Файл: Ямпольский, Е. М. Арматурщик-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в век бензина и химии, впервые станет возмож ной

визуальная

прокладка

трасс для

подводных кабелей.

Н ем алую

помощ ь

способны

оказать

гидронавты

в подготовке и постройке нового

«чуда

света» — три­

дцатимильного тоннеля под Ламаншем. Деятельное

участие они могут принять в добыче из мелководных морей многих обнаруженных там минералов, которые

сейчас становятся дефицитными,—

ф осфоритов, желе­

за, хромитов, золота (у Аляски),

титана (у Ф лориды

иСеверной Каролины), платины (у западного побе­

режья Соединенных Штатов), алмазов

(у берегов Ю го -

Западной

Аф рики)

и олова (у берегов Малайзии).

«Кто

жаждет М ор я ?» — вопрошал

некогда

Рэдьярд

Киплинг.

Сегодня

это — люди, проникающ ие

в глуби­

ны, с континентальных шельфов спускающиеся в безд ­ ны океана. Они приступают к решению грандиозней­

шей задачи по исследованию нашей

планеты.

Океан

еще называют внутренним космосом.

Средняя

глубина

М ирового океана почти 2,5 мили. А

всего предстоит

исследовать около 331 миллиона кубических миль «со­

леной воды без предела», как называл ее Киплинг.

Это в пятнадцать раз больш е объема всей суши, на­ ходящейся выше уровня моря. М иллионы кубических

миль соленой воды покры ваю т 70,8% поверхности

зем ного шара. П еред нами величайшая необследован­

ная территория: ведь океаны

занимают

площадь,

вдвое большую, чем поверхность

Марса. О д н о только

д но Тихого океана превышает

по площади

поверх­

ность Луны. Значение морей для

будущ его

человече­

ства переоценить трудно.

 

 


2

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С ГЛУБИНОЙ

ПОГРУЖЕНИЯ СВЫШЕ МИЛИ

Небольш ая американская подводная лодка кос­

нулась дна на глубине 6000

футов —

такой глу­

бины

не

достигала

ранее

ни

одна

подводная

лодка. И

она

не просто

коснулась

дна — водитель

посадил ее на дно. Название этого глубоководного

самоходного аппарата, принадлежащ его В М Ф С Ш А ,— «Алвин», а имя водителя, впервые посадившего лодку

на грунт на такой глубине,— Уильям О. Рэйни-младший

из Океанограф ического института в Вудс-Холе.

Когда лодка достигла дна, Рэйни

включил прож ек­

торы. Вместе с д ублером М арвином

Дж. М ак-Кэми-

сом, также из Вудс-Хола, они приникли к иллюмина­ торам, позволявш им смотреть вперед и вниз. В свете прож екторов возник серый каменистый ландшафт, не­ привычный для человеческого глаза.

Э то

произош ло

в

июле 1965 года*.

Впервые чело­

век мог

наблюдать

с

подводной лодки

дно м оря на

такой глубине. Предметы, попавшие в поле зрения

гидронавтов,

раньше

м ож но было видеть

только из

батискафа,

или при

пом ощ и

подводной

телекамеры,

или при поднятии их

на борт

глубоководной драгой

или грунтовой трубкой. Теперь началось непосред­

ственное исследование

человеком м орского дна.

«Алвин» со своим

экипажем благополучно возвра­

тился на поверхность. Погруж ение «Алвина» м ож но

считать ничуть не менее

важным

событием, чем

полет

в космос.

Впервые

была

продем онстрирована

возм ож ­

ность

постройки подводных лодок, на которых

чело­

век мог опускаться

на большие

глубины. А

в ноябре

1965

года

вторая

американская

глубоководная

лод-

12


ка —

«Алюминаут» — погрузилась

в Атлантике

на

глу­

бину

6250 футов.

 

 

 

Путь

к покорению глубин теперь открыт.

А

сде­

лать

это

было нелегко. Еще д о второй мировой войны

два

американца — Уильям Биби

и Отис Бартон —

за­

тратили массу усилий, выполняя многочисленные по­ гружения в стальном шаре, называемом батисферой.

Управлять ею они не могли: подвешенная на конце опущ енного с поверхности длинного троса, она раска­ чивалась, словно маятник. Рекордны м погружением Биби и Бартона была глубина в полмили. В подводных исследованиях им принадлежит то же место, какое

вкосмических занимает Д ж он Глен — первый амери­

канец, совершивший полет в

космос

на своем « М е р ­

курии».

 

 

 

 

«Алвин», как

и «М еркурий» или

«Джеминай»,

не

мог появиться в

какой-либо

более

ранний век.

Его

короткий и массивный корпус имеет длину всего

22 фута, ширину по миделю 8 футов; водоизмещ ение

аппарата 13 английских (длинных) тонн,

он может не­

сти 1200 фунтов полезного груза. При

конструирова­

нии «Алвина» ш ироко использованы

современные

познания о глубинах, приобретенные в результате эксплуатации батисфер и батискафов (до появления современных глубоководных аппаратов это были един­ ственные средства проникновения в морские бездны),

опыт постройки атомных и дизель-электрических под­ водных лодок, последние достижения в маш инострое­

нии, теории корабля, электронике, космической техни­

ке. Для изготовления аппарата были применены новей­

шие материалы. Прочный корпус «Алвина» диаметром

7 футов надежно защ ищ ает экипаж: он изготовлен из

вы сокопрочной стали, толщина стенок 1,33 дюйма.

Значение прочности

здесь трудно

преувеличить:

ведь

на глубине 6000 футов давление

на каждый квадрат­

ный дю йм корпуса

составляет

2750 фунтов.

Как

13


и батисфера или прочный корпус батискафа, прочный

корпус «Алвина» имеет сферическую ф орм у — она

лучше всего способна противостоять давлению глубин.

Корпус был выполнен из двух полусфер, сваренных

вместе ф ирмой «Хон-энд-клей» в

Хьюсто'не (штат

Техас). Легкий (наружный)

корпус «Алвина»

выполнен

из стеклопластика. О н

не

является

водонепроницае­

м ы м — вода свободно

перемещ ается

внутри

него, не

проникая, однако, в прочный корпус. В случае необ­ ходимости экипаж «Алвина» м ож ет отделить прочный корпус от легкого и всплыть на поверхность. А на

небольшой глубине

гидронавты

при необходимости

могут выбраться наружу, надев акваланги.

Постройку «Алвина» финансировало Управление .

научных исследований

В М Ф С Ш А .

Управление кораб­

лестроения принимало участие в разработке техниче­ ского задания. П роектирование и постройку осущ ест­ вляло Отделение прикладных наук ф ирмы «Литтон

индастриз». Аппарат используется по заданиям

В М Ф

Океанограф ическим институтом в Вудс-Холе и

назван

в честь научного сотрудника этого института доктора

Аллена Вайна — больш ого энтузиаста постройки под­

водных аппаратов с человеком на борту. Начальник

Управления научных

исследований

контр-адмирал

Дж. К. Лейдон назвал

«Алвин» «изумительным но­

вым

аппаратом

для

проведения

исследований

в океане».

 

 

 

Этим «изумительным

новым аппаратом » делают

«Алвин» его эксплуатационные качества. Батискафы погруж аю тся глубже: один из них в 1960 году достиг

глубины свыше 6 миль. О днако в принципе они пред­ ставляют собой всего лишь устройства для подъема

и спуска людей под воду. Они неспособны свободно

передвигаться над дном. А «Алвин» самоходен, элек­

тром оторы сообщ аю т ему

скорость

от

1,5 д о 3,5 узла

и обеспечивают радиус

действия

под

водой около

14


15

миль. О н

мож ет оставаться на

глубине в

течение

24

часов.

 

 

 

 

 

Экипажи батискафов, как и экипажи первых косми­

ческих кораблей типа «Меркурий»,

не

могли

управ­

лять своими

аппаратами. «Алвин»,

как

любая

подвод ­

ная лодка, управляется своими водителями. П о жела­

нию водителя он может двигаться вверх, вниз, вперед,

назад, поворачиваться, «парить» на одном месте.

Главный гребной винт «Алвина» смонтирован

на

корм е в поворотной насадке и

поэтому используется

для рулевого управления — как

подвесной м отор

на

шлюпке. Для выполнения поворота на 360° требуется около 45 секунд, причем радиус циркуляции не пре ­ вышает длины судна. Два меньших винта, установлен­

ных по обоим бортам несколько сзади ограждения

рубки (высота которого 5 футов), служат для верти­ кального перемещения и могут сообщать аппарату

дополнительное усилие при движении вперед или

назад. Скорость заднего хода почти равна скорости переднего. Все три винта управляются одним рычагом

самолетного типа,

находящимся

в

кабине

водителя.

В качестве диф ф ерентовочного балласта

на «Алви-

не»

используется ртуть — самый

тяжелый и

единствен­

ный

из металлов,

находящийся

в

жидком

состоянии

при нормальной температуре. Ртуть перекачивается

насосами в

носовую

цистерну, нос оказывается тяж е­

лее кормы,

и лодка

идет вниз; если ж е ртуть пере ­

качать в корму, лодка пойдет на всплытие. Д ополни­ тельная плавучесть сообщается лодке путем перека­

чивания нефти из алюминиевых сферических баков

в резиновые мешки, находящиеся внутри легкого пластмассового корпуса «Алвина». Поскольку нефты

легче

воды, эти

мешки представляют собой что-то

вроде

подводного

воздуш ного шара. «По мере пере­

качивания нефти из баков в резиновые мешки,— по­ ясняет заместитель министра В М Ф по науке Роберт

15