Файл: Эрлих, М. Г. Структурный анализ при художественном конструировании промышленных изделий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

влениях необходимо определить ту соответствующую проектируе­ мому объекту ветвь, которая рассматривается как главное, инте­ ресующее художника-конструктора, динамическое явление. Произ­ водится сопоставление различных направлений в развитии объек­ тов, анализируются возможные «встречи», «пересечения» в такого рода линиях. Особое внимание обращается на анализ «тупиковых» ветвей; часто именно здесь мысль деятеля сможет найти блестящеепредложение для решения стоящих перед ним проблем.

3. В процессе исследования структуры объекта важно выделе­ ние его структурных уровней — как вопрос конкретиза­ ции активной структуры: конструктивной структуры и конст­

рукции.

Активная структура — наиболее общая, стабильная характери­ стика закономерностей построения технического объекта—раскры­ вает ведущие потенции дальнейшего его развития. Конструктивная

структура несет

конкретные характеристики типа машины,

как некоторого

конструктивно определившегося

образования.

И конструктивная

и активная структуры — суть абстракции, кото­

рые условно выделяются в некотором объекте (его

проекте, идее

и т. д.). Иное дело — конструкция объекта. Конструкция — это за ­ конченная, иерархически целостная совокупность структур, высту­ пающая на уровне реального объекта. Конструкция позволяет под­ ходить к анализу объекта с точки зрения его формы. Конструк­ ция — материализованная структура.

Рассмотрение объекта с точки зрения его конструктивных уров­ ней позволяет представить этот объект во всем его многообразии.

4. Главной задачей проведения структурного анализа является разработка некоторой определенной матрицы структур и конструк­ ций, как веера создания потенциальных, возможных вариантов созидаемого (или же оцениваемого) объекта из которых в резуль­ тате рассмотрения конкретных условий производства и эксплуата­ ции открывается путь для выбора оптимального решения. В этом случае важно говорить о динамике развития процесса созидания, его прогностических ориентациях.

Одновременно необходимо рассматривать взаимосвязь, взаимопересекаемость ветвей в структурной иерархии. Такое пересечение ориентирует проектировщика на решение вопросов унификации и агрегатирования созидаемого. Особое внимание следует уделять проблеме единой модульной координации размеров элементов раз­ рабатываемых конструкций.

С другой стороны, это требует более пристального внимания по отношению к размерно-пространственному решению объекта в це­ лом. Здесь можно выделить три вида «использования» функциони­ рующих пространств: внутреннее, дифференциальное и внешнее относительно несущей конструкции.

5. Структурный анализ позволяет по-новому рассмотреть эсте­ тические характеристики объекта, в частности—тектонику,—высту-

33'


лающую как восприятивную характеристику активной структуры объекта. Тектоника, как лейтмотив, может проходить через кон­ структивную структуру и через конструкцию объекта, она органи­ зует форму, подчиняет конкретные технологические детали целост­ ному структурному началу.

Как эстетический эквивалент, может быть рассмотрена также характеристика принципов унификации и агрегатирования с точки зрения восприятия человеком. В этом случае мы меем дело и с воп­ росами единства в многообразии форм оборудования, которые при -соответствующем подходе приводят к созданию фирменного стиля.

 

 

 

Л

и т е р а т у р а

 

 

 

 

 

]. Г р и г о р ь е в Э„

Ф е д о р о в

М. Проектный метод

прогнозирования. «Тех­

ническая эстетика». 1970, № 10.

Райт. М., Стройиздат, 1973.

 

 

2. Г о л ь д ш т е ’йн В. Ф„ Франк Ллойд

 

 

3. К и р и ч е н к о Е.

О закономерностях

развития архитектуры (опыт систем­

ного анализа эклетнки и модерна). Архитектура СССР. 1973,

№ 12.

 

4. К о ч а н о ве ки й

Н. Я. Машины для

контактной сварки. М.—Л.,

Госэнерго-

издат, 1954.

 

и форма в современной архитектуре.

М.,

Стройиз­

5. З и г е л ь

К. Структура

дат, 1965.

 

 

 

 

 

 

1972.

 

 

 

со. Мастера архитектуры об архитектуре. М„ «Искусство»,

 

 

 

/. М а ч у л ь с к и й

Г. К.. Мис Ван дер

Роэ. М., Стройиздат, 1970.

 

 

l

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. С в н д е р с к и й В. И., З о б о в

Р. А. Новые философские аспекты элементно­

структурных отношений. Л., изд-во ЛГУ, 1970.

организации. Л., изд-во

9. С е т р о в

М. И. Основы

функциональной теории

«Наука»,

1972.

 

 

 

 

и их структурный

ана­

10. Т ю х тин

В. С. Категория «форма» и «содержание»

лиз. Вопросы философии. 1971

№ 10.

конструирования.

Сборник

под

ред.

11. Основы методики

художественного

Ю. Б. Соловьева.

М„ изд-во

ВНИИТЭ, 1970.

 

 

 

 

 

12. Основы технической эстетики. Сборник под ред. Г. Б. Минервина. М., изд-во ВНИИТЭ, 1970.


Макс Гошиевич ЭРЛИХ Виктор Федорович БЕЛИК

Структурный анализ при художественном конструировании промышленных изделий

Редактор В. А. П а х о м о в Изд. редактор Л. Н. Г р и ш м а н о в с к а я

Техн. редактор Л. П. Г о р о в а

'Корректор Л. К. Я ч д е н ц е в а

Ленинградский Дом научно-технической пропаганды (ЛДНТП), Невский пр., 5S

Сдано в набор

29/Х-74 г.

Подписано

к печати

26/XI-74

г.

Тираж

6350

Уч.-изд. л. 2,0

Печ. л. 2,25

Цена

20 коп.

 

Изд. №

155

М-09941

 

Типография ЛДНТП

 

Зак. № 1525