ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
в век бензина и химии, впервые станет возмож ной
визуальная |
прокладка |
трасс для |
подводных кабелей. |
|
Н ем алую |
помощ ь |
способны |
оказать |
гидронавты |
в подготовке и постройке нового |
«чуда |
света» — три |
дцатимильного тоннеля под Ламаншем. Деятельное
участие они могут принять в добыче из мелководных морей многих обнаруженных там минералов, которые
сейчас становятся дефицитными,— |
ф осфоритов, желе |
за, хромитов, золота (у Аляски), |
титана (у Ф лориды |
иСеверной Каролины), платины (у западного побе
режья Соединенных Штатов), алмазов |
(у берегов Ю го - |
|||
Западной |
Аф рики) |
и олова (у берегов Малайзии). |
||
«Кто |
жаждет М ор я ?» — вопрошал |
некогда |
Рэдьярд |
|
Киплинг. |
Сегодня |
это — люди, проникающ ие |
в глуби |
ны, с континентальных шельфов спускающиеся в безд ны океана. Они приступают к решению грандиозней
шей задачи по исследованию нашей |
планеты. |
Океан |
еще называют внутренним космосом. |
Средняя |
глубина |
М ирового океана почти 2,5 мили. А |
всего предстоит |
исследовать около 331 миллиона кубических миль «со
леной воды без предела», как называл ее Киплинг.
Это в пятнадцать раз больш е объема всей суши, на ходящейся выше уровня моря. М иллионы кубических
миль соленой воды покры ваю т 70,8% поверхности
зем ного шара. П еред нами величайшая необследован
ная территория: ведь океаны |
занимают |
площадь, |
вдвое большую, чем поверхность |
Марса. О д н о только |
|
д но Тихого океана превышает |
по площади |
поверх |
ность Луны. Значение морей для |
будущ его |
человече |
ства переоценить трудно. |
|
|
2
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С ГЛУБИНОЙ
ПОГРУЖЕНИЯ СВЫШЕ МИЛИ
Небольш ая американская подводная лодка кос
нулась дна на глубине 6000 |
футов — |
такой глу |
||||
бины |
не |
достигала |
ранее |
ни |
одна |
подводная |
лодка. И |
она |
не просто |
коснулась |
дна — водитель |
посадил ее на дно. Название этого глубоководного
самоходного аппарата, принадлежащ его В М Ф С Ш А ,— «Алвин», а имя водителя, впервые посадившего лодку
на грунт на такой глубине,— Уильям О. Рэйни-младший
из Океанограф ического института в Вудс-Холе. |
|
Когда лодка достигла дна, Рэйни |
включил прож ек |
торы. Вместе с д ублером М арвином |
Дж. М ак-Кэми- |
сом, также из Вудс-Хола, они приникли к иллюмина торам, позволявш им смотреть вперед и вниз. В свете прож екторов возник серый каменистый ландшафт, не привычный для человеческого глаза.
Э то |
произош ло |
в |
июле 1965 года*. |
Впервые чело |
век мог |
наблюдать |
с |
подводной лодки |
дно м оря на |
такой глубине. Предметы, попавшие в поле зрения
гидронавтов, |
раньше |
м ож но было видеть |
только из |
|
батискафа, |
или при |
пом ощ и |
подводной |
телекамеры, |
или при поднятии их |
на борт |
глубоководной драгой |
или грунтовой трубкой. Теперь началось непосред
ственное исследование |
человеком м орского дна. |
«Алвин» со своим |
экипажем благополучно возвра |
тился на поверхность. Погруж ение «Алвина» м ож но
считать ничуть не менее |
важным |
событием, чем |
полет |
||||
в космос. |
Впервые |
была |
продем онстрирована |
возм ож |
|||
ность |
постройки подводных лодок, на которых |
чело |
|||||
век мог опускаться |
на большие |
глубины. А |
в ноябре |
||||
1965 |
года |
вторая |
американская |
глубоководная |
лод- |
12
ка — |
«Алюминаут» — погрузилась |
в Атлантике |
на |
глу |
|
бину |
6250 футов. |
|
|
|
|
Путь |
к покорению глубин теперь открыт. |
А |
сде |
||
лать |
это |
было нелегко. Еще д о второй мировой войны |
|||
два |
американца — Уильям Биби |
и Отис Бартон — |
за |
тратили массу усилий, выполняя многочисленные по гружения в стальном шаре, называемом батисферой.
Управлять ею они не могли: подвешенная на конце опущ енного с поверхности длинного троса, она раска чивалась, словно маятник. Рекордны м погружением Биби и Бартона была глубина в полмили. В подводных исследованиях им принадлежит то же место, какое
вкосмических занимает Д ж он Глен — первый амери
канец, совершивший полет в |
космос |
на своем « М е р |
||
курии». |
|
|
|
|
«Алвин», как |
и «М еркурий» или |
«Джеминай», |
не |
|
мог появиться в |
какой-либо |
более |
ранний век. |
Его |
короткий и массивный корпус имеет длину всего
22 фута, ширину по миделю 8 футов; водоизмещ ение
аппарата 13 английских (длинных) тонн, |
он может не |
сти 1200 фунтов полезного груза. При |
конструирова |
нии «Алвина» ш ироко использованы |
современные |
познания о глубинах, приобретенные в результате эксплуатации батисфер и батискафов (до появления современных глубоководных аппаратов это были един ственные средства проникновения в морские бездны),
опыт постройки атомных и дизель-электрических под водных лодок, последние достижения в маш инострое
нии, теории корабля, электронике, космической техни
ке. Для изготовления аппарата были применены новей
шие материалы. Прочный корпус «Алвина» диаметром
7 футов надежно защ ищ ает экипаж: он изготовлен из
вы сокопрочной стали, толщина стенок 1,33 дюйма.
Значение прочности |
здесь трудно |
преувеличить: |
ведь |
на глубине 6000 футов давление |
на каждый квадрат |
||
ный дю йм корпуса |
составляет |
2750 фунтов. |
Как |
13
и батисфера или прочный корпус батискафа, прочный
корпус «Алвина» имеет сферическую ф орм у — она
лучше всего способна противостоять давлению глубин.
Корпус был выполнен из двух полусфер, сваренных
вместе ф ирмой «Хон-энд-клей» в |
Хьюсто'не (штат |
|||
Техас). Легкий (наружный) |
корпус «Алвина» |
выполнен |
||
из стеклопластика. О н |
не |
является |
водонепроницае |
|
м ы м — вода свободно |
перемещ ается |
внутри |
него, не |
проникая, однако, в прочный корпус. В случае необ ходимости экипаж «Алвина» м ож ет отделить прочный корпус от легкого и всплыть на поверхность. А на
небольшой глубине |
гидронавты |
при необходимости |
могут выбраться наружу, надев акваланги. |
||
Постройку «Алвина» финансировало Управление . |
||
научных исследований |
В М Ф С Ш А . |
Управление кораб |
лестроения принимало участие в разработке техниче ского задания. П роектирование и постройку осущ ест вляло Отделение прикладных наук ф ирмы «Литтон
индастриз». Аппарат используется по заданиям |
В М Ф |
Океанограф ическим институтом в Вудс-Холе и |
назван |
в честь научного сотрудника этого института доктора
Аллена Вайна — больш ого энтузиаста постройки под
водных аппаратов с человеком на борту. Начальник
Управления научных |
исследований |
контр-адмирал |
||
Дж. К. Лейдон назвал |
«Алвин» «изумительным но |
|||
вым |
аппаратом |
для |
проведения |
исследований |
в океане». |
|
|
|
|
Этим «изумительным |
новым аппаратом » делают |
«Алвин» его эксплуатационные качества. Батискафы погруж аю тся глубже: один из них в 1960 году достиг
глубины свыше 6 миль. О днако в принципе они пред ставляют собой всего лишь устройства для подъема
и спуска людей под воду. Они неспособны свободно
передвигаться над дном. А «Алвин» самоходен, элек
тром оторы сообщ аю т ему |
скорость |
от |
1,5 д о 3,5 узла |
и обеспечивают радиус |
действия |
под |
водой около |
14
15 |
миль. О н |
мож ет оставаться на |
глубине в |
течение |
|
24 |
часов. |
|
|
|
|
|
Экипажи батискафов, как и экипажи первых косми |
||||
ческих кораблей типа «Меркурий», |
не |
могли |
управ |
||
лять своими |
аппаратами. «Алвин», |
как |
любая |
подвод |
ная лодка, управляется своими водителями. П о жела
нию водителя он может двигаться вверх, вниз, вперед,
назад, поворачиваться, «парить» на одном месте.
Главный гребной винт «Алвина» смонтирован |
на |
|
корм е в поворотной насадке и |
поэтому используется |
|
для рулевого управления — как |
подвесной м отор |
на |
шлюпке. Для выполнения поворота на 360° требуется около 45 секунд, причем радиус циркуляции не пре вышает длины судна. Два меньших винта, установлен
ных по обоим бортам несколько сзади ограждения
рубки (высота которого 5 футов), служат для верти кального перемещения и могут сообщать аппарату
дополнительное усилие при движении вперед или
назад. Скорость заднего хода почти равна скорости переднего. Все три винта управляются одним рычагом
самолетного типа, |
находящимся |
в |
кабине |
водителя. |
|
В качестве диф ф ерентовочного балласта |
на «Алви- |
||||
не» |
используется ртуть — самый |
тяжелый и |
единствен |
||
ный |
из металлов, |
находящийся |
в |
жидком |
состоянии |
при нормальной температуре. Ртуть перекачивается
насосами в |
носовую |
цистерну, нос оказывается тяж е |
лее кормы, |
и лодка |
идет вниз; если ж е ртуть пере |
качать в корму, лодка пойдет на всплытие. Д ополни тельная плавучесть сообщается лодке путем перека
чивания нефти из алюминиевых сферических баков
в резиновые мешки, находящиеся внутри легкого пластмассового корпуса «Алвина». Поскольку нефты
легче |
воды, эти |
мешки представляют собой что-то |
вроде |
подводного |
воздуш ного шара. «По мере пере |
качивания нефти из баков в резиновые мешки,— по ясняет заместитель министра В М Ф по науке Роберт
15