ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
)
«Алюминаут» далеко превосходит китов: в нормальных условиях он мож ет оставаться на глубине 32 часа; при
больш ой необходим ости — 72. Киты дышат воздухом,
и для этого должны часто подниматься на поверхность.
Д аж е кашалот, рекордсмен среди млекопитающих по пребыванию под водой, не выдержит более часа с чет вертью.
Если бы «Алю минаут» уже существовал в момент
гибели «Трешера», он смог бы опуститься на дно
в месте аварии, на глубину 8400 футов. А при погру
жении |
|
на |
максимальную |
|
глубину |
«Алюминаута» — |
|||||
15 000 |
футов — в |
750 милях |
к востоку от Джексонвил |
||||||||
ла (штат Флорида), |
м ож но |
было |
бы |
посмотреть на |
|||||||
сооружение, |
установленное |
человеком |
на |
глубине |
|||||||
почти |
в |
три |
мили. |
Это |
подводный |
акустический маяк |
|||||
SN AP -7E |
высотой |
5 |
футов |
4 |
дюйма. М аяк создан кон |
||||||
структорами |
В М Ф |
С Ш А |
и |
предназначен |
как |
для нави |
гационных, так и для исследовательских целей. В ка честве источника питания применяется ядерный гене ратор, изготовленный ф ирмой «Мартин». С о времени
установки в июле 1964 года маяк подает |
звуковой |
сигнал каждые 60 секунд, позволяя как |
надводным |
судам, так и глубоко погрузившимся подводным лод
кам точно определить |
свое место без помощ и бере |
||||
говых навигационных средств. Его генератор |
рассчи |
||||
тан на выработку около 7 ватт электроэнергии |
непре |
||||
ры вно |
в |
течение минимум двух |
лет. SN AP -7E |
исполь |
|
зуется |
в |
исследованиях |
влияния |
глубоководной |
среды |
на передачу звука на большие расстояния. П роектиро
вание |
маяка велось в |
соответствии с програм мой |
S N A P |
(Вспомогательные |
источники ядерной энергии) |
Комиссии по атомной |
энергии. Другие ядерные |
|
генераторы, изготавливаемые ф ирмой |
«Мартин» для |
|
этой Комиссии по програм м е SNAP, используются н£ |
||
искусственных спутниках |
Земли, на морских буровых |
|
в М ексиканском заливе |
в качестве |
навигационных |
6 /
средств, на навигационном буе и маяке в Чесапикском заливе и на метеорологических буях, установленных далеко в море,— это плавучие платформы, с которых
осуществляется |
автоматическая |
передача |
данных |
о ветре, волнении, температуре |
и атмосферном |
давлении. Такие буи установлены в Арктике, Антарк
тиде, М ексиканском |
заливе |
и |
Атлантическом |
океане. |
||||||
«Алюминаут» снабжен двумя 9-футовыми механиче |
||||||||||
скими |
руками, |
с по м ощ ью |
которых мож но будет под |
|||||||
бирать |
на |
м орском |
дне |
на |
глубинах |
от 12 000 |
до |
|||
15 000 |
футов образцы марганцевой, никелевой и ко |
|||||||||
бальтовой |
руды, которой, |
|
по |
утверждению |
М ориса |
|||||
Ю инга, |
на |
океанском |
дне |
очень много. |
М ож но будет |
|||||
также |
брать |
пробы |
грунта |
на |
дне океана, |
где, |
как |
считает Дж. Луис Рейнольдс, содержится столько алю миния и меди, что при современных темпах потребле
ния их хватит на миллион лет.
Идея постройки «Алюминаута» возникла одновре
менно |
у |
двоих. Рейнольдс, специалист по |
алю |
минию, |
еще |
во время второй мировой войны |
мечтал |
о постройке |
подводных алюминиевых судов для |
транс |
портировки грузов. Вторым был доктор Эдвард Венк-
младший, сейчас директор отдела научных исследова
ний |
в справочной |
службе |
Библиотеки |
Конгресса. |
|
В Опы товом |
бассейне |
Дэвида Тэйлора, принадлежа |
|||
щ ем |
В М Ф |
С Ш А , он |
изучал |
возможности |
создания |
глубоководной лодки. |
В Ю го-Западном исследователь |
ском институте в Сан-Антонио (штат Техас) он позна комился с особенностями постройки корпусов, рассчи
танных на давление |
больших глубин (до |
10 000 футов |
на квадратный дюйм |
на глубине 22 000 |
футов). Отчет, |
представленный этим институтом Национальной акаде
мии наук и Национальному, исследовательскому |
сове |
|
ту, |
свидетельствует, что такие подводные корпуса |
м ож |
но |
изготовлять из различных материалов, в том числе |
|
из |
алюминия. К 1959 году были завершены теорети |
6 8
ческие обоснования возможности использования для
этой цели вы сокопрочного алюминиевого сплава, по
служивш его впоследствии материалом для |
«А лю м и - |
наута». |
|
В создании «Алю минаута» по заказу |
концерна |
«Рейнольдс интернэшнэл» участвовало несколько фирм.
Изготовлением корпуса занималось отделение «Элек
трик боут» фирмы «Дженерал дайнэмикс». Киль « А л ю
минаута», две балластные цистерны и кормовая о ко
нечность были изготовлены в Портленде (штат Мэн).
Ход овы е испытания начались в проливе Лонг-Айленд —
там проверялись |
такие |
характеристики, как |
устойчи |
|||
вость, маневренность, |
а |
также |
работа |
палубных |
||
устройств. |
Затем |
судно |
отправилось |
в М айами (штат |
||
Ф лорида) |
где проводились |
испытания скорости и вре |
мени пребывания под водой. Испытывалась также
наиболее сложная аппаратура — усовершенствованные
гидролокаторы, телевизионные и подводные освети
тельные |
системы. Для |
первых погружений |
на |
15 000 |
футов |
был выбран |
район Ф лориды и |
Багамских |
|
островов. |
|
|
|
|
Летом 1965 года лодка вышла из М айами с |
первы |
|||
ми исследователями |
минеральных богатств |
океана. |
Втечение 10 дней «Алю минаут» обследовал плато
Блейка — плоскую |
подводную |
|
террасу |
площ адью |
|
150 на |
100 миль, пр оход ящ ую |
на |
глубине |
3000 футов |
|
вдоль |
побереж ья |
северной |
Флориды , |
Д ж ордж ии |
|
и Ю ж ной Каролины. |
Н а дне была |
обнаружена гладкая |
черная «мостовая» из окиси марганца. «Видимо,
Гольфстрим регулярно «метет» эту |
«мостовую », не |
давая скопляться на ней осадкам»,— |
заметил началь |
ник экспедиции Ар тур Л. М аркел. «Алюминаут», снаб женный двумя массивными колесами самолетного типа, буквально катился по этой черной дороге. Эти колеса поддерж иваю т нос лодки при движении по достаточно плоским и тверды м участкам дна. Ещ е
6 ?
одно колесо имеется под кормой. С пом ощ ью меха
нических рук был поднят 198-фунтовый образец окиси марганца. П о качеству он оказался выше минималь
ных требований, предъявляемых к промышленным сортам окиси марганца. Экипаж «Алюминаута» обна ружил также залежи фосфата и взял образцы серого
песка.
Океанская абиссаль, которую предстоит исследо
вать «Алюминауту», таит в себе много загадок. Н а пример, что там за существо, издаю щ ее «странные мяукаю щ ие звуки, визг и леденящие душ у стоны»,
услышанные через |
гидрофоны, |
которые были опущ е |
ны на больш ую |
глубину у |
Бермудских островов? |
А какое животное, обитающее, судя по эхо-сигналу, на
глубине |
11 500 |
футов, |
издавало |
звуки, услышанные |
|
с борта |
исследовательского |
судна |
«Атлантис» у П уэр |
||
то-Рико |
7 марта |
1949 |
года? |
Киты, |
по существующим |
данным, не могут погружаться так глубоко, а ракооб разные не могут издавать таких громких звуков. Воз
можно, что это |
была |
какая-нибудь шумливая рыба |
с больших глубин. |
Н о |
какая? |
Перед «Алю минаутом » стоят и такие задачи, как измерение температуры, давления и солености окру жающ ей среды, сил тяжести, действующих в ней, ха рактеристик магнетизма, а также течений. В середине июля 1965 года лодка дрейфовала 25 миль на глубине
1000 футов, под Гольфстримом, продемонстрировав таким образом возможность использования управляе мого дрейфа для научных целей. Лодку мож но ис
пользовать |
и для картирования |
морского дна |
с по |
||
м ощ ью |
гидролокатора |
высокой разреш аю щ ей |
способ |
||
ности, |
для |
получения |
проб грунта |
с пом ощ ью |
механи |
ческих рук, а также для проведения сейсмических
измерений. Она может оказывать помощ ь в проклад
ке и ремонте подводных кабелей и трубопроводов,
может точно установить на дне навигационный буй
70