Файл: Эрлих, М. Г. Структурный анализ при художественном конструировании промышленных изделий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
влениях необходимо определить ту соответствующую проектируе мому объекту ветвь, которая рассматривается как главное, инте ресующее художника-конструктора, динамическое явление. Произ водится сопоставление различных направлений в развитии объек тов, анализируются возможные «встречи», «пересечения» в такого рода линиях. Особое внимание обращается на анализ «тупиковых» ветвей; часто именно здесь мысль деятеля сможет найти блестящеепредложение для решения стоящих перед ним проблем.
3. В процессе исследования структуры объекта важно выделе ние его структурных уровней — как вопрос конкретиза ции активной структуры: конструктивной структуры и конст
рукции.
Активная структура — наиболее общая, стабильная характери стика закономерностей построения технического объекта—раскры вает ведущие потенции дальнейшего его развития. Конструктивная
структура несет |
конкретные характеристики типа машины, |
|
как некоторого |
конструктивно определившегося |
образования. |
И конструктивная |
и активная структуры — суть абстракции, кото |
|
рые условно выделяются в некотором объекте (его |
проекте, идее |
и т. д.). Иное дело — конструкция объекта. Конструкция — это за конченная, иерархически целостная совокупность структур, высту пающая на уровне реального объекта. Конструкция позволяет под ходить к анализу объекта с точки зрения его формы. Конструк ция — материализованная структура.
Рассмотрение объекта с точки зрения его конструктивных уров ней позволяет представить этот объект во всем его многообразии.
4. Главной задачей проведения структурного анализа является разработка некоторой определенной матрицы структур и конструк ций, как веера создания потенциальных, возможных вариантов созидаемого (или же оцениваемого) объекта из которых в резуль тате рассмотрения конкретных условий производства и эксплуата ции открывается путь для выбора оптимального решения. В этом случае важно говорить о динамике развития процесса созидания, его прогностических ориентациях.
Одновременно необходимо рассматривать взаимосвязь, взаимопересекаемость ветвей в структурной иерархии. Такое пересечение ориентирует проектировщика на решение вопросов унификации и агрегатирования созидаемого. Особое внимание следует уделять проблеме единой модульной координации размеров элементов раз рабатываемых конструкций.
С другой стороны, это требует более пристального внимания по отношению к размерно-пространственному решению объекта в це лом. Здесь можно выделить три вида «использования» функциони рующих пространств: внутреннее, дифференциальное и внешнее относительно несущей конструкции.
5. Структурный анализ позволяет по-новому рассмотреть эсте тические характеристики объекта, в частности—тектонику,—высту-
33'
лающую как восприятивную характеристику активной структуры объекта. Тектоника, как лейтмотив, может проходить через кон структивную структуру и через конструкцию объекта, она органи зует форму, подчиняет конкретные технологические детали целост ному структурному началу.
Как эстетический эквивалент, может быть рассмотрена также характеристика принципов унификации и агрегатирования с точки зрения восприятия человеком. В этом случае мы меем дело и с воп росами единства в многообразии форм оборудования, которые при -соответствующем подходе приводят к созданию фирменного стиля.
|
|
|
Л |
и т е р а т у р а |
|
|
|
|
|
|
]. Г р и г о р ь е в Э„ |
Ф е д о р о в |
М. Проектный метод |
прогнозирования. «Тех |
|||||||
ническая эстетика». 1970, № 10. |
Райт. М., Стройиздат, 1973. |
|
|
|||||||
2. Г о л ь д ш т е ’йн В. Ф„ Франк Ллойд |
|
|
||||||||
3. К и р и ч е н к о Е. |
О закономерностях |
развития архитектуры (опыт систем |
||||||||
ного анализа эклетнки и модерна). Архитектура СССР. 1973, |
№ 12. |
|
||||||||
4. К о ч а н о ве ки й |
Н. Я. Машины для |
контактной сварки. М.—Л., |
Госэнерго- |
|||||||
издат, 1954. |
|
и форма в современной архитектуре. |
М., |
Стройиз |
||||||
5. З и г е л ь |
К. Структура |
|||||||||
дат, 1965. |
|
|
|
|
|
|
1972. |
|
|
|
со. Мастера архитектуры об архитектуре. М„ «Искусство», |
|
|
|
|||||||
/. М а ч у л ь с к и й |
Г. К.. Мис Ван дер |
Роэ. М., Стройиздат, 1970. |
|
|
||||||
l |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. С в н д е р с к и й В. И., З о б о в |
Р. А. Новые философские аспекты элементно |
|||||||||
структурных отношений. Л., изд-во ЛГУ, 1970. |
организации. Л., изд-во |
|||||||||
9. С е т р о в |
М. И. Основы |
функциональной теории |
||||||||
«Наука», |
1972. |
|
|
|
|
и их структурный |
ана |
|||
10. Т ю х тин |
В. С. Категория «форма» и «содержание» |
|||||||||
лиз. Вопросы философии. 1971 |
№ 10. |
конструирования. |
Сборник |
под |
ред. |
|||||
11. Основы методики |
художественного |
|||||||||
Ю. Б. Соловьева. |
М„ изд-во |
ВНИИТЭ, 1970. |
|
|
|
|
|
12. Основы технической эстетики. Сборник под ред. Г. Б. Минервина. М., изд-во ВНИИТЭ, 1970.
Макс Гошиевич ЭРЛИХ Виктор Федорович БЕЛИК
Структурный анализ при художественном конструировании промышленных изделий
Редактор В. А. П а х о м о в Изд. редактор Л. Н. Г р и ш м а н о в с к а я
Техн. редактор Л. П. Г о р о в а
'Корректор Л. К. Я ч д е н ц е в а
Ленинградский Дом научно-технической пропаганды (ЛДНТП), Невский пр., 5S
Сдано в набор |
29/Х-74 г. |
Подписано |
к печати |
26/XI-74 |
г. |
Тираж |
6350 |
Уч.-изд. л. 2,0 |
Печ. л. 2,25 |
Цена |
20 коп. |
|
Изд. № |
155 |
|
М-09941 |
|
Типография ЛДНТП |
|
Зак. № 1525 |
|