Файл: Ямпольский, Е. М. Арматурщик-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

знакомиться

с

ж изнью глубин континентального

шельфа.

 

 

 

Более соверш енное

оборудование — легководолаз­

ные

костю мы

и

акваланги— .позволяю т исследовате­

лям

прибрежных

вод

отыскивать затонувшие сокрови­

ща, которые долгое время были недосягаемыми, по­

тому что

люди не могли нырять достаточно глубоко

и оставаться под

водой

достаточно долго.

О дна

фирма —

«Реал

корпорейш н» — летом 1965

года вблизи Веро-Бича (штат Флорида) нашла затонув­

шие сокровищ а совсем недалеко от берега на

глубине

от 15

до 30 футов, под слоем песка толщиной

6— 8 ф у­

т о в —

слитки серебра и серебряную

посуду,

серебря­

ные монеты, слиток золота. Это была

часть груза с ко­

раблей испанского флота, затонувших

у мыса

Кеннеди

в1715 году. Описанная находка — вторая на счету

фирмы за последние два года, причем

происхождение

у обеих одно и то же. Первая, на общ ую

сум му 1,6 мил­

лиона долларов,—

золотые

цепи, дублоны, ювелирные

изделия, столовое

серебро,

тонкий

китайский фарфор,

а также такие менее ценные вещи,

как

пушечные ядра

и свинцовые лоты с испанских галеонов,— демонстри­ ровалась в новом Зале науки и исследований Н ацио­ нального географ ического общества в Вашингтоне. По определению Общ ества, это была «самая богатая на­

ходка затонувших испанских сокровищ в двадцатом

веке». К ром е того, это была и самая крупная в мире находка затонувших сокровищ с 1687 года, когда сэру

Уильяму Финсу выпала такая же

удача у

берегов

Таити.

 

 

Эта находка принадлежит Кипу

Вагнеру —

раньше*

он был инженером-строителем, а теперь охотится за

сокровищами. О н назвал организованную им фирму

«Реал-8», исходя из испанского ocho réales. Сам Ваг­

нер рассказывает об этом так: «Я затратил 18 лет на исторические исследования. Я набрал команду очень

4 Г. Соул

49



трудолюбивых водолазов и снарядил три катера всем

необходимым

оборудованием . И, самое главное,

мне

ф еноменально

повезло».

 

История обнаружения сокровищ начинается и

кон ­

чается ураганом. Ураган 1715 года захватил у мыса Канаверал испанский флот, шедший с сокровищ ами из Гаваны, и разнес его в щепки об острые коралловые рифы; из 11 судов затонуло 10, погибло около тысячи моряков, а сокровищ а на сумму 14 миллионов долла­

ров

отправились

в сундучок

Дэйви Д ж онса —

и

боль­

шая часть их так там и осталась.

 

 

После другого

урагана, почти 250 лет спустя,

Ваг­

нер,

осматривая

пески около

Себастиан-Бича

во

Ф л о ­

риде, нашел несколько серебряных «восьмерок». За­

тем в зарослях карликовых пальм он подобрал круп­

ный, грубо обработанный алмаз. Вдохновленный на­

ходками, он арендовал легкий самолет и, исследуя

с него прибреж ные воды, заметил ряд темных пред­

метов,— как оказалось,

пушек. О н

пригласил

водола­

зов, и

они принялись

за

дело, работая (даже

в ш тор ­

м овую

погоду)

в темной, взбаламученной

воде,

где

видимость в 10

дю йм ов считается хорошей.

 

М агнито­

м етр

и другие

приборы вскоре указали на присут­

ствие

металла.

Были

обнаружены

монеты,

многие

из

них в почерневших от морской воды 60-фунтовых мешках. М онеты были блестящие, почти новые, с вось­

меркой в центре. Несколько позднее водолазы Вагне­

ра, используя водомет, расчистили участок дна, покры ­

тый, как ковром, золотыми дублонами — =всего более

1000 штук. Наиболее же ценным из обнаруженных предметов была золотая цепь из 2176 звеньев ручной работы, каждое с вытравленными на нем узорами. Ее стоимость 50 000 долларов.

Больш ой исторический интерес представляет най­ денный в 1963 году у побереж ья Бермудских островов корпус затонувш его испанского галеона для перевоз­


ки сокровищ. П о мнению специалистов из Смитсониан-

ского института, эго самое раннее из найденных в за­ падном полушарии затонувших судов, принадлежность которых удалось установить. По монетам, валявшимся

вокруг судна, определили,

что оно затонуло в 1565 го­

ду — всего три четверти

века спустя после плавания

Колумба в Америку. На отпечатке, оставленном одной

монетой на коралле, видны

титулы

Фердинанда

и Изабеллы, с благословения

которых

отправился

Колумб.

 

 

Я познакомился с М енделем

Петерсоном, руково­

дителем Отделения истории вооруженных сил в Сми.т-

сонианском институте

и водолазом -любителем . Ныряя

к затонувшим судам,

когда-то перевозившим сокрови­

ща, он находит предметы, представляющие больш ой интерес для истории: например, небольшой испанский

топор, возможно, использовавшийся при взятии судна

на абордаж, а также булыжники для балласта, кото­ рыми в 1700-х годах уравновешивали тяжелые 80-фу-

товые мачты парусных судов. Благодаря этому многие

портовые города М ексиканского залива

и Карибского

м оря

имеют

булыжные мостовые.

 

В

течение

трех столетий Испания посылала корабли

с сокровищ ами мимо Флориды , чтобы

воспользовать­

ся Гольфстримом с его скоростью в 5 узлов. Н о ко­ рабли нередко тонули во время ураганов, а также

врезультате нападения пиратов. Флоридские проли­

вы, по словам Петерсона, стали для испанцев закля­

тым местом. А Ф лорида-Кис теперь одна из богатей­

ших областей мира по количеству затонувших сокро­

вищ.

Сущ ествует два основных способа отыскания зато­ нувших судов. Первый — путем наблюдения с борта судна при плавании в проливах или с самолета при полете над ними. Иногда удается различить внизу обросш ие кораллами пушки. Д ругой способ — отыскать

51


местоположение затонувш его судна по старым

рукописям.

Библиотека Конгресса недавно опубликовала пере­ чень рукописей с картами и планами затонувших со­

кровищ, имеющихся в ее фондах.

Если вы отыщете на м орском дне какой-либо тя­

желый предмет, то поднять

его

на поверхность м ож ­

но

с пом ощ ью еще одного

из

современных

подвод ­

ных

приспособлений — надувного

шара. Вы

крепите

его к найденному предмету и надуваете или через

дыхательную • трубку, или из

запасного воздуш ного

баллона. По утверж дению

изготовителя — фирмы

«Хайпро дайвинг» в Кембридж е (штат Массачусетс),—

таким

способом

м ож но поднимать со

дна якоря, м о ­

торы,

различные

обломки, пушки,

бревна, мешки

с рыбой или моллюсками, куски кораллов, образцы

конкреций и растительности и археологические наход­ ки. Выпускаются ш ары различной грузоподъем ности —

от 100 до 1000 фунтов.

Есть и другие приспособления для подводных ис­ следований, например сани с гребным винтом для

буксировки аквалангиста. Ф ирм а «Аэродж ет-дж ене-

рал» выпускает устройство, именуемое «аквапед»,—

пловец, вращая педали, приводит в действие гребной

винт

и тем

самым

ускоряет

свое

движение

в воде.

Ф ирм а предлагает также

аппарат «М-инисаб», пред­

назначенный

для транспортировки

водолазов

под во­

дой.

Корпус

этой

миниатюрной

подлодки

открытый,

так что пассажиры должны иметь соответствующие дыхательные приспособления. «Минисаб» создан на

основе разработок

фирмы

в области

оборудования

для

подводных

подрывны х

команд боевых

пловцов

В М Ф

С Ш А .

 

 

 

 

 

 

Д ж им

Стабстад,

руководитель

проекта по

созда­

нию

«Минисаб»,

рассказывает, что испытывает пасса­

жир

на

борту

этого аппарата:

«Вода

поддерживает

52