскольку э. д. с , возникающая в элек­ тродвигателе при вращении, пропорциональна скорости, контак­ торы ускорения (1У, 2У, ЗУ) настраиваются на соответствующие напряжения срабатывания.

При замыкании рубильника Р подается напряжение на обмотку возбуждения OB электродвигателя и на схему управления. После нажатия кнопки П срабатывает контактор Л. Последний становится на самоблокировку, шунтируя кнопку П своим контактом Л, и замыкает контакты в цепи якоря. Ток возрастает до величины 11 (рис. 2). Вначале напряжение на катушках контакторов ускорения, равное падению напряжения на якоре, недостаточно для их сраба­ тывания. По мере увеличения скорости вращения электродвига­ теля напряжение на якоре возрастает. При достижении напряжения срабатывания контактора ускорения последний срабатывает,

шунтируя сопротивление Rv

При дальнейшем увеличении

скоро­

сти сработает контактор и зашунтирует сопротивление R2,

а

затем сработает контактор

ЗУ, и электродвигатель выйдет

на

ес­

тественную характеристику. При этом пусковое сопротивление

Ru

целиком зашунтировано контактами 1У, 2У и ЗУ.

 

 

Для остановки электродвигателя необходимо нажать кнопку С. Вследствие этого разорвется цепь питания контактора Л, который своими контактами обесточит якорную цепь. Электродвигатель оста­ новится.

Принцип управления электродвигателями в функции скорости может быть использован при автоматическом управлении динами­ ческим торможением и торможении противовключением.

18*


На рис. 4 представлена схема автоматического управления элек­ тродвигателем с параллельным возбуждением в функции скорости при динамическом торможении. После замыкания рубильника Р, нажатия кнопки Я и выхода электродвигателя на естественную ха­ рактеристику в схеме управления контакты Л замкнутые якорной цепи и цепи пуска и разомкнуты в цепи реле торможения РТ.

Для перевода электродвигателя в режим динамического тормо­ жения следует нажать кнопку С. При этом контактор Л отключает электродвигатель от сети, а нор­ мально замкнутый контакт Л замы­ кает цепь реле торможения РТ. + После срабатывания реле РТ вклю-

V

OB

 

 

 

 

 

 

 

"s

Иг

Ri

 

II

II

II

 

 

ЗУ

РТ

 

 

 

 

 

ЗУ

 

 

 

 

 

С

 

- o | o -

 

I

о-

 

 

 

 

 

 

 

P h c .

3

 

Рис. .4

чается контактор торможения Т, который своим контактом Т за­

мыкает якорную обмотку на сопротивление торможения

RT.

Элек­

тродвигатель переходит при этом в режим динамического

торможе­

ния. По мере уменьшения скорости э. д. с. электродвигателя

также

уменьшается, и при

некотором значении скорости, а следовательно

и э. д. с , реле РТ

разомкнет контакты в цепи тормозного реле Т.

Режим динамического торможения прекратится. Эффект торможе­ ния будет тем больше, чем меньше будет напряжение отпускания реле торможения РТ.

Достоинством рассмотренных схем пуска и торможения в функ­ ции скорости является простота, надежность и дешевизна их. Од­ нако они имеют и недостатки:

1) необходимость выбора контакторов ускорений на разные на­ пряжения срабатывания;

2

19



2)влияние изменения температуры обмоток контакторов на их сопротивление, что приводит к неодинаковым броскам тока, отлич­ ным от заранее рассчитанных;

3)влияние колебаний напряжения сети на срабатывание кон­ такторов ускорений.

§ 7. У П Р А В Л Е Н И Е В Ф У Н К Ц И И В Р Е М Е Н И

Этот вид управления осуществляется с помощью реле времени. Из пусковой диаграммы (см. рис. 2) видно, что шунтирование пу­ сковых сопротивлений контактами должно происходить после вклю­ чения электродвигателя в сеть, спустя время tx, t2 и t3. Обычно вы­ держка времени реле выбирается на основании расчетов времени

переходных процессов, возникающих

при разгоне электродвига­

теля от начального положения (и = 0)

до скорости (olt

от скорости

cot до скорости ю2 и т. д.

 

постоянного

На рис. 5 приведена схема пуска электродвигателя

тока (параллельного возбуждения) с использованием электромаг­ нитных реле времени. При замыкании рубильника Р напряжение сети подается на обмотку возбуждения OB электродвигателя и на схему управления. Ток при этом проходит только через обмотки

электромагнитных

реле времени

IP В, 2РВ

и ЗРВ. В этом состоя­

нии схема готова к пуску.

 

 

Для осуществления пуска необходимо нажать кнопку П. После

этого

срабатывает

контактор Л,

включая

электродвигатель в сеть

через

полное пусковое сопротивление Rn.

Одновременно один из

контактов Л шунтирует кнопку П, а другой разрывает цепь реле времени 1РВ, которое приходит в действие. По истечении выдержки времени оно сработает и его контакты включат контактор ускоре­

ния

1У.

 

 

 

сопротивления Ru а

При

этом шунтируется

часть пускового

также

разрывается цепь реле времени 2РВ,

которое обесточится.

Реле 2РВ

придет в действие, и после истечения заданного

времени

своими

контактами включит контактор

2У.

В результате

срабаты­

вания

 

последнего шунтируется сопротивление R2

и разрывается

цепь

реле

ЗРВ, которое

аналогично

предыдущим

реле

времени,

после выдержки заданного времени, сработает. При этом контактор ЗУ подключится к сети, шунтируя своими контактами сопротивле­

ние RH.

Электродвигатель подключится на полное напряжение

сети.

 

Для

остановки электродвигателя следует нажать кнопку С.Кон­

тактор Л обесточится. Якорная обмотка отключится от сети, и электродвигатель остановится.

Рассмотренная схема запуска электродвигателя постоянного тока пригодна и для асинхронных электродвигателей. В этом слу­

чае,

если используется асинхронный

трехфазный электродвига­

тель,

линейный контактор Л должен

быть трехфазным, а контак-

20