Файл: Эрлих, М. Г. Структурный анализ при художественном конструировании промышленных изделий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

струкцию. По сторонам ее размещены два трансформатора. При такой схеме механический контур оказывается в наиболее выгод­ ных условиях; форма скобы наилучшим образом соответствует распределению напряжения от воспринимаемого усилия. Такое положение приводит к снижению веса машины. Данная схема ока­ зывается выгодной также при использовании таких схем питания, для которых размеры электрического контура в определенных пре­ делах некритичны (конденсаторная, выпрямление во вторичном контуре, двухтрансформаторная и т. д.). Использование такого конструктивно-структурного принципа позволило эффективно ре­ шить проблему унификации серии рельефных прессов типа МТБ

(см. рис. 8).

Я

Рис. 9. Основные конструктивные структуры точечных машин

Рассмотренный материал показывает, что в процессе эволюции' точечных машин общего применения определились (сформирова­ лись) следующие основные конструктивные структуры:

1) трансформатор расположен внутри вертикальной части ме­ ханического контура — классическая структура (рис. 9,1);

2)трансформатор расположен внутри передней части перед­ него кронштейна (рис. 9,11);

3)трансформатор расположен между верхним и нижним крончштейнами, которые крепятся у вертикальной части силовой скобы сбоку (рис. 9, III);

4) трансформатор располагается вне силовой скобы (рис. 9, IV). Наибольшее распространение получила классическая струк­ тура. Несмортя на более выигрышные стороны конструктивной структуры II, ее использование все-таки ограничено относитель­ но большими размерами сварочных трансформаторов. Структура III фает возможность получить легко изменяемое рабочее прост­ ранство машин. Структура IV имеет преимущества при использо­ вании специальных схем питания и при сварке изделий со слож­

ной формой.

Рис. 10. Схемы конструкции машин со стоечной суоструктурой.

"1б-'1— ВНИИЭСО;

16-2 — ВНИИЭСО;

16-3 — «Лангэпэн»;

16-4 — ЛЕВ;

1б‘ 5 — «Электромеханик»;»

6-^-эпюра М* для машин стоечного типа

Рассмотрение к о н с т р у к ц и й

машин, обладающих одной кон­

структивной

структурой (например, классической), показывает на

наличие еще

одного инварианта

в этих

группах,

связанного

с распределением усилий в механической

конструкции (назовем

этот структурный

уровень

конструктивной

с у б с т р у к т у р о й ) .

Для классического типа машин это следующие субструктуры: сто­ ечная (рис. 6, д), рамная (рис. 6, г), бескаркасная (рис. 6, е), ра­ ботающая по принципу фермы. Каждой соответствует один или не­ сколько вариантов конструкций машин (как материализованных структур). На рис. 10 приведены варианты конструктивного ре­ шения машин стоечного типа. Сопоставление приведенных схем со структурой данных машин показывает рациональность решения

21


первых трех и относительно большую трудоемкость последних. На рис. 11 даны основные варианты решения бескаркасных машин. Аналогичные примеры вариантов могут быть рассмотрены для других типов конструктивных структур.

Важно отметить, что среди классического варианта точечных машин наибольшее распространение получили стоечные и бескар­ касные структуры, на основе которых разработаны конструкции наименее трудоемкие при изготовлении.

Рис. 11. Схемы конструкций машин с бескаркасной субструктурой:

ls-1 — «Федерал»; 1в-2 — «Тохо»

Общая схема соотношений структурных уровней приведена на рис. 12.

Рассмотрение вертикального среза в структурах сварочных ма­

шин позволяет сделать некоторые обобщения

относительно с т а ­

б и л и з а ц и и решений технических объектов.

Дело в том, что та­

кая стабилизация осуществляется по степени конкретизации струк­ туры.

1. Активная структура — общая характеристика закономерно­ стей построения технических объектов данного типа. Эта струк­ тура наиболее стабильна в развитии объектов, так как именно она отражает главные (в нашем рассмотрении — физические) отноше­ ния ее элементов; да и элементы в настоящем материале — физи­ ческие данности. Закономерности, присущие активной структуре,

имеют в е д у щ е е значение

для построения

подавляющего

боль­

шинства машин контактной

сварки (однако

не только для

них —

такого рода закономерности могут иметь широкое распростране­ ние); в них раскрывается о б щ а я т е н д е н ц и я развития данного класса изделий, указывающая на:

22

а) взаимное сходство между всеми входящими в класс суще­ ствующими и еще не существующими, но принципиально возмож­ ными решениями;

б) принципиальная свобода поисков соответствующих реше­ ний, несмотря на тот факт, что объективные способы реализации этих решений еще не найдены.

2. Конструктивные

структуры (структуры второго уровня)

к о н к р е т и з и р у ю т

активные. Это конкретное, определившееся

(пространственное) соотношение элементов (активной) структуры. Конструктивная структура несет с собой конкретные характери­ стики типа машины, как некоторого конструктивно определившего-

о ?=т

Рис. 12. Схема структурной классификации точечных машин:

1 — активная

структура; 2 — конструктивные структуры; 3 — конструктив-

I

ные субструктуры; 4 — конструкции

ся образования, которое, однако, может еще уточняться далее, варьироваться, и еще более конкретизироваться в соответствую­ щих конструктивно-технологических пределах. В качестве после­ дующей конкретизации выступает конструктивная субструктура. Последняя является уточнением именно такого рода, о котором говорилось несколько выше.

3.Конструкции — как характеристика материализованного ре­

шения объекта. Э то

р е а л ь н ы й объект; с точки зрения физиче­

ских закономерностей, рассматриваемых в данной

работе (техни­

ко-функциональная

определенность объекта).

В конструкции

утверждаются технологические приемы построения созидаемого. Рассмотрение структурных уровней такого рода позволяет сде­

лать весьма существенный в методологическом отношении вывод:

23


эволюция машин осуществляется в основном на уровне конструк­ тивных структур (а также субструктур — как их разновидностей). Причем, стабилизация конструкций машин в рамках конструктив­ ной структуры одного типа приводит к формированию к о л и ч е ­ с т в е н н ы х изменений в созидаемом; тогда как стабилизация иных конструктивных структур приводит к к а ч е с т в е н н о м у из­

менению того или иного решения. Это замечание

весьма важно

с точки зрения

характеристики

использования

преемственности

ращений, уровня использования уже созданных

(наработанных)

приемов — как

конструктивно-технологических,

так

и

художе­

ственно-конструкторских.

 

 

 

 

3. Применение структурного анализа

 

 

 

в художественно-конструкторской практике

 

 

 

Рассмотрим некоторые практические направления,

применяе­

мые при использовании предлагаемого структурного анализа.

Наиболее важным представляется тот факт, что

структурный

анализ позволяет рассматривать

проектируемый

(можно

сказать

также художественно-конструируемый) объект как часть системы: т. е. не только сам объект выступает на уровне анализируемого системно-структурного образования замкнутого, а рассматривает­

ся как часть большей системы,

где последний

— сам

элемент,,

закрепленный в

системе определенными

структурными

отноше­

ниями.

 

 

 

 

 

Однако этого мало. Системные идеи позволяют смотреть на со­

зидаемое и как

па проце с с .

В этом

случае

проектировщику'

представляется

определенная

матрица

структур и конструкций

(имеется в виду их потенциальные, «возможные» варианты), не­ которых в результате анализа конкретных условий производства и эксплуатации может быть выбрана наиболее оптимальная.

Так, например, если контактная

машина предназначена для

работы в условиях, когда производится ее частая переналадка;

в различных режимах работы, (т.

е. наибольшее внимание обра­

щается на возможность обеспечения удобства изменения паствора, вылета и т. д.). Такие требования чаще всего предъявляются к ма­ шинам, предназначенным для работы в ремонтных и походных мастерских, технологических лабораториях и т. д. В этом случае

целесообразно применять вариант,

конструктивной

субструктуры

11 с кронштейнами,' вынесенными

в сторону от

вертикальной

части силовой конструкции. Дорогая рабочая сила и относительно невысокая стоимость металла делает оптимальной бескаркасную конструкцию точечной машины средней мощности.

Для активной структуры характерна определенная стабиль­ ность, это, однако, совсем не исключает возможности разработки новых конструктивных структур, субструктур и конструкций. Именно с этой точки зрения структурная классификация представ­

24


ляет большой интерес: она позволяет упорядочить процесс отбора

оптимальных

конструкций, разработки новых, отказа от мало­

эффективных

решений. Проектировщику предоставляется возмож­

ность выбора

решения из в е е р а возможностей.

Оптимизация проектирования при использовании структурного анализа обеспечивается за счет: а) упорядочения условий прове­ дения анализа, в том числе и с точки зрения сбора информации пс имеющимся образцам машин; б) уменьшения вероятности получе­ ния нерационального решения.

Структурный анализ позволяет по-новому рассматривать дея­

тельность художника-конструктора и инженера; здесь речь

идет

о проблеме конкретизации структурных представлений.

К о н ­

к р е т и з а ц и я — это становление объекта, где основную роль вы­ полняет ведущая технико-функциональная идея, выраженная в активной структуре. Конструктивная структура фиксирует, за­ крепляет определенные технико-функциональные отношения, как требования, исходящие от конкретного производства. Игнорирова­ ние такого рода структурных «фиксирующих» закономерностей может.привести к случайным, нерациональным решениям. Примером в этом отношении может служить машина для контактной сварки фирмы «Лангэпэн» (рис. 7,г). Обладая оптимальной конструктив­ ной структурой с трансформатором в верхнем кронштейне, она имеет нерациональную конструкцию, фактически повторяющую стоечный вариант классического типа. Рассмотрим это более под­ робно. Конструкция корпуса машины состоит из вертикальной стойки, выполненной из швеллеров, к которым сзади крепится кар­ касный шкаф для размещения регулятора времени, контактора и других устройств. Такая конструкция обладает относительна большой трудоемкостью. Более оптимальным решением представ­ ляется здесь бескаркасный вариант, в котором стойка одновремен­ но служит шкафом для регулятора и контактора. Анализ конструк­

ций данной фирмы показывает,

что она (фирма) имеет необходи­

мое для подобного решения оборудование.

Интересен

еще один

факт: другая машина фирмы

«Лангэпэн»

(рис.

7, б)

обладает

недостатком, также связанным

с игнорированием

закономерно­

стей конструктивной структуры.

Трансформатор в этой машине вы­

несен в сторону за силовую конструкцию, увеличивается сопроти­ вление электрического контура. Пример машины фирмы «Кука»> обладающей близкой конструктивной структурой, показывает, что возможно более оптимальное решение.

Рассмотрение эволюции машин, анализ структурно-конструк­ тивной матрицы как системы возможностей новых конструктивных решений объектов, а также сопоставление этих вопросов с иссле­ дованиями направлений развития отдельных элементов конструк­ ций— должны составлять важную часть прогнозирования в тех­ нике относительно технико-функциональных и художественно-кон­ структорских аспектов проектирования объектов. Прогрессивные технологические приемы во-многом определяют выбор тех или

25


иных конструктивных субструктур и конструкций так же как и тенденции изменения размеров основных элементов при их совершёнствовании. Так, для настоящего времени характерно уменьше­ ние габаритов трансформаторов за счет совершенствования техно­ логии их изготовления, повышения качества конструкционных ма­ териалов (трансформаторной стали изоляторов и т. д.).

В последнее время намечается также уменьшение габаритов блоков управления вследствие разработки интегральных схем, кон­ такторов за счет замены игнитронов тиристорами. В соответствии с тенденцией постоянного повышения стоимости рабочей силы, все это позволяет сделать вывод о перспективности на ближайшее бу­ дущее конструктивной структуры с трансформатором в верхнем кронштейне бескаркасного исполнения. Однако большие габариты трансформаторов не позволяют использовать этот вариант для машин с малым вылетом; также это затруднительно для исполь­ зования в машинах с радиальным ходом электрода и в других кон­ струкциях. Поэтому, предпочтительна такая система унификации, которая позволила, бы применять различные конструктивные

структуры.

Здесь мы подходим к наиболее важному моменту, обусловли­ вающему необходимость структурного анализа с точки зрения ра­ бот по у н и ф и к а ц и и и а г р е г а т и р о в а н и ю . Основное пре­ имущество последнего заключается в том, что появляется возмож­ ность закономерного анализа многопозиционного использования одних и тех же элементов в различных конструкциях машин' Именно этому структурный анализ и может служить в практиче­ ском отношении в очень большой степени, так как одновременный анализ всей системы объектов обеспечивает выделение взаимосвя­ занных частей и нахождения взаимозаменяемых узлов, т. е. эле­ ментов с наибольшим перекрестным использованием. Важно также то, что при таком подходе упорядочивается рассмотрение функцио­ нирующих пространств1 проектируемых объектов. Это является актуальным при координации размеров унифицируемых и агрега-

тируемых

элементов.

Остановимся

па рассмотрении видов

«используемых» функционирующих

пространств. Мы

выделяем

три вида:

внутреннее

пространство — участки,

расположенные

«внутри» несущей и ограждающей конструкции

(рис. 6);

«диффе­

ренцированное» пространство, образуемое конструкциями, обеспе­ чивающими размещение узлов и деталей машины в принципиально различных зонах (рис. 7,г); внешнее (относительно несущей кон­ струкции) используемое пространство (рис. 7,а).

Для машин классического типа характерно «универсальное» пространство, в котором располагаются следующие основные узлы: трансформатор, контактор, регулятор времени. Машины с транс­

1 Под функционирующими пространствами понимаются такие пространства (участки, зоны, плоскости для навешивания различных аппаратов, узлов для крепления трансформаторов, блоков управления и т. д.) машины, которые орга­ низуют расположение вспомогательных систем.

26