Файл: Ямпольский, Е. М. Арматурщик-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Суматра, Ява и Тимор. Долина начинается в районе островов Индонезии и заканчивается в 250 милях к се­

веро-западу от Рангуна (Бирма). На пространстве от

Сум атры до Бирмы горы находятся преимущественно

под водой,

а затем

выходят на сушу и смыкаются

с восточной

частью

Гималайского хребта на границе

меж ду Бирмой и Индией. Съемка долины на карту про­

изводилась

с пом ощ ью

эхолота морскими геологами

Л. Остином

Уиксом и

Реджинальдом Н. Харбисоном,

а также геоф изиком Д ж ордж ем Питером, плававшими на «Пионере».

Эта расселина в морском дне является кливажной долиной, то есть, как объясняет Управление гидрогра­ фии и геодезии, долиной, образовавшейся в результате

опускания земли между двумя трещинами. Долина в Андаманском море сходна с той, которая находится

в середине горной цепи в центре Атлантики. Кливаж-

ные долины Атлантики и Индийского океана появились

врезультате растрескивания горных цепей под дей­

ствием вулканов. Вулканы выз'валй подъем земли, после чего произош ла усадка и образовались кливажные до­ лины.

Наибольшая глубина Андаманской подводной доли­

ны 15 000 футов, или почти 3 мили. Долина составляет

часть вулканической дуги, включающей также остров Кракатау, разрушенный в прошлом веке в результате извержения вулкана. Лишь совсем небольшая часть острова осталась на поверхности.

Изучение долины с борта «Пионера» производи-,

лось с пом ощ ью донного профилогр.афа, или спарке-

ра. Этот прибор основан на принципе проникновения звуковых волн сквозь донные отложения. Волны отра­ жаются и от отложений, и от скалистого грунта, и от засыпанных сверху структур, позволяя определить глубину их залегания и расположения. Звуковые обр а ­ зы преобразую тся в отметки на карге. При промерах

7 6

Андаманской расселины прибор вычертил крнтуры

каньона, заполненного илом.

Отложения там, по показаниям прибора, состоят

из торф яного наноса и ила органического происхож ­

дения; толщина их

слоя

достигает более полумили.

П о

мнению

специалистов

Управления

гидрографии

и

геодезии,

человек

вряд

ли

когда-либо

смож ет пере­

двигаться по поверхности этого слоя. Ил органическо­

го происхождения мож ет быть настолько жидким, что затянет и человека, и корабль.

Во время той же экспедиции «Пионер» обнаружил

самый крутой в мире континентальный

склон. По со­

общ ению главного научного сотрудника

Гарриса С тю ­

арта, крутизна континентального склона меж ду Цейло­ ном и Бенгальским заливом свыше 45°. Уклон конти­ нентального склона на атлантическом побереж ье со­

ставляет

в среднем 7°, на

тихоокеанском — 15°. А

у бе­

регов

Цейлона глубина

м оря

на

расстоянии

всего

лишь

18

миль изменяется

от 180

д о

12 000 футов. Там

же были обнаруж ены два подводных каньона и более

двух десятков еще не нанесенных на карту подвод­

ных гор, вершины которых находятся на глубине не­

скольких тысяч метров. О дна из них обнаруж ена на

м орском пути из Калифорнии к Гавайям. В будущ их

изданиях морских карт все эти горы будут помечены,

и отражение эхо-сигналов от их вершин пом ож ет штурманам в определении места судна.

Иногда подводные горы могут представлять опас­

ность. В 1960 году была обнаруж ена ранее неизвест­

ная и не помеченная на картах подводная гора в Ка-

рибском море,

вершина которой лишь на 90 футов

не

доходит д о

поверхности. О

такой пик вполне

м о ­

жет

разбиться

подводная лодка, подхваченная боль­

шой внутренней

волной.

 

 

На обратном пути «Пионер» взял в нескольких наи­

более глубоких

местах океана

(в глубоководных

впа-

7/


Динах) керны — образцы донных отложений, извлекаё-

мые с пом ощ ью грунтовых трубок. У берегов Гуама из М арианской впадины была взята колонка грунта высотой 13 футов. Изучение слоев отложений, состав­

ляющ их такой керн, может дать интересные сведения

об истории Земли, о ледниковых периодах и интерва­ лах между ними, о возникновении жизни на Земле.

Поль Ларсен, который впервые заметил таинствен­ ные полосы на поверхности моря, приведшие к раз­

гадке внутренних

волн,

сам водолаз-любитель.

О н со­

вершил

погружение с

целью осмотра

Невидимой

банки —

вершины

горы,

подходящей близко

к

поверх­

ности, и, таким образом , стал одним из первых под­ водных альпинистов. Ему встретились тысячи велико­ лепных по своей окраске тропических рыб. О коло Борнео Ларсен побывал на Отмели морских коньков,

которую

охарактеризовал

как «нетронутый

коралло­

вый риф

с

исключительно

чистой

водой,

видимость

в которой

от

200 до 300 футов». Там

он увидел огром ­

ное количество малоизвестных морских организмов,

подпрыгивавших на дне, словно теннисные

мячики.

Как

предполагает Гаррис Стюарт, эти

существа —

разновидность мягкого коралла*, на вид

и

на

ощупь

они

действительно как мячи для тенниса,

только

игра­

ют ими течения. Аналогичную картину можнонаблю ­

дать

и в Мексиканском

заливе.

 

 

Н о

хотя эти

«теннисные мячики» —

явление

редкое

и интересное,

все

же

наиболее значительным

дости­

жением экспедиции

следует считать,

по мнению С тю ­

арта, открытие внутренних волн. «Если бы такие волны

ходили по

поверхности,— замечает

он,— плавание

в океане было бы невозможным».

 

Изучением

и картографированием

побережий С Ш А

занимается Управление гидрографии и геодезии, со­ зданное в 1807 году. Сейчас его деятельность распро­ страняется на все океаны ” — это главное граждан­

78


ское океанограф ическое агентство ф едерального пра­

вительства. Суда Управления называют «малым В М Ф

Министерства торговли»; всего их пятнадцать, строится еще пять. Их базы расположены в Сиэтле (Вашингтон),

Окленде (Калифорния), Сент-Питерсберге (Флорида),

Саванне

(Д ж ордж ия)

и

Н орф олке (Виргиния).

О дно

из судов

этой

флотилии — «Сервейер»,— вы­

полнявшее летом

1964

года гидрограф ическую съемку

уАляски, сделало удивительное открытие: зем летря­

сение,

случившееся в страстную пятницу 1964 года,

бы ло

настолько сильным, что вызвало крупнейший

в нашей истории подъем земной поверхности. П о со­

общ ению контр-адмирала Г. Арнольда Каро, дирек­

тора Управления, больш ая часть дна в заливе Аляска оказалась поднятой почти на 30 футов. В трех местах

отмечалась максимальная высота подъема — свыше

50 футов. Крупнейший из преды дущ их взбросов был

зарегистрирован

при

землетрясении

на

Аляске

в 1899

году, он

достигал

14,5

метра.

 

 

 

В планы Управления на ближайшее

будущ ее

входит

изучение Гольфстрима —

этого

неустойчивого

океан­

ского

течения,

которое

проходит

мимо Ф лорид ы

и направляется к Европе, разветвляясь в нескольких

местах.

Изучением Гольфстрима занимаются

также

Б ю р о

погоды, Массачусетский технологический

инсти­

тут, Океанограф ический институт в Вудс-Холе, Род-

Айлендский университет, Ламонтская геологическая обсерватория Колумбийского университета и универ­ ситет в Майами. После 30-летнего перерыва Управле­ ние геодезии и гидрограф ии производит детальную съемку залива Галвестон в Техасе. Организована спе­ циальная исследовательская группа для изучения влия­

ния ветров, волн, приливов и течений на берега С Ш А и на м орское дно. Производится картограф ирование подводных каньонов, склонов и возвышенностей на дне у берегов Флориды . В ведении организации нахд-

7 9



дится Тихоокеанская сейсмическая система оповещения

о волнении — сеть из 30 пунктов наблюдения прили­ вов и 15 сейсмических пунктов, служащая для пре­

дупреждения о приближении к берегу таких гигант­

ских приливных волн больш ой разрушительной силы,

как

цунами,

которые достигают высоты 90 футов.

С

пом ощ ью

судов Управления нанесенона каргу

более 500 000 квадратных миль прибрежных вод Атлан­

тики, Тихого океана и Мексиканского залива, суровых

морей у Аляски, тропических морей вокруг Пуэрто-

Рико и Гавайских островов и в Атлантическом океане.

Сделанные за последнее время открытия заставили

специалистов пересмотреть свои взгляды в отношении

практического использования моря. Так, Реймонд Уил-

коув, один из сотрудников Управления геодезии и гид­ рографии, пишет об этом:

— Человечество давно мечтает о том времени, когда морские грузы будут перевозиться огром ны ­ ми подводными судами, которые бы стремительно скользили сквозь спокойные воды глубин, то есть минуя бурную поверхность океана. Основной про­ блемой считалась разработка таких подводных су­ дов, которые были бы экономичнее, чем надвод­ ные. Н о сейчас проведенные исследования показы ­ вают, что и под поверхностью воды мореплавателя подстерегают неожиданные и неразгаданные опас­ ности, которые необходимо учитывать при плани­ ровании любых подводных операций.

Наши океаны — это не просто бассейны, напол­ ненные водой и рыбой. Они скрывают высочайшие горные хребты и пики, огромные плато и глубокие долины, а также расселины на м орском дне, далеко превосходящие знаменитый Гранд-Каньон. И это еще не все, В океане действуют мощ ные внутрен­ ние волны, еще совсем мало изученные.—

Если океанская бездна, всегда считавшаяся безм я­

тежной, таит в себе невиданные по величине волны,

иловые оползни невиданного масштаба, высочайшие

горы, крутые склоны, глубочайшие в мире каньоны,

80

а

также

силы,

способные

поднять

собственное дно

на

30— 50

футов,

то каких

только

еще чудес нельзя

ожидать

от

нее?

 

 

 

ПОИСКИ «ТРЕШЕРА»

10 апреля 1963 года атомная противолодочная подлодка «Трешер», выполнявшая пробное глу­

боководное

погружение в 220

милях

к

востоку

от мыса Код, не вернулась на поверхность.

 

 

Это был один из новейших и наиболее

соверш ен­

ных американских

военных кораблей,

одна

из

самых

бы строходных и глубоководных атомных подлодок.

Длина ее

корпуса

278 футов, постройка

обошлась

в

45 миллионов долларов. Рабочая глубина

лодки по ­

ка

остается

военной

тайной.*

 

«Трешер» затонул в Атлантическом океане на глу­ бине 8400 футов. На бор гу его был® 129 офицеров,

матросов

и гражданских специалистов; спастись

не

удалось

никому. Э т о —

крупнейшая катастрофа за

всю

историю

американского

подводного

флота,**

включая

и военное время, и первая потеря

атомной

лодки

за

все девять лет их существования.

 

 

 

Разыскивать затонувш ее судно на

глубине

8400

ф у­

тов ещ е не доводилось никому; случай был беспреце­

дентный. Правда, водолазы сумели обнаружить « А нд ­

реа. Дориа», итальянский пассажирский лайнер, зато­ нувший у Нантакета. Н о этот лайнер лежит на конти­

нентальном

шельфе на глубине менее 200 футов.

О д н ако

объединенные усилия военных и

граж дан­

ских океанограф ов и

использование новейшего о б о ­

рудования

позволили

найти

«Трешер», о чем свиде­

тельствуют

ф отодокументы,

опубликованные

админи­

6 Г. Соу.

§1