Файл: Эрлих, М. Г. Структурный анализ при художественном конструировании промышленных изделий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ния технических объектов идет на протяжении всей их истории. Здесь уместно сопоставить решение того или иного изделия чело­ веком с природными формами развития живого. «Каждая часть органического мира так прекрасно прилажена к жизненным усло­ виям, что представляется столь маловероятным, чтобы она внезап­ но возникла такой совершенной, как невероятно предположение, чтобы какой-нибудь сложный механизм был изобретен человеком прямо в самой своей совершенной форме».1

□ □

в

г

Рис. 5. Классы активных структур объектов (схематическое изображение активной структуры объектов):

а) стоечная; б) консольная; в) С-образная; г) рамная

Эта эволюция определяется в принципе развитием конструк­ тивных приемов, расчетных методов, становлением производств, изготавливающих и потребляющих технические объекты. На нее влияет также развитие объектов других видов, различных произ­ водств, систем знаний, взглядов людей — в том числе и эстетиче­ ских.

Обратимся к рассмотрению некоторых вопросов эволюции сва­ рочных машин.

При проектировании первых сварочных машин (см. рис. 6, а) использовались малые усилия (около 75 кг) и ток до 5000 А. Эти машины имели относительно небольшие кронштейны, служившие одновременно токоподводами. На форме машин существенно ска­ залась технология их изготовления — литье. Корпуса машин мас­ сивны, все углы завалены, применяются плавные переходы форм. Предпринималась попытка объединить в некоторых моделях меха­ ническую и электрическую системы (контура); для этой цели кор­ пус изготавливался из меди, к нему подключали колодки.

В 1920—1930 гг. отмечался значительный прогресс в сварочном машиностроении: возросла мощность машин, улучшилось качество электродов, были усовершенствованы режимы сварки, началиши­ роко использоваться пневматические и электромоторные приводы

1 Дарвин Ч. Собр. соч., т. I, М., изд. Лепковского, стр. 93.

14

Рис. 6. Схема эволюции точечных машин — классическая структура (машины изображены без дверей):

а) 20-е годы; б) 30-е годы;

в)

40-е годы; г) 60-е годы — ма­

шины завода «Электрик»; д)

60-е годы — ВНИИЭСО СИАКИ;

е, ж) 60-е годы «Федерал»;

з)

схема пространственного рас­

положения электрического и механического контуров в маши­ нах классического типа


давления, а также электромагнитные контакторы.1 Эти изменения сказались на конструкции и форме машин (см. рис. 6,6): увеличи­ лись относительные размеры кронштейнов, электрический и меха­ нический контуры дифференцировались в большей степени — (кронштейны выполнялись из чугуна и стали, токоподводы из ме­ ди). Увеличился корпус. В нем, кроме трансформатора, размешен контактор и другие элементы. Корпус еще представлял собой мас­ сивную литую конструкцию с боковыми проемами для доступа внутрь. Для более равномерной загрузки к его крышке крепился верхний кронштейн. Характер пластики формы машин сохранился,

так как они по-прежнему изготавливались методом литья.

'

Дальнейшая эволюция точечных машин была связана

с разви­

тием технологии производства: внедрением сварки, штамповки, зиговки и других прогрессивных методов. Это позволило упростить процесс изготовления объектов, уменьшить их, металлоемкость. В течение 1940—1950 гг. корпуса серии МТП завода «Электрик» сваривали из трубчатых стоек, соединенных между собой швелле­ рами. К передним стойкам корпуса приваривали толстый стальной лист, к нему крепили кронштейны. Сзади лист усиливали верти­ кальными ребрами, что увеличивало его жесткость; этот элемент корпуса воспринимал основную часть нагрузки. Горизонтальные связи вовлекали в работу задние стойки. Интересно, что в этих проектах наметилась дифференциация механического контура на несущую систему и кожух. Трубчатые стойки использовались в ка­ честве ресиверов для сжатого воздуха; такая универсализация функций была весьма прогрессивна. Это решение позволило полу­ чать скругленные переходы формы машин.

Это соответствовало стилевым тенденциям того времени: по внешнему виду эти машины весьма, близки, изготавливавшимся

ранее — с литым корпусом. В последующих,

модернизированных

проектах этой серии от передних трубчатых

стоек отказались —

передний лист стал привариваться к вертикальным швеллерам, об­ ращенным корытом наружу. Сами же швеллеры маскировались накладными тонкостенными листами и только задние стойки ис­ пользовались как ресиверы; основную часть нагрузки воспринима­ ли швеллерные стойки. Форма изделия полностью повторяла ста­ рую. Наиболее четко такая структура выражена в объектах серии МТ завода «Электрик» (1960 г.). Швеллерные стойки (рие. 6,г) не маскируются. В связи с отказом от ресивера задние трубчатые стойки заменены гнутой коробчатой конструкцией.

Для упрощения технологии, а также уменьшения трудоемкости изготовления в ряде проектов (ВНИИЭСО, фирмы «Сиаки» и др.) от задней несущей части отказались и усилили швеллеры силовой скобы (рис. 6,6). Трансформатор, контактор и другие узлы маши­

1 По-существу вопроса,

здесь проявилось: во-первых, параллельное

эволю­

ции сварочных машин, развитие внешней среды

(внешней структуры по отноше­

нию к внутренней — самой

сварочной машине);

во-вторых, — влияние

внешней

структуры на внутреннюю.

 

 

 

16


ны закрыли коробчатым кожухом

с навесными дверями. В этих

машинах

м е х а н и ч е с к а я

к о н с т р у к ц и я

д и ф ф е р е н ц и ­

р о в а н а

на н е с у щ и е и кожух .

 

объектов: она

Обратим внимание на стоимость изготовления

складывается в основном из двух

(наиболее крупных) компонен­

тов— стоимости

материалов

и

трудозатрат на

их

изготовление

(производство).

При определенных соотношениях может оказаться

относительно более выгодным больший расход материалов при уменьшении трудоемкости изготовления. Так, в проекте машины американской фирмы «Федерал» (рис. 6, е) отказались от стоечной и рамной конструкций и перешли к бескаркасному методу сборки всего корпуса с использованием гибки листовой стали; гнутые бо­ ковины усилены в передней части полосами. Интересным момен­ том здебь является анализ работы корпуса машины на прочность. Соотношение высоты загруженной вертикальной части механиче­ ского контура к глубине (рис. 6,(3) не превышает 4: 1. Однако из сопромата известно, что при таком отношении распределение на­ пряжений по сечению балки отклоняется от закономерностей, по­ лучаемых при чистом изгибе, т. е., напряжения концентрируются в передней части стоек корпуса, в то время как задняя недогруже­ на. Это означает, что металл в конструкции используется нерацио­ нально. Тем не менее, здесь — свои выгоды: уменьшилось количе­ ство деталей корпуса, снизилась трудоемкость изготовления маши­

ны, а отсюда и ее себестоимость.

Та же фирма разработала машину с корпусом, работающим по принципу фермы (рис. 6,ж). Конструкция, сваренная из про­ катных профилей, отличается рациональным распределением на­ грузок, а отсюда и металла. Усилия воспринимают здесь все эле­ менты корпуса. И еще одна деталь — сам корпус является частью унифицированной системы, на основе которой можно собирать ма­ шины для односторонней, многоточечной, рельефной сварки. Тру­ доемкость изготовления такого корпуса больше, чем при рамной,

стоечкой и бескаркасной системах.

классической

конструктивной

Весь этот ряд мы относим

к

структуре. В настоящее время

выпускаются машины,

имеющие

иные, по сравнению с классической,

конструктивные

структуры.

Так. в проекте фирмы «Кука» (рис. 7, а) силовая скоба

разделена

на вертикальную и горизонтальные части. Между

кронштейнами

устанавливается трансформатор, этим достигается минимальное сопротивлене электрического контура. Однако механический кон­ тур находится в недостаточно выгодных условиях, так как узлы крепления кронштейнов к вертикальной стойке работают в неудо­ влетворительных прочностных условиях (одновременно на кру­ чение и на срез). Корпус изготавливается способом гибки. По структуре к этой машине близка разработка французской фирмы «Лангэпэн» (рис. 7,6). Отличие состоит лишь в том, что трансфор­ матор вынесен за вертикальную ось механического'.контура и раз^ мещен в корпусе; это удлиняет токоподводы и увеличивает потреб


ляемую мощность по сравнению с машиной фирмы «Кука». Но са­ мым главным преимуществом обеих машин является возможность легкого изменения рабочего пространства.

Машина фирмы «Мессер-Грисхайм» (рис. 7, в) является проме­ жуточным вариантом между классической структурой и структу­ рой с расположением трансформатора в верхнем кронштейне. Здесь трансформатор помещен над корпусом и закрыт цельным гнутым верхним кронштейном. Корпус — бескаркасный, выполнен гибкой. Технологически машина проста.

Рис. 7. Схема конструкций точечных машин с нетрадиционной структурой:

а) фирмы «Кука»; б) фирмы «Лангэпэн»; в) фирмы «Мессер Грисхайм» (верхний кронштейн условно изображен приподня­ тым; г) фирмы «Лангэпэн»; д) ВНИИЭСО

В проектах завода «Электрик» (производства 1940 г.) и фирмы «Лангэпэн» (1960 г.) трансформатор расположен в передней части верхнего кронштейна (рис. 7,г). Преимущество данной структуры заключается в том, что вырезы в скобе для токоподводов выпол­ няются в ее наименее нагруженной зоне — т. е. в передней части кронштейна, а электрический контур, а также общие габариты ма­ шины минимальны. Применение трансформатора ограничено его размерами; если в продольной плоскости верхнего кронштейна трансформатор превышает размер самого кронштейна, то такая структура непригодна.

Во ВНИИЭСО предложена схема точечных машин (рис. 7,д\, в которых механический контур выделен в самостоятельную кон-

18