Файл: Ямпольский, Е. М. Арматурщик-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

)

«Алюминаут» далеко превосходит китов: в нормальных условиях он мож ет оставаться на глубине 32 часа; при

больш ой необходим ости — 72. Киты дышат воздухом,

и для этого должны часто подниматься на поверхность.

Д аж е кашалот, рекордсмен среди млекопитающих по пребыванию под водой, не выдержит более часа с чет­ вертью.

Если бы «Алю минаут» уже существовал в момент

гибели «Трешера», он смог бы опуститься на дно

в месте аварии, на глубину 8400 футов. А при погру­

жении

 

на

максимальную

 

глубину

«Алюминаута» —

15 000

футов — в

750 милях

к востоку от Джексонвил­

ла (штат Флорида),

м ож но

было

бы

посмотреть на

сооружение,

установленное

человеком

на

глубине

почти

в

три

мили.

Это

подводный

акустический маяк

SN AP -7E

высотой

5

футов

4

дюйма. М аяк создан кон­

структорами

В М Ф

С Ш А

и

предназначен

как

для нави­

гационных, так и для исследовательских целей. В ка­ честве источника питания применяется ядерный гене­ ратор, изготовленный ф ирмой «Мартин». С о времени

установки в июле 1964 года маяк подает

звуковой

сигнал каждые 60 секунд, позволяя как

надводным

судам, так и глубоко погрузившимся подводным лод­

кам точно определить

свое место без помощ и бере­

говых навигационных средств. Его генератор

рассчи­

тан на выработку около 7 ватт электроэнергии

непре­

ры вно

в

течение минимум двух

лет. SN AP -7E

исполь­

зуется

в

исследованиях

влияния

глубоководной

среды

на передачу звука на большие расстояния. П роектиро­

вание

маяка велось в

соответствии с програм мой

S N A P

(Вспомогательные

источники ядерной энергии)

Комиссии по атомной

энергии. Другие ядерные

генераторы, изготавливаемые ф ирмой

«Мартин» для

этой Комиссии по програм м е SNAP, используются н£

искусственных спутниках

Земли, на морских буровых

в М ексиканском заливе

в качестве

навигационных

6 /


средств, на навигационном буе и маяке в Чесапикском заливе и на метеорологических буях, установленных далеко в море,— это плавучие платформы, с которых

осуществляется

автоматическая

передача

данных

о ветре, волнении, температуре

и атмосферном

давлении. Такие буи установлены в Арктике, Антарк­

тиде, М ексиканском

заливе

и

Атлантическом

океане.

«Алюминаут» снабжен двумя 9-футовыми механиче­

скими

руками,

с по м ощ ью

которых мож но будет под­

бирать

на

м орском

дне

на

глубинах

от 12 000

до

15 000

футов образцы марганцевой, никелевой и ко­

бальтовой

руды, которой,

 

по

утверждению

М ориса

Ю инга,

на

океанском

дне

очень много.

М ож но будет

также

брать

пробы

грунта

на

дне океана,

где,

как

считает Дж. Луис Рейнольдс, содержится столько алю ­ миния и меди, что при современных темпах потребле­

ния их хватит на миллион лет.

Идея постройки «Алюминаута» возникла одновре­

менно

у

двоих. Рейнольдс, специалист по

алю ­

минию,

еще

во время второй мировой войны

мечтал

о постройке

подводных алюминиевых судов для

транс­

портировки грузов. Вторым был доктор Эдвард Венк-

младший, сейчас директор отдела научных исследова­

ний

в справочной

службе

Библиотеки

Конгресса.

В Опы товом

бассейне

Дэвида Тэйлора, принадлежа­

щ ем

В М Ф

С Ш А , он

изучал

возможности

создания

глубоководной лодки.

В Ю го-Западном исследователь­

ском институте в Сан-Антонио (штат Техас) он позна­ комился с особенностями постройки корпусов, рассчи­

танных на давление

больших глубин (до

10 000 футов

на квадратный дюйм

на глубине 22 000

футов). Отчет,

представленный этим институтом Национальной акаде­

мии наук и Национальному, исследовательскому

сове­

ту,

свидетельствует, что такие подводные корпуса

м ож ­

но

изготовлять из различных материалов, в том числе

из

алюминия. К 1959 году были завершены теорети­

6 8


ческие обоснования возможности использования для

этой цели вы сокопрочного алюминиевого сплава, по­

служивш его впоследствии материалом для

«А лю м и -

наута».

 

В создании «Алю минаута» по заказу

концерна

«Рейнольдс интернэшнэл» участвовало несколько фирм.

Изготовлением корпуса занималось отделение «Элек­

трик боут» фирмы «Дженерал дайнэмикс». Киль « А л ю ­

минаута», две балластные цистерны и кормовая о ко ­

нечность были изготовлены в Портленде (штат Мэн).

Ход овы е испытания начались в проливе Лонг-Айленд —

там проверялись

такие

характеристики, как

устойчи­

вость, маневренность,

а

также

работа

палубных

устройств.

Затем

судно

отправилось

в М айами (штат

Ф лорида)

где проводились

испытания скорости и вре­

мени пребывания под водой. Испытывалась также

наиболее сложная аппаратура — усовершенствованные

гидролокаторы, телевизионные и подводные освети­

тельные

системы. Для

первых погружений

на

15 000

футов

был выбран

район Ф лориды и

Багамских

островов.

 

 

 

Летом 1965 года лодка вышла из М айами с

первы ­

ми исследователями

минеральных богатств

океана.

Втечение 10 дней «Алю минаут» обследовал плато

Блейка — плоскую

подводную

 

террасу

площ адью

150 на

100 миль, пр оход ящ ую

на

глубине

3000 футов

вдоль

побереж ья

северной

Флориды ,

Д ж ордж ии

и Ю ж ной Каролины.

Н а дне была

обнаружена гладкая

черная «мостовая» из окиси марганца. «Видимо,

Гольфстрим регулярно «метет» эту

«мостовую », не

давая скопляться на ней осадкам»,—

заметил началь­

ник экспедиции Ар тур Л. М аркел. «Алюминаут», снаб­ женный двумя массивными колесами самолетного типа, буквально катился по этой черной дороге. Эти колеса поддерж иваю т нос лодки при движении по достаточно плоским и тверды м участкам дна. Ещ е

6 ?



одно колесо имеется под кормой. С пом ощ ью меха­

нических рук был поднят 198-фунтовый образец окиси марганца. П о качеству он оказался выше минималь­

ных требований, предъявляемых к промышленным сортам окиси марганца. Экипаж «Алюминаута» обна­ ружил также залежи фосфата и взял образцы серого

песка.

Океанская абиссаль, которую предстоит исследо­

вать «Алюминауту», таит в себе много загадок. Н а­ пример, что там за существо, издаю щ ее «странные мяукаю щ ие звуки, визг и леденящие душ у стоны»,

услышанные через

гидрофоны,

которые были опущ е­

ны на больш ую

глубину у

Бермудских островов?

А какое животное, обитающее, судя по эхо-сигналу, на

глубине

11 500

футов,

издавало

звуки, услышанные

с борта

исследовательского

судна

«Атлантис» у П уэр­

то-Рико

7 марта

1949

года?

Киты,

по существующим

данным, не могут погружаться так глубоко, а ракооб­ разные не могут издавать таких громких звуков. Воз­

можно, что это

была

какая-нибудь шумливая рыба

с больших глубин.

Н о

какая?

Перед «Алю минаутом » стоят и такие задачи, как измерение температуры, давления и солености окру­ жающ ей среды, сил тяжести, действующих в ней, ха­ рактеристик магнетизма, а также течений. В середине июля 1965 года лодка дрейфовала 25 миль на глубине

1000 футов, под Гольфстримом, продемонстрировав таким образом возможность использования управляе­ мого дрейфа для научных целей. Лодку мож но ис­

пользовать

и для картирования

морского дна

с по­

м ощ ью

гидролокатора

высокой разреш аю щ ей

способ­

ности,

для

получения

проб грунта

с пом ощ ью

механи­

ческих рук, а также для проведения сейсмических

измерений. Она может оказывать помощ ь в проклад­

ке и ремонте подводных кабелей и трубопроводов,

может точно установить на дне навигационный буй

70